ШЕВЛЯКОВА Д.Д. ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В РЕАЛИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ

 Современные социокультурные реалии диктуют сферам искусства свои правила. Каждая из них, проходя через множество трансформаций, осваивает новые горизонты, периодически соприкасаясь со своими «коллегами». Современный танец не исключение. Он, как и другие виды искусства, отражает глобальные процессы, происходящие в сфере культуры. Влияние эпохи постмодерна, развитие медиакультуры, пандемия и ее последствия – все это лишь несколько из факторов, однако их значимость нельзя недооценивать.

 В XXI веке особо остро встала проблема идентичности, каждый человек постоянно находится в поисках способов для самовыражения. В погоне за индивидуальностью люди зачастую обращаются к различным видам искусства, чтобы найти и выразить себя. Многие ради этого приходят в танцы. Соответственно современная хореография преображается, впитывая основные тенденции общества, в связи с этим Д.А. Садыкова в своей статье называет танец «зеркалом культуры» (5). Как и в первобытной культуре танец остается социокультурным кодом, разумеется, сейчас религиозная составляющая отошла на задний план, однако какие-то черты ритуалов все равно остаются.  Однако они претерпевают изменения в связи с модификациями в обществе. Возвращаясь к социокультурному коду, человек в танце демонстрирует свою модель поведения, способы коммуникации с другими, оценку себя и своего места в мире, таким образом первая функция танца – передача информации, до сих пор остается актуальной.

 Эпоха постмодернизма – эпоха стилистического плюрализма, происходит синтез множества направлений. Как следствие этого - такое разнообразие в стилях современного танца, как сценических, так и социально-бытовых. Необходимо отметить, что внутри направлений также происходит обмен, некими формами, движениями и тд. – то есть современный танец постоянно находится в состоянии трансгрессии. Помимо непрерывной стилевой интеграции, язык современной хореографии обращается к бытовым движениям, в каком-то смысле сакрализуя профанное пространство. Особую популярность данному виду искусства принесла киноиндустрия. Благодаря фильмам серии «Шаг вперёд», «Уличные танцы» мы можем наглядно отследить взаимопроникновение стилей от классического балета и бальных танцев до джаз-модерна и хип-хопа. Кроме изменений в технике, преобразования касаются и сюжетной линии, танец поднимает проблемы, актуальные для общества именно сейчас.

 В настоящее время достаточно сложно привнести в танец что-то новое (речь идет конкретно о движениях), актуальным становится обращения к опыту прошлых лет, однако, помимо использования традиционных форм, на арену выходят технологии медиакультуры. В коммерческой сфере танцы являются частью массовой культуры – различные постановки для фильмов, клипов, рекламы и прочих развлекательных шоу. Эта сфера также развивается вместе с остальной медиакультурой (4). Современный танец, как часть массовой культуры, становится все более зрелищным, многое заимствуется из циркового искусства, акробатики, боевых искусств. Особым спросом пользуются хореографические постановки в сочетании со световыми шоу. Популяризации современного танца способствует и телевидение, такие программы как «So You Think You Can Dance», «Короли танцпола» и их аналоги: украинское шоу «Танцуют все», российское шоу «Танцы на ТНТ», «Танцы со звездами» и др.

 Современные технологии способствуют росту популярности танцев в обществе. Благодаря размещению профессиональными танцовщиками видеозаписей своего мастерства в различных социальных сетях, многие люди, не связанные с хореографией, загораются идеей научиться так же и идут в различные студии и школы. Особую роль в популяризации современного танца сыграл TikTok. Это приложение позволяет записывать небольшие видеоролики в том числе и танцевальные: люди, которым нравится танец, учат его и записывают видео этого же танца, но уже в собственном исполнении. Этот челлендж может продолжаться достаточно долго. За последний год, благодаря опыту с пандемией и общей изоляции, особую популярность приобрели онлайн-уроки. Разумеется, это коснулось не только танцев, но факт остается фактом. Из-за пандемии многие страны оказались закрыты и те хореографы, которые в них живут, также оказались изолированы. Благодаря медиатехнологиям эта пропасть была преодолена, расстояние и языковой барьер перестали быть проблемой. Доступнее стала и стоимость подобных классов, так как нет необходимости в оплате перелета, еды и проживания для педагога. В онлайн-формат были переведены не только мастер-классы от ведущих танцовщиков и хореографов, но и полноценные занятия. Несмотря на снятие ограничений некоторые школы и студии оставили такой формат, так как он позволяет из любой точки мира заниматься у любимого педагога. Помимо уроков и мастер-классов, онлайн могут проводиться различные мероприятия, баттлы, спектакли и тд. Разумеется, подобного рода действа будут обладать рядом специфических черт.

 В одном из интервью известный российский режиссер-балетмейстер Г. Абрамов на вопрос: «Есть ли в современном танце школы, подобные классической школе?», ответил: «Есть, но чаше всего это методика отдельных стилей. В современном танце нет понятия общего стиля, как в классическом танце. Нет границ. И вообще нет определения современного танца. Нужно понять лишь одно — под термином «современный танец» понимают танец, не ограниченный условностями» (2). Именно поэтому многие обращаются к современному танцу как к способу трансляции своей идентичности. Как любая физическая практика, танец способствует выработке эндорфина и серотонина, позволяет отпустить навязчивые мысли, и способствует физическому развитию индивида (1,3). В связи с чем, особую популярность приобретает танцевально-двигательная терапия, во время которой осуществляется переход в измененное состояние сознания, данный эффект от танцевальных практик применялся людьми еще с древности во время обрядов и ритуалов. «Переход танца в терапевтическую сферу обычно связывают с именем М. Чейз, которая, будучи танцовщицей, обратила внимание на то, что через танец человек может научиться выражать свои чувства, устанавливать контакт с другими. Благодаря ее деятельности психотерапевтам стало известно, что танец способен воздействовать на психическое состояние человека, исцелять, снимать излишнее напряжение, способствует раскрепощению личности, повышает тем самым эффективность психотерапии и лечения» (5).

 Также необходимо отметить, что кроме популяризации социально-бытовых стилей в тени не остается и сценический современный танец. Широкое распространение получают различные театры современного танца, творческие лаборатории, танцевальные компании и тд. Балетмейстеры представляют свои работы на фестивалях и конкурсах современного искусства, которых пару десятилетий назад не было и в помине, например, Международный фестиваль CONTEXT. Diana Vishneva, Proba№, фестиваль «Пятилетка», «Золотая Маска», «Ключи».

 Современный танец продолжает формироваться у нас на глазах. Отбрасывая рамки и постоянно взаимодействуя с окружающей его действительностью, танец, как живой организм, трансформируется вместе с человеком, подстраиваясь под него и удовлетворяя его потребности: в общении, самовыражении, физической активности, в выражении своих чувств, мыслей, эмоций. Таким образом, начиная с древности, танец неразрывно существует с обществом, всё, что мы сейчас видим в танце – прямое отображение всего того, что происходило в обществе последние десятилетия, поэтому от нас зависит, каким танец будет в дальнейшем.

Список источников

  1. 1. Гренлюнд, Э. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика // Э. Гренлюнд, Н. Оганесян. – М. : Речь, 2011. – 288 с.
  2. 2. Дмитревская М. интервью с Г. Абрамовым. Петербургский театральный журнал. Декабрь. 2002. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ptj.spb.ru/archive/32/music-theatre-32/gennadij-abramov-svoe-dobro-preumnozhaem-kogda-razumno-otdaem/. Дата обращения: 23.05.2021
  3. 3. Ионина О.С. «Приемы танцевально-двигательной терапии в коррекции негативных проявлений личности». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-tantsevalno-dvigatelnoy-terapii-v-korrektsii-negativnyh-proyavleniy-lichnosti/viewer. Дата обращения: 15.05.2021.
  4. 4. Никитин В.Ю. «Современный танец в России: тенденции и перспективы». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-tanets-v-rossii-tendentsii-i-perspektivy. Дата обращения: 28.05.2021.
  5. 5. Садыкова Д.А. «Эволюция танца в современной культуре». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-tantsa-v-sovremennoy-kulture. Дата обращения: 31.05.2021.

 

Сведения об авторе

Шевлякова Дарья Дмитриевна - студент кафедры культурологии Московский государственный институт культуры

Рецензент

Краснопольская Анна Петровна - кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

мероприятия, интервью

07.02.2022, 249 просмотров.