БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. ШИМКОВА Л. Н. БИБЛИОМЕЩЁРА-2021

Будущие библиотеки – места для людей. Они должны собирать граждан, сталкивать взгляды, рождать новые идеи и таким образом способствовать повышению уровня осмысленности в жизни сообщества.

(В.К. Степанов)

 С 3 по 8 августа 2021 года в курортном поселке Солотча в Рязанской области проходил Летний лагерь молодых библиотекарей России «БиблиоМещёра».

 Проект «БиблиоМещёра» продолжил традиции проекта «БиблиоТаврида», направленного на выявление и повышение профессиональной компетенции талантливых молодых специалистов – сотрудников общедоступных библиотек Российской Федерации, пять смен которого прошли в период с 2015 по 2019 годы при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

 «БиблиоМещёра» была организована Международным Информационным Нобелевским Центром (МИНЦ, г. Тамбов) по инициативе и при финансовой поддержке компании «Радуга-ЛИК» (г. Рязань), специализирующейся на производстве мебели для библиотек и музеев.

  Я впервые принимала участие в профессиональном мероприятии такого масштаба. Для меня было большой честью оказаться среди молодых и талантливых коллег, став частью большой и дружной команды. Побудило нас - 17 библиотекарей из разных регионов России собраться в одном месте искреннее желание сделать библиотеки, где мы работаем, лучше и интереснее, а свою жизнь и жизнь других людей - счастливее.

  На протяжении шести дней мы с коллегами были погружены в атмосферу профессионального тренинга. Отличительной чертой Летнего лагеря стала предельная открытость и искренность обсуждаемых вопросов в рамках дискуссионных площадок.

  Есть ли у библиотек будущее? Какой должна быть современная библиотека и что сделает её востребованной уже сегодня? Какими профессиональными компетенциями должен обладать библиотекарь общества знаний? Какие новые сервисы применимы к современной библиотеке? – эти и другие вопросы обсуждались в ходе лекций, дискуссий, игровых практикумов и творческих площадок, направленных на овладение знаниями и навыками в профессиональной деятельности, поиск решений по самым актуальным проблемам отрасли, а также на стимулирование творческой и профессиональной активности в области разработки и реализации инновационных проектов в библиотеках.

 Тон лагерю задали выступления его ведущих преподавателей: доцента Московского государственного института культуры В.К. Степанова и  директора Департамента научно-образовательной деятельности Российской государственной библиотеки Е.Н. Гусевой.

  В своих лекциях В.К. Степанов говорил об изменении миссии библиотек в эпоху цифровизации и искусственного интеллекта, современных сервисах, направлениях и методах преобразования библиотечной отрасли, перспективах развития цифровых технологий.

 Сегодня иные цифровые отношения в обществе знаний требуют новых подходов в работе библиотек. Современная библиотека должна быть центром творческого и интеллектуального развития личности, а библиотекарь – помощником и навигатором в потоке информационных технологий. Вадим Константинович приводил примеры успешной работы библиотек в регионах, где трудятся такие же молодые специалисты, как мы, выходящие за рамки своих обязанностей, использующие в своей работе новые и актуальные формы взаимодействия с местными сообществами. Обсуждения этих вопросов затем продолжались в рамках дискуссионных площадок, где каждый участник мог задать вопросы и выразить своё мнение.

  Е.Н. Гусева в своей лекции остановилась на текущем состоянии законодательного обеспечения библиотечной деятельности. Кроме того, ею была проведена деловая игра на основе шаблона бизнес-модели А. Остервальдера «Построй свою библиотеку. Не с нуля». Нам, слушателям необходимо было на бумаге построить бизнес-модель своей библиотеки, описать перспективы её развития, выстроить основные процессы, составить финансовый план и разработать кадровую политику.

  Очень интересными оказались лекции ученого секретаря Московской Губернской универсальной библиотеки И.А. Новикова. Игорь Андреевич рассказывал о дизайн-мышлении, методах продвижения библиотечных проектов, товаров и услуг. Настоящий мозговой штурм был организован на лекции «Для кого мы работаем: методы анализа потребностей обслуживаемого сообщества», где каждый участник, с помощью технологии SMART, анализировал потребности обслуживаемого сообщества, учился правильно ставить цели и управлять ими. Результаты мозгового штурма были отражены в таблице Problem Statement Worksheet.

  В рамках игрового практикума «Функциональное зонирование пространства библиотеки», организованного заведующей сектором методики и практики библиотечного обслуживания детей информационно-методического отдела Центральной городской детской библиотеки имени В.И. Ленина г. Ростов-на-Дону А.А. Гериной, мы с коллегами, разделившись на команды, учились планировать пространство библиотеки, продумывать функционал помещений, их наполняемость с учётом определённых условий размещения отдельных зон. Каждая команда, представляя свои проектные решения, в ходе профессионального анализа получила возможность увидеть плюсы и минусы проделанной работы и обратить внимание на все детали при преобразовании помещений своей библиотеки.

  Очень впечатлили выступления Т.С. Поздеевой, начальника отдела по физической культуре и спорту администрации г. Благовещенска (с 2016 по 2020 гг. – заместителя директора библиотечной системы г. Благовещенска). Она поделилась опытом активного развития библиотечной системы г. Благовещенска (за три года в г. Благовещенске уже открыты 4 модельные библиотеки). На лекциях Татьяна Сергеевна делала акцент на том, чтобы не бояться двигаться вперед, учиться привлекать внешние ресурсы, активно взаимодействовать со СМИ, говорить о себе в профессиональных сообществах. Знакомство со смелыми идеями, которые несмотря ни на что, удалось реализовать, породили у участников и уверенность и в своих собственных силах.

  В предпоследний день лагеря в качестве культурно-досуговой программы нам представилась уникальная возможность посетить государственный музей-заповедник С.А. Есенина – старинное русское село Константиново в Рязанской области, протянувшееся протянулось вдоль живописного места на правом берегу реки Оки.

                Я снова здесь, в семье родной,

               Мой край, задумчивый и нежный!

               Кудрявый сумрак за горой

              Рукою машет белоснежной...

                                                    Сергей Есенин

  На родине Сергей Есенин создал лучшие свои произведения о красоте родной земли. Побывав здесь, мы словно попали в мир поэтических образов поэта и прониклись всей душой волшебством есенинской лирики.

  Заключительный день смены, пожалуй, стал самым эмоциональным. Т.С. Поздеева организовала игровой практикум «Библиотека идеи». В ходе работы каждой команде нужно было придумать свою оригинальную библиотеку. Фантазии и мечтам не было предела. Идеи были очень оригинальными и интересными, например, «Библиотека профессий», «Библиотека эко-туризма». Реально ли в дальнейшем эти идеи воплотить в жизнь, покажет время, но в процессе обсуждения и работы в команде мы все стали чуточку ближе и сделали выводы о том, насколько мы все полны идеями и желанием сделать библиотеки местом притяжения людей любого возраста.

  Подводя итоги в рамках заключительной дискуссии, каждый участник поделился идеями своих проектов. Я рассказала об идее создания в библиотеке творческой мастерской для подростков, которая, надеюсь, в скором времени воплотится в реальность.

  Чтобы прочувствовать единый дух команды во время вечернего чаепития и душевных разговоров о проведённых днях, наши наставники А. Герина, Т. Поздеева, И. Новиков организовали для нас игру на сплочение коллектива, в ходе которой каждый участник, наматывая нити на руку, отвечал на вопросы: «с какими эмоциями/идеями/вопросами я уезжаю?». В результате игры образовалась своего рода «паутина», которая наглядно объединила всех: участников лагеря, организаторов и наставников. Перед глазами возник образ – вот она команда молодых профессионалов из разных уголков от Благовещенска до Калининграда – активных, целеустремлённых, болеющих душой за библиотечную профессию и готовых на местах вносить перемены и вдохновлять своих коллег. Команда людей способных, несмотря ни на какие трудности, изменить действительность.

  Пять дней пролетели незаметно и каждый из нас оставил в Солотче частичку себя. Мы, «БиблиоМещёровцы», ни в коем случае решили не расставаться, создав группу в «WhatsApp», где будем продолжать обмениваться опытом, делиться радостными новостями и достижениями в работе, а также реализовывать совместные проекты.

  Уникальный формат «БиблиоМещёры» дал возможность как никогда прежде открыто общаться с коллегами, установить дружественные связи, расширив границы творческого сознания и переосмыслив привычные постулаты. Сегодня я по-новому вижу свою профессию в целом, что придает уверенность в правильности дальнейших шагов на пути к преобразованию своей библиотеки и самой себя.

 Сведения об авторе

Шимкова Людмила Николаевна, главный библиограф Муниципального бюджетного учреждения «Библиотека для детей и юношества имени Альберта Лиханова» г. Кирова Кировской области.

К оглавлению выпуска

проекты

21.12.2021, 336 просмотров.