Книжная культура: история и современность. КОРЯКИН М.В. РОЛЬ КНИГИ И ЧТЕНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

     В процессе исследования архивных документов, публикаций дореволюционного, советского и постсоветского периодов, материалов современных авторов, работы которых посвящены роли книги и чтения в армейской среде, можно сделать предварительный вывод о том, что в разные периоды становления Вооруженных сил РФ, отношение военнослужащих к чтению было неоднозначным. Известно, что сподвижниками читательской культуры в русской армии, еще до появления армейских библиотек (начало XIX в.), были офицеры-книголюбы. Усиление влияния чтения на военного читателя заметно происходит уже в  период первых двух десятилетий после Октябрьской революции 1917 года. И далее печатное слово служит действенным идеологическим оружием в ликвидации безграмотности, укреплении обороноспособности страны и патриотизма, – причем на фоне военно-политического противостояния с явными и потенциальными противниками.

      В эпоху советской власти этот феномен достигает своего апогея. Книга и чтение присутствуют в жизни многих военнослужащих на регулярной основе. В воинских частях и на кораблях появляются агитаторы из числа рядового и офицерского состава, прапорщиков / мичманов, как правило, под руководством замполитов, которые пропагандируют чтение, – с целью увеличения количества читателей в погонах. И быть не читающим воином становится, мягко говоря, стыдно. В воинских библиотеках (словосочетание заимствовано у профессора Ю.Н. Столярова) [1] часто проводятся литературные вечера, посвященные книжным новинкам, встречам с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы, писателями, поэтами, художниками. Как правило, подобные мероприятия организовывались «для галочки», когда всех свободных от выполнения служебных обязанностей солдат, «загоняли» туда для массовости. Однако материалы, повествующие о военном периоде, в частности, о Великой Отечественной войне, свидетельствуют о том, что тогда книга «била врага» наравне с бойцами Красной армии и флота. В этот период Воениздат максимально наращивал тиражи газет, журналов и книг для фронта, – это являлось одной из стратегических задач руководства и военного ведомства страны. Зачастую в часы затишья, между боями, воины читали газеты, журналы, книги. Нередко бойцы имели при себе в карманах книжку или сборник стихов – из фонда так называемых «библиотек в вещмешках». В послевоенные годы деятельность воинских библиотек также способствовала распространению чтения среди военнослужащих, поскольку неграмотному солдату сложно было донести новые знания, связанные, прежде всего, с изучением воинских уставов, теоретических аспектов владения и использования техники, стрелкового оружия, различных видов вооружения.

      С распадом СССР, рухнуло все: правящий политический строй, а вместе с ним стали разрушаться основы идеологии и патриотизма, равно как и сама система образования и подготовки военных кадров. Обстановка в армии становится крайне сложной, в том числе, из-за «горячих точек» (Абхазия, Грузия, Чечня, Северная Осетия), из-за нехватки личного состава, поскольку многие молодые офицеры, получив воинские звания, а также лица младшего офицерского состава, всеми правдами и неправдами увольнялись из армии. Более того, не хотели служить и молодые ребята призывного возраста, которые также разными способами уклонялись от исполнения воинской повинности. При этом фонды библиотек Вооруженных сил страны полностью перестали пополняться и обновляться литературой за счет государственного финансирования. В итоге, в постсоветский период количество библиотек в армии, на флоте, в авиации сократилось, примерно, на треть. При советской власти их насчитывалось около 3,5–4 тыс. При этом сократилась и численность Вооруженных сил, фактически, в два с лишним раза (Советская Армия насчитывала около 3 млн.).

     Вооруженные силы РФ – это немалая часть нашего общества и их численность сегодня составляет чуть более 1 млн. человек. К этой цифре следует добавить гражданский персонал – около 900 тыс. И, практически, в каждой воинской части, не говоря о военно-учебных заведениях, есть своя библиотека, а порой – не одна. Однако следует констатировать, что проблематика исследования чтения в армейской среде сопряжена с «закрытостью и оторванностью» Вооруженных сил от большого социума. Доступ на территории всех военных объектов посторонним без специального пропуска-разрешения закрыт. Публикаций о чтении в армии среди военнослужащих, членов их семей, а также гражданского персонала воинских частей, дивизий, полков, соединений и прочее, очень мало. Лишь изредка попадаются материалы любителей чтения, из числа блогеров [2, 3], посвященные чтению среди солдат срочной службы или военнослужащих, проходящих службу по контракту. Есть авторы, которые сами работают или служат в армии и пишут о проблемах воинских библиотек и чтения в армейской среде [2–5]. Поэтому их точка зрения по этому вопросу очень ценна.

     Так, Раиса Ханукаева [5] отмечает (на основании бесед с рядовыми запаса) важные вещи: в частности, то, что в каждой воинской части, где проходили в разные годы службу солдаты, были библиотеки. При этом фонды этих библиотек зачастую сильно отличались друг от друга: где-то был богатый выбор литературы, а в некоторых воинских частях "полноценную библиотеку заменяла пара-тройка полок с воинскими уставами". В то же время, автор отмечает, "что армия – это не то место, где поклонники Гюго и Пушкина будут проводить время в светских беседах; библиотеки там есть, но они необязательны". Подобная точка зрения, вероятно, стала формироваться на фоне разрухи и развала страны, когда библиотеки в армии содержать стало материально сложно и невыгодно. К тому же, тогда на должности библиотекарей и заведующих библиотеками назначались гражданские лица (в русской армии библиотеки возглавляли офицеры), как правило, без профильного библиотечного образования, с мизерной зарплатой, но высокими требованиями со стороны вышестоящего командования.

     Поскольку сегодня, согласно военно-библиотечной сети / структуры, воинские библиотеки подчинены Культурному Центру Вооруженных сил РФ им. М.В. Фрунзе, руководство данного ведомства осуществляет попытки поднять престиж библиотек в армии. При этом следует признать тот факт, что в строгом распорядке дня военнослужащим, особенно, солдатам срочной / сверхсрочной службы не определено время для чтения книг. Свободное время, регламентированное воинским уставом, уходит, в основном, на решение бытовых задач, написание писем родным, друзьям, близким. Но солдаты-книголюбы используют любую свободную минуту для чтения. Схожая ситуация складывается и из моего личного опыта службы в Советской Армии, а также моих недавних бесед с бывшими военнослужащими разных званий, родов войск и военных округов. Поскольку большинство из них служили несколько лет назад, их видение наиболее точно описывает картину относительно чтения в современных Вооруженных сил РФ.  

     Например, старший лейтенант запаса Е., служивший в одной из авиационных частей, рассказывает, что «пока учился в военном училище и авиационном институте, в библиотеку был записан вместе со всеми курсантами, так как учеба обязывала активно пользоваться учебной литературой по специальности. Иногда, в нарядах читал разные журналы, газеты и книги, – то, что было под рукой. Потом, уже при прохождении военной службы, времени особенно не хватало на чтение: постоянная подготовка к полетам и сами полеты занимали все служебное время, а свободное время уходило, фактически, только на бытовые заботы и сон».

     Рядовой запаса Д., отслуживший в РВСН, отмечает: «В самой части полноценной библиотеки не было, но в комнате досуга книги были: и зарубежная, и отечественная литературы. В части мало кто читал книги, потому что на это не было времени, а вот в госпитале была библиотека с более широким ассортиментом книг: от классики до фантастики, и я даже брал там пару из них, когда находился на лечении. В каких-то отделениях госпиталя были свои книги, например, в инфекционном отделении было много книг, правда большая их часть находилась в плачевном состоянии (были помяты и вырваны многие страницы), но я все равно читал эти книги. Кто-то из моих сослуживцев тоже читал, но таковых было мало. В основном, читали от скуки, когда лежали в госпитале или в лазарете».

     Младший сержант запаса Б.: «с чтением книг дела обстояли неважно. Вроде бы и книги были, и места, где можно было посидеть и почитать (в той же библиотеке или комнате досуга в казарме), но времени на это просто не было. По большому счету, никто не интересовался, читаешь ты книги или нет, никто это не поощрял и не отслеживал. В комнате досуга выбор был не велик. К тому же, когда тебе выдается редкая минута свободного времени, – очень ценного ресурса в армии, тратить его на чтение, честно говоря, было жалко. Были, конечно, книголюбы, которые привозили с собой свои книги, или им их передавали родственники и друзья, то они могли читать ночью, после команды “отбой”, но таких читателей были единицы».

     В заключение следует отметить, что за последние 20–30 лет, ситуация с чтением среди военнослужащих российских Вооруженных сил существенно не улучшилась. Сегодня бОльшая часть действующих защитников Отечества регулярно книг не читает. Можно сказать, что в современной российской армии книги читают единицы (собственно, как и на гражданке, где, признаться, возможностей для чтения гораздо больше). Пожалуй, исключение могут составить курсанты / слушатели / кадеты военно-учебных заведений, слушатели военных академий, которым приходится штудировать значительные объемы учебной литературы. При этом, в Вооруженных силах РФ существует такое понятие, как обязательный список литературы, рекомендованный военнослужащим для прочтения. В частности, для рядового и сержантского состава, это: Ю. Бондарев «Горячий снег», Б. Васильев «В списках не значился», В. Возовиков «Поле Куликово», Э. Казакевич «Звезда», М. Лермонтов «Бородино», О. Михайлов «Кутузов», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», А. Проханов «Пепел», Л. Раковский «Генералиссимус Суворов», Л. Толстой «Севастопольские рассказы», А. Пушкин «Полтава», А. Твардовский «Василий Теркин: книга про бойца», М. Шолохов «Они сражались за Родину», и др. [6, 7]. Наиболее полный перечень рекомендованной литературы, в том числе, дополнительный – по родам войск, представлен в Приложениях 2 и 3 Методического пособия, подготовленного методическим отделом ЦДРА за 2020 год [8, С. 15–22].

  В целом, есть основания говорить, что военное ведомство страны пытается улучшить ситуацию в вопросах приобщения военнослужащих к чтению, – ведь библиотеки и книги в армии есть. Однако проблема, вероятно, кроется в старых фондах и несовременных подходах в деятельности воинских библиотек в целях распространения знаний в армейской среде посредством чтения, а также в недостаточной доступности фондов, отсутствия мер поддержки читательской деятельности солдат-книголюбов. 

  Безусловно, ситуацию необходимо улучшать, особенно сегодня, когда в процессе выполнения специальной военной операции на Украине, весь мир наблюдает за действиями наших Вооруженных сил, когда недружественные страны Евросоюза и США желают нам поражения в этом геополитически важном сражении. На волне противостояния, необходимо, в целях повышения интеллектуального развития личности военнослужащего, расширять его мировоззрение, способность иметь собственное мнение по различным вопросам военного строительства, образования, развития страны, ее Вооруженных сил, умения предвидеть замыслы потенциального противника. Притом, что научно доказаны немалые достоинства чтения. Так, регулярное чтение позволяет сохранить ясность ума, улучшить память и мышление, снять стресс и негатив, расширить словарный запас, развить творческое начало, концентрацию, внимание, и др. [9]. Нельзя забывать о том, что и от этих положительных качеств может зависеть престиж армейской службы, стремление молодых людей защищать свою Родину. Следовательно, современным Вооруженным силам РФ нужны библиотеки с богатыми книжными фондами, технически оснащенные, прогрессивные и уютные, например, как модельные библиотеки, которые отвечали бы запросам современного читателя – читателя-военнослужащего – читателя в погонах – грамотного и высокообразованного защитника нашего Отечества.

 

Список источников

  1. 1. Столяров Ю.Н. Воинские библиотеки – предмет особенного библиотековедения // Вестник культуры и искусств. 2017. № 1 (49). С. 12–23. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/voinskie-biblioteki-predmet-osobennogo-bibliotekovedeniya/viewer (дата обращения: 01.11.2021).
  2. 2. Что солдаты читают в армии и что там читает мой муж (28 июня, 2020 г.) // Книжный Лес [Электронный ресурс] Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/knizhniy_les/chto-soldaty-chitaiut-v-armii-i-chto-tam-chitaet-moi-muj-5ee7ded70b8d354e0dafd480 (дата обращения: 01.11.2021).
  3. 3. Кретов В. Чтение в армии (10 августа, 2016 г.) Ч. 1 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://youtu.be/6G292_tyaIk; Ч 2. (28 августа, 2016 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://youtu.be/Cnb3aH8wt34 (дата обращения: 01.11.2021).
  4. 4. О положении военных библиотек. Взгляд изнутри (2 мая, 2010 г.) // На библиоVolNe с несерьезным библиотекарем [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bibliovolna.blogspot.com/2010/05/blog-post.html (дата обращения: 01.11.2021).
  5. 5. Ханукаева Р. Можно ли читать книги в армии? / Краткая инструкция для призывника-библиофила (25 октября, 2019 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://eksmo.ru/articles/mozhno-li-chitat-knigi-v-armii-ID15523379/ (дата обращения: 01.11.2021).
  6. 6. Комякова Е. «На книжную полку, равняйсь!»: какие книги обязательны к прочтению военным (9 мая, 2018 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.nsk.kp.ru/daily/26826/3866455/ (дата обращения: 01.11.2021).
  7. 7. На каких книгах воспитывают защитников отечества // Octagon [Электронный ресурс] Режим доступа: https://octagon.media/istorii/na_kakix_knigax_vospityvayut_zashhitnikov_otechestva.html (дата обращения: 01.11.2021).
  8. 8. Методическое пособие (рота, батальон и им равные) Книжный обзор / Метод. отдел ЦДРА ; отв. за вып. Хробостов Д.И., сост.: Стулова Н.В., Капанина М.Н. Москва, 2020. 22с.
  9. 9. О пользе чтения. 10 причин регулярно читать (1 февраля, 2020г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5d80b26f3d873600ad670ed4/o-polze-chteniia-10-prichin-reguliarno-chitat-5e34d388f5f9695471f10ab8 (дата обращения: 01.11.2021).

  

Сведения об авторе

 Корякин Михаил Викторович, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник Отдела по изучению проблем чтения, ФГБУН Научный и издательский центр «Наука» РАН

К оглавлению выпуска

история книги

08.05.2022, 542 просмотра.