ДРЕШЕР Ю.Н., ЗУДИНА Т.В. УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

   Начало нового тысячелетия ознаменовано вступлением человеческого общества в такую фазу своего развития, когда знания становятся основным источником конкурентных преимуществ личностей и организаций. Знание во все исторические эпохи рассматривались как ценность, однако характер и способы их получения, хранения и рассмотрения на каждом этапе имели свои особенности, а слова Э. Бэкона «Знание – сила» стали пророческими, по сути, определив вектор дальнейшего развития научного знания на столетия вперед.

    Девиз нового информационного века – интеллектуальная конкурентоспособность. На новом этапе социальной эволюции большая часть времени будет затрачиваться на создание, хранение, обработку, распространение знаний для их последующего практического применения. В этих условиях Россия благодаря своему геополитическому положению может и должна стать интеллектуальным звеном различных национальных культур. Для этого необходимо, прежде всего, наладить постоянный процесс создания и преобразования знаний в товары и услуги, имеющие потребительскую ценность.

    В этой связи рассмотрение проблемы производства и управления знаниями, опыта, накопленного в данном направление в различных развитых странах, который может быть использован в созидательных целях, представляет несомненную актуальность. [6]

  В современном динамичном обществе развитие экономической сферы не может опираться только на эксплуатацию готовых знаний, созданных традиционными способами индустриальной эпохи, а также на внедрение научных достижений в производство. [1] Недостаточно сегодня и выделение определенных видов технических знаний, необходимых для изготовления конкретной продукции. Ведущим фактором развития организации, стремящейся не только к сохранению устойчивого положения на рынке, но и повышению конкурентоспособности, становится социально – экономический менеджмент, нацеленный на создание, распространение и применение всех видов знаний, существующих в обществе. [7] Владение ими на организационном уровне требует умений осуществлять формализацию знаний, как в простейших формах, так и посредством создания сложных экспертных систем и информационных обучающих программ, основанных на современных компьютерных технологиях. [2]

  Современный этап  развития общества характеризуется огромным объемом накопленных знаний даже в узких тематических областях. Создалась интересная и парадоксальная ситуация: с одной стороны, отдельный индивидуум в состоянии охватить всю массу существующих знаний, с другой стороны, человечество постоянно их пополняет в расширяющемся объеме со всей скоростью. Это обуславливается острая необходимость в формировании специальной методологии, которая позволит вести поиск и использование новых знаний с меньшими затратами при одновременном повышении вероятности достижения поставленной цели. Возникла потребность управления творческим потенциалом самих создателей новых знаний. И именно поэтому существенно возрастает роль развития технологий управления знаниями.  [4] Одной из причин повышенного интереса к управлению знаниями является также развитие коммуникационных и информационных технологий, т.к. они позволяют обмениваться огромными массивами информации независимо от  географического положения участников процесса и реального времени.

В этом контексте значительно повышается роль производства знаний в организации, что является не просто еще одной попыткой повышения её эффективности, а возможностью устойчивого функционирования и развития. При этом речь идет о такой организации, которая выступает как единый организм, координирующий свою деятельность и воспринимающий знания как конкретный ресурс, допускающий инновации, требующие постоянного совершенствования подходов, методологии и технологии управления знаниями и их создания в организациях. [3]

Глубокий интерес к знаниям возник в процессе развития теории информационного общества. Независимо друг от друга целый ряд зарубежных исследователей практически одновременно обосновали переход человечества в новую эпоху, которая отличается от предшествующих формаций тем, что основную роль в ней играет знание. В их числе такие известные ученые, как П. Друкер, Э. Тоффлер, Дж. Брайан Куинн, Д. Белл, Дж. Гелбрейт, Дж. Мартин, М. Полани, Ф. Фукияма и другие. Обосновывая повышение значимости знания, П. Друкер, указывает на то, что это обстоятельство делает новую формацию уникальной. Разделяя его мнение, Э. Тоффлер предсказывает скорую замену всех материальных ресурсов знаниями, а Дж. Б. Куинн утверждает, что в ближайшей перспективе стоимость продуктов и услуг будет определяться возможностью развития нематериальных активов, основанных на знании.

    Сегодня, в условиях жесткой конкуренции, для принятий адекватных решений важно четко знать, каким объемом знаний обладает организация. Теперь это является необходимым условием выживания. К счастью, почти все организации имеют богатый опыт и данные. Пока эта информация рассредоточена по базам данных, хранилищам документов, электронным письмам, отчетам о продажах и, конечно же, в головах сотрудников. Проблема состоит в том, чтобы организовать доступ к этим данным, придав им удобную для использования форму. Это не всегда просто, а когда нужно еще и быстро решить обе задачи, чтобы можно было принять срочное решение на основе анализа информации, задача может быть практически невыполнима - если у вас нет системы управления этой информацией. Концепция управления знаниями относится к числу тех понятий, которые могут одновременно казаться как всеобъемлющими, так и не означающими ничего конкретного.

За последние годы эту концепцию отождествляли то с управлением документами, то с информационными системами для бизнеса, то со средствами коллективной работы, то с корпоративными порталами и многими другими модными новинками. Но система управления знаниями – это не просто отдельно взятый продукт. Речь скорее идет о всеохватывающей стратегии предприятия, цель которой – выявить и обратить ей на пользу всю имеющуюся у нее информацию, опыт и квалификацию сотрудников, с тем, чтобы повысить качество обслуживания клиентов и сократить время реакции на меняющиеся рыночные условия.

  Понятие «управление знаниями» родилось в середине 90-х годов в крупных корпорациях, где проблемы обработки информации приобрели особую остроту, став критическими. Выяснилось, что основное узкое место – это обработка знаний, накопленных специалистами компании (именно такие знания обеспечивают ей преимущество перед конкурентами). Знание, которое не используется и не возрастает, и, в конечном счете, устаревает и становится бесполезным, точно так же, как деньги, которые хранятся, не превращаясь в оборотный капитал, в конечном счете, обесцениваются. Знание же, которое распространяется, приобретается и обменивается, наоборот, генерирует новое знание. Существуют десятки определений знания, но на наш взгляд знания – это фундаментальный  ресурс, основанный на практическом опыте специалистов и на данных, используемых на конкретном предприятии.

  Ресурсы знаний различаются в зависимости от отраслей индустрии и приложений, но, как правило, в них входят методики, технологии, процедуры и обработки информации, накопившиеся в процессе функционирования предприятия; руководства, письма, новости, сведения о заказчиках и конкурентах, схемы, чертежи и другие другое. Традиционно проектировщики систем управления знаниями ориентируются в основном на менеджеров, хотя есть и тенденция принимать в расчет более широкий круг работников организации.

  В организациях, где не применяются методики управления знаниями, решение задач и принятие решений регулярно осуществляется в условиях недостаточной информированности сотрудников, которые используют только собственный опыт и знания, не всегда соответствующие необходимой для решения новых задач компетенции. 

  Передача знаний происходит во время общения или коммуникации между людьми, направленной на получение необходимых знаний для решения задач или принятия решений.

  Коммуникации могут быть персональными и групповыми, непосредственными или заочными.

 Для библиотеки, имеющей огромный традиционный опыт упорядочивания знаний и предоставления их пользователям, логично занять позицию центрального ресурса в процессах управления знаниями и обеспечить коммуникативную и образовательную составляющие процессов информационного обмена и доступа к знаниям пользователей. [5] Электронная библиотека становится важнейшим инструментом управления знаниями, при этом не выходит за рамки своих традиционных функций, связанных с накоплением и сохранением опыта, обеспечением его доступности тем, кто в этом нуждается, и его распространением.

  В современных условиях происходит нелинейное увеличение знаний, и вопрос об их эффективном использовании встает с особой актуальностью. От университетов в современном обществе, основанном на знаниях, требуется разработка новых систем и методов преобразования знаний в компетенции.

  Библиотека как хранилище знаний нуждается в переосмыслении своей роли, проектировании новых подходов к работе.

  Важно отметить, что знания, являясь результатом длительного накопления опыта, не тождественны информации. Информация становится знанием, когда она анализируется, обрабатывается и помещается в определенный контекст, зафиксированная в образах и знаках естественных и искусственных языков. Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности, в возникновении в базе новых фактов или установлении новых связей, что может стать источником изменений при принятии решений.

  Информация — это данные, осмысленные субъектом с точки зрения их применимости в том или ином контексте, а в результате этого наделенные целями и имеющие значимость. Знания предполагают еще более глубокое осмысление информации и тесно связаны с возможностью осуществлять эффективные действия. Жизненный цикл знаний предполагает такие этапы, как получение знаний, их систематизация и хранение, передача и валоризация, что практически полностью пересекается с предметной областью деятельности библиотеки. Библиотечная же обработка информации, ее каталогизация по праву может быть рассмотрена как ее осмысление и помещение в контекстный ряд.

  В рамках управления знаниями на основе электронной библиотеки предполагается превращение знаний в ключевой ресурс развития библиотечно-информационной деятельности и повышения ее эффективности.

  Электронная библиотека позволяет сместить акцент со статичного хранения знаний в форме печатного текста к динамическим, коммуникационным процессам — интерактивным ресурсам, быстро обновляемым web - сайтам, гипертекстовым документам, позволяющим непрерывное обновление знаний в постоянном процессе обмена и коммуникации.  

  Среди огромного множества работ, восхваляющих библиотеку как центр книжности, духовности и гуманности, выделим работы тех специалистов, которые анализируют современную ситуацию — кризисное положение библиотек в информационном обществе в условиях жёсткой конкуренции с Интернетом. Эти специалисты относят к реальным конкурентным преимуществам библиотеки следующие.

 Общедоступность, предоставление бесплатной, систематизированной и структурированной информации самого широкого профиля.

  Библиотеки расширяют свои функции, и во многих случаях являются уже не просто культурными учреждениями, а площадками для постановки и возможного разрешения гуманитарных проблем взять недоступную в Сети книгу, посетить фотовыставку, конференцию, встречу с писателями.

   Современная библиотека представляет собой центр «непрерывного неформального образования». Социальную значимость имеет идея библиотеки как народного (открытого, публичного) университета для взрослых.

   Библиотека в глазах общества традиционно обладает статусом коммерчески незаинтересованного поставщика информации, нейтрального эксперта, свободного от каких-либо коммерческих пристрастий и предпочтений. Именно библиотеки способны занять рыночную нишу поставщиков качественной информации. []

  Такой имидж библиотек обеспечивает социальное доверие к ним и может рассматриваться как социальный капитал, как стабилизирующий фактор в условиях нестабильного общества. Это особенно важно в условиях России, где, как отмечают социологи, личное и межличностное доверие более развито, чем институциональное. Поэтому доверие к библиотеке может стать основой для отстаивания её интересов в информационном обществе в органах законодательной и исполнительной власти, при формировании новых отношений сотрудничества, развития социального партнёрства и разнообразных гражданских ассоциаций на базе библиотеки (общественных движений, клубов по интересам, этнических ассоциаций, групп взаимопомощи и др.).

  Условия жёсткой конкуренции с другими информационными институтами, ускоренные темпы информатизации современной библиотечно-информационной деятельности, быстрая смена технико-технологической и программной платформ автоматизированных библиотечно-информационных систем, рост требований пользователей к качеству информационных продуктов и услуг, расширение функций современной библиотеки — всё это диктует необходимость повышения уровня профессиональной подготовки и профессиональной компетентности библиотекарей. Инструментами повышения качества подготовки библиотекарей выступают как стандарты профессии, так и Федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования. Особое внимание должно уделяться формированию нового профессионального мировоззрения и активной профессиональной и личностной позиции будущих библиотекарей.

  Управление знаниями - это создание информационной среды, интегрирующей процесс выявления и получения имеющихся знаний, необходимых для создания и формирования нового знания.

Причины невнимания отечественных библиотек к проблеме управления знаниями – высокая стоимость проектов управления знаниями, нежелание самих библиотекарей меняться и что-либо менять в своей профессиональной деятельности. В настоящее время библиотеки в большей степени  заняты созданием электронных каталогов и базы данных, автоматизацией библиотечных процессов, внедрением коммуникационных технологий.

    Внедрение системы управления знаниями в работу библиотек будет способствовать повышению престижа библиотеки в современном обществе, широкому освоению новых информационных технологий, появлению возможности выявления, накопления и передачи новых знаний, улучшению качества доступности, расширению перечня предоставляемых услуг.

  Можно дать характеристику концепции управления знаниями:

  • переход от процессов информирования к представлению знаний об объекте;
  • внимание к специалисту, оценка его скрытого знания как существенной части интеллектуального капитала предприятий;
  • формирование информационными службами новых продуктов, создание нового знания на основе информационного анализа существующего;
  • ориентация технологий УЗ на удовлетворение информационных потребностей специалистов, что позволит одновременно и индивидуализировать информационное обеспечение;
  • интеграция и управляемое развитие информационных ресурсов предприятия.

 

Список источников

  1. 1. Гордукалова Г.Ф. Технологии управления знаниями на предприятиях/ Г.Ф. Гордукалова // Научно-техническая информация. Сер.1. - 2008. - №8. - С.17-26
  2. 2. Дрешер, Ю. Н. Обеспечение качества подготовки специалиста в условиях ситуационных отношений проблемных знаний / Ю. Н. Дрешер // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 4-1. – С. 98-105.
  3. 3. Дрешер Ю.Н. Управление знаниями в ГАУ «Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр»: цели, задачи, функции, технология формирования / Ю.Н. Дрешер, Т.И. Ключенко, О.Н. Олейник // Вестник Казанского государственного института культуры и искусств – 2013.-№4-1.-С.106-114
  4. 4. Дрешер Ю.Н. Управления знаниями в условиях системы менеджмента качества: технология формирования / Ю.Н. Дрешер, О.Н. Олейник// Румянцевские чтения – 2014 : материалы Всерос.науч.конф.(15-16 апреля 2014г.).-Москва.: Пашков дом, 2014.-ч.1.- С.223-229
  5. 5. Крымская А.С. Основы управления знаниями. Понятия, концепция, перспективы  / А.С. Крымская  // Библиотечное дело.-2004.-№ 111(23).- С.17-19
  6. 6. Современный менеджмент: теория и практика : материалы VI Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, 29-30 января 2021 г., г. Магнитогорск / под общ. ред. Н.В. Кузнецовой ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. - Магнитогорск: Изд-во МГТУ им. Г.И. Носова, 2021. - 168 с.  
  7. 7. Управление знаниями: учебное пособие / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ульяновский государственный технический университет"; составитель В. Н. Лазарев. - Ульяновск: УлГТУ, 2020. - 171 с. 
  8. 8. Ходжаян Е.Г. Процессно-ориентированное управление учреждениями культуры : монография / Е. Г. Ходжаян ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ульяновский государственный университет". - Ульяновск: УлГУ, 2019. - 147 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-88866-769-9: 50

 

Сведения об авторах

Дрешер Юлия Николаевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации

Зудина Татьяна Владимировна – заведующая городской библиотекой  №1 МУК «Раменская ЦБС», магистрант Московского государственного института культуры (направление подготовки 51.03.06 – Библиотечно-информационная деятельность, программа – Теория и методология информационно-аналитическая деятельность)

 

Рецензент

Клюев Владимир Константинович – кандидат педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных наук

К оглавлению выпуска

конференции

07.02.2022, 1008 просмотров.