В СМЕЖНЫХ НАУКАХ. ГАГАЧ М.Г., КОРОЛЕВА О.А. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА В СЕМЕЙНЫХ КЛУБАХ-РЕСТОРАНАХ

 Семейные клубы-рестораны приобретают всё большую популярность в России и в мире. Так называются заведения общественного питания, в которых проводятся досуговые программы семейной направленности. Становятся распространенными мероприятия, соединяющие питание и развлечения на одной площадке. В досуговых учреждениях появились точки общепита, а в заведениях питания активно используются иные виды отдыха. О.В. Ануфриев в своей диссертации разделил организации общепита на две группы: «По характеру обслуживания и предоставляемым услугам предприятия могут объединять прием пищи с организацией досуга (рестораны, бары, кафе), либо относительно быстрое обслуживание (столовые, закусочные, буфеты) [1, С. 79]». Так, к примеру, во всех кинотеатрах  имеются кино-бары, где зрителям предлагаются напитки, попкорн и другие закуски, разрешенные в заведении. Исключение составляют малые кинозалы, открытые на базе муниципальных учреждений культуры при поддержке Фонда кино в рамках национального проекта «Культура». Другим ярким примером являются детские кафе, где можно занять ребенка походом в детскую комнату с аттракционами, а иногда и аниматорами.

  По данным Росстата, согласно отчету «Сведения о наличии объектов общественного питания на 31 декабря 2019 года», в Российской Федерации насчитывается 34 141 общедоступных столовых и закусочных, 63 205 столовых учебных заведений, организаций и предприятий, 88 050 ресторанов, кафе и баров (сведения приводятся без данных по г.Санкт-Петербургу и г. Севастополю  - данные отсутствуют в связи с особенностями организации местного самоуправления) [10]. Самыми востребованными из организаций общепита на данный момент являются клубы и рестораны, которые заняли первое место среди подобных учреждений.

  Безусловно, организация досуга в заведениях общепита имеет свою специфику. Если говорить о ресторанах, где основными клиентами являются молодые люди и граждане старшего возраста, то развлечения в таких заведениях чаще связаны с демонстрацией особенностей приготовления блюд (кулинарные шоу: приготовление фондю, транширование, фламбирование). Для посетителей проводятся различные программы, не требующие активной деятельности, например, выступления вокалистов, инструменталистов, комиков. В кафе, где основными клиентами являются дети, всегда есть игровые зоны и/или аниматоры. Досуговые программы данных заведений связаны с активной деятельностью, поскольку дети, в силу своих возрастных особенностей, неусидчивы, любопытны и требуют особого внимания. Заведения, которые объединяют две данные возрастные категории, представляют себя как семейные клубы-рестораны.

  В целом, ресторанный бизнес - один из самых привлекательных в сфере социально-культурного сервиса и туризма, доля которого ежегодно вырастает на 15-17% [5, С. 74]. Сегментация данного рынка происходит по различиям в продуктах, маркетинговым комплексам, разнице в группах потребителей. С появлением спроса на заведения семейной направленности образовался такой сегмент этого бизнеса, как семейные клубы-рестораны.

  Целью создания таких заведений можно назвать оборудование пространства, в котором родители и дети смогли бы получить разнообразное питание, разнообразить досуг вне дома, получить позитивные эмоции и яркие впечатления, что послужит в дальнейшем формированию клиентской базы клуба-ресторана. Данный сегмент рынка, по сравнению с другими организациями семейной направленности, имеет свои плюсы и минусы. Из плюсов можно отметить объединение членов семьи в свободное время для совместного общения, получение новой информации в доступной, интересной форме, облегчение быта семьи за счет возможности выбора, как взрослых блюд, так и детских. Отрицательным моментом может быть возможность употребления родителями алкогольных напитков в присутствии детей, девиантное поведение родителей на семейных праздниках. К сожалению, далеко не все клубы-рестораны препятствуют этому. На наш взгляд, на время семейных занятий и мероприятий должны вводиться ограничительные меры, такие как запрет алкоголя и контроль поведения присутствующих. Поскольку закон данную сторону ресторанного бизнеса не контролирует, то специалисты, работающие в клубах-ресторанах, должны уметь разрешать конфликтные ситуации и занимать родителей так, чтобы подобное поведение случалось как можно реже. Поэтому специфика организации досуга детей и родителей в семейных клубах-ресторанах отличается от других сегментов ресторанного бизнеса и требует детального рассмотрения.

  Т.В. Мамченко в своей научной статье «Семейный досуг как средство укрепления внутрисемейных отношений» определила 4 ценности проведения семейного досуга как вида развивающей деятельности:

  1. 1. приобщение к духовным традициям и эстетическое воспитание;
  2. 2. формирование у детей отзывчивости, открытости, контактности;
  3. 3. поддержание семьи как целостной системы;
  4. 4. физическое развитие и оздоровление всех членов семьи [8, С. 248].

  Таким образом, в процессе организации семейного досуга на базе клуба-ресторана необходимо учитывать не только интересы детей и родителей, но и ценность проводимого мероприятия, что возможно с учетом выполнения организационно-педагогических условий проведения семейного отдыха.

  Значительную работу по уточнению термина «организационно-педагогические условия» провели А.А. Володин и Н.Г. Бондаренко. Проанализировав научно-педагогическую литературу, они пришли к выводу, что данное понятие сформировано из двух терминов:

  • - «организационные условия» - существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие, обусловливаемые феномены, и влияющий на направленное и упорядоченное формирование среды, в которой протекает феномен [3, С. 144];
  • - «педагогические условия» - характеристика педагогической системы, отражающая совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит эффективное функционирование и развитие педагогической системы [3, С. 146].

  В результате своего исследования А.А. Володин и Н.Г. Бондаренко дали следующее определение термина «организационно-педагогические условия»: это «характеристика педагогической системы, отражающая совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а так же развитие педагогической системы [3, С. 147]».

  Обращаясь к работе О.В. Галкиной, можно увидеть следующее определение данного термина: «совокупность взаимосвязанных информационных комплексов (предпосылок, обстановки, требований), создаваемых субъектом на управленческом уровне и обеспечивающих управление педагогами и их профессиональной деятельностью, а так же обучаемыми и их деятельностью по достижению образовательных целей… [4, С. 34]». С точки зрения Е.И. Козыревой, организационно-педагогические условия представляют собой совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач [6, С. 49]. В.А. Беликов определяет данное понятие как совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности  [2, С. 235].

  В сфере культуры понятие «организационно – педагогические условия» можно интерпретировать так: это создание пространственно-образовательной среды с учетом возможностей, форм и методов организации досуга, направленных на эффективное решение поставленных образовательных задач в рамках мероприятия. Поскольку организация семейного досуга в большей степени связана с творческими способностями участников, работой с воображением, фантазией и активной деятельностью, при подготовке мероприятия необходимо учитывать те организационно-педагогические условия, которые напрямую бы затрагивали всестороннее и творческое развитие детей и родителей.

  К таким условиям можно отнести:

  1.   1. Создание развивающей предметно-пространственной среды, которая «гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья участников мероприятий, обеспечивает их эмоциональное и морально-нравственное благополучие, создает условия для развивающего вариативного образования, обеспечивает его открытость и мотивирующий характер [9, С. 16]». Другими словами, необходимо создание такой развивающей среды, в которой усвоение преподносимого материала было бы комфортным, не перегружало психику детей и родителей, имело бы мотивацию к действию и развивало бы всех участников деятельности.
  2.  2. Формирование профессиональных компетенций организаторов мероприятий, необходимое для заблаговременного изучения того материала, который вложен в основу предстоящего развлекательно-образовательного процесса, а так же внедрение современных методов организации мероприятий. Очень важно помнить, что «изучение инновационной практики определяет границы предметного поля подготовки специалистов сферы культуры [11, С. 252]». Например, химическое шоу может демонстрировать только обученный аниматор, это напрямую связано с безопасностью участников действия. В тоже время викторину может провести любой человек, имеющий навыки ораторского искусства, хорошей дикцией и актерскими способностями. Для формирования профессиональных компетенций необходимо проведение мастер-классов, семинаров и других видов обучения
  3.   3. Объединение преподаваемых знаний с активной игровой деятельностью. Один из известных педагогов-теоретиков XIX века К.Д. Ушинский писал: «если ученик знает много, но интересуется малым, пустым, если он талантлив, но не активен, не интересуется ни чем, значит, воспитание не достигло своей цели [7, С. 42]». Руководствуясь данным высказыванием, необходимо понимать, что если ребенок будет заинтересован в происходящем, он будет активен, внимателен, эмоционален. Чтобы активизировать его познавательную деятельность, необходимо слить воедино обучающий материал с игрой. Так знания будут впитываться лучше, а ребенок останется заинтересованным на протяжении всего мероприятия.
  4.   4. Контроль и безопасность участников мероприятий обусловлены спецификой площадки (клуба-ресторана). Ребенок, несмотря на создание отдельной безопасной среды для проведения мероприятия, всегда может отделиться от общей массы участников и зайти в небезопасную зону общепита. В данном случае контроль организаторов и родителей должен осуществляться совместно. Во-вторых, необходим контроль за активностью и заинтересованностью каждого участника. Результат обучающей программы будет достигнут лишь в том случае, если каждый участник выполнит свою часть процесса. Поэтому компетентным сотрудникам в ходе проведения мастер-класса, шоу или игры необходимо анализировать состояние внимания зрителей, вовлекать в процесс тех, кто по каким-либо причинам недостаточно внимателен или активен. Желательно чередовать действие и перерыв для поддержания интереса, возможности перекуса, пополнения сил и стабильного эмоционального фона. Не менее важно контролировать состояние родителей на детском празднике, недопущение девиантного поведения в присутствии детей, своевременное решение конфликтных ситуаций.

  Обобщая сформулированные нами организационно – педагогические условия проведения мероприятий для детей и родителей в клубах-ресторанах, можно разработать алгоритм действий, направленный на эффективное поэтапное создание и проведение мероприятий, обладающих несомненным педагогическим и развивающим потенциалом. Для лучшего понимания и наглядности этапы разработки, проведения мероприятий и организационно-педагогические условия были объединены в таблицу.

Таблица 1. Организационно-педагогические условия

Номер п/п

Этап создания

Организационно – педагогические условия

1.

Подготовительный. Разработка темы, идеи мероприятия.

Изучение материала. Написание сценария. Подготовка материально-технической базы.

Создание развивающей и безопасной предметно-пространственной среды (подготовка части помещения клуба-ресторана для активной деятельности детей и родителей).

Подготовка необходимых профессиональных компетенций (обучение организаторов и аниматоров).

Соединение преподаваемых знаний с развлекательной (игровой) формой в рамках написания сценария.

2.

Этап реализации.

Проведение мероприятия

Создание развивающей и безопасной предметно-пространственной среды  (совмещение деятельности родителей и детей для наибольшей эмоциональной стабильности). Соединение преподаваемых знаний с развлекательной (игровой) формой (в ходе осуществления представления по ранее разработанному сценарию, при необходимости с включением импровизационных элементов). Контроль (анализ вовлеченности всех участников процесса, привлечение внимания, активизация зрителей).

3.

Аналитический этап.

Анализ данных, полученных в ходе проведения мероприятия.

 

  Таким образом, организационно – педагогические условия организации мероприятий для детей и родителей в клубах – ресторанах включают в себя создание пространственно-образовательной среды для всех участников процесса с учетом разнообразных возможностей, форм и методов организации досуга (а именно игровых, шоу – программ, мастер-классов и других видов активной деятельности), направленных на эффективное решение поставленных образовательных задач в рамках мероприятия.

  При выполнении названных условий можно создать такую среду, в которой любой материал будет усваиваться легко и детьми, и взрослыми, будут развиваться эстетические чувства, фантазия, воображение, образное мышление и творческие способности всех участников мероприятия.  Помимо этого, совместная деятельность детей и родителей будет способствовать укреплению внутрисемейных отношений, формированию психической и эмоциональной устойчивости.

 

Список источников

1.             Ануфриев О.В. Особенности малых и средних форм предпринимательской деятельности в отраслях сферы услуг. – Тольятти, 2011. - 246 с.

2.             Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. М.: Владос, 2004. - 357 с.

3.             Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» /  Володин А.А. // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. –  № 2. – С. 143–152.

4.             Гагач М.Г. Развивающий потенциал интерактивных технологий обучения // Оптимизация образовательного процесса в современном университете: Сб. статей международной учебно-методической конференции / Под общ. ред. А.Г. Казаковой. – М.: МГУКИ, 2014. – С. 95-100.

5.             Галкина О.В. Организационно-педагогические условия как категория научно – педагогического исследования /  Галкина О.В. // Известия Самарского научного центра российской Академии наук. – 2008. –  Т. 10 № 6 - 2. – С. 30 – 36.

  1. Золотарева Ю.В. Сегментация рынка ресторанных услуг / Ю.В. Золотарева // Вестник РУДН, серия: Экономика. – 2008 - №3 – С. 74 – 81.

7.             Козырева Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры // Методология и методика естественных наук: сб. науч. трудов. - Вып. 4. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. - 24 с.

  1. 8. Лимонцева Г.В. К.Д. Ушинский о нравственном значении внимания и памяти в формировании личности / Лимонцева Г.В. //Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.) / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – 64 с.

9.              Мамченко Т.В. Семейный досуг как средство укрепления внутрисемейных отношений /  Т.В. Мамченко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2016. –  № 1. – С. 246–250.

10.         Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. / В.А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова – М: Новая школа, 1993. – 192 с.

11.         Сведения о наличии объектов питания / Розничная торговля, услуги населению, туризм // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – М.: 2020 – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457?print=1 (Дата обращения: 18.12.2020)

12.         Ярошенко Н.Н., Культура и образование: векторы научного осмысления / Н.Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. №4 (60). С. 250 – 255.

 Сведения об авторах

Гагач Мария Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Московский государственный институт культуры

E-mail:  

Королева Оксана Александровна, магистрантка кафедры социально-культурной деятельности, Московский государственный институт культуры

E-mail:

Рецензент

Сладкова Ольга Борисовна - доктор культурологии, член редакционной коллегии

К оглавлению выпуска

конференции, мероприятия

11.02.2021, 31 просмотр.