Библиотечно-информационные науки: теория и методология. АЛТУХОВА Г.А., БУЛДИНА Г.И. К ВОПРОСУ О РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РАБОТЕ БИБЛИОТЕК

  Обращение к духовно-нравственным ценностям культуры неизбежно возникает в переломные моменты развития общества. Мы живем во время социальных перемен, изменения карты мира и непростых отношений между странами и государствами.  

  В этих условиях изменяются все сферы человеческой деятельности, в том числе и содержание работы библиотек. Внедрение в библиотечное обслуживание электронных средств массовой информации, компьютеризация библиотечных процессов, использование интернет-технологий произвели революционные преобразования в библиотечном деле. Меняется формат взаимодействия читателя и библиотекаря, изменилось отношение к библиотеке читателей, их поведение в библиотечной среде. В связи с этим библиотека разрабатывает собственные ориентиры информационной, образовательной и культурно-просветительной работы с населением.

  Приметой нашего времени является актуализация понятия духовно-нравственные ценности. Они стали на сегодня веским аргументом в риторике руководителей стран и континентов, государств и ведущих социальных институтов, а характер их изменений   имеет значительные экономические, политические и социальные последствия. 

  Под духовностью, согласно Большому энциклопедическому словарю, понимается духовная, интеллектуальная природа, внутренняя, нравственная сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности.

  Нравственные ценности —это моральные и этические принципы, правила жизни, сознательно принимаемые большинством граждан нормы социального поведения  и  выбор жизненных ориентиров.   

   Для профессионального библиотечного сообщества духовно-нравственные ценности всегда были актуальны при разработке важнейших стратегических вопросов развития библиотечного дела, определения критериев должного поведения в библиотечной среде. На основе профессиональной этики, ценностей и норм библиотечного труда   разрабатываются рекомендации по воспитанию морали и нравственности как сотрудников библиотек, так и пользователей, которые бы поддерживались общественным мнением, соответствовали бы нравственным устоям и культурным традициям общества.   

  Ценности социальны и индивидуальны, поскольку отражают как положение специалиста в обществе, коллективе, так и его жизненный опыт, интересы и усвоенные типы поведения. Ценности не статичны, они развиваются и корректируются, отвечают на изменения, происходящие в государственном устройстве и   обществе.

  Заметным периодом активного осмысления сути и особенностей библиотечных духовно-нравственных ценностей стали  годы на переломе эпох ( конец 90-х – начала 2000-х гг.), когда ведущие ученые страны обратились к теоретическому   обоснованию основ библиотечной этики и ее составляющих: этических принципах, ценностях и нормах. На страницах профессиональной печати развернулась творческая дискуссия о профессиональных библиотечных ценностях.

 М.Я. Дворкина библиотечные ценности связывает с профессиональным сознанием библиотечного специалиста и определяет их как комплекс ценностей, фиксирующих смысл профессии. В структуру профессиональных библиотечных она включает: идеалы, ценности – функции, ценности - (способы, средства), ценности-традиции, ценности-документы.  Также к специфическим библиотечным ценностям исследователь относит и некоторые общечеловеческие ценности нравственные ценности, понятия «культура», «знание», «образование», «информация» (7. 8).

  А.Н. Ванеев выделил одну из основных консолидирующих библиотечных ценностей, которая  еще не привлекла достаточного внимания исследователей – свобода принятия решений библиотекарем в процессе обслуживания (6, 65).

   О.Л. Кабачек тесно связывает библиотечные ценности с общечеловеческими, показывая, как они могут применяться к библиотечной профессии. Ею выделены ценности информации, образования, знаний и культуры социума; ценности, одинаково значимые для библиотекарей и пользователей (книги, фонд); ценности, по разному воспринимаемые библиотекарями и пользователями(«пользователь», «комфорт» права читателей», свободный доступ к информации», «интеллектуальная свобода» ( 8, 11).

  Однако общезначимого подхода к профессиональным ценностям в библиотечной науке ученые так и не выработали. Это отметила Н.И. Тюлина, при характеристике моральных ценностных категорий библиотеки, таких как: культура, комфортность обслуживания, психологический климат. Они, по ее мнению, «носят еще разрозненный характер и не интегрировались в единый комплексный показатель обслуживания» (9, 7).

  Это подтвердил и Ю.А. Шрейдер отмечая, что «далеко не всякий профессионал в состоянии четко предъявить ту систему ценностей, на  которую он опирается, сформировать четкие правила, позволяющие отличить профессионально правильное (хорошее) действие от плохого по профессиональным меркам.  Выделить такие правила – это задача методолога. Дело профессионала правильно оценить свои действия  и тем самым поступать в соответствии с требованиями, выработанными сообществом и составляющими «профессиональную этику» данного сообщества» (11, 24).

   Для достижения научно-обоснованного уровня в исследовании профессиональной морали и нравственности во многих странах разрабатываются профессиональные кодексы этики, принимаются правительственные указы и постановления. Актуальность поставленной проблемы в нашей стране подтверждается принятыми Библиотечной ассоциацией России кодекса профессиональной этики библиотекаря, последними постановлениями Правительства и Президента России.

   В Кодексе российского библиотекаря, принятого 26 мая 2011 года был сформулирован свод основных морально - этических норм и правил социального поведения современного библиотекаря:  

 - осуществление государственной политики в сфере культуры, науки и образования, содействие развитию и модернизации общества, повышение престижа библиотечной профессии и гуманизация библиотечного обслуживания;

- обеспечение свободного и равного беспрепятственного доступа к накопленным мировой культурой знаниям, их сохранение для общественного пользования, совершенствование и расширение номенклатуры предоставляемых населению услуг;

- доступность (близкое расположение) библиотеки, удобный для пользователей режим работы, рациональная организация справочно-поискового аппарата, понятные читателю правила пользования ресурсами библиотеки, комфортные условия работы в библиотеке и соблюдение принципа бесплатности;  создание в библиотеке комфортной информационно-образовательной среды, компьютеризация библиотечно-информационных процессов;

- внедрение новых информационных технологий, укрепляющих позиции библиотеки в информационном обществе; • - превращение библиотек в центры решения гуманитарных проблем, досуга, культуры и общения, совершенствование традиционных и внедрение в практику работы новых библиотечных технологий; 

- развитие социальной роли библиотек, воспитание гражданского самосознания, патриотизма, возрождение духовности, нравственности и экологической культуры населения;

 - совершенствование профессионального мастерства библиотекаря, повышение квалификации, развитие методической, консультационной помощи пользователям, внедрение в процесс обслуживания передового опыта и лучших достижений науки и практики (10).

   Данные положения кодекса на протяжении многих лет активно обсуждались библиотечным сообществом страны на заседаниях Российской библиотечной ассоциации, профессиональных семинарах и совещаниях. Содержание Кодекса постоянно корректировалось в связи с развитием информационных технологий, расширением возможностей библиотечно-информационного обслуживания.

    29 мая 2015 г., было опубликовано Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в котором было утверждено   развитие основных направлений библиотечного дела:

  1. - Модернизация библиотечной системы (сети) страны;
  2. - Развитие и сохранение библиотечного фонда России;
  3. - Развитие информационных технологий и цифровая трансформация деятельности библиотек;
  4. - Обеспечение равного и свободного доступа граждан к достоверной информации и знаниям;
  5. - Кадровое обеспечение развития библиотечного дела
  6. - Научное и методическое обеспечение деятельности библиотек (10)

  13 марта 2021 г. Правительство РФ утвердило Стратегию развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2030 г. Этот документ стал основой модернизации библиотечной системы страны, заменил значительно устаревший Федеральный закон «О библиотечном деле» от  1994 г. (5).  

   Указом Президента В.В. Путина от 2.07.2021 №400 утверждена новая «Стратегия национальной безопасности России». В ней перечислены традиционные российские духовно-нравственные ценности: "жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России" (1).     

 Этот документ стал основой для обсуждения основ духовно-нравственных ценностей руководителями федеральных и центральных региональных библиотек России 18–19 ноября 2021 г.  На Ежегодном совещании  лидеры профессионального сообщества  определили механизмы реализации документа Министерством культуры РФ, Российской государственной и Российской национальной библиотекой. Была также сформирована (определена) программа и направления реализации Стратегии (2).  

   Генеральный директор Российской государственной библиотеки (РГБ) В.В. Дуда выделил три основных направления из шести: модернизации сети библиотек, библиотечные фонды и цифровая трансформация. «Самое главное в реализации Стратегии, отметил он, межведомственное взаимодействие. Уже создана Рабочая группа на основе Совета директоров федеральных библиотек. Наметилось сотрудничество по линии Минобрнауки и Минпросвещения России, в частности в рамках Национальной электронной библиотеки. Большие ожидания — от грядущего объединения РГБ и Российской книжной палаты (РКП)».

   И. о. генерального директора Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина П.Терещенко как основу стратегического развития отечественного библиотечного дела назвал Цифровую трансформацию.  «В Стратегии – отметил он, - предусмотрена разработка ведомственного проекта цифровизации деятельности библиотек, единых стандартов взаимодействия автоматизированных библиотечных систем, обеспечение библиотек качественным широкополосным доступом в Интернет. Важным элементом является формирование программно-аппаратных комплексов библиотек в соответствии с современным уровнем научно-технологического развития, разработка облачной платформы и технологических стандартов библиотечного обслуживания. Предусмотрены введение модели открытой библиотеки, предполагающей работу учреждения без участия библиотекарей, разработка технологии единого окна для доступа к общей ресурсной базе, развитие присутствия библиотек во внешней среде через инфокиоски, внедрение методов автоматической каталогизации и предметизации с использованием методов искусственного интеллекта.

   Значительное внимание в обсуждении Стратегии было уделено молодежной читательской аудитории. Директор РГДБ  М.А. Веденяпина отметила, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России, однако «сегодня чтение книг как ценность занимает в сфере внеучебной деятельности младших школьников третье место после прогулок и общения с друзьями, а у подростков поднялось на восьмое место, хотя раньше не входило в десятку. Позитивно, что и те и другие читают в основном бумажные книги. Большая роль в этом принадлежит родителям, растёт количество семей, обладающих домашними библиотеками». Директор РГБМ И.Б. Михнова подчеркнула, что Молодёжная библиотека должна занять достойное место в инфраструктуре государственной молодёжной политики. «Молодёжь – это целевая аудиторию библиотек, перспективная категория библиотечных специалистов», - подчеркнула она.  Ею была также отмечена тенденция переноса «акцента с культурно-досуговой работы на организацию цифровой среды библиотеки, реализацию социальных проектов и включение молодёжи в экономику знаний, социальное предпринимательство. 

  По утверждению президента РБА, директора Государственной публичной исторической библиотеки России М.Д. Афанасьев, реализация Стратегии — дело не только административное — это задача всего профессионального сообщества. «Это прежде всего мониторинг кадровой потребности в библиотечной сфере на среднесрочную перспективу и потребности в обеспечении сохранности фондов. Напрямую с библиотечными кадрами связаны мероприятия по привлечению в профессию молодых специалистов, формирование системы волонтёров, разработка методик и форматов профориентации старшеклассников. Планируем принять участие в создании НБР и НКП, в разработке модели региональных центров хранения электронных ресурсов».

   Большое значение при обсуждении Стратегии было уделено широко распространенным сегодня модельным библиотекам – интеллектуальным, многофункциональным и образовательным центрам. Было отмечено, что библиотека сегодня превращается в многофункциональный социокультурный центр. «Читатель приходит в библиотеку не только за книгой, но и за общением, удовлетворением и реализацией своих способностей, талантов, общественных амбиций, за интеллектуальным досугом и информацией». Современная библиотека становится открытым пространством, открытой площадкой активного социального воздействия, «в которой каждый может принять участие, где можно комфортно общаться, учиться» (2).   

 30.12.2021 г. Министерством культуры РФ подготовлен проект указа "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению ‎и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" и представлен министром культуры Президенту. Текст проекта был также размещён для публичного обсуждения на федеральном портале нормативно-правовых актов в середине января 2022 г. Своё мнение относительно документа выразили более около 200 тысяч пользователей, что свидетельствует о важности проблемы и неравнодушии к ней специалистов в сфере различных направлений культуры и искусства и образования нашего общества.    

  Проект разработан Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева. В документе подчёркнута "необходимость сохранения ‎и укрепления традиционных ценностей перед лицом глобального ценностного кризиса, ведущего к утрате человечеством традиционных духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов", необходимость "принятия неотложных мер по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Должна проводиться "системная и последовательная государственная политика в сфере традиционных ценностей, выработанных в ходе тысячелетней истории России".  

   В представленном проекте   уточняется, какие идеи и ценности являются "чуждыми российскому народу и разрушительными для российского общества". Авторы предполагают создание специальной структуры - "органа межведомственной координации", наделенного множеством полномочий, включая организацию экспертизы документов, мероприятий, информационных и других материалов "на предмет соответствия традиционным ценностям"; анализ деятельности структур и лиц, наносящих ущерб национальным интересам России в сфере традиционных ценностей, разработку и принятие мер по противодействию их деятельности; согласование кадровых назначений и другое.  Для осуществления полномочий этого нового оруэлловского "министерства любви" предполагается "дополнительное финансирование из федерального бюджета".

    Этот Документ вызвал неоднозначное отношение специалистов. Некоторые из них считают, что он направлен на ограничение свободы слова и на введение цензуры, поэтому его принятие не будет способствовать сохранению и приумножению духовно-нравственных ценностей.

   Однако Общественная палата на своем заседании от 7 февраля 2022 г. поддержала политику по укреплению духовно-нравственных ценностей россиян. В ходе слушаний председатель комиссии ОП по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Ирина Великанова заявила, что проект основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей не противоречит свободе слова, а призван определить приоритеты развития общества» (2).

 Председатель комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин также подчеркнул, что обсуждаемый законопроект нужен обществу: «Во многих документах мы употребляем выражения: духовно-нравственные ценности, в уточнении дефиниций и так далее. Это достаточно большой перечень. Мы испытываем острую потребность в уточнении дефиниций, с которыми мы сегодня работаем. В данном документе также используется очень много понятий. Нужно ещё раз посмотреть, насколько они отражают задачи, чем они наполнены и конкретные механизмы их возможной реализации», - сказал он.

 Таким образом, в теоретическом и практическом направлении осознания нравственных ценностей библиотечного труда отмечается связь между ценностями, экономикой и политикой, усиливается регламентирующая роль государственных органов, и руководства страны. 

 Изучая и развивая духовно-нравственные ценности, профессиональное сообщество библиотечных специалистов ищет свои пути их научно-теоретического освоения и оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие отечественного библиотековедения, повышая престиж библиотечной профессии, способствуя сохранению нашей страны, нашей цивилизации, нашего образа жизни.  

Список источников

  1. 1. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400    URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ 
  2. 2. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года  URL: http://static.government.ru/media/files/NFWPpXpAAAEbPW60HiZiDvdZZ8AcSNuu.pdf  
  3. 3. Проект Указа Президента РФ «Основы ‎государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=80028#4KQnG5TTawmBX9L9 
  4. 4. В Общественной палате прошла экспертиза проекта по укреплению духовных ценностей. URL: https://lenta.ru/news/2022/02/07/cennosti/

 5.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Тест: электронный.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/

  1. 6. Ванеев А.Н. Принятие решений в системе руководства чтением //Актуальные вопросы библиотечной работы. 1995.- С.62-73.
  2. 7. Дворкина М.Я. Профессиональные ценности библиотекарей //Мир библиотек сегодня. –1996, вып.4. - С. 3-8.
  3. 8. Кабачек О.Л. Библиотечные ценности: взгляд библиотекарей и взгляд пользователей. //Профессиональные ценности библиотекаря как основа его профессиональной этики: Семинар ( 14-16 мая 1996 г.). Тез. Докладов /Рос. Библ. ассоциация . М. 1997. – С. 11.
  4. 9. Тюлина Н.И. Теоретические аспекты библиотечного обслуживания //Библиотековедение. – 1994. - 6. – С. 3-22.
  5. 10. Кодекс этики российского библиотекаря. Российская библиотечная ассоциация. Текст: электронный. URL: http://www.rba.ru/content/about/doc/codex.php
  6. 11. Шрейдер Ю.А. Соотношение профессиональных ценностей с фундаментальными //Профессиональные ценности библиотекаря как основа его профессиональной этики:  Семинар (14-16 мая 1996 г.). Тез. Докладов /Рос.библ.ассоциация, Моск.библ.ассоциация. М.,1997. – С.24.

Сведения об авторе

Алтухова Галина Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных наук. Россия, г. Москва,

К оглавлению выпуска

история книги, чтение, мероприятия, история библиотечного дела, история библиотечного образования, библиотековедение, Библиотечное образование

08.05.2022, 169 просмотров.