Информационные технологии в культуре и образовании. ПИЛКО И.С. ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ БИБЛИОТЕК

 Рассматривая библиотечную сферу в контексте цифровых трансформаций, мы наблюдаем значительный прирост числа электронных коллекций, цифровых библиотек, уникальных краеведческих ресурсов с удаленным доступом к ним, расширение ассортимента и увеличение объемов услуг в дистанционном формате, наполнение оригинальным библиотечным контентом информационного пространства социальных сетей. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обеспечивают модернизацию традиционных библиотечных процессов, реализацию новаторских профессиональных и социальных проектов.

 Влиянием цифровой среды обусловлены, в частности, содержательные и организационные преобразования методической деятельности библиотек. Наглядным примером может служить практика формирования и функционирования виртуальных представительств методических служб: библиотечных порталов, сайтов, методических веб-страниц, профессиональных блогов и аккаунтов в социальных сетях. Методическая деятельность становится «прозрачной» благодаря размещаемой на различных платформах новостной информации из жизни библиотек, интернет-проектам и онлайн-мероприятиям, а ее результаты – методические продукты различных видов и жанров – сегодня доступны широкой профессиональной общественности.

 По данным многолетнего мониторинга, в 2010 г. только 17 центральных библиотек субъектов РФ из 83-х размещали на своих сайтах методическую продукцию, в 2020 г.  – 62 библиотеки из 85-ти. К началу 2022 г.   73 библиотеки, выполняющие функции региональных методических центров, имеют на своих сайтах методические разделы или веб-страницы («Профессионалам», «Коллегам», «Методическая служба», «Виртуальный методист», «Методобъединение», «Профессиональная деятельность», «Профессиональное сообщество» и др.). Ресурсная составляющая продолжает доминировать в деятельности виртуальных представительств методических служб библиотек.

 Так, в разделе «Документы»/«Официальные документы» размещаются  перечни и полные тексты нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального  уровней в сфере культуры, стандарты (терминологические, технологические, модельные), прогностические  документы (стратегии и концепции развития библиотечного дела), организационно-распорядительная документация, документы ИФЛА,  РБА и т.п.

 Информация о библиотечной сети региона может быть представлена в текстовом или табличном форматах, в форме интерактивной карты или варианте, сочетающем текстовую и визуальную информацию.

 Информация о профессиональных и любительских конкурсах размещается в виде анонсов, положений о конкурсах, графиков их проведения, пост-релизов, фотогалерей и иных форм продвижения этих популярных мероприятий.

 Разделы непрерывного профессионального образования представлены планами и графиками проведения занятий, перечнями и записями вебинаров и трансляций обучающих мероприятий, реже – текстами дополнительных профессиональных программ.

 В разделах аналитических и методических материалов   методические службы библиотек размещают полные тексты документов, представляющие несомненный интерес для коллег из своего и других регионов. Но эти разделы часто сложно организованы и недостаточно оптимизированы для поиска, что препятствует их популярности у целевой аудитории, приводит к дублированию методических материалов    близкого содержания и назначения на сайтах различных библиотек.

 Продолжается и оправдывает себя практика  публикации библиографической информации о профессиональных информационных ресурсах для библиотечных специалистов. Методические службы  формируют тематические библиографические подборки, размещают на методических страницах сайтов библиографические указатели, обзоры, дайджесты  и списки профессиональной литературы. К сожалению, документы, представленные в формате библиографических записей, недоступны онлайн, и пользователю сайта предстоит найти вариант полнотекстового доступа самостоятельно. Аналогичную функцию с выходом на внешние ресурсы, в т.ч. и полнотекстовые, выполняет рубрика «Полезные ссылки».

 В настоящее время высока значимость проектной деятельности библиотек. Поэтому виртуальные методические представительства библиотек уделяют ей особое внимание. Ключевую роль сегодня играет национальный проект «Культура», в рамках которого открываются модельные библиотеки. Информация, посвященная модельным библиотекам,     широко представлена в методических ресурсах и онлайн-сервисах.

 Проведенный анализ позволил в разряд основных функций виртуальных методических служб отнести:

  • - информационную – размещение и продвижение профессиональных новаций, документов широкого спектра;
  • - коммуникационную – обеспечение профессионального интерактивного взаимодействия, обмена информацией (а не только ее трансляции);
  • - навигационную – предоставление ссылок на ресурсы, полезные библиотечным специалистам;
  • - профессионализации – содействие профессиональному развитию, повышению квалификации, развитию актуальных компетенций.

 Организация методического обеспечения библиотечной деятельности на в цифровом формате имеет несомненные преимущества, позволяющие

  • - разрабатывать с использованием различных информационно-коммуникационных средств и размещать в открытом доступе методические ресурсы, решающие конкретные задачи и ориентированные на различные целевые аудитории;
  • - диверсифицировать формы доведения профессиональной информации: оперативные, интерактивные, архивного хранения;
  • - создавать образовательные и дискуссионные виртуальные площадки для распространения профессиональных знаний и обсуждения проблем по мере их возникновения в оперативном режиме;
  • - расширить спектр методических услуг: удаленный доступ к методическим ресурсам, оперативное информирование, интерактивная навигация в информационных ресурсах профессионального назначения, онлайн-опросы, онлайн-конференции, онлайн-консультирование, онлайн-обучение, использование сервисов для совместной онлайн- работы и др.

 Активное освоение ИКТ позволило диверсифицировать формы представления методической информации. В составе электронных методических ресурсов появились формы, которые невозможно было реализовать в аналоговом формате, это: 

  • - видеоконференции,
  • - вебинары,
  • - профессиональные блоги,
  • - электронные библиотеки методических материалов (актуальных профессиональных публикаций),
  • форумы,
  • - чаты, чат-боты.
  • - виртуальная методическая справка и др.

  «Традиционные» формы информационных продуктов методического назначения за счет использования гипертекстовых, телекоммуникационных, мультимедийных и геоинформационных технологий приобрели современное «звучание», стали более комфортными для пользователей. В их числе:  

  • - анонсы профессиональных мероприятий различного уровня с возможностью пройти регистрацию для участия,
  • - пост-релизы профессиональных мероприятий,
  • - библиографические и полнотекстовые подборки методических материалов и других регламентирующих документов,
  • - контактные данные библиотек территории и специалистов методических службы с формой обратной связи,
  • - подборки ссылок на полезные ресурсы, на библиотечные группы в социальных сетях.

 Широкое внедрение ИКТ   в библиотечную практику способствовало развитию корпоративных связей, в частности, созданию библиотечных порталов (порталов библиотек). Некоторые из них (например, порталы библиотек Самарской, Сахалинской, Псковской, Владимирской областей и др.) являются, по сути, новой формой виртуального представительства методической службы и кумулируют адресованную сотрудникам библиотек региона профессиональную информацию и методические сервисы. Другие порталы являются «точками доступа» к информационным ресурсам библиотек региона для любых категорий пользователей и имеют адресованные библиотечным специалистам страницы и разделы («Коллегам», «Профессионалам»).

  В ходе исследования выявлены типичные недостатки методической продукции в электронном формате и ее размещения в электронной среде: нечеткость обозначения вида электронных методических продуктов, несоответствие материала указанному виду;  нарушение требований к содержательному наполнению и оформлению методических изданий; недостаточное использование возможностей электронного формата представления методической информации; сложная для восприятия структура ресурса; отсутствие налаженного контроля за актуализацией материалов и др.

 Вместе с тем под влиянием цифровизации в методической деятельности проявляются современные тенденции ее модернизации, обеспечивающие:

  • - формирование и развитие открытого методического информационного пространства;
  • - повышение системности методической деятельности на основе дифференциации задач, реализуемых методическими службами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • расширение ассортимента методической продукции за счет электронных изданий и электронных аналогов печатных изданий;
  • - реализацию корпоративных методических проектов;
  • - развитие интерактивных форм методических услуг;
  • - внедрение уникальных форм участия методических структур в профессионализации библиотечных кадров, в непрерывном профессиональном образовании.

 Таким образом, проведенный анализ позволил выявить приоритетное развитие ресурсной составляющей в деятельности виртуальных методических представительств. Методисты муниципальных библиотек – основные потребители методической продукции и услуг, участники образовательных программ повышения квалификации, реализуемых в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» (2020-2022 гг.), знакомясь с деятельностью виртуальных представительств методических служб центральных библиотек субъектов РФ, отмечали актуальность  реализации ими коммуникационной функции, острую потребность расширения спектра методических услуг.

 Сведения об авторе

 Пилко Ирина Семеновна, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, доктор педагогических наук, профессор

К оглавлению выпуска

информационная культура, конференции

25.07.2022, 558 просмотров.