СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТ. СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ: К ЮБИЛЕЮ Н.Н. ЩЕРБЫ. НИКИФРОВА О. КРЕАТИВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: РАСШИРЯЯ ГРАНИЦЫ
Маломалышевская сельская библиотека является частью Межпоселенческой центральной библиотеки муниципального района Кинельский Самарской области и находится в селе Малая Малышевка, численность население которого составляет на сегодня 2328 человек.
Краеведческая работа традиционно одно из приоритетных направлений нашей работы - библиотеки всегда были держателями и хранителями ценнейших коллекций, конкуренцию которым могут составить, пожалуй, только архивы. Но сегодня пришло время пересмотреть свой взгляд на краеведческую работу, сделать ее более интересной, творческой, приобщив к этой деятельности местное сообщество. В настоящее время в Маломалышевская библиотеке работает три библиоклуба краеведческой направленности:
- «Всезнайки» (дошкольники и младшие школьники);
- «СоздаYOU» (юношество);
- «Малахитовая шкатулка» (люди «серебряного» возраста).
Несомненно, что в каждом, даже самом маленьком населенном пункте, есть та самая «фишка», «бренд», вокруг которого можно правильно выстроить краеведческую работу. В большинстве библиотек разработан туристический маршрут, собрано немалое количество информации о каждом исторически важном объекте. Маломалышевская сельская библиотека – не исключение: наличие объектов культурного значения, проживание на территории сельского поселения писателя Ивана Никульшина долгое время составляли богатый материал для краеведческой деятельности. Однако в какой-то момент эта работа перестала быть востребованной у населения и появилась необходимость посмотреть на краеведение через призму современных тенденций, исходя из непосредственных интересов местных жителей.
Небольшое социологическое исследование позволило составить культурную карту местности и выявить основную проблему – некую «несовременность» краеведческой работы, как по форме, так и по содержанию. Потому библиотекарем было принято решение обратиться к интересам местного сообщества, и, прежде всего, к потребностям граждан «серебряного» возраста, которые, для повышения качества собственной жизни, нуждались, прежде всего, в творческой самореализации.
В Маломалышевской библиотеке был организован библиоклуб «Малахитовая шкатулка», который вот уже более года ориентирует свою работу на брендирование своего села. «Брендирование» - наш долгосрочный краеведческий проект, целью которого является повышение привлекательности территории путем разработки, изготовления и реализации линейки сувенирной продукции.
Победа библиотеки в конкурсе социальных проектов «Активное поколение» и небольшой денежный грант в размере 30 000 рублей – были своеобразным стартапом. Несколько человек прошли обучение в ГБУК «Агентство социокультурных технологий» в г. Самара, познакомились с видами сувениров, с техникой их изготовления.
Из множества направлений брендирования было выбрано социокультурное, из типологии брендов - туристический сувенир, который несет в себе колорит места, в котором был произведен. Сувенир полноценно «играет», когда становится объектом коммуникации, когда его владелец рассказывает о месте его приобретения. В этом заключается суть проекта «Брендирование».
Любой сувенир всегда содержит какой-то элемент рекламы, формирует положительный образ местности. Часы, пепельницы, значки, магниты, ручки, шкатулки, уменьшенные копии памятников, даже расчески с логотипом села, с изображением памятных мест – все это было сделано руками членов библиоклуба в технике «Эпоксидная смола». Выбор был сделан в пользу эпоксидной смолы, так как этот материал отличается прочностью, износостойкостью, водонепроницаемостью, долговечностью и привлекательным внешним видом. И работать с этим полимером можно несколькими способами:
- - Объемная заливка в силиконовые формы, когда смола приобретает вид этого молда. По этому примеру изготавливаются сувенирные шахматы, пепельницы, расчески, шкатулки;
- - Плоская заливка картинок и фотографий необходима для изготовления брелоков, магнитов, медалей, сувенирных тарелочек;
- - Моделирование смолы. У полимера есть три стадии – жидкая, твердая после застывания и резиновая промежуточная стадия, когда из нее можно лепить как из пластилина.
Изготовленные библиотекой сувениры были востребованы на значимых мероприятиях села, как подарок почетным гостям, на районных выставках декоративно-прикладного творчества, краеведческих фестивалях.
Малая Малышевка стала интересна и привлекательна как туристическая и культурная площадка. Библиоклуб "Малахитовая шкатулка" вошел в число победителей Межрегионального конкурса "Деревенька моя-2020". Теперь у библиотеки есть новенький компьютерный планшет!
Этот успех подстегнул участников библиоклуба на дальнейшее развитие. В 2021 году дан старт реализации социального проекта «Коучинг в 3-D: Dобро, Dело, Dружба» суть которого - продвижение успешного проекта «Брендирование» на другие территории, обучение всех желающих собственному делу, которое приносит не только удовольствие, но и доход.
По принципу «Long tail» («лонг тейл» - длинный хвост) к этой деятельности приобщился юношеский библиоклуб «СоздаYOU». Проект «Звезды памяти», основными задачами которого является выявление мест захоронений участников Великой Отечественной войны на местном кладбище и обозначение этого места звездой из полимерной глины, сделанной руками членов библиоклуба. Эта работа началась еще в прошлом году с уточнения списков ушедших на фронт из Малой Малышевки и захороненных в селе. В этом проекте краеведение перекликается с патриотическим направлением работы библиотек, которое также является одним из приоритетных.
В процессе реализации наших проектов постепенно сформировалась методика работы с местным сообществом. Любая целевая группа делится на три категории: «могу научить», «хочу научиться» и «мне все равно». Каждый из них занял свою нишу в реализации проекта. Актив составили те, кто может чему-то научить других, благополучателем стала категория «хочу научиться», а созерцателями - те, кому «все равно». Самое ценное в таких проектах, когда человек из группы созерцающих постепенно переходит в отряд благополучателей или в актив, как было в библиоклубе «Малахитовая шкатулка», который образовался в составе семи человек, а сегодня насчитывает более двадцати.
Постепенно проект вышел за изначально планировавшиеся рамки: многие его участники сами стали изготавливать не только сувениры, но и эксклюзивные украшения, которые начали реализовывать через социальные сети. Изначально в проекте были только женщины, теперь присоединились мужчины, которые занялись изготовлением брелоков с госномером и логотипом автомобиля на заказ. За период реализации проекта библиоклуб заработал от продажи сувениров более 12 000 рублей.
Мы рассматриваем любой краеведческий проект как способ интегрироваться в культурную среду области и района. Для этого необходимо несколько условий:
- - наличие качественного краеведческого материала;
- - знание потребностей местного сообщества;
- - личная заинтересованность сотрудника в популяризации знаний о том месте, в котором ты живешь.
Именно последний критерий является самым главным. Весь накопленный библиотекарями бесценный материал должен работать, быть достоянием всего местного сообщества. В этом случае краеведческая работа превратиться из рутины в каждодневное удовольствие.
Сведения об авторе
Никифорова Ольга, библиотекарь Маломалышевской сельской библиотеки, Кинельский район, Самарская область.
Рецензенты
Лопатина Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала
Степанов Вадим Константинович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационных наук
12.04.2021, 1083 просмотра.