Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. ЕЗОВА С.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 Библиотечно-информационная деятельность имеет коммуникационную природу, профессиональные коммуникации пронизывают все ее виды и определяют ее эффективность. Существуют разнообразные классификации коммуникаций. В интерпретации А.В. Соколова: «профессиональная коммуникация – специальная смысловая коммуникация, служащая для передачи профессиональных знаний и умений посредством искусственных знаковых систем» (8, с. 69). В специальной литературе акцентируется внимание на роли профессиональных коммуникаций в подготовке библиотечных кадров (2, 6, 7, 9). Акцент делается, в частности,   на межличностной, групповой, массовой, электронной коммуникациях.

 Под межличностной коммуникацией, ее еще называют межсубъектной, межиндивидной, межперсональной, понимают взаимодействие между двумя субъектами (О.И. Матьяш). Групповая коммуникация выстраивается с аудиторией, публикой от 3 до 30 человек. Массовая коммуникация реализуется средствами массовой информации (радио, телевидение, периодическая печать, кино), а также происходит среди больших масс людей. С точки зрения А.В. Соколова «электронная коммуникация – новейший вид смысловой социальной коммуникации, включающий широкий круг техногенных коммуникационных каналов, основанных на проводной и радиосвязи, магнитной и оптической записи» (8, с. 29).

 Одной из надпрофессиональных (soft skills) компетенций профессионала является способность и готовность понимать себя и других (3). С целью выявления представления о себе как коммуникаторе студенты заочного отделения составляют интеллект-карту «Я – коммуникатор» в сфере профессиональных коммуникаций.  Основываемся на работах Тони Бьюзена (1).

 В центре карты помещается центральный образ (проблема), в данном случае «Я-коммуникатор», от которого отходят ветви (ассоциации с этим образом), т.е. виды профессиональных коммуникаций: межличностная, групповая, массовая, электронная коммуникация ( новые-медиа), от каждой ветви отходят веточки (они обозначаются тем же цветом, что и ветви, но рисуются более тонкими), конкретизирующие реализуемые коммуникации, например, межличностная: с коллегой по работе, со студентом-заочником, одногруппником, с педагогом, с участником профессиональных мероприятий и т.д.

  В групповой профессиональной коммуникации студенты выделили:

- общение с коллегами на семинарах, курсах повышения квалификации;

- общение с одногруппниками в процессе проведения учебных занятий;

- общение с педагогами во время экзаменов;

- и т.д.

  Среди массовых профессиональных коммуникаций выделены:

- участие с докладом на конференции;

- присутствие на конференции библиотечной общественности;

- участие в качестве автора публикации в профессиональном журнале;

- издание брошюры, книги по профессии;

- выступление на местном ТВ, радио по профессиональной проблематике;

- и др.

   Среди электронных профессиональных коммуникаций значатся:

- социальные сети;

- электронная почта;

- блоги;

- вебинары;

- ZOOM;

- и др.

   Среди целей обращения к профессиональным коммуникациям студенты отмечали на веточках:

- повышение квалификации;

- установление и развитие профессиональных контактов;

- обмен опытом;

- повышение репутации своей библиотеки;

- презентация своей профессиональной деятельности;

- обмен профессиональной информацией;

- создание профессиональных коллабораций;

- и др.

  Следующая ветвь отражает различные виды этических регуляторов профессиональной коммуникации, т.е. (см. рис. № 1): профессиональная этика библиотекаря, этика журналиста, нетикет, цифровой этикет, новая этика. В проекте профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» (2021 г.) дается конкретизация знаний и умений в сфере профессиональной этики, которые должен соблюдать библиотекарь при выполнении тех или иных трудовых  функций. Таков один из путей развития этико-коммуникативной компетенции студентов (5, с. 311-319).

  Так как профессиональные коммуникации реализуются в конкретной библиотечной среде, библиотечном пространстве (приватном, общественном библиотечном пространстве, публичном, виртуальном), контекстах коммуникации (физическом, историческом, социальном, психологическом, культурном)  предлагаем студентам представить их в интеллект-карте.

  Таким образом, интеллект-карта позволяет активизировать мыслительную деятельность студентов в значимых ракурсах, развивать творческий потенциал, ассоциативное мышление, структурировать информацию, расширять представление о себе как коммуникаторе.

  Одно из заданий предполагает презентацию деятельности ряда известных библиотековедов, директоров библиотек (Э.Р. Сукиасяна, Ю.А. Хараева, Е.Ю. Рябушевой, Г.Д. Эркаевой и др.) как коммуникаторов в библиотечно-информационной сфере. Задание требует от студента большой поисковой активности источников, их анализа, составления словесных портретов указанных библиотечных деятелей.

  Значимым психологическим механизмом воздействия на студентов является убеждение, благодаря ему удается доказать студентам, что благодаря использованию профессиональных коммуникаций библиотекарю удается повысить свою репутацию. Этот опыт освещен в публикации С.А. Езовой, посвященной заведующей Костенеевской сельской библиотеки Татарстана Г.Д. Эркаевой (4, с. 65-69).

  В заключение можно сделать ряд выводов:

- Для бакалавров существует учебник А.В. Соколова «Социальные коммуникации». Для магистрантов целесообразно создание учебника/учебного пособия «Профессиональные коммуникации в библиотечно-информационной сфере». В приложении к учебнику следует включить ряд методических материалов: тестов, кейсов, конфликтных ситуаций, интеллект-карт.

- На базе одного из вузов культуры, готовящих библиотечных специалистов, целесообразно провести научно-практическую конференцию по проблеме, например: «Роль профессиональных коммуникаций в библиотечно-информационной сфере в подготовке библиотечных кадров».

- В обучении специалистов библиотечного профиля уделять внимание не только жестким, но и мягким компетенциям, таким как: коммуникативным, этическим.

Список использованной литературы

  1. 1. Бьюзен Тони. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления; пер.с англ. Ю. Константиновой. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 208 с.
  2. 2. Данилова С.Ю. Дальневосточная государственная научная библиотека – центр профессиональной коммуникации – URL: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-3-49-54 (дата обращения: 31.11.2021).
  3. 3. Езова С.А. Размышления о развитии надпрофессиональных компетенций у будущих библиотекарей // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2021. № 2. С. 125-131.
  4. 4. Езова С.А. Репутация библиотекаря в ракурсе профессиональных коммуникаций // Имидж, бренд и репутация как конкурентные преимущества библиотеки: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. (18-19 ноября 2021 г., Челябинск)) / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. И.Ю. Матвеева. – Челябинск: ЧГИК, 2021. – 206 с.
  5. 5. Езова С.А, Кучмурукова Е.А. Этико-коммуникативная компетенция студентов: пути формирования и развития // Библиотековедение. 2019. Т. 68. № 3. С. 311-319.
  6. 6. Потехина Ю.В. Роль профессиональной коммуникации в формировании информационной культуры будущего специалиста – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24719909 (дата обращения: 20.01.2022).
  7. 7. Скворцова Д.Д. Профессиональные коммуникации в системе подготовки кадров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13 №2(3). С. 590-592.
  8. 8. Соколов А.В. Социальные коммуникации: учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 07190062 «Библиотечно-информационная деятельность» / А.В. Соколов; науч. ред. Г.В. Михеева. – Санкт-Петербург: Профессия, 2014. – 288 с.
  9. 9. Туранина Н.А., Куриленко Е.А. Вербальные коммуникации в профессиональной культуре библиотечного специалиста. Монография. – М.: РОСА, 2018. – 186 с.

Сведения об авторе

Езова Светлана Андреевна - кандидат педагогических наук, профессор, Восточно-Сибирский государственный институт культуры

К оглавлению выпуска

библиотековедение, конференции, Челябинск, информационная компетенция

25.07.2022, 628 просмотров.