ЛУЗЯНИНА А. В. КУЛЬТУРНОЕ И ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 Под культурным наследием имеется в виду вся совокупность памятников культуры, природы и истории, которые содержат значимую всемирную, государственную и региональную ценность. Согласно «Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия» под культурным наследием понимаются «памятники, ансамбли, достопримечательные места - произведения человека или совместные творения человека и природы» (7).

 Изучение культурного и природного наследия Московской области представляет исследователям богатейший материал по вопросам анализа и дальнейшей фиксации памятников, реставрации и выявления функциональной значимости уникальных объектов, способов их консервации.

 Подмосковье уникально по количеству памятников культурного и природного наследия, но в настоящее время большинство усадеб находится в полуразрушенном состоянии. Если храмовые ансамбли реставрируются РПЦ, то усадебным объектам можно полагаться лишь на бюджетные государственные средства или помощь меценатов.

 В системе государственной политики по сохранению культурного наследия одно из центральных мест занимает деятельность по популяризации наследия и культурное просветительство, что в эпоху глобализации является своевременной мерой. Кроме того, подобная деятельность может привести к нескольким результатам: привлечение внимания к проблеме, к её объединению и поиску путей решения (правовое обеспечение, сбор средств, выделение грантов и пр); создание проекта по превращению культурного и/или природного памятника в туристический объект (например, парк Зарядье в Москве).

 Таким образом, охрана культурного наследия выступает как значимое социокультурное явление, основанное на достижениях современной науки, деятельности музеев и на принципах государственной культурной политики. Исходя из этого, целью политики в сфере культуры в Московской области является «сохранение культурно-исторического наследия Московской области на уровне, соответствующем современным мировым достижениям искусства, науки, технологий, управления» (11).

  Действительно, в Московской области осуществляется поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере культуры «при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: охрана и содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое или культурное значение» (10). Это выступает одним из направлений эколого-культурной деятельности, направленной на расширение функциональности объекта (например, не консервация усадебных ансамблей, а превращение их в музейные комплексы, или гостиницы, которые можно включить в туристические маршруты).

  Сегодня в Московской области на учете государства официально находятся почти шесть тысяч объектов культурного наследия и 1 объект ЮНЕСКО. Трансформации в социокультурной сфере, связанные с усилением процессов урбанизации, ставят на повестку дня проблемы осмысления культурного ландшафта, как территории, на формирование которых оказал непосредственное воздействие человек. Данный сегмент антропогенного ландшафта включает территории, на которых до XX века возводились объекты для создания гармоничных пейзажей.

  Все составляющие этого ландшафта вписаны в общий природный комплекс и являются объектами всемирного культурного наследия. К типичным примерам антропогенных ландшафтов необходимо добавить усадебные комплексы, монастырские и архитектурно-парковые ансамбли.

 На сегодняшний момент усадебные комплексы достаточно хорошо изучены, материалы их исследований стали уже предметом научного дискурса. Многие ансамбли были отреставрированы, либо отремонтированы еще в советское время и активно использовались. Однако сейчас значительная их часть находится в аварийном состоянии и встает проблема, связанная с решением дальнейшей судьбы объектов: идти по пути консервации или реставрации, когда утрачена большая часть здания (например, в усадьбе Петровское-Алабино в Наро-фоминском районе), поскольку всегда существует опасность превращения в новодел.

  Сегодня в Московской области действует программа «Усадьбы Подмосковья», в рамках которой должны быть отреставрированы 43 усадьбы области. В настоящее время инвестиционной группой компаний из Казани ASG восстановлено лишь имение Аигиных в Пушкинском районе. В планах этой компании реставрация двух усадеб: Черкизово Коломенского района и Пущино-на-Наре в Серпуховском районе. Эти три усадьбы компания собирается связать водным маршрутом для развития культурного туризма в Московской области. В подвале усадьбы Аигиных предполагают организовать ресторан с русской кухней, а на её территории открыть полноценный агрокомплекс, задача которой выпуск эко-продукции.

  Решение проблемы по восстановлению комплекса усадебных ансамблей напрямую зависит от их функциональной перспективы. На текущий момент предлагаются две формы существования: музейная или гостиничная. Два указанных способа взаимосвязаны, поэтому выбор варианта использования комплекса в будущем порождает методы сохранения.

  Реставрация усадьбы с превращением в музейный комплекс предполагает восстановления внешнего облика здания и его интерьера по определенным правилам и нормам, закрепленным в плане восстановления памятника культуры (специалисты усиливают фундамент и несущие конструкции, реставрируют деревянные стены, окна, двери, интерьеры и фасады, в здании могут расширить входную группу и подвал, также, если необходимо, установить лифт для маломобильных посетителей).
 
При перестройке усадьбы в гостиницу проводят ряд аналогичных работ по восстановлению усадебного ансамбля как памятника культуры, но прокладывают и коммуникационные сети, выделяют комнаты для номерного фонда гостиничного комплекса, устанавливают противопожарные приборы и системы для комфортного проживания и сохранения усадьбы в целом.

 Таким образом, в процессе реставрации памятника архитектуры важно соблюсти баланс между сохранением исторического наследия и современной функциональностью здания. При разработке и воплощении плана восстановления объекта перед реставраторами стоит очень сложная задача: вписать в историческое пространство новую функциональность, не нарушив и не повредив подлинные детали памятника.

 Например, проект восстановления усадьбы Апраксиных в Дмитровском районе, которая сейчас находится в руинированном состоянии и реставрируется, по информации РИА «Новости», может потребовать инвестиций в размере 4,132 млрд рублей. В усадебном комплексе на территории в 55, 52 гектара в планах создать пятизвёздочную гостиницу «Ольгово» на 160 номеров. Таким образом, для восстановления архитектурного объекта потребуется привлечение сотен миллионов рублей, а также содействие высокопрофессиональных специалистов и проведение государственной экспертизы, которая признает за усадьбой право на восстановление. Решение экспертной комиссии ведётся по следующим вопросам:

  • - реставрация объекта культурного наследия;
  • - порядок установления границ;
  • - режимы эксплуатации территорий с обнаруженными объектами культурного наследия.

  Решения принимаются региональным органом охраны объектов культурного наследия. Выделение финансовых средств на данные работы может производиться за счёт государственного бюджета или средств юридических и физических лиц. «Воссоздание объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, эстетической ценности и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания» (10).

 Иногда находятся инвесторы, которые готовы предоставлять финансовые средства на восстановление усадебного комплекса и окупить свои вложения с помощью привлечения туристского потока.

  Усадьбы выступают не только как музеи архитектуры, живописи, истории, они активно адаптируется к социально-экономическим условиям рыночных отношений, трансформации духовных ценностей в современном социуме. Примерами использования имеющегося потенциала усадьбы для привлечения туристов, могут служить:

  • 1) Музей-усадьба Архангельское (Красногорский район). В данном месте возрождаются традиции народных праздников, притягивающие туристов из Москвы и области. В парке устраиваются костюмированные гуляния, проходят концерты классической музыки, выступают танцевальные коллективы и артисты драматических театров. В усадьбе ежегодно проходит российский фестиваль современной импровизационной музыки «Русский стиль. Усадьба. Джаз», который собирающий большое количество приезжих туристов области;
  • 2) Усадьба Мураново (Пушкинский район). Его главное здание носит известное название «Дом поэтов» и является не только культовым местом поклонения любителей русской усадебной культуры, но и научным центром по ее изучению, хранилищем мемориального наследия Тютчева. Музей предлагает многочисленные и разнообразные по тематике экскурсии, и концертно-лекционные программы (например, «Мураново литературный и историко-бытовой памятник культуры ХIX века»; «Жизнь усадьбы XIX - XX вв.»; «Мураново и Тютчев» и др). Но есть и особые, торжественные дни, когда Мураново с трудом вмещает всех своей гостей, - это мурановские праздники (например, день рождения музея; дни памяти Ф.И.Тютчева) На сегодняшний момент посещение Мураново наиболее интересно, так как кроме традиционных показов, предоставляемых всеми усадьбами, здесь на протяжении всего года проводятся массовые праздники, которые дополняют колорит самой усадьбы и создают дополнительные возможности отдыха для туристов, совмещая познавательный туризм с отдыхом.
  • 3) Усадьба Кусково (г. Москва). Ежегодно в музее организуются до 4-х стационарных фондовых выставок. Возрождаются старинные традиции гостеприимства усадьбы (в частности, в летнее время в танцевальном зале Дворца проводятся концерты и музыкальные фестивали с участием русских и зарубежных исполнителей. В усадьбе проводятся большие народные гуляния и праздники, приуроченные к религиозным или народным праздникам (например, «Медовый спас в Кускове»).

Присвоение территории статуса культурного памятника часто не дает гарантий сохранности разнообразия всего комплекса главных составляющих его элементов, при сохранении усадьбы (например, статус «федеральный» не означает, что усадебный комплекс реально находится или будет взят под охрану. Для ансамбля, не внесенного в реестр для обретения статуса выявленного, нужно иметь заключение государственной историко-культурной экспертизы, что часто оказывается проблемой.

  Кроме того, памятники культурного наследия страдают и в результате его грабежа. Можно привести немало примеров, когда в результате подобных действий были разрушены архитектурные объекты (например, усадьба Гребнево неоднократно подвергалась разграблениям и поджогам). То есть решающая роль в сохранности усадеб всегда связана с человеческим фактором.

 Таким образом, культурное наследие России в аспекте рассмотрения сохранения объектов, предоставляет возможность не только пересмотреть наше прошлое, но и предоставляет принципиально новые возможности для осмысления настоящего. Ситуация со старинными усадебными комплексами постепенно изменяется в лучшую сторону, а путями для их реставрации (усадьбы Черкизово, Ольгово) выступают меценатство (инвесторы) и государственное финансирование. Уже реконструированные объекты принимают посетителей, туристов, превращаясь в культовые места (усадьба купцов Аигиных, музей Архангельское, Мураново, Кусково), что свидетельствует о необходимости продолжения начатой работы в этом направлении.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. 1. Веденин, Ю.А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения / Ю.А. Веденин. – Известия АН СССР. Серия География -1990. №1. – С. 3-17 .
  2. 2. Веденин, Ю.А. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия / Ю.А. Веденин, М.С. Кулешова. // Известия РАН. Сер. География. 2001. № 1. – С. 13-16.
  3. 3. Герасименко Т.И. Всемирное национальное культурное наследие региона как основа развития историко-культурного туризма / Т.И. Герасименко, И.Ю. Гладкий // Туризм и культурное наследие : межвуз. сб. науч. тр. / редкол.: Абакумов О.Ю., Булычев М.В., Герман А.А. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2006. – Вып. 3. – С. 133-138.
  4. 4. Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века : Учеб. пособие / М-во образования Рос. Федерации. С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, Унив. колледж королевы Маргарет; [Вивьен Андерсен и др.]; [Пер. с англ. - Н. П. Сиротюк]. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2001. - 211 с.
  5. 5. Иванова, Я. Н. Сохранение культурного и природного наследия через экологизацию образования: научная статья / Я. Н. Иванова // Педагогика высшей школы. 2016. №3. — С. 90-91
  6. 6. Каганский, В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: Сборник статей / В. Л. Каганский — М.: Новое литературное обозрение, 2001. — 576 с.
  7. 7. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия: (Конвенция: принята 17 сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года и вступила в силу 17 декабря 1975 года). (Электронный ресурс) / Culture.gov.ru: Мин. культуры РФ – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (дата обращения 16 октября 2021 г.)
  8. 8. Мазуров, Ю.Л. Культура и культурная политика: Послесловие к Стокгольмской конференции по культуре и развитию / Ю.Л. Мазуров — М.: Наследие и современность №7, 1998. — 128–144 с.
  9. 9. Сущинская, М.Д. Культурный туризм: уч. пособие. / М.Д. Сущинская — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. —128 с.
  10. 10. Федеральный закон Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (принят Гос. Думой 24 мая 2002 г.: по состоянию на 14 июня 2002 г.). (Электронный ресурс) // Consultant.ru: Правовая поддержка – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения 20 октября 2021 г.)
  11. 11. Закон Московской области N 81 О государственной политике в сфере культуры в Московской области (принят постановлением Московской областной Думы от 4 июля 2013 г. N 12/58-П) (Электронный ресурс) // Base.Garant.ru: информационно-правовое обеспечение – URL: https://mk.mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/bazovoe-zakonodatelstvo/zakon-moskovskoy-oblasti-ot-22072013-812013-oz-o-gosudarstvennoy-politike-v-sfere-kultury-v-moskovskoy-oblasti (дата обращения 15 октября 2021 г.)

 

Сведения об авторах

Лузянина Арина Владимировна – студент кафедры культурологии Московского государственного института культуры

 Рецензент

Краснопольская Анна Петровна - кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Московского государственного института культуры                                                                      

К оглавлению выпуска

конференции

07.02.2022, 62651 просмотр.