БАРСУКОВ К.П. МЕДИАСЕРВИС «РУЛИ» В КУЛЬТУРЕ УМНОГО ГОРОДА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

 Коммуникативные практики в массовой, публичной, межкультурной и других областях жизнедеятельности представляют собой многослойный  комплекс взаимосвязанных составляющих, влияющих на потребительское поведение, сознание личности и логику координационного управления смыслами [2]. Кроме того, коммуникативная культура «умного города» предполагает баланс интересов всех сторон, заинтересованных в устойчивом социально – экономическом и социокультурном развитии территории. «Критериями качества управления являются «..улучшение качества жизни населения и его благосостояние, оздоровление природной среды, достижение личностной включенности каждого в преодоление социальной напряженности, создание условий для саморазвития личности и раскрытие внутренних резервов,  ответственности за устойчивое будущее» [1].

 Управленческие решения умного города находят свое отражение в информационных кодах, в позитивных имиджах и брендах, которые проявляются  в стремительно обновляемых проектных технологиях, средствах коммуникаций, новых ценностях и коммуникативных смыслах [6].

 Москва как мегаполис выступает мощной экспериментальной площадкой, в городе работает 18 государственных программ, направленных на развитие таких приоритетных направлений, как транспорт, жилье, культура, образование, безопасность. Их реализация требует координации  всех департаментов и комитетов правительства Москвы, а также включенности активных граждан, других акторов, заинтересованных в развитии смарт-сити [3], что формируют, прежде всего, оптимальную среду для развития и реализации человеческого потенциала.

 Государственная программа города Москвы «Градостроительная политика» координирует столичные проекты, стремительно развиваясь в разных направлениях: экология; транспортная инфраструктура; умный город; благоустройство; туристические направления и т.д. Эксперты отмечают достижения столицы в области развития и использования связи, участия жителей в городском управлении, поддержке и внедрении инноваций.

  Одним из таких инновационных проектов стал сервис «Рули», который был впервые анонсирован мэром города в 2018 году [4]. Данная потребность возникла в Москве из-за прогрессирующего количества покупаемых личных транспортных средств. Автомобильный парк в нашей стране увеличивается с каждым годом, а вместе с ним растет и уровень автомобилизации россиян. Согласно опросу аналитического агентства «Автостат», на 1 тыс. соотечественников сегодня приходится 293 машины. К 2019 года российский автопарк перевалил за отметку в 51,8 млн единиц [5 ]. Для сравнения: в 2015 году по данным Международной ассоциации автопроизводителей (OICA) мировой автопарк состоял из 980 млн единиц, в 1986 году — из 500 млн, а в 1970 году — из 250 млн. Cпециалисты аналитической компании Navigant Research в 2014 г посчитали  внедорожный и строительный транспорт в мире. Их статистика сводится к следующим показателям: в 2015 г.  – 1,2 млрд машин [5 ].

  Проблема количественного роста автотранспорта усложняется тем, что более 90% времени личный автомобиль не используется, простаивая на городских парковках. Именно поэтому сервис «Рули» стал актуален для мегаполиса, чтобы на городских парковках стояло, как можно меньше машин, а жители отказались от покупки автомобиля и выбрали другой альтернативный транспорт: общественный, такси или каршеринг.

  По статистике около 1,2 миллиона машин (от всего объёма автомобилей в Москве 4,7 миллиона.) используются не больше трёх дней в неделю, а остальное время стоят на парковке.

  В Москве за последние 6 лет число пользователей превысило 1 миллиона человек и число поездок составило более 130 миллионов. В 2015 году насчитывалось всего 350 транспортных средств каршеринга, а количество зарегистрированных пользователей около 30 тысяч. Москва активно поддерживает частные компании каршеринга и выдает субсидии на обновление автопарка. Главное преимущество каршеринга в Москве, это гибкость в использовании транспортного средства для передвижения исключительно по необходимости в любое удобное время и место. Одно из ключевых преимуществ – это бесплатная парковка в городе, за которую пользователь не платит, благодаря специальным условиям у компаний каршеринга со стороны Правительства Москвы.

  На 2021 год в городе насчитывается восемь операторов московского каршеринга: «Делимобиль», YouDrive, BelkaCar, Rentmee, Lifcar, «Карусель» (аренда самокатов), «Яндекс.Драйв», Matreshcar. Парк краткосрочной аренды в городе составляет 32 тысячи транспортных средств.

  Количество транспортных средств в Москве составляет 4,7 миллиона, если прибавить к этому числу Московскую область, то общий объем составит 7,7 миллионов транспортных средств, что составляет 13% от всего транспорта России. В городе невозможно построить количество дорог в 1,5 % больше к тем, что было, для этого придется убрать все тротуары, затронуть скверы и парки, чтобы сделать проезжую часть для транспортных средств.

 При этом новая программа «Моя улица» в рамках Нац.проекта смогла увеличить пропускную способность на примере центра города Москвы:

 Только возле Политехнического музея было 11 полос на проезжей части, эти 11 полос по итогу в сторону Старой площади въезжали в 4 полосы, создавая «бутылочное горлышко», после реконструкции сделали отдельную полосу для городского транспорта и 5 полос оставили для личного транспорта, тем самым скорость движения по выделенной полосе общественного транспорта выросла в 2 раза и для личного транспорта скорость выросла на 1-2 км/ч (на 10-15 %).

 При этом пропускная способность на данном участке выросла за счет ровного потока (канализировалось) и стало меньше дорожно-транспортных происшествий. Программа «Моя улица» по оценке Департамента не нанесла ущерба движению в городе для городского и личного транспорта она помогла поездки сделать быстрее и безопаснее.

  В связи с постоянным приростом покупки личного транспорта Правительство Москвы стало прорабатывать вопрос о создании Сервиса, который поможет решить данную проблему.

  В 2020 году 30 апреля в Москве запустили для жителей города закрытое тестирование «Рули» для первых 100 пользователей, в рамках которого жители смогут сдавать свой личный автомобиль в аренду знакомым. Роль города в создании «Рули» в том, чтобы создать удобную платформу для упрощения процесса аренды личного транспортного средства на краткосрочные поездки и сделать их удобными, быстрыми и безопасными.

  Данный подход для сдачи личного транспортного средства к совместному использованию, когда Владелец сдает в аренду другим людям свое транспортное средство. Идея не нова, имеется успешный опыт исследований Калифорнийского университета, изучившего общественное восприятие и перспективы рынка опросы по peer-to-peer carsharing или person-to-person carsharing (частное лицо договаривается с частным лицом).

  Результаты исследования показали, что от 50 % (в Сан-Франциско) до 75 % (в Окленде) американцев не слышали о peer-to-peer carsharing. Только 25 % опрошенных Владельцев транспортных средств готовы делиться личным автомобилем. Интерес был проявлен к данному сервису у тех, кто пользуется общественным транспортом минимум один раз в неделю. Главной причиной использование peer-to-peer carsharing связано с удобством, доступностью, экономия денежных средств и гибкостью в передвижениях по городу.

  Пилотный этап исследования, стартовавший в Москве осенью 2021 г., показал, что сервис позволяет решить вопрос по уменьшению количества личных транспортных средств на городских парковках и отказа жителей города от покупки новых автомобилей, выбрав альтернативный вид транспорта: общественный, такси или каршеринг.

  После привлечения 100 владельцев транспортных средств и их друзей «Рули» планируется подключение минимум 1000 транспортных средств в течение полугода или года.

  За два месяца «Рули» поучил более 150 заявок от автовладельцев и 500 от потенциальных арендаторов. Привлечение аудитории, это главная проблема для сервиса шеринга так, как необходимо поменять отношение к личному автомобилю, убедить автовладельцев и арендаторов, что сервис «Рули» помогает экономить время, поскольку автомобиль возможно сдавать в любое время и возвращать в любом месте [4].

  Проект показывает, что важно оперативно и последовательно менять логику управляющей системы. Опыт мегаполисов в перспективе возможно будет распространять на другие регионы. В законодательстве должны быть зафиксированы принципы, требования и гайдлайны, то есть направляющие линии, в рамках которых следует выбрать оптимальный вариант решения.

  Несмотря на то, в Москве ощущается переход на комплексные интеллектуальные цифровые решения, сама реализация концепции умного города понимается как элемент масштабной инициативы по формированию в России цифрового общества и экономики, все же поиск оптимального сценария цифровой трансформации стоит остро. Следует согласиться с мнением, что выбор  во многом зависит от целей, которые в приоритете у города, а также от стартовых условий развития в нем цифровых технологий

  Таковыми могут быть  «следующие подходы:

1) децентрализованный  подход, когда цифровая трансформация осуществляется с привлечением бизнеса (для мегаполисов);

2) централизованный, где цифровой переход координируется на уровне органов местного самоуправления, мобилизующих доступные ресурсов и заинтересованных акторов (для крупных и средних городов);

3) модель локальных действий (для средних и малых городов), когда из-за недостаточности ресурсов цифровой трансформации подвергаются единичные, проблемные инфраструктурные сектора» [7].

  Безусловно, необходимо преодолевать целый комплекс возможных барьеров, вносить коррективы в нормативно-правовую базу, продумать пути перехода на новые межведомственные модели финансирования, обеспечивающие поддержку реализации проекта. Действенным инструментом может реализация аналогичных пилотных проектов умных цифровых городов в специально выделенных экспериментальных зонах.

 

Cписок источников

  1. 1. Мерзлов Н.Г. Гражданское единство «умного города»: вовлечение потенциала культуры в процесс государственно-общественного управления// Культура: теория и практика. – 2018. – № 6 (27). – Режим доступа: http://theoryofculture.ru/issues/99/1186
  2. 2. Пильгун М.А., Дзялошинский И.М. Культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации: глобальный и региональный аспекты //Вопросы психолингвистики. – 2017. – №2. – С.134-144.
  3. 3. Приказ Минстроя России от 31 октября 2018 г. № 695/пр «Об утверждении паспорта ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства «Умный город»». – Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/docs/17594/?sphrase_id=650485[дата обращения 04.12.2018].
  4. 4. Хабибрахимов А. Городу нужно, чтобы было меньше личных машин: как устроен «народный каршеринг» от мэрии Москвы и кто его строит. – Режим доступа: https://vc.ru/transport/261403-gorodu-nuzhno-chtoby-bylo-menshe-lichnyh-mashin-kak-ustroen-narodnyy-karshering-ot-merii-moskvy-i-kto-ego-stroit [дата обращения 04.12.2021].
  5. 5. Цифра дня: сколько всего автомобилей в России? Режим доступа: https://www.autonews.ru/news/5ca9c5409a79474a2e7d76d9#ws
  6. 6. Шлыкова О.В. «Цифровизация» и «цифровая культура» как новые тренды цифровой эпохи // Аудиовизуальная платформа современной культуры: материалы междунар. Научной конф. (в рамках ХV Колосницынских чтений), 20-21 ноября 2020 г./Уральский федеральный ун-т имени Б.Н. Ельцина: пол науч. ред. Н.Б. Кирилловой. – Екатеринбург: УРГУ, 2020. – С. 22-32.
  7. 7. Smart-city. Как заставить российские города поумнеть? Режим доступа:

    https://www.csr.ru/ru/publications/smart-city-v-rossii-kak-zastavit-goroda-poumnet/

 Сведения об авторе

Барсуков Кирилл  Павлович - заместитель директора филиала АНО Московская дирекция транспортного  обслуживания «РУЛИ», магистрант кафедры ЮНЕСКО ИГСУ РАНХиГС

 Рецензент

Шлыкова Ольга Владимировна – доктор культурологии, профессор кафедры ЮНЕСКО ИГСУ 

РАНХиГС

К оглавлению выпуска

Яндекс, проекты

07.02.2022, 443 просмотра.