Научные коммуникации и информационно-аналитическое обеспечение науки. СТАРОСТИН О.А. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ

  В конце 2020 года в ходе реструктуризации двух национальных проектов «Наука» и «Образование» был разработан и запущен комплексный национальный проект «Наука и университеты» [1]. Он ставит перед организациями, осуществляющими научную деятельность, задачи, результативное решение которых обеспечить Российской Федерации войти в число десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок. Это требует совершенствования управления наукой в конкретных организациях, в том числе, создания эффективных научных коллективов, эффективной системы подготовки научных кадров, увеличения внутренних затрат на исследования и разработки из всех источников учет результатов научных исследований, внедрение их в практику и т.д.

  Особое значение в рамках реализации данного национального проекта приобретает научная деятельность высших учебных заведений, выступающих базой для исследований и разработок в рамках актуальных направлений, подготовки научных кадров, трансфера инновационных решений и наукоемких технологий в практику через обучение будущих специалистов. В целях реализации п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 и п. 3 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № ДМ-П8-2804 разработан перечень показателей оценки эффективности деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов. Не смотря на то, что в настоящее время они подлежат обновлению, основные подходы к оценке остаются без изменений. Расчет показателей осуществляется на основе данных о деятельности вузов и их филиалов, предоставленных в Министерство образования и науки Российской Федерации по форме «Мониторинг по основным направлениям деятельности федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования».

  Решение поставленных государством задач требует совершенствования информационного (информационно-технологического и информационно-ресурсного) обеспечения научной деятельности, позволяющего снизить трудоёмкость научной деятельности посредством организации информационных массивов и потоков, создания вузовских систем управления знаниями, уменьшить объем рутинных информационных операций, упростить доступ к внешним информационным ресурсам и продвижение результатов интеллектуальной деятельности в единое цифровое пространство научных знаний и на международный рынок научно-технических продуктов и услуг.

    Анализ существующих решений в области методологии формирования и построения систем информационного обеспечения управления знаниями показал отсутствие единых концептуальных подходов, что приводит на практике к ситуации, когда каждый вуз разрабатывает и создает локально адаптированные системы, не всегда основанные на объективных принципах работы с научными знаниями. 

    В качестве прикладной области исследования выбраны высшие учебные заведения культуры, которым характерны полидисциплинарный характер научных исследований, отсутствие полного технологического цикла, наличие регламентации всех процессов научно-исследовательской деятельности, специфика результатов интеллектуальной деятельности и их представления, специфика контрольно-учетных данных и т.д. Следует отметить, что в современных экономических условиях  необходимость особого внимания к вопросам эффективности научной деятельности таких организаций является важнейшим фактором их устойчивого развития.

    С указанной областью исследования связаны работы О.Л. Лаврик [2], В.М. Тютюнника [3], В.А. Цветковой [4], А.Е. Гуськова [5] и других авторов. Специфика информационной поддержки научно-исследовательской и аналитической деятельности вузов культуры исследовалась А.Б. Антопольским [6], Д.Н. Грибковым [7], В.Ю. Иотовой [8], Н.В. Лопатиной [9, 10] и других авторов. Тем не менее, напрямую информационное обеспечение научной деятельности вузов культуры не было объектом изучения в предметном поле теории информационных процессов и систем.

   Принципиальную исследовательскую задачу составляет усовершенствование организации и процессов реализации научной деятельности в вузах культуры с помощью новых методов и моделей  информационного обеспечения ее процессов. Решение этой задачи требует осуществления критического анализа существующих теоретических подходов, технических и организационных средств информационно-технологического и информационно-ресурсного обеспечения научной деятельности высшего учебного заведения.  На основе полученных результатов, анализа актуальных целей следует выработать и теоретически обосновать систему принципов информационного обеспечения научной деятельности с учетом отраслевой и функциональной специфики вузов культуры. Следующим шагом должна стать разработка, теоретическое обоснование и апробация концептуальной модели информационной системы поддержки научной деятельности вуза культуры. Заключительным этапом такого исследования станет разработка методов и алгоритмов практической реализации, рекомендации по интеграции предлагаемой модели.

  Новым результатом такого исследования является, во-первых, разработка теоретических инструментов - принципов информационного обеспечения научной деятельности с учетом отраслевой и функциональной специфики вузов культуры, позволяющих обогатить  научную концепцию цифровой инфраструктуры современной науки; во-вторых, доказательство перспективности разработанной соискателем концептуальной модели информационной системы поддержки научной деятельности вуза культуры. Теоретическая ценность этих результатов состоит в модернизации теоретических и прикладных инструментов информационно-технологического и информационно-ресурсного обеспечения научной деятельности вузов культуры.

Список источников

  1. 1. Паспорт национального проекта «Наука и университеты». Текст: электронный. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2021/09/НиУ.PDF Дата обращения: 18 января 2022 года
  2. 2. Лаврик, О. Л. Содержание понятий "информационное обеспечение", "информационное сопровождение", "поддержка научных исследований" как этапы информационного обслуживания ученых / О. Л. Лаврик, Т. А. Калюжная // Наука, технологии и информация в библиотеках (Libway-2019) : Сборник тезисов докладов Международной научно-практической конференции, Иркутск, 17–19 сентября 2019 года / Под общей редакцией Е.Б. Артемьевой. – Иркутск: Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН, 2019. – С. 118-119.
  3. 3. Глушановский, А. В. Особенности потоков российских публикаций по отдельным научным направлениям / А. В. Глушановский, В. А. Цветкова, В. М. Тютюнник // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. – 2021. – № 8. – С. 31-37.
  4. 4. Мохначева, Ю. В. Представленность статей российских авторов в мировом потоке научных публикаций по Web of Science Core Collection (2010-2017) / Ю. В. Мохначева, В. А. Цветкова // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. – 2019. – № 6. – С. 28-32.
  5. 5. Гуськов, А. Е. Методика оценки результативности научных организаций / А. Е. Гуськов, Д. В. Косяков, И. В. Селиванова // Вестник Российской академии наук. – 2018. – Т. 88. – № 5. – С. 430-443.
  6. 6. Антопольский, А. Б. Теоретические основы веб-мониторинга научных и образовательных организаций / А. Б. Антопольский // Межотраслевая информационная служба. – 2014. – № 1. – С. 18-23.
  7. 7. Грибков, Д. Н. Создание межвузовской электронной библиотеки для институтов культуры: концептуальный подход / Д. Н. Грибков // Двенадцатые Денисьевские чтения : материалы межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции по проблемам истории, теории и практики библиотечного дела, библиотековедения, библиографоведения и книговедения, Орел, 29–30 октября 2015 года. – Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2016. – С. 121-126.
  8. 8. Иотова, В. Ю. Обучающий ситуационный центр в вузах культуры и искусств / В. Ю. Иотова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – № 1. – С. 163-165.
  9. 9. Лопатина, Н. В. О новых подходах к оценке научной деятельности: рассуждения авторов-рецензентов / Н. В. Лопатина, В. А. Цветкова // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. – 2021. – № 4. – С. 38-42.
  10. 10. Лопатина, Н. В. Модернизация информационно-аналитических методик анализа результативности научной деятельности организации / Н. В. Лопатина, Г. И. Булдина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2020. – № 3(95). – С. 146-156.

Сведения об авторе

Старостин Олег Александрович – аспирант кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

продвижение чтения, конференции

08.05.2022, 404 просмотра.