БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. КУЗИЧКИНА Г.А., КОЧНЕВА А.Д. БИБЛИОТЕКИ КАК АГЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

 Стремительные изменения жизненного уклада и системы ценностей российского социума, наблюдаемые и, что важнее, проживаемые в настоящее время, значительно ускорили и видоизменили процессы социализации каждого члена общества. Традиционно социализация личности связывается с усвоением индивидом существующих социальных и культурных норм и освоением им различных социальных ролей. Социализация осуществляется на протяжении всей жизни индивида посредством влияния на него тех или иных агентов – семьи, личного окружения, образовательных систем, профессиональных сообществ, средств массовой информации и др.

  Последние десятилетия делается акцент на изучении нового направления социализации – информационного, обусловленного интенсификацией процесса информатизации социума и возникновением информационного пространства, границы которого постоянно расширяются. В достаточно короткий срок информационная социализация заняла лидирующие позиции в системе способов формирования и трансляции социальных норм и ценностей.

  Феномен информационной социализации является междисциплинарным, его исследованием занимаются социологи, педагоги, психологи. Рассматривая составляющие, структуру и этапы информационной социализации личности, исследователи расставляют акценты на различных ее свойствах и качествах. Наиболее обобщенное определение дает В.В. Жилкин, рассматривая информационную социализацию как «процесс и результат усвоения, а также готовность к воспроизведению и анализу личностью актуальной составляющей информационного опыта человечества, включающего работу с информацией и ИКТ» [7, с.26]. Показателем сформированности информационной социализации может служить уровень информационной культуры личности.

  Ряд исследователей сосредотачивают внимание на специфике процессов социализации в виртуальной среде, рассматривая как особые явления виртуальную социализацию, интернет-социализацию [9], медиа-социализацию [14]. Это связано с реструктуризацией информационного пространства, перемещением основных процессов социализации в виртуальную среду, расширением влияния ее инструментария и форм коммуникации.

  «Информационное пространство усиливает множественность контекстов — как социокультурных, так и личностных», отмечает Т.Д. Марцинковская [10]. В связи с этим, растет и число исследований психологических особенностей влияния информационной социализации в виртуальной среде – особенно в подростковой и молодежной среде [5; 6]. Следует отметить, что влияние различных агентов информационной социализации может быть как позитивным, развивающим, так и негативным, даже при условии использования одних и тех же средств и каналов коммуникации. Большую роль играют цели и содержание (контент) информационной социализации – нормы и ценности, транслируемые ее агентами, а также уровень зрелости личности социализируемого объекта. Актуальной задачей современности становится оценка системы средств воздействия агентов информационной социализации на личность в аспекте выявления их развивающего потенциала.

  Библиотеки, как важная и неотъемлемая часть информационного пространства социума, традиционно выступают в качестве активных агентов информационной социализации личности. Отметим, что одной из первых к осмыслению данного направления библиотечной работы обратилась В.А.Бородина [3]. Рассматривая взаимосвязь понятий «информационная социализация», «информационное развитие», «информационная деятельность», «информационная культура» и специфику реализации данных процессов и видов деятельности, В.А.Бородина прямо указывает, что «координирующим и стимулирующим звеном в цепочке информационной социализации в сложившейся социо-культурной и образовательной ситуации может и должна стать библиотека как социальный институт» [Там же]. Это утверждение основано на том, что именно в библиотеках накоплен методический опыт и сформированы ресурсы для развития информационной культуры пользователей. Именно представителями научных школ библиотечно-информационного направления в 1990-х годах не только инициировано создание целостной концепции информационной культуры личности, но и разработаны и успешно апробированы комплексные программы, обеспечивающие непрерывную информационную социализацию в условиях интенсивно меняющейся информационной среды.

  Не стоит забывать и о конкурентных преимуществах библиотеки как агента информационной социализации. Мы солидарны с мнением Н.И. Гендиной, указывающей в качестве основных преимуществ библиотек общедоступность, предоставление бесплатной, систематизированной и структурированной информации самого широкого профиля, культуротворческий и образовательный потенциал библиотеки. Учитывая социальный имидж библиотеки как нейтрального, незаинтересованного поставщика информации, свободного от коммерческих пристрастий, Н.И. Гендина подчеркивает: «такой имидж библиотек обеспечивает социальное доверие к ним и может рассматриваться как социальный капитал, как стабилизирующий фактор в условиях нестабильного общества» [4]. Следовательно, библиотеку можно отнести к агентам позитивного информационного влияния на социум.

  Одной из ключевых задач деятельности библиотек является содействие продвижению чтения. Чтение – важное, если не основное, средство информационной социализации личности. Потенциал библиотек в направлении продвижения чтения разнообразен. Активизировались деятельностные, массовые формы работы (организация в библиотеках литературных клубов, акций, проектов и конкурсов и т.п.), разрабатываются новые информационно-библиографические ресурсы.

  Особенно активно в данном направлении работают детские и юношеские библиотеки как социальные институты, оказывающие влияние на формирование и развитие информационной культуры читателя. Современные детские и юношеские библиотеки во главу своей деятельности ставят задачу расширения круга чтения своих пользователей и повышения его разнообразия. Ими накоплен значительный опыт работы в новом информационном пространстве. Достижению определенных успехов в данном направлении содействует и то обстоятельство, что работа среди детско-юношеской аудитории ведется, как правило, в тесном контакте с образовательными и воспитательными учреждениями, с ориентацией на их программы и комплекс методов. Это обеспечивает целенаправленность, плановость, систематичность воздействия, дает возможность поэтапного включения пользователей в процесс информационной социализации, мониторинга и оценки эффективности изменений их информационного поведения.

  Однако в работе с иными категориями пользователей библиотек такой определенности нет. Намного сложнее выявлять и изучать информационные потребности разноуровневой аудитории общедоступных библиотек, а тем более – организовать включение разных пользовательских групп в систематическую работу по их информационному социализированию. Более того, в массовом сознании неимоверно силен стереотип представлений о возможностях библиотек только как «места, где выдают книги», подкрепляемый расхожим мнением о том, что «в Интернете найдется всё». Данная ситуация требует от библиотечной сферы решительных действий, ориентации на информационную открытость библиотеки, движения навстречу потребностям современного пользователя, освоения новых информационных услуг и создание новых форм информационных продуктов – и это далеко не полный перечень принципов и направлений работы по модернизации библиотек.

  Современные библиотеки активно используют для расширения сферы своей деятельности и сетевое, виртуальное пространство, не только «обозначая» свое присутствие в интернет-сообществах, социальных сетях, блогах, но и достигая определенных позитивных результатов в формировании нового имиджа библиотеки. Еще 5 лет назад Н.М. Свергунова в статье «Библиотеки в социальных сетях: необходимость или дань моде» [12] привела обзор мнений ведущих специалистов, подчеркнув, что освоение методик работы в социальных сетях – актуальная и перспективная задача для библиотек. Сегодня сетевые технологии используются многообразно – для трансляции новостей библиотечной жизни (и шире – различных сфер культуры), раскрытия фондов, рекомендации новых изданий, изучения мнений пользователей о прочитанных книгах. Сетевые формы продвижения чтения обладают свойством интерактивности, стимулирующей познавательную и творческую деятельность пользователей библиотек. Однако «конкуренция за читателя» присутствует и в сетевом пространстве – в виде книжных соцсетей, успешно адаптирующих традиционные формы библиотечной работы, самими библиотеками почти не используемые. Разбираясь в причинах этого парадокса, Т.Д. Рубанова указывает на необходимость для библиотек поиска «точек соприкосновения с читающей аудиторией книжных социальных сетей» [11].

  Определенным стимулом для развития сетевых форм библиотечной коммуникации стал 2020 год, когда в условиях эпидемиологических ограничений началось стремительное, по-настоящему активное (хотя, до некоторой степени, и вынужденное) освоение пространства социальных сетевых сообществ. Говоря о проблемах, возникших в период стремительного перехода библиотек на удаленную работу, Мария Леншина, член постоянного комитета рабочей группы «Библиотеки и социальные медиа» РБА, отмечает, что большая часть из них может быть решена путем принятия адекватных административных мер, однако главным условием является формирование особого типа библиотечного специалиста – медийного библиотекаря [8].

  Иными словами, сами библиотекари нуждаются в определенной информационной социализации, обновлении знаний и умений работы в сетевых сообществах (и в целом – в медийной среде). Примечательно, что в сетевых социальных сообществах растет количество профессиональных библиотечных групп, оперативно решающих вопросы повышения медийной грамотности. Так, недавно в группе «Виртуальный методист МУК ЦБС г. Краснодар» (https://vk.com/virtualmetodkrd?w=wall-130543692_410) был проведен мини-опрос на тему «Какие аспекты работы в социальных сетях вызывают затруднение?». Более половины отвечавших указало, в первую очередь, на технические затруднения (не могу "вписать" ролик в кадр, сделать дизайн, смонтировать ролик и т.д.). Вторым по частоте был ответ о проблемах с вовлеченностью пользователей (малое количество подписчиков, отсутствие обратной связи, комментариев). На третьем месте – затруднения с написанием текстов для страницы библиотеки. На наш взгляд, такие опросы полезны, поскольку позволяют определить актуальные направления работы для системы повышения квалификации библиотечных специалистов.

  Появление ряда достаточно подробных, развернутых методических разработок по организации работы библиотек в сетевой среде с детальным алгоритмом создания библиотечных групп свидетельствует о процессе осознания и оценки деятельности библиотеки в социальных сетях, накопления опыта, потребности ориентации при выборе оптимальных средств и методов работы [1; 2].

  Возвращаясь к вопросу о том, какие же преимущества несет в себе информационная социализация пользователей посредством ресурсов и услуг библиотеки, выделим следующее.

 Библиотеки обладают ресурсным и методическим потенциалом для осуществления информационной социализации различных категорий пользователей в любом режиме и пространстве– как в реальном, офф-лайн, так и в сетевом, он-лайн.

  Процесс информационной социализации пользователей посредством участия в группах библиотек в социальных сетях носит латентный характер, не ограниченный рамками определенной программы. Именно это обстоятельство – свобода выбора тематики контента, степени и формы участия в сетевой коммуникации – до определенной степени является привлекательным для пользователей.

  Главное преимущество библиотек как агентов информационной социализации – это качественная ориентация пользователей не только на актуальную, но и объективно достоверную информацию. В недавно опубликованной статье Ю.Н. Столярова [13] обосновывается непривычное для научной сферы понятие – «благо». Не в этом ли и состоит то благо, что несут библиотеки социуму, – сохранение и трансляция социальных норм и ценностей, стимулирующих позитивные направления развития творческих начал человека, его личного духовного мира, ориентация пользователя в неустойчивом и динамичном информационном пространстве?

 Список источников

  1. 1. Библиотеки и социальные сети: метод. рекомендации / Амур. обл. науч. б - ка им. Н. Н. Муравьева-Амурского, метод. отд. ; сост. Г. А. Базарная – Благовещенск, 2017 – 28 с.
  2. 2. Библиотечные группы в социальных сетях : (не)методические рекомендации / СОУНБ им. В. Г. Белинского ; сост. Т.С. Пирогова, М.Н. Поникаровская ; ред. И.Г. Слодарж. - Екатеринбург, 2019. – 44 с. – (Социокультурная деятельность библиотеки. Вып. 1).
  3. 3. Бородина, В.А. Информационная социализация - путь к всеобщей доступности информации / В.А. Бородина // Библиотечное дело - 2004 : всеобщая доступность информации : материалы 9-й междунар. науч. конф., Москва, 22-24 апр. 2004 г. / Моск. гос. ун-т культуры и искусств, Центр, науч. с.-х. б-ка, Рос. гос. б-ка [и др.] ; сост., науч. ред.: В.В. Скворцов. - М., 2004. - С.5-7.
  4. 4. Гендина, Н.И. Интернет и библиотеки: апокалипсис или ренессанс? [Электронный ресурс] // Университетская книга. 28.03.2015. URL: http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/4277-internet-ibiblioteki-apokalipsis-ili-renessans.html (дата обращения: 14.04.2021).
  5. 5. Голубева, Н.А., Марцинковская, Т.Д. Информационная социализация: психологический подход [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 6(20). С.2. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/579- (дата обращения: 10.04.2021).
  6. 6. Грязнова, Е. В. Информационная социализация личности // Социология власти. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-sotsializatsiya-lichnosti (дата обращения: 19.04.2021).
  7. 7. Жилкин, В.В. Инфосоциализация в системе гуманитарного образования: автореферат дис. ... доктора социологических наук : 22.00.06 / Жилкин Владимир Владимирович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2008. - 43 с.
  8. 8. Леншина, М. Встреча над Тускаророй: как библиотекам выжить в онлайне / Мария Леншина // Университетская книга. 2020. Июнь. Режим доступа: http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/11082-vstrecha-nad-truskaroroy-kak-bibliotekam-vyzhit-v-online.html (дата обращения 15.04.2021)
  9. 9. Лучинкина, А.И. Модель интернет-социализации личности [Электронный ресурс] // SCI-ARTICLE.RU: электрон. науч. журн. 2014. №13 (сентябрь). Режим доступа: https://sci-article.ru/stat.php?i=1410699460 (дата обращения 14.04.2021).
  10. 10. Марцинковская, Т.Д. Информационное пространство транзитивного общества: проблемы и перспективы развития // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27. – № 3. С. 77—96. doi: 10.17759/cpp.2019270306
  11. 11. Рубанова, Т. Д. Поддержка чтения в пространстве книжных социальных сетей / Т. Д. Рубанова // Вестник культуры и искусств. – 2018. – № 3 (55). – С. 45–53.
  12. 12. Свергунова, Н.М. Библиотеки в социальных сетях: необходимость или дань моде / Н.М. Свергунова // Научные и технические библиотеки. – 2016. - № (5). – С.52-58.
  13. 13. Столяров, Ю. Н. Первостепенное значение понятия «благо» для библиотековедения: вывод из «Эссе о библиотечной постсовременности» А. В. Соколова / Ю. Н. Столяров // Вестник культуры и искусств. – 2020. – № 3 (63). – С. 7–17.
  14. 14. Черныш, О.А. Анализ понятия «Медиасоциализация» на междисциплинарном уровне // Мастерство online [Электронный ресурс]. – 2020. – 2(23). Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=4690 (дата обращения 04.02. 2021).

 

Сведения об авторах

Кузичкина Галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры документоведения и библиографоведения ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры»

Кочнева Анастасия Димитриевна, магистрант 2-го года обучения кафедры библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры»

Рецензенты

Лопатина Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала

Мазурицкий Александр Михайлович, доктор педагогических наук, профессор Московского государственного лингвистического университета

К оглавлению выпуска

информационная свобода, продвижение чтения, информационная культура, чтение

12.04.2021, 23047 просмотров.