Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. КЛЮЕВ В.К. БАКАЛАВРИАТ И МАГИСТРАТУРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»: СОПРЯЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ВЫПУСКНИКОВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ИЗУЧАЕМЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
В действующих федеральных образовательных стандартах высшего образования по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» (ФГОС ВО 3++ бакалавриат и магистратура, 2017) [1, 2] для выпускников отраслевых бакалавриата и магистратуры предусматриваются в своём большинстве единая дифференциация так называемых сквозных типов общих профессиональных задач, к решению которых их готовят с разной степенью теоретической глубины и практической направленности: технологические, педагогические, организационно-управленческие, проектные, информационно-аналитические. Различие у магистрантов только в закреплённых соответствующим ФГОС ВО 3++ двух блоках «особых» задач профессиональной деятельности, которые можно отнести к «надстроечным» – научно-исследовательские и методические. Такое положение дел предопределяет успешную возможность предметной преемственности разноуровневой специальной подготовки кадров для современных библиотек.
С учётом закреплённого образовательными стандартами чёткого сопряжения базовых задач профессиональной деятельности выпускников бакалавриата и магистратуры рабочей группой Учебно-методического совета вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности были разработаны проекты Примерных основных образовательных программ (ПООПов) для каждого уровня образования (2018) [3,4], в которых обозначены необходимые профессиональные компетенции: 13 для бакалавров и 11 для магистрантов.
Рассмотрим преемственность предусмотренных ПООПами профессиональных компетенций (ПК) на примере организационно-управленческого блока специальной подготовки.
Так, технологическая ПК-4 бакалавриата «Готов к реализации технологических процессов библиотечно-информационной деятельности» находит продолжение в технологической ПК-3 магистратуры «Готов к системному анализу, экспертизе и модернизации технологических процессов в сфере библиотечно-информационной деятельности», а другая бакалаврская технологическая ПК-3 «Готов к участию в научно-методическом сопровождении, координации и интеграции профессиональной деятельности в библиотечно-информационной сфере» чётко корреспондируется с методической ПК-2 магистратуры «Готов к научно-методическому обеспечению библиотечно-информационной деятельности и организации системы повышения квалификации сотрудников библиотек».
Аналогично прослеживается и в отношении организационно-управленческих и проектных профессиональных компетенций: формируемые в бакалавриате ПК-7 «Готов использовать технологии менеджмента и маркетинга, участвовать в принятии компетентных управленческих решений в функциональной профессиональной деятельности на основе применения нормативно-правовых актов» и ПК-8 «Готов к участию в реализации комплексных инновационных программ и проектов развития библиотечно-информационной деятельности» экстраполируются на магистерскую ПК-5 «Готов к стратегическому планированию, организации, проектированию, оптимизации, модернизации и нормативно-правовому обеспечению библиотечно-информационной деятельности».
Среди 12 основных дисциплин базовой части профессиональной подготовки отраслевого бакалавриата, выделенных в этом качестве Учебно-методическим советом вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности, присутствуют два профильных комплексных организационно-управленческих библиотековедческих учебных курса – «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» и «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности». Именно в них аккумулировано концентрированное знание организационно-управленческой проблематики, зафиксированное, прежде всего, в фундаментальных учебниках (с грифом Федерального учебно-методического объединения по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки) [5,6]. Систематизированный и последовательно представленный здесь в оптимальном объёме учебный материал способствует формированию вышеобозначенных компетенций у бакалавров, обеспечивает необходимый минимум знаниевого контента, а также стандартизацию содержания обучения. Такой подход предоставляет возможность чёткого последующего перехода к углублённому освоению менеджерского блока и формированию необходимых профессиональных компетенций в магистратуре, опираясь на ранее изученный в бакалавриате материал, содержание которого отражено в учебниках и представлено в соответствующих дисциплинах бакалаврской подготовки, которые логически продолжаются в профильных учебных курсах магистратуры.
В практике образовательной деятельности Московского государственного института культуры преемственность освоения учебных предметов бакалавриата и магистратуры наглядно представлена в нижеприведённой таблице 1.
Таблица 1. Взаимосвязь организационно-управленческого блока специальной подготовки в рабочих учебных планах МГИК
Учебные дисциплины бакалавриата по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» (общий профиль) |
Учебные дисциплины магистратуры по профилю/программе «Теория и методология управления информационно-библиотечной деятельностью» |
Учебные дисциплины магистратуры по профилю/программе «Теория и методология информационно-аналитической деятельности» |
- Система государственно-общественного управления библиотечным делом в России - Управление современной библиотекой |
- Система управления БИД - Стратегическое управление деятельностью библиотеки - Организация и управление функциональными структурами библиотеки - Система менеджмента качества БИД - Корпоративный менеджмент в библиотеке - Кадровый менеджмент в библиотеке - Управленческая психология в практике библиотеки |
- Система управления БИД |
- Правовое обеспечение БИД |
- Нормативно-правовое документирование управленческой деятельности библиотеки |
- Нормативно-правовое документирование управленческой деятельности библиотеки |
- Экономика БИД |
- Менеджмент ресурсного потенциала библиотеки |
- Менеджмент ресурсного потенциала библиотеки |
- Проектный практикум |
- Теория и методология социокультурного проектирования с участием библиотеки |
- Теория и методология социокультурного проектирования с участием библиотеки |
- Инновационная и методическая деятельность библиотеки |
- Инновационные технологии БИД |
|
- Организация библиотечного пространства. Визуальная культура библиотеки |
- Маркетинг некоммерческих организаций |
|
Актуализацию содержания специальной управленческой подготовки магистрантов обеспечивают мобильно меняющиеся в рабочем учебном плане МГИК дисциплины по выбору, среди которых: «Инновационный менеджмент», «Персональный менеджмент», «Мотивация труда персонала библиотеки», «Управленческий учёт в библиотеке», «Социальное партнёрство с участием библиотеки», «Формирование и развитие фирменного стиля библиотеки».
Анализ многолетнего опыта обучения студентов в магистратуре позволяет констатировать важность реализации вариативных основных образовательных программ (ООПов) и, следовательно, учебных планов магистерских программ для студентов с библиотечным (бакалавриат, специалитет) и студентов с иным базовым образованием, поскольку необходимы различные подходы к содержательному наполнению их специальной подготовки. Следует также обратить внимание на содержание и названия учебных дисциплин бакалавриата и магистратуры: они должны быть современными, с опережением ориентированными на особенности развития и деятельности библиотек.
Список источников
- 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» : утв. приказом М–ва образования и науки Российской Федерации от 6 дек. 2017 г. № 1182. – Москва, 2017. – 19 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751354/.
- 2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – магистратура по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность»: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 1188. – Москва, 2017. – 19 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71744464/
- 3. Примерная основная образовательная программа. Направление подготовки (специальность) 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Уровень высшего образования – бакалавриат: проект. – Москва, 2018. – 121 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rpoop.ru/poop/cdba0788f7aa4df08f6ceb04f2bcf3a1.
- 4. Примерная основная образовательная программа. Направление подготовки (специальность) 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Уровень высшего образования - магистратура: проект. – Москва, 2018. – 71 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rpoop.ru/poop/7207cb5f533446ea812e4238772d8496.
- 5. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учебник для студ. вузов / Кол. авт.; науч. ред. В.К. Клюев и М.Н.Колесникова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2021. – 392 с.
- 6. Маркетинг библиотечно-информационной деятельности: учебник для студ. вузов / Кол. авт.; науч. ред. В.К. Клюев. – Санкт-Петербург: Профессия, 2017. – 240 с.
Сведения об авторе
Клюев Владимир Константинович – профессор кафедры библиотечно-информационных наук МГИК; приглашённый профессор кафедры информационно-аналитической деятельности МГЛУ; председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования Российской библиотечной ассоциации; Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
08.05.2022, 557 просмотров.