ЛИСТОВА Д.О., ДАВЫДОВА С.Б. АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН КАК ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА БИБЛИОТЕКИ

 История развития библиотечных зданий насчитывает не одно тысячелетие. Важность книжных собраний и необходимость создания для них благоприятных условий хранения люди поняли ещё в древности. Однако библиотеки интересны для нас не только книжными собраниями. В  разные века, в разных городах и государствах для книгохранилищ строились специальные здания. Начиная с эпохи Возрождения, для крупных библиотек стали создавать здания дворцового характера. В этом проявлялось отношение к библиотеке как к храму. Нередко здания отличались оригинальными зодческими решениями, а внутри создавалось интересное в дизайнерском плане оборудование, позволяющее оптимально использовать книжные сокровища.

 «Социально ориентированная архитектура начала формироваться в первой половине XIX в.»[4]. Важнейшие задачи общества – просвещение народа и повышение его культурного уровня. В связи с этим, закономерным явилось обращение российских архитекторов к одному из типов культурно–просветительских зданий – библиотеке. Библиотечные здания в крупных городах начали становиться объектами архитектурных конкурсов. До этого архитекторами библиотек назывались либо городские архитекторы, либо штатные архитекторы учреждений, не всегда знакомые с особенностями библиотеки. Конкурсные работы демонстрировали различные подходы к осмыслению образа библиотеки. В конце  XIX – начале ХХ в. появились абсолютно новые типы зданий.

 В советское время архитектуру библиотечных зданий менее всего рассматривали как фактор привлечения читателей в библиотеку. Библиотек было много. Всяких и разных: школьные, вузовские, заводские, общественных организаций, детские, юношеские, технические, сельские, городские, районные, областные, краевые, республиканские и т. д. У большинства библиотек не было специально спроектированных зданий. Они располагались на первых этажах жилых домов, в подвалах, в случайных и неприспособленных помещениях; и состояли из абонемента, читального зала и фонда хранения. Но в  них была необходимость. Книга являлась подчас единственным источником знаний. Вопрос - «Как пройти в библиотеку»? - был простым и естественным. В ближайшую библиотеку приходили почитать периодику, которую здесь выписывали в больших количествах на любой вкус. Студентам для написания докладов, рефератов и курсовых требовалась специальная литература. Что–то выдавалось на руки, и можно было заниматься дома. А вот источники и литература повышенного спроса или имеющаяся в ограниченных количествах была доступна только в читальных залах. Это было особое место. Никто не шумел. Не приходил с напитками и бутербродами. Не сидел в куртках и шапках. Была некая трепетность в  посещениях читальных залов и уважительное отношение к другим посетителям. Советские библиотеки были учреждениями, массово посещаемыми людьми любого возраста, профессии и социального положения.

 В 1990–х годах в обществе произошли изменения, заставившие существенно пересмотреть представления о том, какой должна быть современная библиотека, одним из существенных признаков которой является способ организации библиотечного пространства. Организация пространства библиотек всё чаще признаётся приоритетным направлением библиотечной политики.

 В результате широкого распространения и роста популярности электронных книг, журналов и других ресурсов на небумажных носителях меняются профиль деятельности, направления обслуживания и сами функции библиотек. Можно рассматривать совершенно разные суждения по поводу роли современной библиотеки, будущего библиотек и т.д. В конечном итоге все они сводятся к одному: современная библиотека перестала быть тихим местом для чтения книг и превратилась в место хранения электронной информации и предоставления доступа к ней своим пользователям, в том числе и доступа в Интернет.

 Библиотеки стремительно меняются, превращаются в многофункциональные центры, которые вмещают в себя расширенный набор функций. С развитием компьютерных, сетевых и телекоммуникационных технологий библиотека выходит за привычные рамки. Сегодня это социально–коммуникативный центр совершенно нового типа, объединяющий людей на основе их интеллектуальных потребностей и культурных ценностей.

 «Современная библиотека, живая и гибкая, превращается в место общения, одновременно способствует образованию и социализации личности, формирует новое поколение молодёжи»[5]. В библиотеках появились компьютерные классы, медиатеки,  здесь можно побывать на вернисаже, музыкальном или театральном представлении, послушать хорошую музыку и стихи профессиональных поэтов. Библиотеки выступают даже в роли галереи, где в специально оборудованных помещениях проходят художественные выставки мастеров живописи, графики, декоративно–прикладного искусства и фотографии. Например, сотрудники Тульской областной универсальной научной библиотеки в 2013 году приняли решение об организации Арт–галереи. Её цель — познакомить широкий круг пользователей библиотеки и сайта с деятельностью художников и мастеров Тулы и Тульской области.

  При этом, как и прежде, должен найтись тихий уголок для спокойного чтения, напряжённой научной работы, неторопливого общения с хорошей литературой. Требуется совершенно новый подход к организации пространства библиотеки, дизайну и планировке её помещений. Можно сказать, что зонирование помещений является главным, определяющим фактором.

 Одной  из особенностей современного этапа является строительство абсолютно новых библиотечных зданий. Это связано с тем, что старые здания библиотек не позволяют встраивать в них современные технологии: компьютерные коммуникации, транспортные лифты для доставки книг, а также не всегда могут предоставить открытый доступ к своим фондам.

 Среда, в которой протекают те или иные процессы, оказывает значительное воздействие на человека. Это воздействие может быть как позитивным, так и негативным. Пространство, предоставленное для  чтения, во многом формирует само отношение к чтению. У читателя (пользователя) интуитивно происходит наложение «оценки пространства (комфорт, престижность и пр.) на оценку чтения. Для него важно не только то, что читать, но и в каких интерьерах читать.

 Например,  при разработке концепции нового здания Челябинской областной универсальной научной библиотеки учитывалось, что в ней представлены две основные группы читателей – молодые люди, студенты, с одной стороны, и специалисты, научные сотрудники, с другой. Поэтому было предложено развести эти два потока с помощью архитектуры и дизайна. В старом корпусе, построенном в классическом стиле, планировали  подчеркнуть дизайн классического делового кабинета, а в архитектуре и дизайне нового здания –  стиль хай–тек, т.к. проведённое исследование показало, что молодые люди выбирают именно его.

 В научных или учебных библиотеках мотивация читателей к чтению в целом выше, что вызвано необходимостью чтения для выполнения профессиональной деятельности или учёбы. В общедоступной библиотеке читатели не обладают столь высокой мотивацией, для них чтение – скорее разновидность отдыха, форма занятий досуга. В общедоступных библиотеках особое значение приобретает красивый интерьер, который  добавляет положительных впечатлений от прочтения книги, как бы усиливая их.

 Стала традиционной мысль о том, что современное общество перестало читать. Действительно, сегодня есть много различных возможностей занять свой досуг, и чтение в его структуре не находится на первом месте, как это было еще несколько десятилетий назад. Но утверждать, что «общество перестало читать» всё–таки преждевременно. Достаточно посетить ежегодную книжную ярмарку, и оценить количество посетителей. И молодежи среди посетителей не меньше, чем людей среднего и старшего поколения.

 Чтение как форма досуга сохраняется, хотя и не у всех. Так почему же мы не наблюдаем этих читателей в библиотеке? В значительной степени это связано с тем, что современная российская библиотека, в большинстве своём, не может предоставить соответствующее пространство для реализации досуговой активности в области чтения. «Пока трудно представить себе в библиотеке человека, который захотел отдохнуть и снять усталость. Ещё сложнее – человека, предпочитающего во время отдыха релаксацию»[3]. К сожалению, современная библиотека для досуговых целей этих категорий едва ли подходит, она просто не рассчитана на это, не имеет, а иногда и не хочет иметь, соответствующих условий.

 Обновление дизайна библиотеки само по себе поспособствует, во всяком случае, на некоторое время, привлечению читателей, в том числе и новых, поскольку здесь задействован один из социальных стимулов – любопытство. Однако останутся ли эти читатели в библиотеке, зависит от ряда факторов, и не в последнюю очередь, – от того, какой дизайн там создадут.

 Необходимость создания современной комфортной среды для чтения, и прежде всего, – современного дизайна, важно ещё и потому, что чтение – это напряженный интеллектуальный труд, требующий значительных усилий. Дизайн библиотеки может или способствовать этому труду или осложнять его. Новый дизайн и современная мебель могут настроить читателя не на активную деятельность, а на расслабленность. Например, в читальном зале читатель начинает сначала медленно «клевать носом», а потом и вовсе засыпает. Причина этого в неправильном освещении, как части нового дизайна, которое не способствует чтению и приводит к быстрому утомлению.

 Важно также осознавать, что, разработав и воплотив в библиотеке современный дизайн, приобретя специальную мебель и оборудование, нельзя останавливаться на этом: дизайн должен развиваться. Даже незначительное изменение интерьера в общественных учреждениях посетитель воспринимает как заботу о нём, как поиск более удобных решений для него. Соответственно, если в интерьере библиотеки длительное время ничего не меняется, то читателями это может расцениваться как неуважение и отсутствие заботы, что также может сказываться на его нежелании посещать библиотеку.

 Интерес к чтению и посещение библиотеки во многом зависит и от социального престижа библиотеки, который, в том числе, основывается на внешнем впечатлении. Говоря о необходимости поддержки и развития чтения, не следует забывать о создании комфортной и престижной инфрасреды для чтения.

 Роль архитектуры и дизайна в формировании имиджа библиотеки крайне важна. Создание яркого, выразительного и запоминающегося образа, отражающего самые смелые новаторские идеи, является именно той целью, которую ставит библиотека перед архитектором и дизайнером. По мнению ряда исследователей, в процессе коммуникации информацию считывают не с конкретного объекта (учреждения), а с имиджа, которым он обладает. «Архитектура и дизайн выступают способом одних людей общаться с другими, передавать им определённую информацию, т. е. являются своего рода языком»[7].

 В современных условиях для успешного выполнения задач, стоящих перед библиотекарями, уже недостаточно использовать традиционные формы, методы и ресурсы библиотечного обслуживания. Требования читателей (пользователей) значительно возросли, и их представление о современной библиотеке складывается не только из тех информационных возможностей, которые она ему предлагает, но и из того, насколько выразителен облик этой библиотеки и комфортны условия пребывания и работы в ней. Поэтому каждая библиотека сегодня стремится создать свой собственный индивидуальный и неповторимый, яркий образ, важную роль в создании которого играет библиотечный дизайн.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. 1. Дубинина, О.А. Библиотека в пространстве города: Архитектура и дизайн. От прошлого к будущему / Ольга Андреевна Дубинина. – Текст : непосредственный // Москва : Библиомир, 2014. – 160 с.
  2. 2. Зверевич, В.В. «Разбиблиотечивание» или «обиблиотечивание»? К вопросу о миссии и функциях библиотек в начале XXI века. / В.В.Зверевич. – Текст : непосредственный // Общедоступные библиотеки: вызовы времени :  материалы II Всероссийский форум публичных библиотек. – Информационный бюллетень РБА, 2010. – № 57. – С. 90–93.
  3. 3. Лаврова, К.Б. Библиотечный дизайн как фактор поддержки чтения в общедоступной библиотеке / Клёна Борисовна Лаврова. – Текст : непосредственный // Общедоступные библиотеки: вызовы времени : материалы II Всероссийский форум публичных библиотек. – Информационный бюллетень РБА, 2010. – № 57. – С. 93–95.
  4. 4. Лаврова, К.Б. Библиотека как объект творчества социально ориентированных архитекторов рубежа XIX–ХХ вв. / Клёна Борисовна Лаврова. – Текст : непосредственный // Библиосфера, 2014. – № 3. – С. 20–25.
  5. 5. Каракаева, Ф.У. О библиотеке будущего – за круглым столом. В поиске новых идей. / Фатима Умаровна Каракаева. – Текст : непосредственный // Библиотечное дело, 2014. – № 11(221). – С. 12-14.
  6. 6. Галаничева, Л.Н. «Ах, вернисаж, ах, вернисаж». Художественные выставки в библиотеке / Лариса Николаевна Галаничева. – Текст : непосредственный // Библиотечное дело, 2018. – № 12(318). – С. 5-7. 
  7. 7. Лаврова, К.Б. Мода в современной архитектуре и дизайне библиотек / Клёна Борисовна Лаврова. – Текст : непосредственный // Мода в книжной культуре: границы дозволенного: Сборник научных статей / Челябинская государственная академия культуры и искусств. – Челябинск, 2010. – С. 157–167.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

 Листова Дарья Олеговна, Московский государственный институт культуры, ФГКП, кафедра библиотечно–информационных наук, магистр 2 курса, e-mail: dasha.listowa@yandex.ru.

Давыдова Светлана Борисовна, Московский государственный институт культуры, ФГКП, кафедра библиотечно–информационных наук, кандидат педагогических наук, доцент.

РЕЦЕНЗЕНТ

Алтухова  Галина Алексеевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных наук, Московский государственный институт культуры

К оглавлению выпуска

чтение, Челябинск, история книги

07.02.2022, 321 просмотр.