БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. ДРЕШЕР Ю.Н. ВЫБОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕКАРЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОЛИ БИБЛИОТЕРАПЕВТА
Статья по материалам доклада
на XXIV Международной научной конференции
«БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО-2021.
Современная библиотека в контексте новых форматов деятельности: практика, проблемы, перспективы»
рекомендована к публикации организационным комитетом конференции
Одной из главных, основных педагогических технологий подготовки библиотекарей к профессиональной деятельности в роли библиотерапевта является технология «обучения здоровому образу жизни».
Это относительно новое научное направление, основанное на общих образовательных принципах и на психологическом подкреплении поведения, способствующего сохранению здоровья. Такая комбинация содействует распространению обучения здоровому образу жизни в гораздо более широкой сфере, чем предполагалось.
Считалось, что информации о последствиях влияния на здоровье определенного стиля поведения будет достаточно, чтобы сформировать соответствующее отношение к нему личности и таким образом изменить ее поведение в желательную сторону. Такой подход не учитывал многие социальные и психологические факторы, участвующие в процессе принятия решения, а также фактор наличия (или отсутствия) навыков принятия решений. Постепенно создавались психологические модели обучения здоровому образу жизни: одни из них носили характер приложения к уже существующим психологическим теориям, другие брали за основу специальные исследовательские программы. Ни одни из них не были в состоянии объяснить причины поведения или повлиять на желаемое направление. Стало очевидным, что индивид не может влиять на их выбор (зависит от среды, в которой живет) - все это и привело к появлению нового направления- содействия направлению здорового образа жизни [6].
Какие же процессы привели к возникновению современной точки зрения на обучение здоровому образу жизни и на содействие его становлению?
Существует достаточно много подходов к классификации моделей и оценке относительной значимости их составляющих [6].
Рассмотрим некоторые модели подробнее:
Медицинская модель (или профилактическая) – данная модель полностью построена на информировании студентов, является чисто когнитивной; иногда ее еще называют моделью ЗОП (знание, отношение, поведение). Она предполагает следующее - если человек знает, что определенный стиль поведения опасен для его здоровья, он от него откажется. В определении поведения человека участвует достаточно много факторов, хотя информация действительно необходима как базис для принятия решения. Образование в этой области необходимо, но надо чтобы оно несло новое знание, тогда человеку будет интересно, и он с легкостью будет воспринимать такую информацию.
Образовательная модель – решение должно быть принято на основании достоверной информации, и акцент сделан на выработку соответствующих навыков: в программу легли семь стадий принятия решения. Такой алгоритм использовался в ситуациях, связанных с курением и применением наркотиков:
- - всестороннее рассмотрение широкого спектра возможностей альтернативного поведения;
- - анализ целей, которые должны быть достигнуты, и ценностей, связанных с совершаемым выбором;
- - выявление того, все ли отрицательные последствия, наряду с положительными, известны применительно к каждому образу действий;
- - активный поиск информации, важной для оценки альтернативы;
- - объективная оценка поступающей информации и мнений экспертов, даже если они идут вразрез с там образом действий, к которому изначально склонялся индивид;
- - повторная оценка положительных и отрицательных последствий всех известных альтернатив;
- - составление детального плана осуществления избранного курса, учет возможностей его изменения.
Однако принятие решений, касающихся здоровья, - сложный процесс, потребовавший дополнительного участия психологов. Программа «Мое тело» (Health Education Council.My bodi.-L.:Heinemann,1979), построенная по этой модели, оказалась весьма результативной. Автором модели, основанной на учете особенностей принятия решений, является М. Беккер. Его программа- модель взглядов на здоровье - состоит из четырех этапов, и решение, принятое в результате такого процесса, строго индивидуально и самостоятельно.
Процесс принятия решений, относящихся к здоровью, более детально обсуждается сторонниками теории мотивированных действий. Индивид, принимающий решение, сначала оценивает, что принесет ему данный образ действий, а потом прикидывает, что о нем подумают другие люди, если он будет вести себя именно таким образом. Связь с моделью взглядов на здоровье отчетливо прослеживается, однако больший акцент делается на личностных и социальных аспектах, которые зачастую значительно важнее для индивида, нежели факторы, связанные с возможной будущей болезнью.
Радикально-политическая модель делает шаг вперед, по сравнению с образовательной, и включает в себя содействие становлению здорового образа жизни. Иногда требуется изменить внешние обстоятельства, чтобы помочь принятию правильных с точки зрения здоровья решений.
С радикально-политической моделью тесно связаны и некоторые другие теории. В 1971 году Э. Роджэрс и Ф. Шемейкер опубликовали свои исследования по распространению инноваций.
Наиболее всеобъемлющей и реалистичной моделью, учитывающей факторы, которые влияют на поведение человека в отношении своего здоровья, может быть названа «модель действий на благо здоровья», разработанная английским ученым К. Тоунсом, в которой он отразил все социальные и психологические воздействия, которым подвергается индивид.
Анализ подходов к обучению здоровому образу жизни свидетельствует, что они в основном носят локальный характер. Успех в реализации данных программ обучения достигается крайне редко из-за отсутствия взаимодействия медицинских работников, психологов, педагогов, библиотекарей, а также разноплановой ориентации специалистов.
Программы обучения здоровому образу жизни необходимо разрабатывать в психологическом и социальном аспектах, больше акцентирования внимание на информации об условия выживания человечества, входящего в полосу глобальных кризисов и катастроф, с различных сторон человеческой деятельности и состояния окружающей среды, пандемии [8].
Наряду с перечисленными выше методиками обучения в психотерапевтической практике широко используется метод имаготерапии, т.е. тренировки больного в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью [2]. Исходные положения методики имаготерапии - воспроизведение образа может способствовать перестройке личности больного только в том случае, когда он не просто изображает, представляет образ, а вживается в него, переживает все чувства, которые воображаемое лицо должно пережить в заданной ситуации.
Терапия творчеством - терапевтический прием, также широко используемый в мировой практике психотерапии [1]. Содержание и формы терапии творческим самовыражением определяются следующим образом:
Содержание - самопознание, изучение собственных болезненных расстройств, своего характера;
-познание других человеческих характеров;
-продолжение познания себя и других в творческом самовыражении с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой базе стойкого светлого мироощущения при помощи конкретных девяти методик творчеством (терапия создания творческих произведений; творческим общением с природой; творческим общением с литературой, искусством, наукой; творческим коллекционированием; терапия творческим погружением в прошлое; терапия ведением дневника и записных книжек; домашней перепиской с врачом; творческими путешествиями; творческим поиском одухотворенности в повседневном, музыкой, слайдами, чтением своих рассказов и т.д.).
Формы - индивидуальные беседы, переписка;
- повседневная домашняя работа (изучение художественной и научной литературы)
- группы творческого самовыражения
Терапия творческим самовыражением преследует несколько целей: медицинская, общественная. Относительно недавно возникло новое направление в психологическом образовании, получившее название онтопсихологическое консультирование. Онтопсиология формирует новое сознание человека, способствует его успеху.
За рубежом накоплен большой практический опыт по применению библиотерапевтических и родственных методов [3]. Активное их использование специалисты объясняют тем, что дом, работа, церковь, пример взрослых и т.д. не могут помочь человеку удовлетворить свои потребности в обществе, которое стало непомерно большим, сложным, расколотым, безразличным, официальным и т.д. Забота о психическом здоровье вытекает из необходимости его сохранения, а также отсутствия естественных взаимоотношений с другими индивидами, имеющими проблемы психологического характера.
Студенты получают значительную помощь от педагогов, в основном это консультации и т.д. Чтение, являющееся одной из форм «чужого» опыта, позволяет встревоженному человеку снять напряжение, понять природу и динамику проблемы и впоследствии выбрать более эффективную линию поведения для преодоления стресса и решения личных проблем. Оно может быть использовано не только с восстановительной и развлекательной целью, но и как метод лечения, считают специалисты. К родственным библиотерапии методам зарубежные специалисты относят: музыкальную терапию, лечение искусством и игрой, лечебное письмо, методы, способствующие восстановлению физического и психического здоровья, рекреационную терапию, корригирующую и физиотерапию, трудотерапию, лечение обучением, программированное консультирование и консультирование с помощью цифровых технологий.
Исследования зарубежных специалистов и апробация перечисленных методов на практике показали, что общество испытывает потребность в квалифицированных специалистах по оказанию помощи молодежи в решении возникающих у нее проблем. Педагоги и специальные консультанты, имеющие опыт и навыки использования библиотерапии и родственных ей методов, более предпочтительны в плане сохранения психического здоровья студентов, нежели помощь друзей, родителей, поэтому необходимость дальнейших исследований в этом направлении очевидна. Специалисты, особенно практикующие, заинтересованы в результатах применения библиотерапии, испытывают большие затруднения из-за незначительных данных о ее эффективности, хотя за последние двадцать лет появилось большое количество специальных работ, описывающих ход проводимых исследований, но к сожалению, в них отсутствуют данные об эффективности используемых методов, что несомненно снижает их научную значимость. (Эффективность использования библиотерапевтических методик и принципов библиотерапии описан в работах Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра в исследованиях Ю. Дрешер) [4].
Таким образом, характеристика используемых методик, их специфических особенностей показала, что при выборе педагогических технологий в подготовке студентов к профессиональной деятельности в роли библиотерапевта стратегически правильным будет комплексное использование практикуемых методик. Библиотерапия и родственные ей методы – не просто методы, это отражение представления о человеке как об уникальном и целеустремленном существе, стремящемся улучшить свое психическое здоровье и адаптироваться к окружающей обстановке. Библиотерапия с лечебной или реабилитационной позиции уделяет внимание как психологической зрелости, так и психическому здоровью в целом, с философской оказывает помощь индивиду в плане максимального саморазвития посредством различной литературы. При этом профессионально использует уникальное специфическое свойство книги, позволяющее оптимально учитывать, а также использовать индивидуальность и неповторимость индивида.
Данный подход, на наш взгляд, может обеспечить такая дисциплина, как «Библиотерапевтическая технология», она предполагает переосмысление изучаемого студентами теоретического материала в виде выполняемых творческих проектов. Для этого мы считаем, необходимым пересмотреть существующие подходы к изучению психолого-педагогического, методического и специальных блоков в библиотечном образовании. Этот пересмотр должен обеспечить рост творческого потенциала студентов, сформировать умение комплексного использования полученных знаний и навыков.
Интегративный подход позволяет синтезировать междисциплинарные знания и целостную систему, обеспечивающую профессионально-педагогическую подготовку. Основой для интеграции знаний выступают дисциплины психолого-педагогического блока.
Одним из способов интегративного подхода является разработка рабочих программ по дисциплинам с определением межпредметных связей. Другой способ – разработка и чтение интегративных лекционных курсов, проведение практических и семинарских занятий: «Книга как инструмент библиотерапии», «Библиотерапевтические методы в библиотеке», «Оздоровительные возможности библиотечной деятельности» и т.д.
Чтобы повысить интерес будущего библиотекаря-библиотерапевта к выбранной специальности, необходимо воздействовать на его эмоциональную, потребностно-мотивационную волевую сферу, выявить и проанализировать наиболее благоприятные условия формирования профессионального интереса [7]. К этим условиям можно отнести:
Использование средств, возбуждающих интерес к знаниям как мотивам познавательной деятельности;
Применение методов активизации познавательной деятельности студентов;
Создание на занятиях ситуаций, требующих более глубоких знаний;
Рассмотрение конкретных примеров и конкретных ситуаций, требующих применения полученных знаний на практике;
Самостоятельное чтение будущими библиотекарями-библиотерапевтами различных жанров и видов литературы с ее последующим психотерапевтическим анализом на занятиях,
Привитие навыков самообразования;
Создание ситуации успеха в обучении и практической деятельности.
Рассмотрим более подробно, как перечисленные условия влияют на процесс формирования профессионального интереса.
Использование средств, возбуждающих интерес к знаниям как мотивам познавательной деятельности:
- Встречи с библиотерапевтами-практиками; посещение занятий по библиотерапии; встречи с представителями управления образованием, с социальными работниками; постановка проблемных вопросов при проведении занятий; деловые игры. Основа механизма действия данных средств - максимальное «взаимодействие» студентов со своей будущей профессией [5].
Применение методов активации познавательной деятельности студентов. Использование бесед, диспутов, деловых игр, контекстного обучения влияет на процесс всестороннего развития личности студента, прививает навыки творческого применения знаний.
При чтении лекций применяются следующие приемы: создание проблемных ситуаций, ассоциации, парадокс, противоречия, элементы неожиданности, занимательности. Использование активных форм изложения лекционного материала развивает у студентов самостоятельность мышления, навыки интеграции знаний из смежных дисциплин, учит думать в процессе получения конкретной информации, что крайне необходимо библиотекарю-библиотерапевту. В результате активизации учебно-познавательной деятельности у студентов усиливается интерес к 3-4 курсам перерастает в устойчивый профессиональный интерес.
Создание на занятиях ситуаций, требующих более широких знаний – такие ситуации связаны с проблемным, развивающимся обучением.
Рассмотрение конкретных примеров применения библиотерапевтических методик, требующих использования их на практике – в результате научно - теоретического анализа приводимых примеров происходит непосредственное воздействие на потребностно- мотивационную сферу личности студента. Использование данного стимула позволяет добиться осознанного овладения учебным предметом и оказывает непосредственное влияние на процесс формирования профессионального интереса.
Самостоятельное чтение студентами разнообразных жанров и видов литературы с последующим психотерапевтическим анализом на занятиях – с этой целью желательно снабдить студентов сведениями о психотерапевтических характеристиках разнообразных жанров и видов литературы, о критериях их отбора, дающей наибольший терапевтический эффект; классификация читателей; переход от чтения разнообразных жанров литературы к ее психотерапевтическому анализу поднимает уровень интересов студентов на более высокую ступень.
Привитие навыков самообразования – это одно из важнейших условий подготовки библиотекаря-библиотерапевта. Обучение студентов выполнению творческих проектов требует от педагога не только сформированного комплекса специальных профессиональных умений и навыков, но и широкого кругозора. Для изучения на лекционных и практических занятиях целого ряда тем необходима тщательная научно-методическая подготовка. Без нее научить навыкам самообразования и постоянного профессионального самосовершенствования сложно. Работа студентов по самообразованию имеет значительные преимущества перед самостоятельной работой под руководством педагога (положительные стороны - возможен глубокий и всесторонний охват изучаемой проблемы, подбирает наиболее оптимальный темп изучения проблемы и т.д.). Самостоятельные навыки создают условия для постоянного пополнения имеющихся знаний, помогают наиболее быстро ориентироваться в передовых научных достижениях [5].
Создание ситуации успеха в обучении и практической деятельности – у студента, получившего от педагога положительную оценку, появляется желание прочесть дополнительную литературу и т.д. Ситуация успеха порождает уверенность в своих силах, способствует более быстрому преодолению психологических барьеров в работе с различными категориями читателей-пользователей, нуждающихся в психотерапевтической помощи; создает комфортную обстановку для самосовершенствования. Все это оказывает непосредственное влияние на закрепление профессионального интереса, что в дальнейшем приведет к стремлению добиваться более высоких результатов, работая по специальности.
Регулярное и комплексное применение данных условий в учебном процессе обеспечивает наибольшую эффективность деятельности педагога по формированию профессионального интереса у библиотекаря-библиотерапевта, позволяет сделать процесс обучения библиотекаря-библиотерапевта творческим, относительно самостоятельным и направленным на его всестороннюю подготовку.
Список источников
- 1. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод) / М. Е. Бурно. - М., 2012. - 520 с.
- 2. Вачков, И. В. Особенности чувственных образов в процессе имаготерапии / И. В. Вачков, М. А. Сухорученков // Клиническая и специальная психология. - 2017. - Т. 6, № 4. - С. 125-147.
- 3. Голзицкая А. А. Библиотерапия в США и англоязычных странах Европы: история развития и данные о клинической эффективности метода опыт проведения занятий по библиотерапии в зарубежном вузе / А. А. Голзицкая // Университет образовательных инноваций. - 2018. - № 2. - С. 42-47.
- 4. Дрешер, Ю. Н. Библиотерапевтическая деятельность: комплексный подход к управлению качеством / Ю. Н. Дрешер. – Казань: Казан. ун-т, 2011. – 452 с.
- 5. Дрешер, Ю. Н. Библиотерапия: учебно-методическое пособие. - 4-е изд. перераб. и доп. / Ю. Н. Дрешер. - Казань, 2017. - 84 с.
- 6. Дрешер, Ю. Н. Здоровый образ жизни и социализация личности / Ю. Н. Дрешер, С. Н. Румянцева // Междисциплинарные аспекты документоведческих исследований и подготовки документоведов: сб. науч. тр. – Казань: Медицина, 2007. – С.181–183.
- 7. Кругликова, А. Ю. Культурно-просветительская ассоциация "библиотерапия" как новый вектор социального партнерства / А. Ю. Кругликова // Культура. Наука. Интеграция. - 2016. - № 1. - С. 52-58.
- 8. Макарова И. И. Педагогика здоровья - основа формирования навыков здорового образа жизни / И. И. Макарова, Ю. А. Алексеева // Современное образование: содержание, технологии, качество. - 2012. - Т. 1. - С. 78-80.
Сведения об авторе
Дрешер Юлия Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных наук МГИК, Московский государственный институт культуры
рецензенты
Мазурицкий Александр Михайлович - доктор педагогических наук, профессор Московского государственного лингвистического университета
Лопатина Наталья Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, сопредседатель организационного комитета XXIV Международной научной конференции «БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО-2021. Современная библиотека в контексте новых форматов деятельности: практика, проблемы, перспективы»
Библиотечное образование, конференции, чтение, история книги
12.04.2021, 730 просмотров.