СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. СУВОРОВА В. М. ОБ ОПТИМИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
За последнее десятилетие сеть специальных библиотек для тотально слепых и слабовидящих сократилась более, чем на 20%. Кроме того, фактически прекратили свою деятельность полторы сотни специализированных школ для незрячих детей. Уже в 2021 году по всей стране останется немногим более полусотни специальных библиотек для незрячих, а точнее - 52, в начале века их было на три десятка больше,- сообщила в интервью, посвящённому 100-летию Российской государственной библиотеки для слепых, корреспонденту «Российской газеты» директор Е.В. Захарова в декабре 2020 года. Елена Васильевна рассказала, что за сто лет в стране сложилась уникальная система библиотечного обслуживания инвалидов. Областные библиотеки для слепых создавались в самых крупных региональных центрах, у каждой из них была своя сеть нестационарного обслуживания, куда входили библиотеки-филиалы, пункты выдачи, которые открывались на предприятиях, где работают инвалиды, в домах отдыха и во всех местах пребывания незрячих [1].
Любое изменение имеет как положительные, так и отрицательные стороны для обеспечения единого библиотечного пространства страны. Зачастую изменение наносит урон всей системе библиотечной деятельности. В настоящее время наблюдается следующая тенденция: в результате присоединения, слияния и объединения специальные библиотеки для инвалидов преобразуются в юридически несамостоятельные филиалы, отделы, секторы, центры, кафедры и другие структурные подразделения.
Вот хроника реструктуризации, в частности, специальных библиотек для слепых, которая была составлена два года назад в соответствии с политикой оптимизации библиотечной сети С.А. Басовым, заведующим научно-методическим отделом Российской национальной библиотеки, и представлена в электронной версии журнала «Университетская книга» 22 декабря 2018 года [2].
2012 год. Республика Бурятия. Республиканская специальная библиотека для слепых присоединена к Национальной библиотеке и преобразована в отдел обслуживания слепых и слабовидящих.
2013 год. Тамбовская область. Тамбовская областная специальная библиотека для слепых им. Н. А. Островского присоединена к Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина и стала филиалом.
2014 год. Нижегородская область. Нижегородская государственная областная специализированная библиотека для слепых переведена из государственной собственности в муниципальную и переименована в муниципальное казённое учреждение культуры «Нижегородская центральная специальная библиотека для слепых» (НЦСБС).
2015 год. Амурская область. Амурская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих реорганизована в структурное подразделение Амурской областной научной библиотеки им. Н.Н. Муравьёва-Амурского и стала отделом ̶ Центром обслуживания незрячих и слабовидящих.
Кировская область. Областная специальная библиотека для слепых присоединена к Кировской универсальной областной научной библиотеке имени А.И. Герцена, образован отдел библиотечного обслуживания граждан с ограничениями жизнедеятельности.
2016 год. Республика Карелия. Карельская республиканская библиотека для слепых присоединена к Национальной библиотеке Республики Карелия и преобразована в подразделение отдела библиотечного обслуживания – кафедру обслуживания пользователей с ограниченными возможностями здоровья.
Республика Удмуртия. Удмуртская республиканская библиотека для слепых присоединена к Национальной библиотеке Республики Удмуртия и стала отделом – Региональным центром по библиотечному обслуживанию слепых и слабовидящих.
2017 год. Омская область. Омская областная библиотека для слепых присоединена к Омской государственной областной научной библиотеке имени А.С. Пушкина и стала структурным подразделением.
Тюменская область. Областная специальная библиотека для слепых реорганизована в филиал Тюменской областной научной библиотеки имени Дмитрия Ивановича Менделеева.
Добавим к хронике 2018 год. Правительство Тульской области приняло Постановление № 465 от 07 ноября 2018 года «О реорганизации отдельных государственных учреждений культуры Тульской области». Этими отдельными учреждениями оказались три главные библиотеки области: универсальная научная, детская и библиотека для слепых [3]. В результате их объединения появилось новое юридическое лицо -- Региональный библиотечно-информационный комплекс.
Таким образом, оптимизация специальных библиотек для слепых постепенно приводит к «сворачиванию» их деятельности в полной мере.
Руководители и специалисты государственных библиотек, в основном, не поддерживают подобные реорганизации, ведут работу с органами власти, но вынуждены мириться с решениями учредителей в тех субъектах Российской Федерации, где интересы библиотечной отрасли не учитываются. Благодаря усилиям директорского корпуса подобная «оптимизация» специальных библиотек для слепых не стала в стране пока массовой практикой. Ведь как только специальная библиотека теряет свою самостоятельность, она вынуждена подстраиваться под деятельность того учреждения, к которому её присоединили. Сразу ограничится количество специализированных услуг для читателей: библиотеки для слепых, как правило, не только выдают книги -- они создают уникальные аудиоресурсы, которые больше никто не производит, книги с рельефно-точечным шрифтом Брайля и книги для слабовидящих с увеличенным плоскопечатным шрифтом и барельефными изображениями, занимаются социальной адаптацией и помогают людям с ограничениями по здоровью найти своё достойное место в обществе.
Кроме того, для организации качественного библиотечного обслуживания инвалидов необходимо знание физических возможностей людей с нарушениями зрения. Для оказания услуги библиотекарь должен понимать, насколько необходима помощь слепому человеку и в какой мере её нужно оказывать. Ещё в 2014 году сотрудниками Свердловской областной специальной библиотеки для слепых под руководством В. В. Арсентьевой, заместителем директора по научно-методической работе, было проведено научно-практическое исследование «Тифлобиблиотекарь: каким он должен быть?» Результаты исследования доказали, что навыки и умения тифлобиблиотекаря в значительной степени ориентированы на особую категорию населения, нуждающуюся в социальной адаптации и реабилитации. Так, например, оказалось, что большую роль при обслуживании незрячего пользователя имеет тот факт, потерял ли человек зрение по старости или от травм, либо не видел никогда, так как особенности восприятия отличаются. Кроме того, был изучен выбор лексических средств общения и его роль. Очень часто в разговоре с незрячим читателем употребляются слова «смотрите», «почитайте». Насколько это этично? Является ли употребление данных слов ошибкой библиотекаря и допустимы ли к употреблению (по мнению тифлологов) слова «смотреть», «читать» при построении коммуникаций с инвалидами по зрению.
Учитывая возрастающую роль тифлотехнических средств реабилитации для инвалидов по зрению и современные требования по созданию доступности информации к библиотекам, занимающимся обслуживанием незрячих пользователей, немаловажной составляющей профессиональной компетенции тифлобиблиотекаря является умение пользоваться оборудованием для чтения «говорящих» книг, знание программного обеспечения для работы на персональных компьютерах для специальных библиотек, тифлокомментирование как новая социальная услуга и т.п.
Сегодня число инвалидов по зрению в стране, по данным Минтруда России, составляет почти 303 тыс. чел. Большинство из них живёт активной жизнью. Во Всероссийском обществе слепых подчеркнули, что около 100 тыс. незрячих граждан занимаются спортом, десятки тысяч увлекаются музыкой, регулярно принимают участие во всероссийских и международных конкурсах и фестивалях. На предприятиях работают более шести тысяч слепых россиян, которые выпускают продукцию, востребованную в самых разных отраслях экономики, ежегодно они производят товаров на более чем 11,4 млрд рублей.
И каждый из этих людей имеет конституционное право на свободный доступ к информации и знаниям, гарантированный им их Родиной.
Список источников
- 1. Захарова Е.В. Интервью корреспонденту «Российской газеты».- URL: https://rg.ru/2020/11/30/pochemu-v-rossii-zakryvaiutsia-biblioteki-dlia-nezriachih.html Е.В. Захарова. Интервью корреспонденту «Российской газеты» [Дата обращения 16.02.2021]
- 2. Интервью с С.А. Басовым, заведующим научно-методическим отделом Российской национальной библиотеки // Информационно-аналитический журнал Университетская книга:- URL: http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/9013-chto-v-imeni-tebe-moem-u-ministerstva-kultury-tulskoy-oblasti-poyavilsya-noviy-kompleks.html [ Дата обращения 16.02.2021]
- 3. Специальная библиотека в современном социуме: задачи, проблемы, перспективы. Российская государственная библиотека для слепых: Сборник статей по материалам заседания Секции библиотек, обслуживающих инвалидов (XIX Ежегодная конференция РБА, Рязань, 18--23 мая 2014 г.)
Сведения об авторе
Суворова Валерия Михайловна, кандидат педагогических наук, помощник президента Российской библиотечной ассоциации, составитель, научный и литературный редактор «Информационного бюллетеня РБА», Государственная публичная историческая библиотека России.
Рецензент
Клюев Владимир Константинович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры
Дрешер Юлия Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, член редколлегии
12.04.2021, 740 просмотров.