Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. КЛЮЕВ В.К. БАКАЛАВРИАТ И МАГИСТРАТУРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»: СОПРЯЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ВЫПУСКНИКОВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ИЗУЧАЕМЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

    В действующих федеральных образовательных стандартах высшего образования по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» (ФГОС ВО 3++ бакалавриат и магистратура, 2017) [1, 2] для выпускников отраслевых бакалавриата и магистратуры предусматриваются в своём большинстве единая дифференциация так называемых сквозных типов общих профессиональных задач, к решению которых их готовят с разной степенью теоретической глубины и практической направленности: технологические, педагогические, организационно-управленческие, проектные, информационно-аналитические. Различие у магистрантов только в закреплённых соответствующим ФГОС ВО 3++ двух блоках «особых» задач профессиональной деятельности, которые можно отнести к «надстроечным» – научно-исследовательские и методические. Такое положение дел предопределяет успешную возможность  предметной преемственности разноуровневой специальной подготовки кадров для современных библиотек.

          С учётом закреплённого образовательными стандартами чёткого сопряжения базовых задач профессиональной деятельности выпускников бакалавриата и магистратуры рабочей группой Учебно-методического совета вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности  были разработаны проекты Примерных основных образовательных программ (ПООПов) для каждого уровня образования (2018) [3,4], в которых обозначены необходимые профессиональные компетенции: 13 для бакалавров и 11 для магистрантов.   

          Рассмотрим преемственность предусмотренных ПООПами  профессиональных компетенций (ПК) на примере  организационно-управленческого блока специальной подготовки.

          Так, технологическая ПК-4 бакалавриата «Готов к реализации технологических процессов библиотечно-информационной деятельности» находит продолжение в технологической ПК-3 магистратуры «Готов к системному анализу, экспертизе и модернизации технологических процессов в сфере библиотечно-информационной деятельности», а другая бакалаврская технологическая ПК-3 «Готов к участию в научно-методическом сопровождении, координации и интеграции профессиональной деятельности в библиотечно-информационной сфере» чётко корреспондируется с методической ПК-2 магистратуры «Готов к научно-методическому обеспечению библиотечно-информационной деятельности и организации системы повышения квалификации сотрудников библиотек».

          Аналогично прослеживается и в отношении организационно-управленческих и проектных профессиональных компетенций: формируемые в бакалавриате ПК-7 «Готов использовать технологии менеджмента и маркетинга, участвовать в принятии компетентных управленческих решений в функциональной профессиональной деятельности на основе применения нормативно-правовых актов» и  ПК-8 «Готов к участию в реализации комплексных инновационных программ и проектов развития библиотечно-информационной деятельности» экстраполируются на магистерскую ПК-5 «Готов к стратегическому планированию, организации, проектированию, оптимизации, модернизации и нормативно-правовому обеспечению библиотечно-информационной деятельности».

          Среди 12 основных дисциплин базовой части профессиональной подготовки отраслевого бакалавриата, выделенных в этом качестве  Учебно-методическим советом вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности, присутствуют два профильных комплексных организационно-управленческих библиотековедческих учебных курса –  «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» и «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности». Именно в них аккумулировано концентрированное знание организационно-управленческой проблематики, зафиксированное, прежде всего, в фундаментальных учебниках (с грифом Федерального учебно-методического объединения по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки) [5,6]. Систематизированный и последовательно представленный здесь в оптимальном объёме учебный материал способствует формированию вышеобозначенных компетенций у бакалавров, обеспечивает необходимый минимум знаниевого контента, а также стандартизацию содержания обучения. Такой подход предоставляет возможность чёткого последующего перехода к углублённому освоению менеджерского блока и формированию необходимых профессиональных компетенций в магистратуре, опираясь на ранее изученный в бакалавриате материал, содержание которого отражено в учебниках и представлено в соответствующих дисциплинах бакалаврской подготовки, которые логически продолжаются в профильных учебных курсах магистратуры.

         В практике образовательной деятельности Московского государственного института культуры преемственность освоения учебных предметов бакалавриата и магистратуры наглядно представлена в нижеприведённой таблице 1.

  Таблица 1. Взаимосвязь организационно-управленческого блока специальной подготовки в рабочих учебных планах МГИК

         

Учебные дисциплины бакалавриата по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»

(общий профиль)

Учебные дисциплины магистратуры по профилю/программе «Теория и методология управления информационно-библиотечной деятельностью»

Учебные дисциплины магистратуры по профилю/программе «Теория и методология информационно-аналитической деятельности»

- Система государственно-общественного управления библиотечным делом в России

- Управление современной библиотекой

- Система управления БИД

- Стратегическое управление деятельностью библиотеки

- Организация и управление функциональными структурами библиотеки

- Система менеджмента качества БИД

- Корпоративный менеджмент в библиотеке

- Кадровый менеджмент в библиотеке

- Управленческая психология в практике библиотеки

- Система управления БИД

- Правовое обеспечение БИД

- Нормативно-правовое документирование управленческой деятельности библиотеки

- Нормативно-правовое документирование управленческой деятельности библиотеки

- Экономика БИД

- Менеджмент ресурсного потенциала библиотеки

- Менеджмент ресурсного потенциала библиотеки

- Проектный практикум

- Теория и методология социокультурного проектирования с участием библиотеки

- Теория и методология социокультурного проектирования с участием библиотеки

- Инновационная и методическая деятельность библиотеки

- Инновационные технологии БИД

 

- Организация библиотечного пространства. Визуальная культура библиотеки

- Маркетинг некоммерческих организаций

 

 

          Актуализацию содержания  специальной управленческой подготовки магистрантов обеспечивают мобильно меняющиеся в рабочем учебном плане МГИК дисциплины по выбору, среди которых: «Инновационный менеджмент», «Персональный менеджмент», «Мотивация труда персонала библиотеки», «Управленческий учёт в библиотеке», «Социальное партнёрство с участием библиотеки», «Формирование и развитие фирменного стиля библиотеки».

          Анализ многолетнего опыта обучения студентов в магистратуре позволяет констатировать важность  реализации вариативных  основных образовательных программ (ООПов) и, следовательно, учебных планов магистерских программ для студентов с библиотечным (бакалавриат, специалитет) и студентов с иным базовым образованием, поскольку необходимы различные подходы к содержательному наполнению их специальной подготовки.  Следует также обратить внимание на содержание и названия учебных дисциплин бакалавриата и магистратуры: они должны быть современными, с опережением ориентированными  на особенности развития и деятельности библиотек.

 

Список источников

  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» : утв. приказом М–ва образования и науки Российской Федерации от 6 дек. 2017 г. № 1182. – Москва, 2017. – 19 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751354/.
  2. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – магистратура по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность»: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 1188. – Москва, 2017. – 19 с. [Электронный ресурс].   – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71744464/
  3. 3. Примерная основная образовательная программа. Направление подготовки (специальность) 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Уровень высшего образования – бакалавриат: проект. – Москва, 2018. – 121 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rpoop.ru/poop/cdba0788f7aa4df08f6ceb04f2bcf3a1.
  4. 4. Примерная основная образовательная программа. Направление подготовки (специальность) 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Уровень высшего образования - магистратура: проект. – Москва, 2018. – 71 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rpoop.ru/poop/7207cb5f533446ea812e4238772d8496.
  5. 5. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учебник для студ. вузов / Кол. авт.; науч. ред. В.К. Клюев и М.Н.Колесникова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2021. – 392 с.
  6. 6. Маркетинг библиотечно-информационной деятельности: учебник для студ. вузов / Кол. авт.; науч. ред. В.К. Клюев. – Санкт-Петербург: Профессия, 2017. – 240 с.

  

Сведения об авторе

Клюев Владимир Константинович – профессор кафедры библиотечно-информационных наук МГИК; приглашённый  профессор кафедры информационно-аналитической деятельности МГЛУ; председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования Российской библиотечной ассоциации; Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

К оглавлению выпуска

магистратура

08.05.2022, 557 просмотров.