Современные социокультурные практики: изучаем, анализируем, проектируем. ШАРКОВСКАЯ Н. В. ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУЦИЙ

 Современный этап развития общества характеризуется интенсивной выраженностью социальных, экономических и информационных процессов, наличием многовариантных возможностей приобщения личности к ценностно-смысловым основам мира культуры. Соответственно актуализируется познавательный интерес к тем феноменам культурной сферы, которые прослеживаются в организации социально-культурной деятельности: развивающейся среде институций культуры; ответственному профессиональному поведению специалиста в структуре корпоративной культуры; социальному диалогу как форме конструктивного коммуникативного взаимодействия в  учреждениях культурного профиля;    адресной выраженности регулирования рынка культурно-зрелищных услуг,  контроллинга их качества.   

 Становятся востребованными научные исследования, обусловленные     обращенностью к сущности и специфике профессионального развития специалиста, становлению его как личности в различных сферах реализации социально-культурной деятельности, то есть профессионально-проектной компетентности.

 Результаты социологических, экономических разновидностей научного анализа динамики социально-культурных процессов в условиях трансформации современного общества показывают, что на рынке труда существенно возрастет потребность как в традиционных (менеджер, арт-менеджер, технолог, ивент-менеджер, продюсер), так и в новых (менеджер онлайн-проектов, продюсер цифрового контента, персональный бренд-менеджер, куратор коллективного творчества, тренер творческих игровых практик, тренд-вотчер / форсайтер) профессиях. Характеризуясь трансдисциплинарностью, указанные профессии в сфере культуры «меняют восприятие образа специалиста, делают его открытым инновациям и процессуальному творчеству в видоизменяющихся ситуациях общественного и культурного развития» [2, с. 104]. Их объединяющим началом выступает нацеленность на популяризацию тех направлений социально-культурной деятельности, которые способны обеспечить функционирование разновекторных культурных потоков с учетом антропоцентрической ее составляющей, а главное, на воплощение культурной ценности – уважения к личности участника социально-культурных проектов, принятия во внимание его разумных досуговых предпочтений, социальной желательности к обмену культурными ценностями. 

  Проектная компетентность специалиста культурных институций ориентирована на:

- формирование авторской профессиональной позиции как системы социальных отношений к оцениванию качества организации культурной жизнедеятельности посетителей; конструктивность управления институциями культуры, реализацию в них общественных и частных инициатив; регулирование административных норм и правил социального поведения; принятие во внимание независимости выбора как традиционных, так и инновационных форм социально-культурной деятельности;

- адекватное соизмерение личностью не только своих взглядов на социально-культурное прогнозирование и проектирование, но и на духовные потребности, познавательные интересы представителей разных социально-культурных общностей и формирований; использование инновационных методов социально-культурной деятельности: метода опережающего общекультурного развития (М. А. Ариарский, И. А. Ивлиева), метода микрооткрытий (Е. С. Синицын), метода синектики (У. Дж. Гордон); 

- анализ проблемных вопросов в содержании разных по степени сложности ситуативных задач как составной части педагогического процесса культурных институций, рассматриваемых в виде цели, сопряженной с конкретными условиями их достижения в ходе создания для посетителей комфортного пространственно-временного окружения; моделирование конкретного вида социально-культурного взаимодействия: сотрудничества, кооперации; преодоление барьеров в формировании индивидуального стиля управления специалиста в профессиональной социально-культурной деятельности [3, с. 281-282].   

 Конкретность характеристик указанных составных частей  проектных компетентностей специалиста определяется посредством их частных умений  и навыков, прежде всего умения конструктивно мыслить при создании субъективно нового культурного продукта [1, с. 28], устанавливать ассоциативные связи различных видов самодеятельных творческих объединений и коллективов, качественно характеризовать и диагностировать то или иное культурное явление, управлять организацией педагогического процесса учреждения культуры, что, предполагает реализацию не только аналитических, прогностических, рефлексивных, но и организаторских, коммуникативных, мобилизационных умений и навыков. 

  Специалист компетентен в применении проектных технологий как разновидности социально-культурных технологий, используемых для создания условий стимулирования социально-культурной активности посетителей культурных институций, если:

а) в качестве основных факторов динамики структуры технологий выступает видовая дифференциация их функций, представленная созидательной функцией, функциями развития творческой индивидуальности личности и информационного ориентирования в ведущих направлениях осуществления социально-культурной деятельности, в том числе новых, среди которых добровольчество, общественная событийность современных путешествий, инклюзивный детский отдых («горизонтальная» ось), отображенные в функциях регуляции социокультурных взаимоотношений на разных уровнях управления, прежде всего на уровне регулирования подсистемы «специалист социально-культурной сферы – участники организованного досуга» («вертикальная» ось);

 б) построение модели определенной технологии осуществляется в соответствии с методологическими принципами: системности, развития, детерминизма, целостности, личностно-ориентированного и деятельностного подходов [4, с. 6], конкретно-научными принципами: а) психолого-педагогическими принципами (учета возрастных особенностей, наглядности, индивидуализации, реальности, свободы выбора и пр.), б) принципами социально-культурной деятельности (правилами учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов; ориентации на ценностные отношения и организацию самодеятельного творчества в социальных группах и культурных общностях), способствующими обоснованию выбора наиболее значимых ее специфических компонентов, в том числе альтернативных;  

в) достигается в технологиях сочетание гарантирующих успех внешних (социальных) и внутренних (педагогических) предметных действий, ориентированных на реализацию активных форм сотрудничества конкретного специалиста с участниками социально-досуговых проектов, культурно-просветительских мероприятий; аргументирование значимости подбора критериев для анализа и осмысления сути трактовки гуманистически ориентированной среды учреждения культурной сферы, выражения личного или общественного мнения о перспективах ее последующего развития.  

  Характерная для настоящего времени ситуация социальных изменений стимулирует специалиста к проявлению проектной компетентности прежде всего в принятии самостоятельных решений, связанных с выбором образа восприятия организации культурной жизнедеятельности посетителей в культурных институциях. Данный вид компетентности требует личностного и профессионального самоопределения, проявления ответственности при конструктивном решении социальных, профессиональных и кадровых проблемных вопросов. 

  С другой стороны, педагогическая система учреждений культурного профиля, базирующаяся на традициях гуманистического воспитания и, соответственно, адаптированная к современным условиям их функционирования, открыта к реализации требований, предъявляемых к данному виду компетентностей. Наиболее употребительными среди них выступают:

- отношение к профессиональной социально-культурной деятельности как движущей силе общекультурного развития личности специалиста: менеджера, технолога, продюсера; активация процесса межличностного взаимодействия как составной части формы профессионального общения специалиста с аудиторией, референтной группой, индивидуальным посетителем конкретного учреждения культуры; 

- установка на достижение предвосхищаемого полезного результата, определяющего социальную целостность и психолого-педагогическую направленность предметных проектных действий специалиста.

 Сущность данных системных требований выражается на научном и методическом уровнях: теоретическом, прикладном и эмпирическом, в своей совокупности, обеспечивающих их устойчивое развитие с целью активного вовлечения посетителей в педагогический процесс конкретных культурных институций, формирования их социально-культурной инициативности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. 1. Ариарский М. А., Ивлиева И. А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования. – Казань. Издательство Данис - 2007. - 116 с.
  2. 2. Шарковская Н. В. Модусы глобализации в социально-культурной деятельности: антропологический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 5 (91). - С. 102-110.
  3. 3. Шарковская Н. В. Социальное проектирование как технология организации активного досуга молодежи // Педагогический потенциал современных технологий социально-культурной деятельности: Сборник материалов Всероссийской электр. науч.-практ. конф.  / науч.ред. Д.В. Шамсутдинова и др. - Казань: КазГИК, 2017. - С. 279-283.

4.Шарковская Н. В.  Социально-культурные институты: типология, содержание, деятельность: монография. - Москва: Изд. Дом МГИК, 2017. - 148 с. 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Шарковская Наталия Владимировна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

08.05.2022, 332 просмотра.