Библиотечно-информационные науки: теория и методология. СОКОЛОВА Н.Ю. БИБЛИОТЕКА КАК ПРИМЕР СОВРЕМЕННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ

   На прошедшей в июне 2021 г. Третьей Международной  конференции ЮНЕСКО (3) обсуждался ряд новых социокультурных вызовов, которые предъявляет нам сегодня цифровизация.

  Движение Интернета от цифровых платформ к цифровым экосистемам и превращение его из поля свободного обмена мнениями в инструмент надзора гигантов интернет-индустрии; включение человека в киберфизические системы; фиксация массового снижения уровня критичности мышления и появление так называемой новой этики, связанной с изменением ценностных установок - вот далеко не полный перечень вопросов, оказавшихся на острие дискуссий участников форума (3, c. 10-11).

 В настоящее время на основе высоких технологий для управления экономическими и социальными процессами формируются большие цифровые платформы. Как правило, это информационные системы с многопользовательским доступом, нацеленные на решение определенной задачи или бизнес-процесса. Такая платформа создаёт возможность для принципиально новой бизнес-модели, основанной на сборе и обработке больших массивов данных (4). Так, например, сегодня существуют крупные мега-платформы, вобравшие в себя множество разнообразных сервисов, таких как поиск информации, транспортную логистику, социальные сети и многое другое  (Google, Yandex).

 Сейчас такие платформы развиваются до уровня цифровых «экосистем». Специалисты отмечают, что «в отличие от биологических экосистем, бизнес-экосистема не является самоорганизующейся системой и нуждается в управлении, имеющем свою специфику» (4, с.58). У каждой такой системы есть организатор (хозяин), выполняющий роль интегратора.

 В такой «экосистеме» человек (пользователь) уже находится в качестве одного из объектов, равных по значимости  самим технологиям и сервисам.

 Таким образом, в настоящее время вокруг нас активно формируется новое искусственное техногенное пространство, мимикрирующее под понятную человеку как биологическому виду среду обитания и поэтому получившее название «экосистема». Одними из главных её приоритетов являются монетизация и извлечение синергетического эффекта (синергизма) от совместной деятельности её участников (4).

 Каким же видится будущее библиотеки как социального института в условиях новой цифровой экономики?

 Библиотека, являясь частью общества, неизбежно развивается вместе с ним и вбирает в себя все технологические новинки. Требование времени, как представляется, состоит в том, что библиотека любого типа сама должна стать интеллектуальной системой, обеспечивающей взаимодействие вычислительных и физических объектов в киберпространстве в реальном режиме времени (6).

  В этом случае она может быть встроена в систему более высокого уровня, например в систему «умный город», подразумевающую под собой концепцию интеграции информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и интернета вещей для управления городским хозяйством1.

  Другими словами, библиотека, сама должна стать частью экосистемы нового типа. Так, с 2018 г. для общедоступных библиотек г. Москвы была разработана и начала внедряться концепция единого читательского билета (ЕЧБ) (1). Для его оформления необходимо просто заключить договор с любой из городских библиотек. В дальнейшем система ЕЧБ охватила всю сеть общедоступных московских библиотек.

  Следующим шагом стало введение с 2021 г. электронного ЕЧБ, который был интегрирован с порталом г. Москвы (mos.ru.). Там же, на портале был запущен сервис «Библиотеки Москвы» подразумевающий под собой систему для поиска книг в общем сводном каталоге московских библиотек. С помощью этого сервиса можно найти и заказать нужную книгу, не выходя из дома2.

  Концепция ЕЧБ имела под собой ряд целей. На основе единой АБИС «МАРК Cloud» были реализованы: комплексная автоматизация процессов библиотечной работы на основе современных информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. RFID и штрих-кодирования), объединение электронных библиотечно-информационных ресурсов и создание их единого каталога, обеспечение круглосуточного доступа к объединенным электронным ресурсам библиотек с любого компьютера (гаджета), приведение к общим стандартам организационно-методических технологий и бизнес-процессов ведения библиотечной работы, в т.ч. оказания библиотечно-информационных услуг населению, обеспечение возможности автоматизированного мониторинга и сбора статистики работы библиотек в режиме реального времени и др. Заказчиком работ выступил Департамент информационных технологий г. Москвы (2).

  Крупнейшая в России электронная библиотека научных публикаций eLIBRARY.RU была создана в 1999 г. по инициативе Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) для обеспечения российским ученым электронного доступа к ведущим иностранным научным изданиям. С 2005 г. eLIBRARY.RU начала работу с русскоязычными публикациями. В том же году eLIBRARY.RU стала победителем конкурса Министерства образования и науки России на создание национального индекса научного цитирования. Начались работы по интеграции платформы eLIBRARY.RU и Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) как бесплатного общедоступного инструмента измерения публикационной активности ученых и организаций.

  На начало 2022 г. посетителям eLIBRARY.RU доступны рефераты и полные тексты более 38 млн. научных публикаций и патентов, в том числе электронные версии более 5600 российских научно-технических журналов. Общее число зарегистрированных институциональных пользователей (организаций) – более 3 тыс.4

 Сегодня РИНЦ - это национальная информационно-аналитическая система, аккумулирующая более 11 млн. публикаций российских авторов, а также информацию о цитировании этих публикаций из более чем 6000 российских журналов. Это не просто справочно-библиографическая база актуальной информации для обеспечения научных исследований. Эта система является мощным аналитическим инструментом, позволяющим осуществлять оценку результативности и эффективности деятельности научно-исследовательских организаций, отдельных ученых, уровень научных журналов и т.д.

  В настоящее время на базе ресурсов eLIBRARY.RU проводятся конференции и семинары, функционирует тренинг-центр5.

  Таким образом, из простой электронной коллекции eLIBRARY.RU со временем превратилась в мощную «экосистему», по сбору и обработке аналитики науковедческого и управленческого характера.

 Итак, можно заметить, что библиотеки потенциально являются носителями «клондайков» информации для высоких технологий по работе с Big Data – базы данных пользователей, различные каталоги и базы данных фонда (тематические, персональные и пр.), её технологические операции (библиографирование, обработка фонда и др.). И это неполный список. Отметим, что это уже упорядоченные определенным способом данные, поскольку библиотека как социальный институт несёт в себе системные качества.

 Эти упорядоченные массивы данных библиотек представляют для экономических акторов (например, бизнес- или административных экосистем разных уровней) вполне определённый интерес. Библиотека рассматривается ими уже не столько как социальный институт, культурный и просветительский  центр, а как система (или подсистема) с потенциальным ресурсом Big Data, который можно использовать в своих интересах (бизнес, управление и др.).

  Отечественный библиотековед и организатор науки В.П. Леонов, размышляя над проблематикой будущего библиотек, ставит вопрос, не наступит ли в будущем такой период, когда исчезнет потребность в традиционной библиотеке?

  Ученый полагает, что этого не случится, т.к. мир наших чувственных восприятий неисчерпаем. Нам, как живым человеческим существам, необходима рефлексия. И именно читатель задает движение библиотеке как коллективной культурной памяти человечества (5).

  Современные техногенные экосистемы, конечно, могут стараться «встроить» человека в качестве составляющей в свои новые проекты. Но то, что мы обычно зовем «человеческим фактором» пока остаётся для них лишь досадным допущением.

Примечания

1 См., например, Слияние реального и виртуального. Как работает умный город? Режим доступа: https://www.mos.ru/city/projects/smartcity/

2 См. Библиотеки Москвы. Режим доступа: https://www.mos.ru/knigi/

3 См. Научная электронная библиотека Режим доступа: https://www.elibrary.ru/elibrary_about.asp

4 См. там же

Cписок источников

  1. 1. Бейлина Е.  Московские библиотеки. Стратегия развития [Электронный ресурс] // Университетская книга. Март. 2018. Режим доступ: http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/8105-moskovskie-biblioteki-strategiya-razvitiya.html.
  2. 2. Завершен второй этап проекта по внедрению единой АБИС «МАРК Cloud» в крупнейших общедоступных библиотеках города Москвы. [Электронный ресурс]. 30.12.2020. Режим доступа:

 http://www.informsystema.ru/ru/moscow_library_network_4_stage

3.Информация и коммуникация в цифровую эпоху: явные и неявные воздействия: Третья Международная  конференция ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. 17-18 июня 2021 г. Ханты-Мансийск. 61 с. Режим доступа: http://ifapcom.ru/files/2021_ugra/Ugra_2021_agenda_rus_final.pdf

  1. 4. Кузнецова, С.А., Маркова, В.Д. Проблемы формирования бизнес-экосистемы на основе цифровой платформы: на примере платформы компании 1С [Электронный ресурс] // Инновации. 2018. №2 (232). С. 55-59. Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-biznes-ekosistemy-na-osnove-tsifrovoy-platformy-na-primere-platformy-kompanii-1s.
  2. 5. Леонов, В.П. Будущее библиотеки как предмет изучения // Избранное/ Библиотека РАН. – Санкт-Петербург: БАН, 2021. С. 118-141.
  3. 6. Чёрный, Ю.Ю. Структурно-функциональный подход в библиотечном деле: вчера, сегодня, завтра: секцион. докл. на Шестом Международном профессиональном форуме Книга. Культура. Образование. Инновации. «Крым-2021» [Электронный ресурс]. Судак, 5–13 июня 2021 г. Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2021/program.pdf

 Сведения об авторе

 Соколова Надежда Юрьевна, главный библиограф, Центр по изучению проблем информатики Института научной информации по общественным наукам РАН

К оглавлению выпуска

библиографическая культура, проекты, конференции, цифровизация науки

08.05.2022, 172 просмотра.