ВРЕМЯ. СОБЫТИЯ. ЛЮДИ. АЛТУХОВА Г.А. СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ НАТАЛЬИ ЕВГЕНЬЕВНЫ ДОБРЫНИНОЙ

 Библиотечная профессия, ее престиж и  авторитет в обществе во многом зависит  от специалистов, которые в ней работают, для которых библиотечное дело является жизненно важной сферой деятельности, указывающей путь к  знаниям, образованию и культуре. Такая работа под силу только образованным, интеллектуальным личностям, бескорыстным служителям дела, которому они посвятили свою жизнь.  Значимость таких специалистов, признание и высокая оценка их особого вклада в библиотечное дело подтверждается временем, памятью и уважением потомков.

 Среди выдающихся библиотекарей-просветителей Наталья Евгеньевна Добрынина занимает особое место. Ее важный вклад в теорию и практику библиотечного дела,  жизненные установки, ценные человеческие качества и достоинство и благородство поступков поставили ее в ряд выдающихся библиотековедов, формировавших нашу профессию,  определяющих ее общественный статус и по настоящее время.    

 Казалось бы сама жизнь готовила Наталью Евгеньевну к ее светлому и славному пути в библиотечной профессии. Она происходит из рода Станкевичей, ярких представителях русской культуры и искусства, известных в России ученых-просветителей и бытописателей. Как отмечает в своих воспоминаниях Наталья Евгеньевна «общий дух поведения членов семьи Станкевичей даже в пору владения ими огромным состоянием и поместьем в Воронежской губернии строился на высоких благородных качествах личности». В Семье ценились образование, скромность и непритязательность, воспитанность, вежливость и добросовестность. Род Станкевичей подарил стране многие поколения достойных ученых, просветителей-педагогов, стремящихся к знаниям и   образованию.  

 В своей книге «Сквозь полтора столетия: Моя семья» Наталья Евгеньевна отразила связь трех поколений семьи Станкевичей с библиотекой. Книга хранит память о благородных традициях семьи, показывает вклад ее представителей  в экономику и культурную жизнь страны. Благодарная память о семье и поныне жива в воспоминаниях земляков, высоко оценивается учеными историками и  культурологами.  

 Научная, литературная, просветительская, публицистическая деятельность всегда были  приоритетами членов семьи Станкевичей. Дедушка Натальи Евгеньевны - Алексей Иванович Станкевич, основатель библиотеки Государственного исторического музея, известен как собиратель и хранитель книжных собраний, хранящихся и по сей день в Историческом музее на Красной площади.  Его учителями были  И.В. Цветаев и В.О. Ключевский. Как секретарь Общества любителей русской словесности он встречался, переписывался со многими известными людьми России: сотрудничал с великим князем Сергеем Александровичем, С.А. Толстой, А.Г. Достоевской и другими не менее известными деятелями культуры и искусства. Потомки  Алексея Ивановича могут гордиться и тем, что за свою 28 летнюю деятельность на ниве культуры и просветительства он был удостоен двух орденов Св. Станислава, двух орденов Св. Анны, ордена Св. князя Владимира. Эти высокие награды свидетельствуют о признании его важного вклада в процветание и развитие общества.   Бабушка - Мария Алексеевна Станкевич (композитор, поэт), была известна своей просветительской деятельностью. Оставленные Марией Алексеевной  записные книжки, которые она вела всю свою сознательную жизнь, содержат описание быта, переживаемой автором эпохи, они вошли ценным вкладом в фонды Российской государственной библиотеки и до сих пор вызывают интерес историков и культурологов. Отец - Калёнов  Евгений Николаевич, геолог и геофизик, инженер-нефтяник,  известен также своей просветительской деятельностью. Обладая незаурядными литературными способностями, он написал теплые воспоминания о своих современниках, особенностях времени, в которое он жил,  о членах семьи, ее славных традициях, их важной просветительской деятельности.  Мать Натальи Евгеньевны - Мария Алексеевна (младшая) оставила интереснейший дневник, ставший документным свидетельством эпохи, описанием событий 20 века. Страницы дневника отражают интересные факты, событий, происходившие в стране, и  их беспристрастную оценку автором. На страницах дневника нашли свое отражение  сюжеты фильмов того времени, репертуар театральных спектаклей и партитура музыкальных произведений. Это было «Маленькое зеркало культуры эпохи», так назвала ее творчество благодарная дочь. 

  Славные традиции семьи, заложенные старшим поколением, были достойно  продолжены и существенного обогащены следующим поколением Натальей Евгеньевной и ее братом  -  Николаем Евгеньевичем  Каленовым - российский учёный в области информационных технологий, доктором технических наук, долгое время возглавлявшим Библиотеку по естественным наукам РАН. Муж Натальи Евгеньевны - Арнольд Матвеевич Горбунов - выдающийся  деятель  культуры, более  сорока  лет  проработал в  Российской  государственной  библиотеке  (РГБ, ГБЛ) и  известен   как  талантливый  библиограф-новатор, автор многочисленных библиографических  пособий, популяризатор чтения и художественной литературой. Его новаторским трудом и большим научным успехом специалисты считают, созданную им популярную  библиографическую  энциклопедию  «Панорама  веков». 

  С этой замечательной семьей связан интересный случай моей педагогической деятельности. Я читала курс «Обслуживание читателей» на вечернем отделении МГИК. Среди студентов внимание многих привлекла скромная, немногословная, интеллигентная студентка, которая выделялась в группе какой-то особенной благородной манерой общения, сдержанностью, приветливостью, теплотой и доброжелательностью к окружающим. Ее выступления на семинарах и практических занятиях отличались глубокими знаниями и интересом к теме.  Звали ее Зоя Горбунова.  Когда  она обратилась ко мне с просьбой руководить ее дипломом, я с радостью согласилась, хотя тема ее исследования меня поначалу несколько озадачила: предполагалось представить результаты проведенного студенткой эксперимента по воспитанию читателей среди детей возрастом до 3 лет. Я знала, что Зоя – уже мама, у нее есть определенный опыт воспитания маленького ребенка и навыки формирования юного читателя. Мне было интересно, как она опишет свой эксперимент, будут ли убедительны ее доводы, действительно ли ребенка в столь малом возрасте уже можно называть читателем.   Материал дипломной работы З.А. Горбуновой создавался на непосредственных наблюдениях за юным читателем как «внутри семьи», так и на личных наблюдениях автора за развитием малышей одного возраста из других семей, опирался эксперимент, как пишет Зоя Арнольдовна, на  «душевное развитие малыша в первые годы его жизни». Ознакомившись с наработками к диплому, мне стала понятна значимость такого исследования, была убедительно показана его польза для родителей, обоснована необходимость сотрудничества с библиотекарем, который поможет родителям раскрыть особенности познания ребенком окружающего мира с помощью книги. Ценными были рекомендации автора по применению методики воспитания любви к чтению, превращению его в жизненную потребность. Ценные наблюдения, выводы, сделанные студенткой, позволили ей показать особенности восприятия текста юными читателями, разработать рекомендации для родителей, поделиться личным опытом общения с малышами и обоснованно порекомендовать книги, которые следует читать детям в возрасте до трех лет.  Диплом Зои Арнольдовны был защищен с большим успехом. Государственная комиссия высоко оценила новаторство темы, подачу материала. Была отмечена также перспективность направления проведенного исследования, столь полезного родителям, библиотекарям, воспитателям и другим специалистам, работающим с детьми.

  В период, когда проходила работа над дипломом и его защита, я не знала, что эта талантливая студентка – дочь Натальи Евгеньевны Добрыниной, об этом мне стало известно значительно позже. Но сегодня я еще раз утверждаюсь в мысли , какое важное  объединяющее начало нашло свое выражение в унаследованных традициях семьи, как удивительна и достойна подражания их скромность, деликатность, приверженность отечественной культуре и образованию.    Наталья Евгеньевна гордилась своей дочерью, верила в ее будущее как продолжателя традиций рода, как достойного библиотечного специалиста, исследователя и воспитателя. Она совершенно справедливо и обоснованно включила в качестве приложения текст дипломной работы дочери в изданное ей учебное пособие «Изучение читателей - детей и подростков в России XIX-XX вв.» (1).   

  В  судьбе своей семьи Наталья Евгеньевна была творческим началом, духовным наставником, ярким  примером интеллигентности, порядочности и доброты.    

  Наталья Евгеньевна получила блестящее гуманитарное образование. Закончив в 1954 году восточное отделение филологического факультета МГУ,  выбрала сферой своей деятельности библиотечное дело, начав свой путь с должности библиотекаря, продолжив его в должности старшего, а затем, главного библиографа. С 1989 года она заведовала отделом библиографии, организации чтения и социологии библиотечного дела, была главным научным сотрудником, ответственным редактором журнала «Вестник Библиотечной Ассамблеи  Евразии». Доктор педагогических наук (с 1985 г.) Н.Е. Добрынина являлась автором более 300 публикаций в отечественных и зарубежных изданиях, профессором (получив это звание в Московском государственном институте культуры, с которым была связана многие годы), Заслуженным работником культуры РФ, Заслуженным деятелем культуры Таджикистан, Академиком Международной академии информатизации. Её книги, выступления  на  международных  конференциях и совещаниях по проблемам  изучения читателей в  рамках  ИФЛА, форумах  специалистов стран восточной  Европы,   статьи,  научно-просветительская,   педагогическая и общественная деятельность снискали ей авторитет в профессиональной среде и международное признание.  

  Существует мудрое утверждение: счастлив тот ученик, который  встретил на своем жизненном пути Учителя, которому беззаветно поверишь, захочешь ему подражать и продолжить его дело. Таким учителем Наталья Евгеньевна стала для студентов, аспирантов,  педагогов, библиотекарей страны. Сотрудничество с нашим институтом у Натальи Евгеньевны началось в 1954 г., когда она поступила в аспирантуру МГИК и окончила ее в 1966 г.

  Кандидатская диссертация Н.Е. Добрыниной на тему: «Изучение читательских интересов как одна из научных основ библиотечно-библиографической пропаганды (на материалах исследования интересов многонационального советского читателя к русской художественной литературе)»  была успешно защищена в ученом совете МГИК в 1969 году.  В диссертации на примере 40 библиотек разных типов и видов (сельских, городских, республиканских и др.), была изучена структура читательских интересов, разработаны рекомендации по составлению учебных пособий по рекомендательной библиографии, посвященной изучению русской художественной литературы в союзных и автономных республиках.  

 Уже в период обучения в аспирантуре Наталья Евгеньевна вела активную научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Методика ее преподавания и обширные знания привлекли внимание специалистов многих кафедр института к молодому и талантливому исследователю. Оставаясь штатным сотрудником Государственной библиотеки СССР им. Ленина, Наталья Евгеньевна стала активным участником всех событий института, успешно трудилась консультантом, преподавателем, методистом, была важным связующим звеном между вузами культуры и ведущей библиотекой страны - ГБЛ.

  Благодаря ее активной просветительской, интернациональной деятельности, научно-методической помощи библиотечным специалистам и библиотекам были воспитаны и получили библиотечное образование целые поколения студентов, аспирантов, докторантов по всей стране. Она  старалась заложить в своих учениках основы научного осмысления библиотечной теории и практики, привить умение делать обоснованные выводы и предлагать практические решения поставленных вопросов. На ее трудах воспитывалось несколько поколений преподавателей вузов культуры и руководителей библиотек страны. Многие из них до сих пор составляют основу профессорско-преподавательского состава вузов культуры, значительную часть руководителей библиотек по всей стране.  

  Одним из основных направлений работы Натальи Евгеньевны была интернациональная деятельность, сотрудничество с библиотечной общественностью национальных республик. Сохранились многочисленные воспоминания современников Натальи Евгеньевны о ее подвижнической деятельности в интернациональном воспитании, связях ученых и специалистов с Московским институтом культуры с библиотеками  национальных  регионов  Российской  Федерации.  

  Так, известный библиотековед Каратыгина Т.Ф. неоднократно отмечала тесные научные и педагогические связи Натальи Евгеньевны с культурными центрами Дагестана и ее крепкую товарищескую  и профессиональную  дружбу в течение  более, чем  десятилетий с директором Хасавюртовской  центральной  городской  библиотеки имени  Расула  Гамзатова Эльмиром  Нурмагомедовичем Якубовым,  выпускником  магистратуры МГИК.  Татьяна Федоровна считала что «очень  полезными для исследований  Хасавюртовской библиотеки являлись не  только  книги  и статьи  Н.Е. Добрыниной, но  и  личные  контакты с нею, выражающиеся  в получении  от  неё  устных   консультаций  и письменных  отзывов на всякого рода материалы  библиотеки. Были  нередкими   случаи, когда  хасавюртовские  библиотекари  получали  от  Добрыниной   её  книги   с  дарственными  надписями» (6).

   Интересны  заметки представителя Казахстана Алсатова Турсуна Мухамедовича,  выпускника МГИК, аспиранта, защитившего в 1981 г. на ученом совете МГИК кандидатскую диссертацию: «Рекомендательная библиография как средство интернационализации чтения художественной литературы (на примере библиографической пропаганды литературы Средней Азии и Казахстана». Он подчеркивает неоценимую методическую помощь  Натальи  Евгеньевны в системе подготовки библиотечных кадров в Казахстане, отмечая, что она «выдвинула чрезвычайно  востребованную  ныне  концепцию взаимодействия  национального  и интернационального чтении, разработала  типологию   читателей    по  критериям   ориентации  на   родную  литератур, уделяя при этом особое внимание вопросам научно-педагогической подготовки национальных кадров для всех типов и видов библиотек Казахстана (4). 

 Я была свидетелем  дружеских, интернациональных связей Натальи Евгеньевны с Государственным институтом искусств и культуры Узбекистана.  В свое время в нашем институте обучались  студенты и аспиранты из многих союзных республик страны. Многочисленную группу составляли представители Узбекистана. Куратором от республики была Асия Гафуровна Касымова – известный библиотечный специалист, доктор педагогических наук, профессор, наладивший тесные связи не только с профессорско-преподавательским составом МГИК, но и с ведущими библиотеками Москвы.   С Натальей Евгеньевной их связывали теплые  дружественные отношения и общая цель – помочь республике Узбекистан в подготовке квалифицированных педагогических кадров для института, оказание методической помощи библиотекам республики. Будучи свидетелем и участником их творческих встреч, помню, как расцветала «золотой» в национальных традициях улыбкой Асия Гафуровна при общении с Натальей Евгеньевной. Как она была благодарна ей за ее доступность, приветливость,  готовность откликнуться на любую просьбу, желание оказать помощь в работе с узбекскими кадрами. Их встречи и беседы всегда были очень результативны и подкреплялись частыми приглашениями Наталье Евгеньевне посетить республику и ее учреждения культуры. Студенты и аспиранты из Узбекистана в свою очередь были частыми гостями, вместе с  Асией Гафуровной в ГБЛ, в ее читальных залах, в рабочих кабинетах ведущих сотрудников библиотеки, гидом по библиотеке, как правило, была сама Наталья Евгеньевна.   

 География интернациональных связей Натальи Евгеньевны с союзными республиками исчерпывает, пожалуй, весь их состав. Она поддерживала личные  контакты, была частым и желанным гостем на Украине, Белоруссии, Бурятии, Чечне, Грузии и многих других республиках. Была удостоена звания Почетный деятель культуры Таджикистана. Ее книги  и статьи бережно хранят вузы культуры, библиотеки  не только в нашей стране, но и за рубежом. 

 Встречаясь с педагогами и аспирантами Азербайджанского государственного университета культуры и искусств (единственного в стране высшего учебного заведения, готовящего кадры для разных областей культуры и искусств), выступая на заседаниях диссертационного совета  университета в Баку, я смогла по достоинству оценить важную роль МГИК и ГБЛ в научной и образовательной деятельности республики, быть свидетелем горячего проявления уважения ученых и преподавателей Азербайджана к Наталье Евгеньевне, убедиться в интересе азербайджанских ученых к  ее публикациям и их высокой оценке. Руководство диссертационного совета университета, рассказывало мне, что Наталью Евгеньевну они часто приглашают в качестве официального оппонента на защиту диссертаций, просят прислать отзывы на научные работы своих сотрудников и диссертантов. Наталья Евгеньевна всегда охотно откликалась на их просьбы, оказывала значительную поддержку методическими материалами, дарила свои публикации, делилась опытом. Ее книги и поныне хранятся в библиотеке университета и других библиотеках страны.   

 Мне довелось соприкоснуться с еще одним направлением научно-педагогической и интернациональной деятельности Натальи Евгеньевны – ее работе на факультете повышения квалификации при МГИК, слушателем которых я была в 90-годы. На Курсы повышения квалификации во МГИК, которые затем стали основой создания популярного в стране Института повышения квалификации библиотечных работников при МГИК Со всей страны съезжались в институт библиотекари, педагоги библиотечных вузов, техникумов, культурно-просветительных учреждений. Организаторами и руководителями курсов в свое время были известные библиотечные специалисты, авторитетные ученые В.И. Терешин, Т.Ф. Каратыгина, Л.С Ильичева.  К педагогической деятельности на курсах, чтению лекций, проведению экскурсий и практических занятий  привлекались не только  ученые и педагоги МГИК, но и специалисты ведущих вузов и библиотек Москвы. Слушатели  имели возможность обменяться опытом, ознакомиться с передовыми технологиями библиотечно-библиографического обслуживания населения, а также получить доступ к важнейшим методическим рекомендациям, разработанным специалистами МГИК и ГБЛ. Для меня школой педагогического мастерства стали лекции Натальи Евгеньевны по изучению читателей и методике их обслуживания.

  Основной темой лекций Натальи Евгеньевны, которые мне довелось слушать на ФПК, стало освещение истории создания фундаментальных комплексных исследований «Советский  читатель» (монография вышла в 1968 г.), «Книга и чтение в жизни небольших городов» (1973 г.), «Книга и чтение в жизни советского села» (1978 г.), «Советский рабочий — читатель»  (1980 г.)  Это были фундаментальные  исследования, в которых впервые  была  дана широкая картина чтения в нашей стране, отражены читательские интересы и предпочтения молодежи (рабочей и студенческой), детей, школьников, специалистов (учителей, инженеров и др.). Авторы исследований показали соотношение читающей и нечитающей публики, выявили приобщенность населения к чтению общественно-политической, естественно-научной  технической, художественной литературы, изучили  мотивы чтения, определи критерии оценки прочитанного. Впервые в нашей стране изучалась роль библиотеки и ее соотношение с прессой, радио, телевидением,  анализировалась система снабжения и обслуживания населения книгой (и не только из библиотек).  Многие годы эти сборники были настольной книгой библиотечных специалистов, студентов и преподавателей библиотечных вузов, практических работников библиотек. Да и сегодня многие вопросы организации чтения населения могут найти свои ответы на  страницах этих фундаментальных исследований, которые  по широте и масштабу охвата населения были уникальны.  Наталья Евгеньевна была непосредственным организатором и участником этих исследований, автором статей по всем направлениям работы авторского коллектива.     

  Живой и одухотворенный рассказ Натальи Евгеньевны заставлял слушателей переживать вместе с ней трудности и испытания, с которыми столкнулись ученые в экспедициях: поездки на промерзшей машине в снежной пустоте Крайнего Севера, неустроенность быта, недостаточную помощь вышестоящих организаций. Истории Натальи Евгеньевны были наполнены описанием жизненных ситуаций, в которых работали исследователи, вместе с ней мы переживали трудности библиотекарей - энтузиастов, посветивших себя столь значительной по масштабам работы, радовались успехам молодой дружной команды. Вместе со своим замечательным педагогом мы окунулись в лабораторию исследований отечественного библиотековедения тех лет, много интересного узнали о чтении в сельских семьях и сельских школах, ознакомились с особенностями чтения русской интеллигенции: инженеров, педагогов и ученых.    

 Результаты исследования, тот богатейший опыт, который приобрели тогда еще молодые энтузиасты, искренне верящие в правоту и нужность своего дела, смогли воссоздать, как пишет Наталья Евгеньевна «обобщенный образ открытого и доброжелательного многонационального народа, который и в повседневности сохранял свою открытость, доброжелательность и сердечность», для такого народа и  создавались эти исследования, и никакие политические изменения не смогли умалить их значимость.

 Как и другие слушатели лекций Натальи Евгеньевны,  я преисполнялась гордости за свою принадлежность к библиотечной профессии, свой институт, его исключительную роль в подготовке кадров, интернациональных связях и в возможности на равных общаться с такими блистательными учеными и педагогами, как Наталья Евгеньевна.   

 Наталья Евгеньевна отличалась особым педагогическим даром. Обладая энциклопедическими знаниями, она была неэмоциональна, сдержана в своих публичных выступлениях. Лекции и выступления на ученых советах она  произносила негромким, очень четким, с хорошо поставленной дикцией голосом. Это позволяло максимально сосредоточиться на содержании ее выступления и без труда воспринимать суть проблемы.   

 Н.Е. Добрынина была человеком высокой культуры и благожелательности во всем. Это проявлялось и в общении с коллегами, и в оценке работ студентов, аспирантов. Ее отзывы на диссертационные исследования всегда была объективны, благожелательны, но в то же время принципиальны. Она могла в деликатной форме высказать глубокие замечания, пожелания, подсказать аспиранту правильное направление выполнения диссертационной работы.

 Наталья Евгеньевна воплощала образ современного библиотечного работника, ученого, интеллигентного и образованного человека. Она всегда была спокойна и сдержана, элегантна в строгих тонах одежды. Ее лучшим украшением были неизменная доброжелательность, умный вдумчивый взгляд, умение найти нужную интонацию, уважительные слова в беседе с человеком любого уровня образования и социального статуса.

  Многогранность творческой натуры Натальи Евгеньевны проявлялась в ее эрудиции и любви к искусству. Помимо того, что она как специалист прекрасно знала художественную литературу, театр, музейное дело, она любила и знала поэзию, играла на фортепиано, особенно, как отмечал ее супруг, ей удавались «Времена года» Чайковского. А в летнее время Наталья Евгеньевна ассистировала мужу в написании натюрмортов и пейзажей маслом. Семья любила животных, они всегда были в их доме.  

  Проходят годы, сменяются поколения, история в их памяти сохраняет имена наиболее достойных современников. Горько осознавать потерю отечественного библиотековедения в лице Натальи Евгеньевны Добрыниной, но время неумолимо, как и законы природы. В нашей памяти она осталась выдающимся, высокоавторитетным специалистом, активным пропагандистом истинных библиотечных ценностей, талантливым педагогом и замечательным человеком. 

 

Список источников

  1. 1. Добрынина, Наталья Евгеньевна. Изучение читателей - детей и подростков в России XIX-XX вв. : учебное пособие / Н. Е. Добрынина. - Москва : Шк. б-ка, 2006. - 138 с.
  2. 2. Добрынина, Наталья Евгеньевна Книги о сокровищах Национальной библиотеки Кыргызской Республики / Н. Е. Добрынина // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. - 2010. - № 1. - С. 46-48.
  3. 3. Добрынина, Наталья Евгеньевна. Сквозь полтора столетия: Моя семья / Н. Е. Добрынина. - Москва : Пашков дом, 2009. – 345  с.
  4. 4. Алсатов, Турсун Мухамерович. Роль МГИК в подготовке научных кадров для системы высшего библиотечного образования Казахстана / Т.М. Алсатов // Культура: теория и практика. - 2020. - № 5 - С.   

5.     Каратыгина, Татьяна Федоровна. Наталья Евгеньевна Добрынина – заметки о замечательном ученом и человеке/ Т.Ф.Каратыгина // Культура: теория и практика. 2016. - №. 1.

  1. 6. Просалкова, Юлия Васильевна. Берега культуры. /О книгах Н.Е. Добрыниной/ Ю.В. Просалкова. -    Москва : Шк. б-ка, № 2, -  - С. 59-66.

 

В работе над статьей были использованы материалы Библиотечной энциклопедии (М.: Пашков дом, 2007)  

 Сведения об авторе

Алтухова Галина Алексеевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

Библиотечное образование, история библиотечного образования, история библиотечного дела, библиографическая культура, чтение, история книги

19.12.2021, 662 просмотра.