История: время, события, люди. МОТУЛЬСКИЙ Р.С. РОЛЬ СОВПАРТШКОЛ В СТАНОВЛЕНИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛАРУСИ В 1920-е гг.

   Основные усилия библиотечного сообщества БССР в первые годы советской власти были направлены на создание принципиально новой системы библиотек, основу которой должны были составить массовые библиотеки и избы-читальни. Развитие сети библиотек требовало организации подготовки кадров, соответствующих требования времени. Поднятие квалификации библиотекарей было провозглашено Главполитпросветом БССР одной из важнейших задач библиотечного дела. При этом, особо подчеркивалось, что прежде всего необходимо поднимать квалификацию библиотекарей как политпросветработников, а потом уже как технических работников [5, С. 58].

    Для проведения краткосрочных курсов по подготовке библиотекарей Главполитпросветом была предложена программа, которая включала  следующие пункты: «…1) громкая читка книг и газет в клубе; 2) работа с газетой, журналом: журнал вырезок, выставка вырезок, подготовка газеты к чтению; 3) работа с книгой: выставка книг, рекомендательные списки, отзывы о книгах, устная рекомендация и пр.; 4) знакомство с читателями и вовлечение в библиотеку; 5) изобразительные работы (приобретение навыков, написание плакатов, лозунгов, рекомендательных списков и пр.)» [5, С. 58]. Кроме того, предполагалось также знакомство с текущей литературой «…путем отзывов отдельных товарищей о новых книгах и докладов о творчестве того или иного писателя» [5, С. 58]. Это была первая разработанная и предложенная к использованию в БССР программа для проведения занятий с сотрудниками библиотек.

  Примерно через полгода – 4 июня 1924 г. - Главполитпросвет БССР  издал циркуляр и дополнения к нему (17 июня 1924 г.) «Об организации курсов по переподготовке избачей» [8], в соответствии с которыми  с 15 июля 1924 г. в Минске, Могилеве и Витебске должны были пройти полуторамесячные курсы. Заведующим уездных политпросветов предписывалось обеспечить проведение курсов и отобрать на них «…наиболее лучших, преданных делу, и в перспективе обеспечивающих быть полезными в области предстоящей политпросветработы» [8, С. 73]. Всего на курсах занималось 184 человека [3, С. 40].

  Курсы подготовки и переподготовки библиотекарей, проводимые различными организациями в первой половине 1920-х гг., несмотря на ряд недостатков, являлись эффективной формой быстрой ликвидации острой нехватки специалистов в избах-читальнях и библиотеках. В эти годы были заложены основы подготовки кадров, в т.ч. с использованием таких новых форм, как курсы-съезды, курсы-практикумы и т.п. Обучающиеся на курсах сотрудники библиотек одновременно получали политико-просветительную и библиотечную подготовку.

   Вместе с тем было очевидно, что курсы не могли решить проблему качественного обеспечения специалистами библиотек республики. Участники, состоявшегося 21 июня 1926 г.  Всебелорусского совещания заведующих окрполитпросветами вынуждены были констатировать, что «тормозом в проводимой постановке библиотечной работы является неудовлетворительная подготовка работников…» [4, С. 92]. Для решение данной проблемы участники совещания предложили организовать переподготовку библиотечных работников на специальных летних курсах и создать соответствующие секций при Витебской и Могилевской совпартшколах.

  Реализуя данное решение уже в июле-августе того же - 1926 г. - на базе Могилевской совпартшколы, прошли 5-недельные курсы повышения квалификации заведующих избами-читальнями. В них приняли участие 52 сотрудника изб-читален из 6 округов республики. Наряду с положительным эффектом в процессе проведения курсов были выявлены и серьёзные проблемы в организации курсов и кадровом составе работников изб-читален. Так, по оценке руководителя курсов, главным их недостатком «…явилось то, что не было более-менее значительного основного ядра преподавателей…» [7, С. 94], а также «контактовности» в их работе. В процессе проведения занятий также выяснилось, что «…80% слушателей не знакомы с белорусским языком несмотря на то, что работают среди сельских белорусских масс» [7, С. 94]. 

  Объединенный Пленум ЦК и ЦКК КП(б) Б, состоявшийся  27 июля того же - 1926 - года, рассмотрев состояние библиотечного дела в республике подтвердил вывод о том, что «главной причиной неудовлетворительного состояния изб-читален является отсутствие соответствующих и подготовленных руководителей и текучесть их состава» [2, С. 85]. Пленум предложил «продолжить … опыт приспособления Могилевской совпартшколы в постоянное учебное заведение для подготовки заведующих избами-читальнями, увеличив набор в нее» [2, С. 85].

  В следующем – 1927 г. – вопросы образования работников библиотек снова стали предметом обсуждения на состоявшемся 14—18 марта I Всебелорусском съезде избачей. Участники съезда проанализировали опыт работы за предыдущие годы и предприняли попытку упорядочить работу в данном направлении. В соответствии резолюцией съезда система подготовки, переподготовки и самообразования библиотечных работников должна была включать: «а) краткосрочные и полуторамесячные курсы при 3 совпартшколах; б) районные плановые политпросветконференции …; в) кружки самообразования … подрайонной сетевой избы-читальни; г) районные коллективы политпросветработников … по типу учительских кружков; д) индивидуальная самоподготовка каждого избача …; е) окружные политконференции избачей» [6, С. 115]. Кроме того, еще раз подчеркивалось, что «систему обучения надо организовать таким образом, что обучать не только профессиональным навыкам, но формировать основы марксистско-ленинского мировоззрения» [6, С. 115].

  Решения Объединенного Пленума ЦК и ЦКК КП(б)Б 1926 г. и I Всебелорусского съезда избачей 1927 г. положили начало формированию системы профессиональной подготовки специалистов для библиотек республики. Основным ее звеном в системе подготовки и переподготовки кадров для библиотек на этом этапе становились совпартшколы. В 1926—1927 гг. в Минской, Витебской и Могилевской совпартшколах были организованы шестимесячные курсы, на которых занималось 180 заведующих избами-читальнями [9, С. 111]. 

 Особую роль в подготовке специалистов для библиотек начинает играть Могилевская совпартшкола. С августа 1927 г. в ней начали работать первые Всебелорусские шестидневные курсы по подготовке и переподготовке избачей. В 1928 г. решением Бюро  ЦК КП(б)Б  Могилевская совпартшкола была реорганизована во внешкольный техникум с четырехгодичным сроком обучение [1, С. 70]. Техникум готовил преподавателей обществоведения, учителей ликпунктов и школ малограмотных, клубных работников, библиотекарей, заведующих нардомами и избами-читальнями.

  Таким образом, в первой половине 1920-х гг. были заложены основы формирования системы библиотечного образования в БССР. В то время подготовка и переподготовка кадров осуществлялась посредством краткосрочных курсов. Основной базой для их проведения стали совпартшколы, как учебные заведения, располагающие необходимой материальной, организационной и кадровой базой для проведения занятий.

  

Список источников

1. Вынікі выкананя дырэктываў ліпеньскага пленуму ЦК КП(б)Б па пытанні аб культурным будаўніцтве: Постанова Бюро ЦК КП(б)Б от 11 ліпеня 1927 г. // Большевик Беларуси. - 1928.- № 1.- с. 69-72.

  1. 2. Из резолюции Объединенного Пленума ЦК и ЦКК КП(б) Б «Об очередных задачах культурного строительства в БССР» : 27 июля 1926 г. // Библиотечное дело в БССР : док. и материалы, 1918—941 / Гос. б-ка БССР [и др.] ; сост.: Р.С. Васильева [и др.] ; редкол.: А.П. Демченкова [и др.]. —Минск, 1978. —С. 85—6.
  2. 3. Колоско Н.М. Подготовка библиотечных кадров в Беларуси в 1917-1925 гг. // Вопросы библиотековедения и библиографии.- Минск.- 1972.- Вып. 1.- С. 33-42.
  3. 4. О мерах по улучшению работы библиотек: Резолюция Всебелорусского совещания заведующих окрполитпросветами от 18 мая 1926 г. // Библиотечное дело в БССР: документы и материалы. 1918–1941.- Минск 1979. - С. 90–93.
  4. 5. О подготовке библиотечных кадров: Письмо Главполитпросвета БССР в Агитационно-пропагандистки отдел ЦБ КП(б)Б. 19 декабря 1923 г. // Библиотечное дело в БССР: документы и материалы. 1918–1941.- Минск 1979. - С. 57.
  5. 6. О подготовке и переподготовке избачей : резолюция I Всебелорус. съезда избачей, 14—18 марта 1927 г. // Библиотечное дело в БССР : док. и материалы, 1918—1941 / Гос. б-ка БССР [и др.] ; сост.: Р.С. Васильева [и др.] ; редкол.: А.П. Демченкова [и др.]. — Минск, 1978. — С. 114—117.
  6. 7. О работе Могилевских курсов повышения квалификации для заведующих избами-читальнями республики: Информация // Библиотечное дело в БССР: документы и материалы. 1918–1941.- Минск 1979. - С. 93–94.
  7. 8. Об организации курсов по переподготовке избачей: Циркуляр Главполитпросвета БССР от 17 июня 1924 г. // Библиотечное дело в БССР: документы и материалы. 1918–1941.- Минск 1979. - С.72-73.
  8. 9. Покало, М.И. История библиотечного дела в БССР. — Минск: Выш. шк., 1986. — 198 с.

Сведения об авторе

Мотульский Роман Степанович - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационно-аналитической деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», Минск, Беларусь

К оглавлению выпуска

история библиотечного образования

08.05.2022, 130 просмотров.