ГРИШАНИН А.А., СЛАДКОВА О.Б. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 В современном мире информационные ресурсы пронизывают все стороны жизни человека. В том числе в сфере образования их использование заключается в передаче определенного объема знаний, умений, навыков, необходимых  студенту для овладения профессией, обучении технологиям, позволяющим пополнять знания, оценивать качество информации, строить правильное информационное поведение и т.д. В условиях дистанционного обучения навыки работы с информационными ресурсами (особенно с цифровыми) приобрели в учебном процессе еще большее значение.  

 Однако практика показывает, что студенты колледжа зачастую не обладают нужными навыками ориентации в информационном пространстве в достаточной мере. У них не ясные представления о составе информационных ресурсов, об организациях, которые их создают, о базах и банках данных, в которых они хранятся. Чаще всего студенты ограничивают собственную поисковую практику, упрощая поисковые действия до самых примитивных (вводя в браузер автоматизированных информационных систем не сложные ключевые слова), что сводит результаты поиска к самым поверхностным результатам. Они не могут найти нужную информацию, не знают о различных поисковых стратегиях и тактиках.

 Таким образом, наблюдается противоречие между требованиями современной образовательной системы к умению пользователя находить нужную информацию и отсутствием такового умения у студентов колледжа, что и определило актуальность темы исследования.

 Проблемы цифровых информационных ресурсов изучались многими известными учеными.  Так, Н.А. Сляднева [6], проводя идею информационного культурогенеза, пишет о наступлении в истории человеческой цивилизации новой эпохи – информационной. Характеризуется данная эпоха таким базисным нововведением, как глобальная информационно-коммуникационная система (ГИКС). ГИКС представляет собой «совокупность информационных каналов, сред, технологий и информационных ресурсов, пронизывающих мировое социальное пространство» и делает возможным существование мирового сообщества как предельно большой социальной системы. Также автор подчеркивает небывалые ранее возможности для творчества благодаря доступу к огромному количеству информации; ускорение информационных процессов; модернизацию всех видов профессиональной деятельности, в том числе образовательной. 

 Особая роль  в этом процессе отводится цифровым информационным ресурсам, благодаря их общеизвестным  достоинствам (которые в частности отмечаются О.Б Сладковой [5] ), таким как: быстрота распространения и отсутствие каких-либо барьеров получения необходимых сведений; полнота и политематичность поиска; индивидуализированность процесса информационного обслуживания; комфортность потребления; многовариативность процесса поиска; наконец, возможности обратной связи с генераторами информационных ресурсов и другими пользователями посредством ведения блогов, «живых журналов», Интернет-коммьюнити и других форм.

 Вопросам классификации информационных ресурсов посвящены работы А. Б. Антопольского, В.А.Цветковой, И. И. Родионова и многих других [1, 3, 4, 7]. Общий подход к классификации информационных ресурсов можно определить как классификацию по параллельным основаниям. Например, электронные ресурсы авторы  предлагают  делить по следующим основаниям: по технологии распространения: локальные, сетевые, комбинированные; по характеру взаимодействия с пользователем:  детерминированные,  интерактивные; по наличию традиционных аналогов:  имеющий традиционный аналог,  самостоятельное электронное издание; по природе электронного документа: текстовое электронное издание, изобразительное электронное издание (например, факсимильное),  звуковое электронное издание,  программный продукт,  мультимедийный продукт.

 Кроме того, выделяют 9 типов метаданных: коллекция  (множество, содержащее  другие элементы); данныенформация представлена в определенной структуре (например, списки, таблицы, базы данных), обеспечивающей возможность прямой машинной обработки); событие (выставки, конференции, семинары, презентации, представления, дискуссии и др.); изображение (фотографии, рисунки, чертежи, мультипликация, фильмы, диаграммы, карты, музыкальная нотация); интерактивный объект (интерактивные формы на веб-страницах, апплеты, обучающие средства, чаты, виртуальная реальность); сервис (банковский сервис, межбиблиотечный абонемент, веб-сервис); программные средства.

 Перечисленные основания, разумеется, не исчерпывают всех классификационных возможностей. Однако ясно прослеживается тенденция: чем большее количество оснований классификации использовано исследователями, тем более  подробными сведениями об информационных ресурсах они располагают.

 Особым образом предлагается дифференцировать деловую информацию, представляющую первостепенный интерес для экономистов. В статье «Базы данных для экономистов-исследователей» И. И. Родионов и В. А. Цветкова [4] приводят следующую их классификацию:

  1. I. Вспомогательные базы данных для экономистов-исследователей
    1. A. Базы данных биржевой и финансовой информации
    2. B. Базы данных экономической и социально-статистической информации
    3. C. Базы данных коммерческой информации
    4. D. Новости, деловые новости и общественно-политическая информация
    5. E. Юридическая информация
    6. F. Базы данных научной, технической информации и специальной информации
    7. G. Базы данных по технологии экономической и финансовой работы
  2. II. Основные базы данных по тематическому направлению «экономика»

  Итак, информационные ресурсы представляют развитый социокультурный феномен, отличающийся видовым и жанровым многообразием. Однако, чтобы его эффективно использовать нужно знать поисковые средства и методики поиска. Этим проблемам посвящены произведения, раскрывающие опыт библиотечной работы. В статье М.С. Бунина  и Л.Н. Пирумовой [2] обращается внимание на то, что различные виды информационного поиска (тематический, идентификационный, адресный) требуют использования различных поисковых средств. В большинстве случаев для проведения результативного поиска недостаточно использовать автоматизированную систему Google  или Yandex, нужно подключать специализированные базы данных, электронные каталоги и др. А чтобы воспользоваться собранными в них сведениями нужно  применять лингвистические средства в виде предметных рубрик отраслевых рубрикаторов, библиографических справочников и тезаурусов.

 В целом складывается картина, иллюстрирующая необходимость специальной работы со студентами для   повышения их информационной грамотности. Потому что при всей кажущейся доступности и простоте бытования в современном информационном пространстве, студенты оказываются не подготовленными  для решения профессиональных задач с помощью информационных ресурсов. С этой целью было принято решение разработать комплекс занятий, направленных на повышение информационной грамотности студентов СПО экономических направлений, а также провести исследование, проверяющее эффективность данных занятий.

 В задачи исследования входит разработка методических рекомендаций по обучению студентов колледжа пользованию цифровыми информационными ресурсами в области экономики, что должно способствовать повышению интереса к экономическим проблемам и формированию профессионального мировоззрения.

 Гипотеза исследования заключается в том, что комплекс разработанных занятий повысит уровень ориентации студентов колледжа в информационной среде и, таким образом, будет способствовать росту профессиональной компетентности.

 Исследование планируется провести среди студентов направления 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» Тимирязевского колледжа. Исследование будет состоять из трёх этапов:

  1. 1. Диагностический
  2. 2. Реализация педагогического взаимодействия
  3. 3. Контрольный

 

 На первом этапе студентам будет предложено задание поискового характера по дисциплине «Экономика», на котором каждому студенту необходимо выполнить поисковое задание. Тематика заданий будет касаться проблем развития производства, уровня жизни, безработицы, инфляции в родном регионе студента и других злободневных экономических тем.

 На втором этапе будут прочитаны тематические лекция об  составе  и видах информационных ресурсов, поисковых системах, правилах создания информационных запросов.

 На третьем этапе планируется повторно выполнить поисковое задание, чтобы закрепить полученные на лекциях знания.

 По итогам исследования предполагается создать методические рекомендации, касающиеся обучения студентов колледжа умению пользоваться цифровыми информационными ресурсами в области экономики.

 

Список источников

1. Антопольский А. Б. О классификации информационных ресурсов академических организаций социогуманитарного профиля // Взаимовлияние информационно-библиотечной среды и общественных наук. 2018. №2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-klassifikatsii-informatsionnyh-resursov-akademicheskih-organizatsiy-sotsiogumanitarnogo-profilya (дата обращения:

  1. 2. Бунин М.С., Коленченко И.А, Пирумова Л.Н. Общеотрастелвые лингвистические средства: роль в информационном обеспечении научных исследований АПК // Научные и технические библиотеки. 2020. № 12. С. 127-142.
  2. 3. Лопатина Н.В. Информационно-образовательная среда вуза: от теории к практике // Информационные ресурсы России. – 2018. - №5. – С.35-38.
  3. 4. Родионов И. И., Цветкова В. А. Базы данных для экономистов-исследователей // ЭСПР. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bazy-dannyh-dlya-ekonomistov-issledovateley (дата обращения: 22.11.2021).
  4. 5. Сладкова О.Б. Электронные информационные ресурсы в профессиональном самоопределении молодежи //Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции.- Красноярск, 2015.
  5. 6. Сляднева Н. А. Информационные ресурсы в информационном обществе: онтологический статус и методология // Информационные ресурсы России. 2009. №1 (107). URL: http://www.aselibrary.ru/datadocs/doc_912si.pdf (дата обращения: 22.11.2021).
  6. 7. Цветкова В. А., Родионов И. И., Калашникова Г. В. Информационное пространство российских публикаций (по тематическому направлению «Экономика. Экономические науки» // ЭСПР. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-prostranstvo-rossiyskih-publikatsiy-po-tematicheskomu-napravleniyu-ekonomika-ekonomicheskie-nauki (дата обращения: 22.11.2021).

 

Сведения об авторах

 Сладкова Ольга Борисовна - доктор культурологии, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования, ФГБУ ВО РГАУ -МСХА имени К.А. Тимирязева

Гришанин Алексей Андреевич – студент ФГБУ ВО РГАУ -МСХА имени К.А. Тимирязева

 

Рецензенты

 Родионов Иван Иванович – доктор экономических наук, эксперт управления научной деятельности Московского государственного института культуры

 Цветкова Валентина Алексеевна  – доктор технических наук, профессор Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

конференции

07.02.2022, 182 просмотра.