ЧУГУНОВ Е. НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ИХ ОКАЗАНИЮ

  В современных условиях существования библиотекам необходимо заниматься инициативной хозяйственной деятельностью, в частности осуществлять разработку системы дополнительных услуг и заниматься их оказанием. Одним из факторов успешного осуществления данной деятельности является разработка правового поля, благоприятного для этой профессиональной деятельности. То есть библиотека должна создавать дополнительные услуги, осуществлять сверхнормативное обслуживание пользователей библиотеки в рамках существующего правового коридора. Несоблюдение данного принципа может привести к неприятным для библиотеки последствиям. При разработке системы дополнительных услуг руководству библиотеки и её сотрудникам необходимо как разбираться во всех тонкостях нормативно-правовой базы, регулирующей это направление деятельности публичных библиотек, так и иметь возможность по внесению предложений и рекомендаций, исходя из насущных практических задач. В связи с этим исследование деятельности публичной библиотеки по разработке системы дополнительных услуг и их оказанию является актуальной проблемой, требующей комплексного рассмотрения.

 Среди авторов, занимающихся рассмотрением нормативно-правового обеспечения деятельности библиотеки и той её части, которая регулирует разработку и оказание дополнительных сверхнормативных услуг, можно выделить ученых-библиотековедов Бойкову О.Ф. и Клюева В.К. В 2011 г. данные авторы выпустили комплексное учебно-практическое пособие, основанное на их предшествующих разработках и посвященное актуальным проблемам правового регулирования библиотечно-информационной деятельности. В данной работе отдельная глава посвящена правовому обеспечению инициативной экономической деятельности библиотеки, в которой содержится информация о правовом обеспечении разработки и оказания дополнительных услуг публичной библиотеки. [8] В последующие годы положения этого пособия нашли отражение в других работах данных авторов и прочих исследователей, занимающихся разработкой обозначенной проблемы. [9,10]

 Несмотря на то, что правовое обеспечение деятельности библиотеки достаточно подробно освещено различными авторами в силу своей актуальности, существует необходимость исследования той части правовой базы деятельности библиотеки, которая конкретно регламентирует разработку системы дополнительных сверхнормативных услуг и их оказание.

 Цель данной статьи заключается в том, чтобы исследовать нормативно-правовую базу инициативной хозяйственной деятельности публичной библиотеки, которая непосредственно касается разработки системы дополнительных сверхнормативных услуг и их оказания.

  Для достижения цели данной статьи были поставлены следующие задачи:

  1.  1. Выявить и проанализировать профессиональную и учебную литературу, содержащую информацию по теме данной статьи;
  2.  2. Рассмотреть и проанализировать нормативно-правовую базу деятельности современной публичной библиотеки на предмет регулирования разработки и оказания дополнительных услуг;
  3.   3. Сформулировать выводы относительно полноты и совершенства нормативно-правовой базы, регламентирующей данную деятельность и выработать рекомендации по её совершенствованию.

  Уже на этапе рассмотрения нормативно-правовой базы деятельности библиотеки по разработке системы дополнительных услуг и их оказанию, мы обратили внимание на то, что она не содержит определения того, какие из услуг, оказываемых современной публичной библиотекой, можно считать дополнительными. Тем самым можно констатировать факт несовершенства правового обеспечения деятельности библиотеки по разработке и оказанию её дополнительных услуг. В базовом законе, которым каждая публичная библиотека должна руководствоваться в своей деятельности – Федеральном законе «О библиотечном деле» в статье 1 «Основные понятия» отсутствует такое понятие как «дополнительная услуга». Также в данном документе отсутствует и такое понятие как «услуга». [3] Это говорит о том, что, хотя публичные библиотеки в своей деятельности и развивают постепенно маркетинговый подход, выраженный в ориентации на потребителя, на уровне законодательства он еще не нашел отражения, так как именно посредством оказания услуг библиотека способна удовлетворить пользовательские потребности. В этом заключается смысл существования любой публичной библиотеки. Справедливости ради отметим, что определения таким понятиям как «библиотечно-информационная услуга», «библиотечная услуга» и «услуга в библиотеке» содержатся в документах, имеющих рекомендательный характер, таких как ГОСТ Р 7.0.103-2018 «Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения» и «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки». [6,7]

   В статье 7 Федерального закона «О библиотечном деле» «Права пользователей библиотек» в пункте 4 обозначено, что пользователь общедоступной библиотеки имеет право на бесплатное получение только трех услуг:

- получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

 - получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов. [3]

  Это тот обязательный минимум услуг, которые каждая общедоступная библиотека России любого уровня должна предоставлять бесплатно. Средства, необходимые для оказания данных услуг публичной библиотеке предоставляет её учредитель. Они формируются за счет налоговых платежей. Из этого следует, что все остальные услуги, оказываемые публичной библиотекой своим пользователям можно считать дополнительными. Номенклатуру дополнительных услуг, оказываемых пользователям,  публичная библиотека разрабатывает сама в зависимости от своей миссии, целей, задач, ресурсных возможностей и требований внешней среды. Сведения о видах деятельности, осуществляемых библиотекой при оказании дополнительных услуг, обязательно должны быть отражены в уставе библиотеки.  Дополнительные услуги могут оказываться пользователям публичной библиотеки как бесплатно, так и на возмездной основе. [9]

  В той же статье 7 пункте 4 Федерального закона «О библиотечном деле» определено право граждан пользоваться, помимо обязательных услуг, оказываемых общедоступной библиотекой на бесплатной основе, другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой. [3] Из этого следует, что библиотека имеет право на разработку системы дополнительных услуг и их оказание. Это право установлено пунктом 5 статьи 13 данного Закона с условием, что данная деятельность должна осуществляться в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотеки и не должна наносить ущерба основной деятельности библиотеки. [3]

 Данное право также закреплено в Федеральном законе "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". А именно, в статье 47 данного Закона установлено право государственных и муниципальных организаций культуры на ведение приносящей доход деятельности в соответствии с законодательством РФ. Помимо этого, в статье 52 определено право библиотеки самостоятельно устанавливать цены на дополнительные услуги, оказываемые на платной основе. [1]

 Право библиотеки оказывать дополнительные услуги также регламентировано такими законодательными актами как Гражданский кодекс РФ (часть первая, раздел 1, глава 4, ст. 50) и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (ст. 24, п.2). В них конкретизировано, что некоммерческая организация имеет право осуществлять деятельность, приносящую доход, при условии, что данная деятельность служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, а также при условии, что такая деятельность указана в его учредительном документе. [2,4]

  Специальное «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.1995 г. № 609, устанавливает право библиотеки осуществлять дополнительную деятельность и возможность её учредителя приостановить данную деятельность, если она идет в ущерб основной (п. 9). [5]

 Положения обозначенных нормативно-правовых актов прямо регламентируют деятельность общедоступной библиотеки по разработке системы дополнительных услуг и их оказанию. Стоит отметить, что существует большое количество нормативно-правовых актов, которые косвенным образом регулируют данную деятельность, а также определяют требования, которые библиотеке также необходимо учитывать, оказывая дополнительные услуги. Но подчеркнём, что положения законов и подзаконных актов, проанализированных в данной статье, являются фундаментальной основой для публичной библиотеки, которыми она руководствуется в своей деятельности при разработке системы дополнительных услуг. На их основании библиотека разрабатывает систему локальных нормативных актов, включая устав библиотеки, правила пользования библиотекой, положение об оказании дополнительных платных услуг библиотеки, прейскурант платных услуг, которые регламентируют данную деятельность. [10]

  В результате исследования нормативно-правовой базы деятельности общедоступной библиотеки по разработке и оказанию дополнительных услуг можно сделать вывод, что библиотека имеет право заниматься разработкой и оказанием дополнительных услуг при соблюдении следующих условий:

- данная деятельность не должна наносить ущерба основной деятельности библиотеки (если данная деятельность идет в ущерб основной деятельности учредитель имеет право её приостановить);

- данная деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана библиотека, и соответствовать указанным целям;

- данная деятельность должна быть установлена в учредительном документе библиотеки.

  Также библиотека имеет право в зависимости от своих особенностей, ресурсных возможностей и требований внешней среды определять какие дополнительные услуги она будет оказывать на безвозмездной основе, а какие за плату, устанавливать цены (тарифы) на платные услуги.

 Можно дать следующие рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность публичной библиотеки по разработке и реализации дополнительных услуг:

1) В законодательстве, регулирующем деятельность библиотеки, необходимо закрепить такие понятия как «услуга» и «дополнительная услуга» и дать им определения. Это позволит избежать путаницы и различных толкований о том, какие услуги библиотеки являются обязательными, а какие дополнительными.

2) Необходимо унифицировать положения различных законодательных актов, предоставляющих публичным библиотекам право заниматься разработкой и оказанием дополнительных услуг. Это можно будет сделать только после осуществления первой рекомендации, поскольку нет нормативного закрепления того, что считать дополнительной услугой библиотеки. Из-за этого возникает несоответствие в понятиях, встречающихся в различных правовых актах. Так, например, в Федеральных законах «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О некоммерческих организациях» и в части первой Гражданского кодекса РФ установлено право библиотеки, осуществлять деятельность приносящую доход [1,4,2], но дополнительные услуги библиотеки могут оказывать не только на платной, но и на бесплатной основе. Об этом можно сделать вывод на основе пункта 4 статьи 7 Федерального закона «О библиотечном деле», в котором прописано, что граждане имеют право пользоваться, помимо обязательных услуг, оказываемых общедоступной библиотекой на бесплатной основе, также и другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой. [3]

 Из этого можно сделать вывод, что действующее законодательство, регламентирующее деятельность библиотеки по разработке и реализации дополнительных услуг нуждается в доработке и изменении.

  Проблема, поставленная в данной статье, требует дальнейшего исследования.

 

Список источников

  1. 1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 30.04.2021) // Информационно-правовой портал КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/
  2. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Информационно-правовой портал ГАРАНТ [Электронный ресурс] Электрон. дан. - URL: https://base.garant.ru/10164072/b89690251be5277812a78962f6302560/
  3. 3. О библиотечном деле : Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ  (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовой портал ГАРАНТ [Электронный ресурс] Электрон. дан. - URL: https://base.garant.ru/103585/
  4. 4. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" // Информационно-правовой портал ГАРАНТ [Электронный ресурс] Электрон. дан. - URL: https://base.garant.ru/10105879/
  5. 5. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 609 "Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства" (с изменениями и дополнениями) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Кодекс [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – URL: https://base.garant.ru/104402/
  6. 6. ГОСТ Р 7.0.103-2018 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Кодекс [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200161600
  7. 7. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки. Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти (утвержден министром культуры Российской Федерации В.Р. Мединским; одобрен Российской библиотечной ассоциацией) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Кодекс [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – URL: https://docs.cntd.ru/document/420364098
  8. 8. Бойкова О. Ф. Правовая среда библиотеки : учеб.-практ. пособие / О. Ф. Бойкова, В. К. Клюев. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2011. - 223 с. URL: http://libed.ru/knigi-nauka/698419-1-of-boykova-klyuev-pravovaya-sreda-rossiyskoy-biblioteki-uchebno-prakticheskoe-posobie-moskva-2011-seriya-bibliote.php
  9. 9. Внебюджетная деятельность государственных публичных библиотек города Москвы: Методические материалы/ Департамент культуры города Москвы, Московский городской библиотечный центр, ГБУК г. Москвы «ЦУНБ им. Н.А. Некрасова»; [сост.: О.Ф. Бойкова, к. п. н., В.М. Суворова; к. п. н., библиогр. список: О.Н. Фирсова, С.В. Молчанова]. — Москва: ЦУНБ им. Н.А. Некрасова, 2016. — 136 с. URL: https://nekrasovka.ru/file/1505718512.pdf
  10. 10. Правовое обеспечение библиотечно-информационных услуг: метод. рекомендации / ГБУК г. Москвы «ЦУНБ им. Н. А. Некрасова»; сост.: О. Ф. Бойкова. — М.: ЦУНБ им. Н. А. Некрасова, 2016. — 32 с.

 

Сведения об авторе

Чугунов Евгений Андреевич, магистрант второго курса кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

 

Рецензент

Клюев Владимир Константинович – кандидат педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

  

К оглавлению выпуска

информационная среда

07.02.2022, 363 просмотра.