КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. БЕРЕЗИНА А.В. МОТИВЫ ЧТЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ ПОКОЛЕНИЯ Z
Подростки поколения Z – это второе цифровое поколение, но первое поколение, с раннего возраста тесно связанно с новыми технологиями: они проводят в сети Интернет значительно больше времени, чем взрослые люди. В чтении российских подростков поколения Z, родившиеся примерно после 2000 г., исследователями фиксируются следующие изменения: снижается общий интерес к чтению художественной литературы, уменьшается объем времени для чтения книг; утрачивается интерес к книгам, входивших в круг подросткового чтения в 20 веке, вызывают интерес современные книги [4; 10]; снижается уровень литературного развития подростков, способность распознавать стиль литературного произведения; проявляется явный разрыв между чтением по программе и самостоятельным чтением подростков. [7, 9]
В основе деятельности чтения лежат мотивы, побуждающие к чтению. Мотивация чтения – это те причины и механизмы, которые определяют направленность человека на общение с книгой, организованность и устойчивость читательской деятельности. [3]
Какой психологический смысл может иметь чтение для читателя? Во-первых, оно может отвечать потребности в получении эстетического, эмоционального и интеллектуального удовольствия от самого процесса чтения, и тогда мы можем говорить о внутреннем мотиве чтения. Во-вторых, чтение может служить средством достижения каких-либо других целей, и здесь мы говорим о внешних мотивах чтения.
Как классики психологии и педагогики, так и современные исследователи, говорят о важности внутренней мотивации чтения для развития личности в подростковом возрасте: формирования эмоциональной сферы, личностной рефлексии, становления идентичности и самосознания, социального развития [2; 3; 5; 8]
С целью определения мотивов чтения российских подростков поколения Z, нами в 2019 году было проведено анкетирование 11-15-летних школьников (1430 респондентов) из более чем 10 регионов России. 57,5% из них были девочки, 42,5% - мальчики. По возрастам было примерно равное распределение. 90% респондентов – подростки, посещающие ту или иную библиотеку.
На вопрос «Читаешь ли ты книги? Как часто?» подростки ответили следующим образом: 31% читают каждый день; 25% читают 2-3 раза в неделю; 9% читают раз в неделю; 9% читают 2-3 раза в месяц; 18% читают только на каникулах; 3% читают очень редко; 5% не читают совсем.
Чтобы понять, каковы мотивы чтения подростков, мы предложили им продолжить утверждение «Я читаю /не читаю потому что…».
10 % из полученных ответов были продолжением фразы «Я не читаю, потому что…»: не интересно, скучно; нет времени; есть аудиокниги; лень; есть другие более интересные занятия; не хватает терпения, это утомительно; трудно достать книги, дорого; нет интересных книг.
Ответы подростков, которые продолжили утверждение «Я читаю, потому что…», были распределены нами с помощью метода семантического анализа на следующие группы мотивов:
Таблица 1. Мотивы чтения подростков [1]
Мотив |
Определение |
Примеры высказываний подростков |
Мотив пользы |
читать нужно для того, чтобы что-то улучшить в себе |
чтение помогает развивать разные навыки и качества (любознательность, кругозор, грамотность, фантазию, словарный запас, ораторские способности); читать, чтобы познавать, получать знания, поступить в ВУЗ и т.д. |
Мотив развлечения |
читать нужно для того, чтобы было весело, нескучно |
в книге интересный, занимательный сюжет, интересные приключения; читаю, чтобы развеять скуку; это приносит удовольствие; «это умный способ безделия» |
Мотив принуждения |
читать нужно, потому что их заставляют взрослые |
надо по программе; делать домашнее задание; заставляют родители или учителя; «учитель по литературе не дремлет и ждет моих сочинений» |
Социальный мотив |
чтению придается высокий статус, но само по себе чтение не интересно |
чтение – это круто, это модно; читать нужно; с детства приучили к этому родители; читаю, потому что читают мои друзья |
Мотив эскапизма |
чтение помогает убежать в другую реальность, спрятаться от окружающей действительности |
«иногда хочется погрузиться в другой мир, отличающийся от нашего и забыть городскую суету»; забывать о проблемах; это помогает отвлечься; «это помогает мне дышать»; «потому что книги лучше людей, с ними можно провести время, и они не сделают больно» |
Внутренний мотив |
чтение важно само по себе, осознается важность чтения для личностного развития, книга воспринимается как ценность, как собеседник, источник размышлений и самопознания |
«Я читаю, потому что книги помогают иначе взглянуть на возможности нашей жизни, понять, как просто сделать неповторимой каждую секунду бытия». «Я могу олицетворить героя с собой». «Хочется перенестись в другой мир и прожить жизнь главного героя, я могу ощущать все чувства, эмоции и переживание каждого из героев этой книги». «Люблю проникать в мир книги, радоваться и плакать за героев, чувствовать то, что они чувствуют. Переживать за них. А также обдумывать книгу, когда ложусь спать и самой придумывать/предсказывать сюжет, который я прочитала/буду читать завтра». |
Неопределенная читательская мотивация |
не осознают, почему читают, или не хотят задумываться над этим вопросом |
мне просто нравится; это мое хобби; это интересное занятие; хочу и читаю |
Следует также отметить, что не было ни одного ответа подростков, в котором мы могли бы увидеть отношение к книге как к предмету искусства, вызывающего эстетические переживания.
Представленность данных мотивов чтения у подростков показана в Таблице 2.
Таблица 2. Представленность мотивов чтения у подростков*
|
11-15 лет (1430 чел) |
|
|
чел |
% |
Мотив пользы |
312 |
22 |
Мотив развлечения |
182 |
13 |
Мотив принуждения |
145 |
11 |
Социальный мотив |
83 |
6 |
Эскапизм |
54 |
4 |
Внутренний мотив |
77 |
6 |
Неопределенная читательская мотивация |
506 |
35 |
Нет ответа |
24 |
2 |
Не любят читать |
138 |
10 |
*Один подросток мог давать варианты ответов, соответствующие разным мотивам чтения
Наиболее часто у подростков присутствуют такие внешние мотивы чтения как мотив пользы (22 %), мотив развлечения (13 %) и мотив принуждения (11 %).
В Таблице 3 представлена выраженность мотивов у девочек и у мальчиков.
Таблица 3. Гендерные особенности в мотивации чтения подростков
|
Общее |
Девочки |
Мальчик |
|
% |
% |
% |
Мотив пользы |
22 |
24 |
18 |
Мотив развлечения |
13 |
14 |
11 |
Мотив принуждения
|
11 |
6 |
16 |
Социальный мотив |
6 |
4 |
8 |
Эскапизм |
4 |
6 |
1 |
Внутренний мотив |
6 |
8 |
4 |
Неопределенная читательская мотивация |
35 |
31 |
39 |
Нет ответа |
2 |
1 |
2 |
Не любят читать |
10 |
7 |
13 |
Между девочками и мальчиками существуют различия в выраженности некоторых мотивов чтения.
У девочек в два раза чаще, чем у мальчиков, проявляется внутренний мотив чтения, а из внешних мотивов у девочек чаще более выражены мотивы пользы, развлечения и эскапизма. Девочки больше склонны размышлять над прочитанным, идентифицироваться с персонажем книги. Также чтение для девочек чаще является средством для развития когнитивных способностей и получения хорошего образования. Книги для девочек в большей степени являются источником развлечения или возможности «убежать» от реальности. У мальчиков, больше, чем у девочек, выражены мотивы принуждения и социальный мотив. И они почти в два раза чаще отвечали, что они не читают совсем.
Что касается динамики по возрастам (Таблица 4), уменьшается количество подростков с неопределенной читательской мотивацией и увеличивается количество подростков с внутренним мотивом чтения. Спады мотивов пользы и развлечения приходятся на 12-13 лет. Социальный мотив имеет небольшой пик в 13-14 лет. Эскапизм в целом увеличивается с возрастом. Мотив принуждения максимально выражен в 13-14 лет.
Таблица 4. Динамика мотивации чтения по возрастам
|
11 лет |
12 лет |
13 лет |
14 лет |
15 лет |
|
% |
% |
% |
% |
% |
Мотив пользы |
24 |
17 |
19 |
24 |
25 |
Мотив развлечения |
10 |
15 |
15 |
13 |
12 |
Мотив принуждения |
10 |
11 |
13 |
13 |
5 |
Социальный мотив |
5 |
4 |
7 |
8 |
6 |
Эскапизм |
2 |
3 |
5 |
3 |
6 |
Внутренний мотив |
2 |
3 |
5 |
6 |
10 |
Неопределенная читательская мотивация |
44 |
41 |
36 |
27 |
30 |
Нет ответа |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
Не любят читать |
8 |
10 |
7 |
11 |
12 |
Приведенные результаты говорят о наибольшей выраженности у подростков поколения Z внешних мотивов чтения. Можно предположить, что взрослые – родители, педагоги, библиотекари – сами же создают ситуацию снижения интереса e подростков к чтению художественной литературы, настаивая на обязательном чтении одних произведений и не обращая внимания на важность для подростков чтения совершенно другой.
Воздействие художественных произведений на человека происходит во многом через идентификации с героем, персонажем: происходит построение собственной идентичности, что является основной задачей подросткового возраста. Как пишет Вадим Левин [5], опираясь на классиков психологии (Л.С. Выгодского, Б.М. Теплова) «Когда создается или воспринимается художественное произведение, наполняющий его духовный опыт удваивается: он, во-первых, живет во мне, в моем переживании, а, во-вторых, одновременно покоится вне меня, материализованный в произведении, в его неподвижной структуре, в его осязаемой форме. Благодаря физическому воплощению живого опыта в произведении искусства я могу действовать с «плотью» опыта как с физическим телом: я приобретаю возможность рассматривать освоенный и осваиваемый опыт взглядом со стороны; могу перестраивать художественный мир, несущий в себе опыт, и таким образом познавать его, то есть изучать себя, овладевать своими переживаниями, учиться владеть собой. Освоенный через искусство живой духовный опыт обогащает мою внутреннюю «картину мира» новыми и новыми человеческими ценностями, придает ей объемность, многослойность, стереоскопичность, открывает передо мной бесчисленные возможности выбора жизненного пути, возможности принимать самостоятельно ответственные решения».
Это положение можно проиллюстрировать с помощью следующей схемы (Рисунок 1):
Рисунок1.
Однако у современных подростков процесс идентификации с персонажами затруднен. Им сложно вставать на сторону другого, принимать его позицию. Эти проблемы во многом появляются благодаря особенностям воспитания. У современных детей и подростков практически отсутствуют реальные возможности сталкиваться с ситуациями выбора и принятия решения, а также принятия ответственности за них. Уже вполне выросшим детям родители боятся разрешить автономию и самостоятельность: родители решают, что ребенок должен хотеть и как это делать. У ребенка формируется выученная беспомощность, непонимание, для чего он живет, нет переживаний, связанных с последствиями своего выбора и т.д. При этом взрослые не разговаривают с подростками «по душам» (не умеют, нет времени или просто привыкли к телеграфному, командному стилю общения, не проясняют смыслы поступков).
Однако бывает и так, что подросток, живет активной жизнью, совершает поступки, переживает за их последствия, но не встречается с соответствующей литературой: взрослые не предлагают подросткам современную литературу, настаивая на изучении классики, а как указывает Е.С.Романичева, читая художественные произведения подростковой литературы последних лет, школьник, во-первых, читает о самом себе, о тех проблемах, которые его волнуют здесь и сейчас; во-вторых, у подростка формируется представление о том, что литературный процесс не закончился, а продолжается и в настоящее время; и в третьих, школьник получает «точку входа» в мир литературы, совершая путь от современной литературы к классическим произведениям. При этом учителя часто выстраивают свои уроки отталкиваясь не от интересов ученика, которые для него непонятны и не всегда очевидны, а от текста, который учителю как профессиональному читателю показался значимым и, используя которые он может решить какие-то свои воспитательные задачи. [6] Однако, как показывает практика, такой подход оказывается абсолютно неработающим с детьми и подростками поколения Z. Учителям и родителям стоит обратить внимание на достаточно большую выраженность у подростков мотива принуждения, особенно у мальчиков. Взрослые хотят, чтобы подростки читали, но если уроки литературы проходят формально, не дают подросткам возможности для самовыражения, обсуждения и дискуссий, то задача прочитать и «проанализировать произведение», конечно, будет восприниматься подростком именно как принуждение. Возможно, что это ощущение возникает из-за того, что увеличивается количество и объем текстов, которые подросткам приходится читать по программе, и не остается времени для свободного досугового чтения, а книги, которые вызывают у современных подростков интерес, не доходят до них по разным причинам: многие родители не разбираются в современной подростковой литературе и не покупают в домашние библиотеки такие книги, просто не зная о них; на уроках в школе педагоги ограничены рамками школьной программы, и, к сожалению, часто также не знают о существовании современной подростковой литературы, и в библиотеке, даже если подросток туда приходит, ему часто подбирают «проверенную временем классику», которую взрослые читали сами и поэтому настойчиво предлагают ее подростку. Возможно, что количество не читающих подростков с возрастом увеличивается именно из-за того, что они часто чувствуют принуждение и редко испытывают радость и удовольствие от процесса чтения.
Таким образом, трудности в формировании у подростков внутренней мотивации к чтению могут быть связаны с одной стороны, что у подростков просто нет тех переживаний, того жизненного опыта, который позволил бы подростку откликнуться на переживания героя, на то, что с ним происходит, поэтому и не задевает, не заинтересовывает подростка та литература, где нет динамичного и увлекательного сюжета. С другой стороны, эти проблемы могут быть связаны с тем, что до подростка не доходит та или иная литература, у него не происходит встречи с теми произведениями, которые откликались бы ему.
Получается замкнутый круг. И решение здесь не только в том, чтобы давать доступ подросткам к соответствующим книгам, но и в изменении жизни самих подростков. Важно задуматься о тех мерах, которые необходимо принимать для развития у подростков внутренней мотивации чтения, о необходимости изменения практик и методик приобщения детей и подростков к чтению.
Список источников
- 1. Березина А.В. Чтение современных российских подростков: мотивационный аспект // Психология обучения. – 2021 – № 3. – С. 101-109.
- 2. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. – Москва : Педагогика, 1987.
- 3. Иванова Г.А. Психология чтения школьников / Иванова Г.А., Тихомирова И.И. – Москва : РШБА, 2016.
- 4. Колосова Е. А. Трансформация читательских практик и предпочтений российских подростков (2010-2020 гг.) / Е. А. Колосова // Поколение Z в онлайн-пространстве: социальное поведение, ориентации, идентичность : Сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием, Уфа, 24–26 ноября 2020 года / Отв. редактор Р.Б. Шайхисламов. – Уфа : Башкирский государственный университет, 2020. – С. 354-358.
- 5. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – Москва : Лайда, 1994.
- 6. Романичева Е.С. Методы и приемы работы с произведениями современных авторов на школьном уроке // Читатель в школе : сборник статей / под ред. Е.А. Асоновой, Е.С. Романичевой. – Москва : Библиомир, 2020. – С.17-30.
- 7. Собкин В. С. Опыт структурного анализа возрастных особенностей мотивации чтения подростками художественной литературы / В. С. Собкин, Е. А. Калашникова // Социология образования. Труды по социологии образования / Под редакцией В. С. Собкина. – Москва : Федеральное государственное научное учреждение "Институт социологии образования" Российской академии образования, 2012. – С. 192-213.
- 8. Собкин В. С., Калашникова Е. А. Влияние школьной академической успешности и социального статуса в классе на мотивацию чтения художественной литературы учащихся основной школы // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 13. По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения РАО / Под общ. ред. акад. РАН и РАО В.А. Лекторского и д. пед. н., проф. Ю.П. Мелентьевой – Москва : Издательство «Канон+», 2016. – С. 85-93.
- 9. Собкин В. С. Социально-психологический анализ особенностей литературного развития подростков / В. С. Собкин, Д. А. Плоткин // Социокультурные трансформации подростковой субкультуры / Российская акад. образования, Центр социологии образования; Под редакцией Собкина В. С. – Москва : Федеральное государственное научное учреждение "Институт социологии образования" Российской академии образования, 2006. – С. 116-138.
- 10. Чудинова В. П. Чтение и литературные предпочтения школьников поколения Z: социокультурный контекст / В. П. Чудинова // Обсерватория культуры. – 2018. – Т. 15. – № 6. – С. 668-681.
Сведения об авторе
Березина Александра Викторовна, отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения, ФГБУК «Российская государственная детская библиотека».
E-mail:
Berezina Aleksandra, Russian State Children's Library
история книги, чтение, конференции
20.12.2021, 926 просмотров.