Книжная культура: история и современность. КУЗЬМИНА А.А. ПРОДВИЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ: СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ

 Руководством страны осознана ситуация отставания российской школы от требований времени. Об этом говорят цели и задачи, поставленные Президентом России в Указе от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года», где Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Практически все страны во главу угла ставят активную исследовательскую позицию учащегося в ходе обучения. Задачей образования становится не только эффективное содержание образования, но и формирование «мотивированного ученика», умеющего и любящего узнавать новое, разбираться в неизвестном. Безусловно, эти показатели зависят от чтения, применения знаний от прочитанного. На наш взгляд необходимо выстраивать грамотную работу по формированию образовательной среды, ориентированной на удовлетворение потребностей и запросов учащихся, мотивированных к творческой и исследовательской деятельности, которое обеспечит их гармоничное профессиональное самоопределение и личностное развитие.

 Исследования, проведенные аналитическим центром в 46 регионах страны, показали снижение доли россиян, постоянно читающих газеты, журналы, книги, интеллектуальную литературу. Предпочтение отдано серийной литературе (боевики, детективы, любовные романы), от чтения население перешло к социальным сетям, телесериалам, шоу и т.д. [1, 67].

 В целях реализации Национальной программы поддержки и развития чтения Правительством Республики Саха (Якутия) в 2012 г. была утверждена «Концепция поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия)». Одним из приоритетов стала поддержка чтения на государственных и официальных языках республики (якутском и языках коренных малочисленных народов Севера – эвенском, эвенкийском, юкагирском, чукотском и долганском) [2]. В 2013, 2019-2020 г.г. Национальной библиотекой РС(Я) проведен мониторинг детского чтения в Республике Саха (Якутия). Опрошено 850 детей и подростков в возрасте от 10 до 18 лет из 29 населенных пунктов, расположенных на территории 12 районов и г. Якутска. По результатам этого мониторинга отмечается снижение количества детей, читающих на родном языке. Постоянно читали на родном языке 26,7% детей и подростков, совсем не читали 27,1%, редко читали 42%. За последние 6-7 лет произошло снижение доли постоянно читающих детей и подростков на якутском языке на 18% и увеличение доли детей и подростков совсем не читающих на родном языке на 9,9% [3].

 Язык формирует нацию. С утратой языка народ перестает осознавать свою самобытность. Поэтому крайне важно принять своевременные меры по сохранению национальных языков как неотъемлемой части многонациональной российской культуры.

 Республика Саха (Якутия) исторически сложившийся поликультурный регион России, в котором веками вместе живут и трудятся представители разных народов. Как отмечают многие исследователи: «Языковая грамотность включает в себя языковую компетенцию и является основой информационной и коммуникативной компетентности» [4, 15].

 Для продвижения чтения на родном языке нами проведена обширная работа по популяризации и исследовании культурного наследия народа саха, которая динамично представлена в мультимедийном культурно-просветительском проекте «Нематериальное наследие народа саха». В рамках проекта созданы сайт http://sakhaetigentyla.ru/ и ютуб-канал «Саха суола» («Путь народа саха»). Их уникальность в том, что содержат статьи и видеопередачи с творческими заданиями, которые способствуют формированию необходимых знаний о языках, культуре, искусстве, традициях, веровании коренных народов, проживающих в Якутии. Передачи широко стали употребляться в обучении и воспитании молодого поколения.

 Проведен семинар «Культурное наследие в современных цифровых технологиях», который стал площадкой для молодежи, педагогов и IT-специалистов для обсуждения актуального вопроса – как не потерять и передать культуру наших предков посредством современных технологий.

 На научно-практической конференции «Проблемы сохранения и воссоздания нематериального наследия народа саха» семьи, учащиеся и учителя обсудили актуальные проблемы сохранения культурного наследия и чтения на родном языке в современных условиях глобализации.

 В рамках проекта нами были изданы книги на родном языке для разной целевой аудитории. Например, в книгу «Олох ыллыктара» («Тропы жизни») вошли рассказы, повествующие о быте, традициях и культуре якутов. В этих произведениях молодые люди, попавшие в трудные жизненные ситуации, не опускают руки, а верят в светлое будущее, ради которого стоит жить и бороться.

 В книгу «Мас тоҕо үүнэрий?» («Почему растет дерево?») вошли рассказы для детей, которые в доступной форме рассказывают о родной культуре, воспитывают доброту, учат жизни.

 Подготовлена и издана монография «Лексика якутского языка (формирование одно- и двусложных корней имен существительных)». Результаты исследования вносят определенный вклад в дальнейшее развитие якутского языка, содействуют обогащению словарного состава целевой группы. Материалы этой монографии и книг были использованы в разработке видеоматериалов по проекту.

 В ходе реализации общественно-значимого проекта нам удалось охватить 16 муниципальных районов республики. Основными благополучателями явились молодежь, семьи с детьми, воспитанники социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

 Проект способствовал воспитанию патриотизма среди молодежи, продвижению чтения на родном языке. Ребята приняли активное участие в исследовательской и культурно-просветительской работе, в создании познавательных лекториев-передач на ютуб-канале, публикации статей в СМИ, в проведении и участии в запланированных проектом мероприятиях. Участвуя в передачах, они улучшили коммуникативные навыки: умение формулировать мысли, выступать перед большой аудиторией. Все это привело их к духовно-нравственному и интеллектуальному росту. Создана творческая лаборатория школьников и молодежи – площадка для индивидуальной и командной работы, послужившая стимулом таланта молодых носителей нематериальной культуры.

 Помощь в организации оказали партнеры: редакции газет «Саха сирэ», «Кыым», «Киин куорат», «Кэскил», сетевое издание «Якутское-Саха Информационное Агентство», Якутская республиканская общественная организация сохранения национального эпоса «Ассоциация Олонхо», Министерство образования и науки РС(Я), Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я), Министерство культуры и духовного развития РС (Я), ГКУ РС (Я) «Национальная библиотека РС (Я)», Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, ГБП ОУ РС (Я) «Вилюйский педагогический колледж имени Н.Г. Чернышевского», МОБУ «Якутская городская национальная гимназия имА.Г. и Н.КЧиряевых», ГБУ «Якутский государственный литературный музей имени П.А. Ойунского».

 Далее для дальнейшего развития проекта по продвижению чтения хотели бы предложить следующее:

  • - необходимо создать электронный список для чтения современной детской и юношеской литературы на якутском языке;
  • - организовать курсы скорочтения на якутском языке;
  • - провести фундаментальное исследование чтения на родном языке среди детей и молодежи в республике;
  • - организовать День читателя в республике. В рамках этого Дня провести такие мероприятия, как одновременное чтение книг на площадях Якутии, акцию «Писатели для детей», дебаты на якутском языке среди учащихся и молодежи, создать школы чтения “Ааҕар балаҕан” и т.д.

  Поддержка и развитие детского и юношеского чтения – приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны.

 Список источников

  1. 1. Дубин Б.В. Чтение в России – 2008. Тенденции и проблемы / Б. В. Дубин, Н.А. Зоркая. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. 80 с.
  2. 2. Кемельбекова Г.А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 6-9. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9552/ (дата обращения: 13.05.2020)
  3. 3. Афанасьева О.И. Концепция поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия): основные итоги реализации // Книга: Сибирь-Евразия: материалы Международного семинара. Новосибирск: Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН, С. 311–317.
  4. 4. Неустроева А.Б. Мониторинг детского чтения в Республике Саха (Якутия) / сост. Е. А. Колосова // Изучаем чтение: форматы и практики. Материалы II Научно-практической лаборатории. М.: Российская государственная детская библиотека, 2021 (в печати).

Сведения об авторе

Кузьмина Ангелина Афанасьевна, кандидат филологических наук; старший научный сотрудник, Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) 

К оглавлению выпуска

продвижение чтения

25.07.2022, 387 просмотров.