ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. МЕНЬЩИКОВА С.П. МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА В ИЗУЧЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК СТРАН СНГ

 Национальные библиотеки стран СНГ (НБ СНГ) по совокупности своей деятельности являются лидерами информационных систем своих стран, так и основными звеньями формирования общего библиотечного пространства. Они стали объектом исследования Российской государственной библиотеки (РГБ) «Сравнительный анализ современных стратегий и тенденций развития национальных библиотек СНГ в контексте укрепления партнерства» (по состоянию на 2018-2019 гг.). Изучение инновационной деятельности явилось составной частью исследования.

  В ходе исследования были использованы методы:     

- терминологического анализа для изучения понятийного аппарата, использования новых современных терминов в системе библиотечного взаимодействия стран СНГ.

- культурологического анализа для познания национальной библиотеки как феномена культуры, их участия в прогнозировании и регулирование актуальных культурных процессов, для определения согласованности государственной библиотечной и культурной политики, взаимосвязи деятельности библиотек и сети культурных институтов, социокультурного взаимодействия, охраны и использования культурного наследия.

- сравнительного анализа изучаемых процессов – для наиболее полного отражения развития общего библиотечного пространства стран СНГ на основе сопоставления деятельности национальных библиотек, сравнения их целей, задач и определения общего поля интересов и общего поля деятельности;

- социологического (анкетирование, интервьюирование, наблюдение) и статистического (сбор и изучение количественных и качественных показателей) методов – для изучения тенденций развития и содержания деятельности национальных библиотечных систем, национальных и иных библиотек, библиотечных объединений, а также формирования системы межгосударственного библиотечного взаимодействия;

- аналитико-синтетической обработки информации при выявлении, сравнении деятельности НБ СНГ и тенденций развития библиотечного дела.

  Из 15 НБ СНГ в анкетировании приняли участие 12 библиотек — кроме Туркменистана (1 НБ) и Украины (2 НБ). Поэтому был проведён более углубленный анализ сайтов этих НБ и интервьюирование их руководителей и специалистов. С результатами исследования можно ознакомиться в публикациях [3 – 6].

  Остановимся на методе сравнительного анализа применительно к изучению инновационной деятельности НБ СНГ так как эта деятельность и распространение инноваций среди библиотек своей страны является одним из стратегических направлений в работе национальных библиотек. Это подтверждается результатами данного исследования.

  В научном познании метод сравнительного анализа используется для сопоставления более двух исследуемых объектов с целью выявления в них общего и различного, построения классификаций и типологий. 

  Этот метод применяется для исследования конкретных, эмпирических данных сложных целостных объектов и явлений. Исследователь в таком случае опирается на теоретические знания об этих объектах и явлениях, «переводит» такие знания на язык эмпирических показателей, фиксирующих наблюдаемые признаки; проверяет на фактическом материале научные гипотезы и возможность их практического применения, развивает и конкретизирует теоретические знания.

  Сравнительный анализ объектов и явлений предполагает осуществление на базе имеющейся теории исследования на нескольких уровнях: сбор и обработка всей полученной информации, систематизация информации, распределение данных по разным категориям и структурирование собранного материала; толкование и оценку полученных данных; выводы.

  Сравнительный анализ деятельности НБ СНГ позволил исследовать блоки взаимосвязанных универсальных характеристик – их типологических функций, к которым, прежде всего, были отнесены мемориальная, библиотечно-информационная и культурно-просветительская деятельность, что соответствует мировой тенденции [1].

  Таким образом, основное значение сравнительного анализа – это получение новой информации не только о свойствах сравниваемых объектов и явлений, но и об их прямых и косвенных взаимосвязях, об общих тенденциях их функционирования и развития.

 Методика сравнительного анализа имеет две стороны – содержательную и процедурную. В содержательном плане она опирается на теоретические знания о предмете изучения на основе конкретных показателей, фиксирующих наблюдаемые признаки анализируемых объектов. Процедура сравнительного анализа включает ряд последовательных операций по группировке и обобщению эмпирических данных, соответствующих конкретным значениям этих признаков. Важными отличительными этапами сравнительного анализа являются обработка полученных данных, их систематизация и научное толкование.

  В исследовании был использован сравнительно-статистический метод исследования в сочетании количественного и качественного анализа. Особенностью сравнительного анализа является наличие четко выраженной разницы между количественными и качественными исследованиями. Количественный анализ основывается на измерениях, исчисляемых показателях. Качественный анализ связан с анализом данных, которые не могут быть количественно определены и касается понимания свойств и причин происходящих явлений. Он предполагает анализ эмпирических данных, сравнение уровня (качества) развития. В качественных исследованиях отдельные библиотечные явления и процессы рассматриваются как некие целостности (системы) и именно в таком виде сравниваются между собой.

  Так количественный анализ использован, к примеру, при измерениях показателей динамики роста или снижения числа читателей как стационарных, так и удаленных, их обращений к сайтам НБ СНГ. Качественный анализ применен при изучении процессов модернизации деятельности НБ СНГ и вводимых в них инноваций.

 Почти во всех библиотеках наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества виртуальных пользователей. Так, в Национальной библиотеке Узбекистана (НБУз) за год это количество возросло на 15 %, в РНБ – более, чем на 20%. Виртуальные посетители обеспечивают стабильный интерес к библиотекам, вызывают потребность в совершенствовании сайтов НБ, в ведении различных блогов в социальных сетях.

  Число обращений к сайтам также в большинстве библиотек растет, только в НБУз и Национальной библиотеке Молдовы (НБМолд) за исследуемый период оно незначительно сократилось, однако если проследить с 2010 г., то тенденция та же, что и в других НБ СНГ. В абсолютных цифрах лидерами, естественно, являются НБ России (в РГБ в 2018 г. более 16 млн. обращений, в Российской национальной библиотеке (РНБ) – более 10 млн.), а также Национальных библиотеках Азербайджана, Беларуси и Казахстана (АзНБ, НББел и НАН РКаз). Наибольший рост наблюдается в НАБ РКаз – на 38 %. Это, скорее всего, связано с тем, что она является ответственной за компьютеризацию библиотечного дела в республике.

  По показателю выдачи электронных документов удаленным пользователям тенденция роста не так явно выражена. Это связано в том числе и с разными системами учета в разных странах. Например, Национальная библиотека Армении (НБАрм) не ведет статистики выдачи электронных документов, НББел учитывает этот показатель в рамках МБА, а это существенно снижает цифры.

  В целом рост использования электронных ресурсов и сервисов НБ СНГ – это общемировая тенденция. В странах СНГ рост связан, в частности, как с распространением WI-FI в библиотеках и организацией доступа к электронным ресурсам через собственные IT-устройства пользователей, так и с увеличением компьютеризированных мест для читателей. В НБАрм в 2017 г. было 8 мест, а в 2018 уже 18, в РНБел за этот же период число компьютеризированных мест увеличилось на 90.

 Использование сравнительно-сопоставительного метода позволило сопоставить влияние отдельных социальных явлений (например, информатизации и цифровизации) на развитие НБ СНГ с целью обнаружения их сходства и различий. На основе выявленного сходства был сделан достаточно обоснованный вывод об аналогичном содержании, общей направленности их развития.

  Например, последние годы в странах СНГ создаются национальные системы инноваций и технологического прогресса. Для продвижения в указанном направлении принципиально важно, что разрабатываемые системы направлены на формирование адекватной среды для развития научной и научно-технической деятельности, включая развитие информационных систем и библиотек. Они также способствуют повышению инновационной активности и восприимчивости НБ СНГ к нововведениям и новым технологиям.

  Исследование показывает, что особое внимание НБ СНГ уделяют внедрению технологических новшеств, направленных на улучшение технологии производства продуктов и услуг, а также на реализацию новых сфер их применения [2]. В первую очередь это электронные библиотеки, электронные каталоги, БД национальных библиотек СНГ.

  Наблюдается тенденция широкого внедрения инноваций в системы и процессы образования и переподготовки персонала. НБ СНГ в своей работе по повышению квалификации библиотечных работников все шире используют технологии дистанционного обучения, вводят в обучающие программы изучение современных методов работы, используют новые средства обучения.

 Другой распространенной сферой применения является внедрение новейших технологий сохранения и восстановления рукописного наследия и раритетных изданий. Инновационным для некоторых НБ СНГ является открытие музеев книги или книгопечатания.

  Обнаруженные в ходе исследования расхождения позволяли судить об особенностях, специфике и уникальности отдельных НБ СНГ.

 Уровень цифровизации в различных странах СНГ и, следовательно, в их национальных библиотеках разный. Каждая библиотека обладает своей спецификой, но особенности некоторых свидетельствуют об их уникальности.

  Президентская библиотека является первой электронной национальной библиотекой России. Ею накапливаются масштабные объемы цифровой информации, что вполне закономерно с учётом особенностей этой библиотеки, фонды которой в основном представлены на электронных носителях и обслуживание в которой осуществляется преимущественно в отношении виртуальных пользователей. Её основные инновационные задачи выполняются мультимедийным комплексом, в состав которого входят пресс-служба, отдел маркетинга, телестудия и отдел поддержки интернет-ресурсов. В 2017 г. в ней модернизированы системы хранения данных, обеспечивающие технологические процессы создания цифрового контента, формирования электронного фонда, обработки и хранения больших массивов цифровых данных, в том числе на ленточных носителях с повышенной плотностью и в облачных хранилищах [7].

  Большинство НБ СНГ по-новому организуют образовательный процесс в своих библиотеках. Но в РГБ это уникальный проект — Корпоративный университет «Ленинка» (КУЛ), созданный в 2019. КУЛ предоставляет образовательные услуги сотрудникам РГБ, работникам других библиотек и учреждений, а также физическим лицам, имеющим среднее или высшее профессиональное образование. Профессиональная переподготовка в очной и очно-заочной формах обучения по программе Высших библиотечных курсов осуществляется с использованием дистанционных образовательных технологий. Кроме профессионального повышения квалификации по направлениям библиотечно-информационной деятельности, информационно-компьютерным технологиям и образовательной программе для модельных библиотек проводится курсы по программе «Языковое посредничество и межкультурная коммуникация».

  РГБ является оператором Федеральной государственной информационной системы «НЭБ» — базы единого государственного российского электронного пространства знаний. Проект создания НЭБ является Главным инновационным проектом федеральных НБ России. НЭБ призвана предоставить пользователям Интернет доступ к оцифрованным документам, размещённым в российских библиотеках, музеях и архивах, в соответствии с требованиями соблюдения авторских прав. Проект НЭБ реализуется с 2004 г., он успешно развивается на базе разработанной Российской государственной библиотекой концепции.

  Уникальным проектом РГБ можно назвать её деятельность по программе создания модельных муниципальных библиотек в регионах России, координатором которой РГБ стала с 2018 года. Ведомственный проект создания модельных муниципальных является частью национального проекта «Культура». В его рамках при РГБ создан проектный офис по оказанию методической поддержки участникам проекта. Целью проекта является поиск новых моделей библиотечного развития, объединяющих культурные, просветительные, образовательные и научные функции.

  Сравнительно-типологический метод позволил обнаружить уже не отдельные факты, сходства и отличия, а установить общие закономерности и тенденции развития сравниваемых библиотек, которые служат основанием для их отождествления или наличия расхождений. При этом были изучены наиболее существенные материалы, касающиеся национального опыта каждой страны, которые использовались как основа для углубленного анализа, имеющего значение для толкования процессов развития национального библиотечного дела и межгосударственного сотрудничества.

  В ходе исследования выяснилось, что в 5 странах СНГ на НБ возложены функции координаторов по созданию национальных электронных библиотек. Это НБ Армении, Молдовы, Узбекистана, Украины и России. Процесс работы по созданию НЭБ идёт в этих библиотеках разными темпами. Наибольшие успехи Достигнуты в России. Оператором НЭБ в России, как уже говорилось, является РГБ.

  Большинство НБ СНГ являются лидерами в национальной библиотечной системе, кроме того они интегрируют в единую интерактивную систему другие информационные институты своих стран. Они стремятся к объединению имеющихся информационных ресурсов, способствуют созданию и дальнейшему укреплению сетевого взаимодействия библиотек по формированию и использованию библиотечно-информационных ресурсов. Наиболее сложные задачи стоят перед НБ в странах со сложным административно-территориальным делением (Россия, Казахстан, Узбекистан, Беларусь).

  РНБ – координационный и методический центр для центральных универсальных библиотек регионов России инновационно – в плане научно-методической деятельности ведет несколько доступных на ее сайте профессиональных БД.  В частности, «Библиотечное законодательство в РФ», «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования» и другие.

  НББел ведет работу по созданию Сводного электронного информационного ресурса (ЭИР) «Национальная библиография Беларуси». В распределенной поисковой системе ЭИР участвуют и формируют контент четыре библиотеки республиканского уровня: НББ, Центральная научная библиотека им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси, Республиканская научно-техническая библиотека, Президентская библиотека Республики Беларусь, а также областные библиотеки Республики.

  В НБУз реализуется Инвестиционный проект «Национальная общеобразовательная электронная библиотека». Его участниками кроме НБУз являются 20 региональных библиотек.

  Сравнительный анализ метод способствовал более глубокому познанию общих свойств и различий НБ СНГ, а также усвоению опыта друг друга для расширения межгосударственного сотрудничества.

  Цели данного исследования были шире простого выявления и объяснения сходства и различий между НБ СНГ. Важно было не только интерпретировать специфический опыт и пути развития отдельных НБ СНГ, но и обнаружить направления их взаимодействия. Поэтому было проведено историко-типологическое и историко-генетическое сравнение, которое показало, что сходство между НБ СНГ объясняется общим происхождением, условиями развития и их взаимовлиянием, что и позволило выделить общие стратегии, тенденции и перспективы. Как средство анализа и обобщения этот метод способствовал выявлению на основании изучения общего и особенного тенденций развития и приоритетных направлений сотрудничества.

 Список источников

  1. 1. Ctephens A. Functions, tasks and roles of national libraries in the 21st century // 2016. – V. 26. – №2. – P. 145-198.
  2. 2. Menshikova Ye.P. Approaches to the master plan as a comprehensive strategic document // Russian Journal of Building Construction and Architecture. – № 3. – P. 80-88.
  3. 3. Игумнова Н.П. Библиотечное пространство стран СНГ как самоорганизующаяся система: методология исследования // Библиотековедение. – 2019. – Т. 68. – № 4. – С. 383 – 390.
  4. 4. Игумнова Н.П. Современные стратегии и тенденции развития национальных библиотек СНГ (по материалам исследования) // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2019. – № 1. – С. 25 – 33.
  5. 5. Меньщикова С.П. Инновационная деятельность национальных библиотек стран СНГ // Библиотековедение. – 2020. – Т. 69. – № 2. – С. 192 – 200.
  6. 6. Меньщикова С.П. Сотрудничество библиотек стран СНГ: стратегические направления // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2019. – № 2. – С. 47–52.
  7. 7. Смолина Т.Е. Продвижение деятельности библиотек во внешней среде (на примере Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина) // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2018. – № 4. – С. 52—59.

 

Сведения об авторе

Меньщикова Светлана Павловна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения «Российская государственная библиотека»

Рецензент

Игумнова Наталья Петровна, доктор педагогических наук, профессор, Российская государственная библиотека

Дрешер Юлия Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

Библиотечное образование, библиотековедение, информационная культура, проекты, чтение

12.04.2021, 728 просмотров.