БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. ЖУКОВСКАЯ Л.Н. СФЕРНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

  В настоящее время социокультурные явления, происходящие в современной России, ставят перед библиотеками общесистемные задачи, требующие активного включения в формирование единого информационного и культурного пространства страны, региона; участия в инновационных процессах, связанных с обновлением библиотечных практик.

  Понятие «сферность» складывается из нескольких находящихся в социокультурном пространстве компонентов, одним из которых является пространство потоков коммуникаций. Сферный подход способствует созданию новых коммуникационных моделей библиотеки, продвижению просветительских традиций отечественной культуры, повышению ее востребованности и эффективности деятельности.

  В условиях развития инфосферы не всегда эффективно используется потенциальная возможность доступа к информации в силу информационной избыточности, так как количество полученной информации превышает возможность ее восприятия, что препятствует оперативному доступу к действительно важной информации. Поэтому встала проблема соотнесения инфосферы с другими сферами социокультурного единства, в частности с библиотечной сферой (библиосферой).

  Очевидно, что информатизация библиотеки означает извлечение её из пространства библиосферы и включение в пространство инфосферы, то есть оцифровывание библиотечных фондов и переход с книжной коммуникации на электронную. Согласно концепции поглощения, библиосфера является элементом глобальной всеобъемлющей инфосферы, т. е. частью целого.

 Ряд ученых утверждаются во мнении, что инфосфера в будущем интегрирует традиционную книжность, и «человекочитаемое» культурное пространство заменит цифровая культура. Однако перспектива поглощения информатикой книговедения, библиотековедения и библиографоведения отвергается большинством представителей библиотечного научного сообщества [8, с. 117].

 В своем исследовании «Библиосфера и инфосфера в культурном пространстве России» А. В. Соколов предлагает концепцию взаимодействия, исходя из того, что библиосфера и инфосфера – самостоятельные, но пересекающиеся области, где частично совпадают функции и средства [7]. Инфосфера распространяется только на некоторые области библиосферы, используя на практике информационные технологии.

 Основным артефактом культуры, с которым работает библиотека, является книга - одна из универсалий культуры, которую можно принять в качестве субстанции библиосферы в отличие от других сфер культурной коммуникации. Вместе с тем книга в современном прочтении – это разновидность документа, опубликованного и прошедшего издательскую обработку. Книжность, являясь основой национальной культуры, способно содействовать разрешению противоречий постиндустриальной цивилизации, помочь продвижению гуманистических ресурсов библиосферы.

 Библиосфера определяется как коммуникативная сфера, в которой осуществляется передача социальной информации в пространстве и во времени через создание, распространение, хранение и использование книги как особого рода документа, где организуется работа по созданию, распространению, использованию и хранению книги [9].

 В информационном обществе, основанном на знаниях, процесс образования становится приоритетным, а обеспечить возможность получения нового знания могут только организационно оформленные массивы документов, которыми располагают региональные библиотеки: доступ к качественным информационным ресурсам, деловые и досуговые коммуникации в социокультурном пространстве [1]. Библиосфера, опираясь на многомиллиардные книжные фонды, способна удовлетворять социально-культурные потребности всех слоев населения и стать национальным гуманистическим оплотом региона, страны.

 В настоящее время активно обсуждаются различные подходы к преодолению кризисных явлений в библиосфере. Библиотека, обеспеченная компьютерной техникой, фондом оцифрованных документов, доступом в Интернет, по мнению библиотечного сообщества, не должна превращаться в «информационный супермаркет». Тогда установка «утилитаризм сильнее гуманизма» будет заменен оптимальным решением – гуманизация информатизации библиосферы.

 В реалиях современной библиосферы  можно выделить две основные тенденции развития региональной  библиотеки: сохранение  миссии духовного центра - хранителя и транслятора знаний, запечатленных на различных носителях, а также  поставщика информационных электронных ресурсов, формирующего создание единого регионального и общероссийского информационного пространства.

 Формирование сферного единства в процессе инновационной деятельности региональной библиотеки приобретает разнонаправленный и разносторонний характер, создает предпосылки для появления в обществе новой среды обитания – инфосферы, которая обеспечивает производство, передачу и сохранение ценной информации через технику и высокие технологии.

 Современные региональные библиотеки формируют документальный библиотечный фонд, предоставляют и развивают информационные ресурсы в библиотечном пространстве своего региона. Реализация социальной миссии региональной библиотеки предполагает глубокую дифференциацию ее коммуникативной функции, базирующейся на формировании новых социокультурных практик.

 Анализ деятельности конкретной библиотеки позволяет детализировать общетеоретические положения, выдвигаемые при разработке сферного подхода; становятся более очевидными задачи социокультурной трансформации библиотеки.

 Сферный подход в инновационной деятельности Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края (ГУНБ КК)  как объект исследования избран в силу того, что здесь в сферном единстве находятся как своеобразные «узлы» коммуникационных центров, так и сеть разнонаправленных «импульсов» передачи информации, создаваемой и трансформируемой специалистами информационно-библиотечной  деятельности.

  Центральная библиотека Красноярского края в настоящее время является:

  • - центром информации региональных и национальных ресурсов;
  • - документальной базой информации, обеспеченной бумажными, аудио, электронным документами;
  • - краевым хранилищем краеведческой литературы;
  • - образовательным центром, обучающим пользователей навыкам работы с информационными ресурсами и информационной технологией;
  • - общественно-культурным центром.

  В этих условиях производственный процесс в библиотеке происходит   в рамках новой парадигмы инновационного обслуживания - цифровое предоставление информации для пользователей в библиотеке и в сетевом информационном пространстве. Новая парадигма способствует освоению сетевого информационного пространства, оценке и включению документов в научную, образовательную и культурную практику, обеспечивая их сохранение.

  Продвижение культурных ценностей в ГУНБ КК происходит через обращение к библиотечному документу, через освоение навыков навигации в мире книжной культуры, через развитие книжной коммуникации, владение культурой восприятия текста, через умение применять технологический инструментарий по стимулированию чтения.

 В связи с трансформацией социальных функций, активным внедрением цифровых технологий усиливается необходимость развития аксиосферы региональной библиотеки, которая призвана участвовать в решении социокультурных проблем, связанных с обретением и сохранением ценностей культуры. ГУНБ КК становится социальным институтом аксиосферы культуры, где формируются и продвигаются мировые ценности текстов культуры.

 В пространстве аксиосферы библиотека помогает отдельному человеку сделать осознанный личностный выбор, позволяющий определить отношение к ценностям, выработать систему положительных ориентиров и образцов.

 Таким образом, аксиосфера КУНБ КК является элементом информационного пространства и представляет собой мир ценностей в аспекте социокультурной реальности, обуславливает активность личности по присвоению универсальных гуманистических ценностей во всем их разнообразии. Сохраняя и продвигая российские ценности, библиотека способствует положительному межкультурному диалогу, формированию культуры личности [6].

 Транслируя ценности в процессе социально-культурной деятельности, ГУНБ КК не только формирует новые каналы культурной коммуникации, но и внедряет различные формы продвижения культурных ценностей; развивает интерес к книге как к источнику получения информации и как к объекту культурного наследия.

  Осознавая социальную миссию библиосферы в эпоху информационных технологий, ГУНБ КК стремится обеспечить преемственность социальных функций. Информационная технологическая функция раскрывается в пересечении библиосферы (хранилища печатных изданий) и техносферы (новых информационных технологий); происходит преобразование традиционных сообщений в машиночитаемую форму.

  Коммуникативная интегральная функция является связующим звеном между библиотечным фондом и пользователями, реализуя возможности для коммуникации создателей документов и потребителей информации, обеспечивая пользователей библиотеки необходимой информацией в процессе проведения совместных информационно-образовательных и социокультурных мероприятий.

 Внедрение сетевых компьютерных технологий потребовало от ГУНБ КК новых условий организации работы, трансформации форм информационного потребления, а также изменило способы библиотечной коммуникации. Библиотека активно расширяет сферу своего влияния в условиях виртуальной среды на сайтах библиотеки, в блогах, социальных сетях, размещая информацию о фонде, продуктах и услугах, решая маркетинговые и рекламные задачи.

  В современной библиотечной практике ГУНБ КК активно используются методики проектного подхода по продвижению книги, чтения и информационных услуг; проектный подход является инструментом повышения эффективности деятельности библиотеки, направленной на достижение конкретных конечных результатов в установленные сроки [5].

  Реализация проектов помогает библиотеке создавать особые условия для поиска оригинальных идей и креативных способов их воплощения.  Среди идей реализованных проектов - формирование у пользователей экранной культуры в информационно-образовательном пространстве региональной библиотеки; создание условий для диалога между представителями разных поколений; формирование у молодежи гражданской ответственности, уважения к старшим; стимулирование интереса к волонтерскому движению; проведение комплекса образовательных мероприятий для целостного познания истории Сибири через знакомство с книгами российских писателей [2; 3].

 Анализ условий и содержания деятельности ГУНБ КК позволяет определить наиболее оптимальную модель развития библиотеки  - ресурсный центр развития интеллектуального и творческого потенциала Красноярского края, который  создает условия для формирования открытого пространства познания, общения, творчества; предлагает  населению края привлекательный облик и позитивный образ современной библиотеки [4].

 Применение данной модели библиотеки позволяет определить новый вектор ее развития:  хранителя культурного кода нации, площадки свободного общения поколений, места равного доступа всех социальных групп к информации, к знаниям, к образованию и творчеству.

  ГУНБ КК как единая, открытая и доступная информационно-образовательная система продолжает освоение интернет-пространства, модернизацию внутреннего пространства библиотеки, расширение социальной, образовательной и просветительской составляющей своей деятельности.

  Сферный подход способствует созданию новых целевых установок региональной библиотеки и реализации ее базовых функций, является надежным основанием того, что ГУНБ КК сможет занимать авторитетное место в системе социальных коммуникаций края, становиться крупнейшим информационным и социальным институтом в культурном пространстве сибирского региона.

 Список источников

  1. 1. Дворкина М.Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. Москва, 2009. 256 с.
  2. 2. Жуковская Л.Н. Использование информационно-просветительных технологий в организации досуговой деятельности современной библиотеки: креативный процесс // Труды ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 2017. С. 175-182.
  3. 3. Жуковская Л.Н. Содействие развитию межпоколенческого диалога средствами проектно-гуманитарных технологий библиотечной деятельности // Румянцевские чтения – 2019. Ч. 1. Москва: Пашков дом, 2019. С. 261-265.
  4. 4. Жуковская Л. Н. Формы и механизмы трансляции культурных ценностей в социокультурном пространстве современной библиотеки // Сибирский антропологический журнал. Т. 4. № 1 (03). С. 85-97.
  5. 5. Жуковская Л.Н. Эффективность деятельности региональной библиотеки на основе проектно-ориентированного подхода // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. № 2. С. 148-151.
  6. 6. Путинцева Е. Ю.  Аксиосфера библиотеки в контексте формирования и трансляции ценностей культуры // Чтение в системе ценностей современного общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции.  Рязань, 2017. С. 55-64.
  7. 7. Соколов А.В. Библиосфера и инфосфера в культурном пространстве России. Профессионально-мировоззренческое пособие. Москва: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, 384 с.
  8. 8. Сферный подход в теории и практике социально-культурной деятельности: монография / Л. Н. Жуковская, С. В. Костылев, О. Ф. Морозова [и др.]. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2020. 200 с.
  9. 9. Швецова-Водка Г.Н. Учение о библиосфере – новый вклад в библиотечно-информационную науку // Библиосфера. – 2017. – № 1. – С. 3–9.

Сведения об авторе

Жуковская Людмила Николаевна, доцент Федерального государственного автономного общеобразовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет», заведующая отделом Краевого государственного автономного учреждения культуры «Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края» (Красноярск, Россия)

рецензент

Лопатина Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, главный редактор журнала

К оглавлению выпуска

продвижение чтения, информационная культура, конференции, чтение

25.08.2021, 552 просмотра.