ШАМИЕВА Н.Н. СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ТАТАРСКОГО НАРОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Сохранение национальной идентичности является актуальной проблемой современного общества. Глобализация и цифровизация приводят к расширению контактов между представителями разных стран и культур, что способствует потере их самобытности. Новые формы межкультурного взаимодействия ставят под сомнение субъективные ощущения самоидентификации человека и этносов, сформированные в рамках прежних традиций.
Российская Федерация является поликультурной страной, в которой важно сохранять национальную идентичность народов и общностей. Национальная культура - совокупность материальных, духовных и символических ценностей, созданных в результате деятельности этнической общности, основными элементами которой являются язык, традиции, обычаи и другие элементы, передающие социокультурную информацию от одного поколения другому. Рост внимания к проблематике идентичности отражает углубление глобальных процессов отчуждения в обществе в целом и отдельных индивидов. Снижение интенсивности самоидентификации индивидов со своими традиционными сообществами означает рост отчуждения от прежних социальных ролей и формирование запроса на иные ролевые паттерны. Идентификация человеком себя, взаимодействие в социуме с другими людьми и самопрезентация являются важнейшими условиями коммуникации и совместной деятельности. Жить во взаимодействии и относить себя к какой-либо общности указывает на стремление человека к глубинной потребности быть частью устойчивой социальной системы. Одной из наиболее значимых и первостепенной является этническая, в которой человек самоидентифицирует себя как «я – русский» или «я - татарин».
Одним из первых к исследованию идентичности обращается известный американский психолог Э.Эриксон. Согласно его точке зрения, важнейшую роль в процессе становления идентичности играет отношение человека к окружающей его социальной среде. В процессе этого увеличивается разнообразие социального опыта, в том числе признание и оценка других, личные качества развиваются благодаря средствам, которые индивид получает из культурного набора своего социального круга, приравниваясь тем самым к остальным его членам, но при этом сохраняя своеобразие. В результате изменения социокультурных условий существования личности происходит потеря прежней и формирование новой идентичности. Порой это приводит к сильным личностным изменениям и даже к «потере себя» как крайнему выражению феномена утери самоидентификации [3].
Исходя из этого, мы можем полагать, что национальная идентичность должна приниматься как данная нам историей и национальным сознанием основная идея и образ мира, на основе которых функционирует сознание общества на данном этапе своего развития, и поэтому эта идея и образ мира приемлемы для большинства. Национальная идентичность определяет сущность нации, народа и его роли в мировой истории, а также перспективу существования в идеальных формах. По мнению В.К.Соколовой, возрождение и сохранение национальной культуры возможно через сохранение и использование родного языка, а также через традиции, обычаи и обряды, которые несут в себе частички истории народа на протяжении многих поколений. Народные обряды и религиозные верования занимают одно из главных мест в обычаях календарного цикла. Празднование таких мероприятий повышают дух и национальное самосознание. По словам ученой, сохранение национальных традиций позволит решить проблему разрозненности различных этнических культур в стране [2].
Современный татарский мир как сообщество людей, объединённых общей историей и стремлением к развитию языка и культуры, просвещению и сохранению традиций, обычаев и духовно-нравственных основ, переживает новый этап консолидации, связанный с переосмыслением глобализации не как угрозы унификации, а как возможности трансляции и популяризации уникальности каждого народа. Сегодня татары являются динамично развивающейся общностью. В социально-экономических, технологических и гуманитарных процессах современности их доминантными чертами стала высокая ориентированность на применение современных достижений науки и общества при сохранении этнокультурной специфики. Социологические исследования фиксируют высокую степень значимости для современных татар этнической идентичности. Для 85-90 % их представителей, живущих в разных регионах, значима своя национальная принадлежность. В числе востребованных ее оснований у большинства выступают история татарского народа, его традиционная культура, татарский язык и религия. Наблюдается интерес к национальной театральной, музыкальной, художественной, архитектурной культуре, способствующей воспроизведению духовных ценностей и идентичности [6].
Татары являются второй по численности национальностью в России. В каждом регионе активно осуществляется Государственная программа по сохранению национальной идентичности татарского народа, которая создана для решения следующих задач:
- - совершенствование научно-методического обеспечения сохранения и популяризации знаний о культуре, истории и традициях татарского народа, изучения этнической идентичности татарского народа;
- - обеспечение доступа к изучению родного языка, истории и культуры татарского народа за пределами Республики Татарстан и содействие сохранению татарами на территории их проживания этнокультурной самобытности;
- - обеспечение доступа татарам, проживающим за пределами Республики Татарстан, к культурному наследию республики [1].
Для защиты интересов групп разных национальностей в России создано множество институтов, среди которых наиболее представительными являются национально-культурные автономии. Национально-культурная автономия в Российской Федерации - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Особенность любой национальной культуры заключается в её неповторимости, оригинальности, самобытности.
Среди институтов гражданского общества, выражающих интересы татарского народа в сохранении языка и культуры, большую роль играют общественные организации, реализующие проекты в сфере гармонизации межнациональных отношений, например, региональная общественная организация «Татарская национально-культурная автономия г. Москвы». Город Москва стал центром формирования российского государства на основе объединения многих народов, языков, культур и религий, общих для всех духовно-нравственных ценностей, идей патриотизма, многонациональность которого стала не сферой противоборства, а мощным фактором общественного развития. Татарская национально-культурная автономия на сегодняшний день является одним из старейших национально-культурных объединений Московского региона. Для сотен тысяч татар из разных регионов России это место стало по-настоящему родным домом.
С целью сохранения национальной идентичности в культурном центре ежедневно ведут свою работу два десятка кружков и творческих студий для детей и взрослых, проводятся лекции, встречи и мастер-классы, каждые выходные в актовом зале проходят концерты мастеров искусства -вокалистов, музыкантов, танцевальных коллективов, творческие вечера и спектакли. Среди факторов сохранения и развития духовной культуры большое значение имеет родной язык – основа любой этнической культуры. Роль языка в усвоении системы ценностей и особого типа мышления и социального поведения подчеркнута З. А. Махмутовым: «Язык является важнейшим фактором, определяющим этническое самосознание народа. Лингвокультурное поведение этнической группы часто является показателем скрытых трансформационных процессов внутри данной группы. Утрата национального языка в большинстве случаев свидетельствует о начале распада этнической общности, демонстрируя ярко выраженные процессы ассимиляции [7, С. 24]». Во многих городах за пределами Республики Татарстан, особенно дети и молодежь, сегодня практически не знают языка своих предков.
Автономия татар Москвы ведёт большую просветительскую работу по сохранению татарского языка и его популяризации. На сегодняшний день успешными признаны следующие социально-культурные проекты: мультимедийный проект «Учим татарский с Ак Буре» - это мультфильмы, книги и мобильное приложение объединившие передовые и традиционные методики обучения, а также современные мультипликационные и компьютерные технологии; онлайн-курсы татарского языка для детей и взрослых с общей численностью более 170 учеников; образовательный проект «Оч суз», который направлен на изучение основных разговорных фраз, знание которых позволит начать говорить на татарском, популярная программа «Говорим по-татарски» на радио Эхо Москвы.
За последнее время Автономией татар Москвы было реализовано более двадцати общественно значимых проектов, в том числе при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан, Правительства Москвы и Фонда президентских грантов. Среди которых Московский общегородской праздник «Сабантуй», ежегодная всероссийская акция чествования ветеранов «Память сильнее времени», традиционный (совсем недавно был проведён XX юбилейный) фестиваль татарской песни «Туган як моннары» («Мелодии родного края»), детский фестиваль «Энже бертекляре» («Жемчужинки»), «День татарской культуры» в рамках фестиваля «Мой дом — Москва», межнациональный фестиваль «Лица друзей», день танца «Хоровод дружбы», межнациональный новогодний праздник для детей, этнофестиваль культуры и дизайна «Восточный калейдоскоп», акция «Татарча диктант». Безусловно, самым масштабным событием можно назвать Московский Сабантуй, который стал брендом татар столицы и ежегодно собирает более 250 тысяч гостей.
Важным направлением является работа по гармонизации межнациональных отношений, в рамках которой автономия позиционируется как открытая дискуссионная площадка для общения людей разных национальностей. Многовековой опыт добрососедства татар с представителями других национальностей является мостом эффективной интеграции приезжих в социокультурное пространство мегаполиса. Так, в 2017-2018 годах в рамках проекта «Москва многонациональная — город добрых соседей», победителя конкурса Президентских грантов, было проведено более 80 межнациональных мероприятий.
Существенной проблемой для мегаполиса становится снижение у горожан, в том числе у подрастающего поколения мотивации к реальному, а не виртуальному взаимодействию, в том числе с представителями разных национальностей. Помимо закономерных причин (развитие соцсетей, онлайн-развлечений, самоизоляция) к этому приводит также незнание и непонимание культурных традиций разных народов, постоянно проживающих на территории Москвы, а, следовательно, восприятие людей иной этнической принадлежности как чужаков, что в корне противоречит базовым ценностям многонациональной столицы — добрососедству, толерантности и дружбе. Проект «Московский Сабантуй» имеет значительный потенциал в решении этих вопросов.
Сабантуй в Москве — это презентация татарской и башкирской культур как части многонациональной культуры России, которая позволяет формировать у жителей и гостей столицы культуру межнационального общения, основанную на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Проект «Московский Сабантуй» является концентрированным выражением татарской и башкирской традиционной культуры, ее этики и ценностных установок. При этом в последние годы он по праву считается праздником народов России и имеет статус Московского общегородского праздника. На площадке Сабантуя можно узнать о спортивных соревнованиях и традиционной кухне, о национальных играх и костюмах, культурной жизни и творчестве народов. Кроме того, «Московский Сабантуй» стал объединяющим для разных народов многонациональной столицы, одним из самых масштабных и ярких событий в культурной жизни страны и полноправной площадкой для межконфессионального и межнационального диалога. Сабантуй — древний, пришедший из глубины веков праздник — символизирует уважение к созидательному труду землепашцев и является неотъемлемой частью нашего культурного кода, богатейшего исторического, духовного наследия.
Проявляя интерес и уважение к языку, культуре, обычаям и религиям других национальных общин, татары-москвичи стремятся сохранить язык и свою национальную культуру, традиции и обычаи. Мероприятия для детей и семейного досуга создают широкие возможности для приобщения к родной культуре и татарскому языку. Таким образом, можно утверждать, что необходимость в национальной идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в упорядоченности своей культурной жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Таким сообществом для татар г. Москвы выступает региональная общественная организация «Татарская национально-культурная автономия», деятельность которой направлена на сохранение национальной культуры и популяризацию родного языка. Мероприятия, проводимые автономией, направлены на сплочение татарского народа, они помогают человеку осознать принадлежность к своей этнической группе, найти свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в условиях мегаполиса.
Список источников
- 1. Постановление кабинета Министров Республики Татарстан от 25 августа 2020 года N 730 «Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2020 - 2023 годы)» // Собрание законодательства. – 2020. – 36 с.
- 2. Арутунян Ю.В. Введение // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий: сборник статей: под ред. Ф.Барта; пер. с анг. И.Пильшикова. - М.: Новое издательство, 2006. - С.9-48.
- 3. Бергер Л. Культурная динамика глобализации // Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. - М., 2014. – 215 с.
- 4. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1972. - 283с.
- 5. Гагач М.Г. Возрастной символизм и критерии возраста в древних и современных культурах // Культура и образование. - № 3 (26).- 2017. – С. 36-41.
- 6. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально культурная деятельность: Учебник – М. МГУКИ, 2004 – 539с.
- 7. Мацукевич, О.Ю. Социально-культурная ресоциализация личности: учебное пособие / О.Ю. Мацукевич - Москва: МГУКИ, 2012 - 150 с.
- 8. Хакимов, Р.С. Татарская идентичность: состояние и перспективы // Историческая этнология / Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ – Казань, 2017– С. 6-27.
- 9. Хакимов Р. С. Новые методологические подходы к гуманитарным наукам и формирование идентичности татар в современных условиях // Научный Татарстан. — 2011 .— № 4. Гуманит. науки . - С. 19-28.
- 10. Шарковская Н. В. Педагогический потенциал современных методов организации досуга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 5 (73). – С. 138-144.
- 11. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. М.: МГУКИ, 2013. - 456 с.
Сведения об авторе
Шамиева Н.Н. - магистрант кафедры социально-культурной деятельности, Московский государственный институт культуры
e-mail:
Рецензенты
Гагач М.Г., кандидат философских наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Московский государственный институт культуры
Ярошенко Николай Николаевич - заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, доктор педагогических наук, профессор
мероприятия, проекты, история книги, цифровизация науки
07.02.2022, 894 просмотра.