Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. ЛАСТОЧКИНА Н.В., СЕМЕНОВА О.Ф. КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ КАТАЛОГИЗАЦИИ

  Стремительно развивающиеся процессы цифровизации требуют от библиотек разработки и внедрения принципиально новых форматов и методов работы, в тоже время, библиотеки остаются хранителями накопленных знаний в традиционном бумажном формате. На III Международном библиографическом конгрессе «Библиографическая информация в цифровой культуре», состоявшемся в апреле 2021 г., обсуждались вопросы, стоящие сегодня перед библиографическим сообществом: переход на централизованное формирование библиографических записей, требования к библиографическим электронным ресурсам, поиск в библиотечных ресурсах и в общем информационном пространстве, переход от форматов семейства MARC к новым способам представления данных, использование DOI и библиографических ссылок, использование концептуальных моделей, разрабатываемых ИФЛА, создание систем открытых связанных данных, формирование библиографии с использованием алгоритмов искусственного интеллекта [1]. Все эти вопросы оказывают существенное влияние на содержание профессиональной деятельности и требования к компетенциям современного библиографа, в том числе, специалиста в области каталогизации (каталогизатора).

  Каталогизация представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих создание и функционирование библиотечных каталогов. Основными трудовыми функциями каталогизатора являются каталогизация документов и ведение справочно-поискового аппарата библиотек, что включает аналитико-синтетическую обработку документов, организацию и ведение электронных/традиционных каталогов. В процесс библиографической обработки печатных и электронных документов входит составление библиографического описания с использованием авторитетных файлов и индексирование (систематизация, предметизация, координатное индексирование), в результате формируется библиографическая запись. Это может быть оригинальная каталогизация, когда библиографическая запись на документ создается впервые, или заимствованная каталогизация, когда запись формируется копированием уже имеющейся записи и дополняется необходимыми сведениями. В библиотеках национального уровня, отраслевых библиотеках библиографическая запись может создаваться последовательно по технологии раздельной обработки документов: разные специалисты отвечают за формирование библиографического описания и формирование заголовка библиографической записи, индексирование документов осуществляется специалистами с профильным образованием. В качестве отдельных производственных процессов можно выделить: каталогизацию сериальных ресурсов, электронных ресурсов, старопечатных изданий, создание метаданных в формате Дублинского ядра. Процесс каталогизации разных видов документов может отличаться не только элементами данных в библиографической записи, но и технологией обработки. Кроме работы по созданию и ведению электронного каталога конкретной библиотеки современный каталогизатор, как правило, работает в режимах централизованной и корпоративной каталогизации, занимаясь созданием и ведением сводных электронных каталогов.

  Одной из функций каталогизатора является создание авторитетных данных и поддержание авторитетного контроля в информационно-поисковой системе библиотеки, а также работа с системой национальных авторитетных файлов. В рамках управления создаваемыми библиографическими и авторитетными данными каталогизатор занимается определением технических, лингвистических и программных средств электронной каталогизации, в частности, определением используемых полей форматов и интерфейса поиска. Наряду с каталогизацией в электронной среде в библиотеках проводятся работы по поддержанию традиционных карточных каталогов. В трудовых функциях каталогизатора сегодня остается составление библиографического описания документов, создание и ведение справочно-поискового аппарата для традиционных каталогов. Каталогизатор участвует в принятии методических решений по применению действующих стандартов и правил для конкретной библиотеки/каталога/базы данных в рамках разработки методики каталогизации библиографирующего учреждения, создания документационного обеспечения и справочно-методического сопровождения процессов каталогизации.

 Для успешной реализации перечисленных выше конкретных библиографических и информационно-аналитических трудовых функций каталогизатор должен многое знать и уметь. Помимо основ библиотековедения, библиографоведения, информатики, нормативно-правовых актов по библиотечно-информационной деятельности к обязательным профессиональным компетенциям каталогизатора можно отнести:

  • - действующие стандарты и правила каталогизации документов;
  • - форматы библиографических, авторитетных, классификационных данных;
  • - библиотечно-библиографические классификационные системы, рубрикаторы, информационно-поисковые тезаурусы, авторитетные файлы;
  • - технологические процессы машиночитаемой каталогизации, в том числе корпоративной;
  • - методику и технологию ведения традиционных каталогов.

  В список компетенций каталогизатора входит знание иностранного языка, так как профессиональная деятельность каталогизатора включает работу с ресурсами на иностранных языках. Это может быть документ, на который составляется библиографическая запись, нормативный или справочный документ, а также каталог/база данных зарубежной библиотеки.

     В современной библиотеке невозможно обойтись без применения информационных технологий, под которыми понимают процессы и методы получения и обработки информации, а также технические и программные средства реализации информационных процессов. В условиях отсутствия стопроцентной совместимости электронных каталогов с поисковыми системами браузеров развиваются такие направления как LinkedOpenData (связанные открытые данные), RDF (структура описания ресурсов), Wikipedia/DBredia (дополнительный контекст о ресурсах, обнаруженных путем связывания записей библиографического каталога с другими ресурсами), VIAF (виртуальный международный авторитетный файл), BIBFrame – Bibliographic Framework (библиографическая структура) [2]. Специалисты в области каталогизации, обладающие компетенциями в области современных информационных технологий и знаниями информационных ресурсов, умеющие анализировать и синтезировать информацию, обрабатывать данные, способны повышать значимость и конкурентоспособность библиотек в информационном пространстве.

  Представляется, что каталогизатор должен иметь профильное образование в области библиотечно-информационной деятельности (высшее или среднее профессиональное), регулярно обучаться по программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки по профилю деятельности. Сегодня центрами повышения квалификации в различных областях библиотечно-информационной деятельности, и в области каталогизации в том числе, являются ведущие библиотеки России. В Президентской библиотеке им. Б. Н. Ельцина проводятся обучающие семинары и работают программы повышения квалификации по формированию цифровых коллекций, методике каталогизации цифровых копий различных типов и видов ресурсов, по вопросам формирования интегрированных библиотечных каталогов. На базе Российской государственной библиотеки функционируют программы профессиональной переподготовки «Высшие библиотечные курсы», различные программы повышения квалификации, в том числе, по составлению библиографических записей и ссылок, каталогизации с применением формата MARC-21. В ГПНТБ СО РАН работают программы повышения квалификации по библиотечно-информационной деятельности и составлению библиографического описания. В настоящее время наиболее актуальны дистанционные способы повышения квалификации: тренинги, практикумы, семинары, вебинары, конференции.

   Хотелось бы отметить вклад Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ в подготовку квалифицированных каталогизаторов. Под эгидой Центра проводятся семинары по теории и практике машиночитаемой каталогизации, сертификация на право каталогизации в Системе корпоративной каталогизации ЛИБНЕТ осуществляется экспертами Центра. Конференции Центра, проходившие ежегодно с 2002 г. по 2014 г., способствовали повышению квалификации каталогизаторов, представляли собой площадку для обсуждения перспективных направлений развития библиотек и решения насущных профессиональных вопросов.

  Трансформирующиеся вслед за меняющейся средой профессиональные компетенции и функции требуют от каталогизатора постоянного обучения. Большое значение имеют умственные и межличностные компетенции каталогизатора: гибкость мышления, широкий кругозор, способность к анализу и работе в условиях многозадачности, умение быстро адаптироваться к изменениям, работать с огромными массивами данных и другие. Каталогизация – одна из сфер практической библиотечной деятельности, результаты которой отражаются на выполнении главной функции библиотеки в обществе – обслуживании ее пользователей (читателей, абонентов) [3, с. 14]. В этой связи вопрос компетенций специалиста в области каталогизации представляет большое значение для успеха дальнейшей деятельности библиотек.

 

Список источников

1. Библиографическая информация в цифровой культуре: о дискуссионных проблемах и итогах III Международного библиографического конгресса / А. Е. Гуськов, О. Н. Жлобинская, Д. В. Косяков [и др.] // Библиосфера. – 2021. – № 2. – С. 3-16.

  1. 2. Карауш А. С. Современные информационные технологии: что требуется знать и уметь библиотекарю // Библиотечная профессия и научно-образовательная работа библиотек : материалы Ежегод. Совещ. руководителей федер. и центр. регион. б-к России, Санкт-Петербург, 11-12 нояб. 2020 г. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 64-66.
  2. 3. Сукиасян Э. Р. Введение в современную каталогизацию : пособие для профессионального самообразования. – Москва : Литера, 2012. – 318 с.

 

Сведения об авторе

Ласточкина Наталия Владиславовна - старший научный сотрудник отдела комплектования и библиотечной обработки документов, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека»

Семенова Ольга Федоровна - старший научный сотрудник отдела комплектования и библиотечной обработки документов, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека»

Рецензент

Дрешер Юлия Николаевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

конференции

23.10.2022, 334 просмотра.