Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. ЛОПАТИНА Н.В. НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БИБЛИОТЕКАРЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «СПЕЦИАЛИСТ ПО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

  Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации, разработанная и принятая на период до 2030 года, в качестве приоритетного выдвигает инновационный сценарий, отличительными особенностями которого выступает создание материально-технической базы и инфраструктуры, обеспечивающих полную доступность всех библиотек для лиц с ограниченными возможностями здоровья, существенные инвестиции в человеческий капитал. [1]

   На сегодняшний день библиотечная практика обладает достаточным теоретико-методологическим арсеналом и опытом, позволяющим осуществлять библиотечно-информационное обслуживание пользователей с особыми потребностями в соответствие с высоким уровнем требований и стандартов и, что наиболее важно, в русле традиционных духовно-нравственных ценностей и здравого смысла. Обобщая основные подходы и доказательные практики, сложившиеся в данной сфере деятельности, выстраиваются следующие методологические постулаты:

  • 1) дифференцированный подход к пользователям с особыми потребностями, который определяет характер профессиональных действий по библиотечному обслуживанию инвалидов и находит проявление в организации доступной и материальной (физической), и информационной среды с сохранением в процессе социализации приоритета контента над формой и материальным ресурсом.

   Векторами реализации данного подхода выступают:

- разработка нормативной базы, регламентирующей дифференциацию пользователей с ОВЗ и закрепляющей специфику особых потребностей пользователей современной библиотеки;

- создание материально-технической базы и инфраструктуры, соответствующей многообразию форм ограничений и особых потребностей;

- специальная проекция библиотечно-информационных ресурсов, продуктов и сервисов с учётом характера ограничений доступности универсальной информационной инфраструктуры. Например, особые уровни аналитико-синтетической обработки, связанные с переводом текста в иную знаковую систему: тифлокомментирование, сурбдоперевод, титры (с сохранением уровня смысла, с максимально точной реализацией особенности применяемого автором знакового выражения) для слабовидящих и незрячих пользователей либо адаптация контента для пользователей с нарушением интеллекта.

  • 2) принцип свободного выбора пользователем индивидуальной траектории развития опирается на понимание того, что тип ограничений в доступе к информационным и культурным благам не является единственным основанием дифференциации этой группы читателей: как и для других пользователей следует учитывать возраст, уровень образования, интересы, жизненные траектории, профессиональную занятость. Логика библиотечной инклюзии подразумевает индивидуальный подход к информационным потребностям, многообразие которых не может быть отражено в регламентирующих документах и требует особенного решения в каждом конкретном случае.
  • 3) управление контурами внешней среды библиотеки, решающее проблему дисбаланса между готовностью физической среды библиотеки к посещению ее инвалидами, с одной стороны, и внешней средой, средой города или небольшого населенного пункта, и отсутствием равных возможностей передвижения, с другой.
  • 4) проекция идей инклюзии во всех элементах библиотеки как системы. Современное библиотечное дело базируется на понимании библиотеки как системы, разработанном Ю.Н. Столяровым. [2] Как правило, обсуждая проблемы работы с пользователями с особыми потребностями, мы делаем акцент на самом потребителе, на МТБ, на фонде, но весьма редко останавливаемся на аспекте библиотекаря с ограниченными возможностями здоровья.

   Говоря о доступности современного мира инвалидам, мы рассматриваем людей с ограниченными возможностями здоровья только в качестве потребителей, игнорируя другие возможные роли.  Делая доступной библиотечную среду для читателя-инвалида, мы никогда не прорабатываем вопрос о доступной среде для библиотекаря-инвалида. Этот вопрос требует внимания со стороны руководителей отрасли и в особенности тех организаций, осуществляющих соответствующий вид экономической деятельности, получает от государства преференции за трудоустройство инвалидов, к перспективам дистанционных форм работы.

  В то же время вопрос о возможности дистанционной работы в библиотечном деле серьёзно не ставится и не ведётся, хотя он теоретически прорабатывался нами в [3,4]. Основная причина – в стереотипах восприятия библиотечной профессии.  Информатизация профессиональной структуры общества - один из важнейших процессов информатизации. Смена базовой парадигмы взаимодействия с реальностью (как один из важнейших параметров цифрового развития) вызывает реагирование профессиональной структуры общества, её многочисленные трансформации. Библиотечная деятельность не является в данном случае исключением: усиление информационного компонента, интеллектуализация и виртуализация также выступают основными тенденциями её развития.

  Мы предлагаем под этим углом рассмотреть и соответствующую нормативную базу и профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» [5], который вступает в силу в марте 2023 года.

  Представим основной перечень документов, который регламентирует возможность рационального и целесообразного применения данной группы человеческого капитала библиотечной отрасли:

  • - Трудовой кодекс Российской Федерации
  • - Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • - Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 19.11.2021) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022),
  • - Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. № 515 “Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности”

  Основными инструментами организации работы сотрудника с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке выступают:

  • - Оценки потенциала к выполнению трудовых функций и трудовых действий, выделяемых в соответствие с профессиональным стандартом
  • - Квоты для приема на работу инвалида (Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 19.11.2021) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022), ст.123)
  • - Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»)
  • - Локальные нормативные акты по адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения (в т.ч., коллективный договор)
  • -  Дистанционная работа.

    Говоря о дистанционной работе, основным ориентиром в ее понимании должны выступать не те субъективные или корпоративные представления, которые сформировались в условиях пандемии новой короновирусной инфекции в 2020-2021 году, а диспозиция Трудового Кодекса в главе 49.1. : «Дистанционной (удаленной) работой (… дистанционная работа, выполнение трудовой функции дистанционно) является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя…, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей связи общего пользования».

   Рассматривая новый профстандарт именно под этим углом зрения, мы выявили трудовые действия, которые может осуществлять сотрудник библиотеки с ОВЗ, исходя из собранных нами нозологических данных контингента студентов библиотечного направления за тридцатилетний период с учетом возможности их занятости в библиотеке в действующем правовом поле. (Таблица 1)

 Таблица 1.

Трудовая функция

Трудовые действия

А/01.6 Стационарное, внестационарное и дистанционное обслуживание пользователей библиотеки

Организация обратной связи с пользователями библиотеки в стационарном и дистанционном (удаленном) режимах…

А/04.6 Организация и проведение библиотечных культурно-просветительских, образовательных и событийных мероприятий

Изучение информационных ресурсов с целью подготовки библиотечных мероприятий
Составление плана организации и проведения библиотечного мероприятия
Разработка сценария библиотечного мероприятия…

Информирование населения о проведении библиотечного мероприятия

А/05.6 Ведение библиотечных сайтов/порталов, сетевых социальных сервисов

Все трудовые действия

В/01.6 Комплектование библиотечного фонда печатными и электронными документами, сетевыми ресурсами

Мониторинг/экспертиза книжного рынка, рынка электронных изданий, сетевых лицензионных и открытых ресурсов с целью моделирования, профилирования и планирования комплектования библиотечных фондов
Разработка профиля комплектования библиотеки и оперативного тематико-типологического плана комплектования библиотеки

E/02.7 Информационное обслуживание в стационарном и дистанционном режимах пользователей библиотеки

Предоставление информационных услуг …: регистрация и работа с объектами интеллектуальной собственности, оформление научных работ, проверка текста на заимствования; информационная поддержка и сопровождение научных исследований
Предоставление услуг по проведению поиска библиометрической информации в наукометрических аналитических системах, по публикационным рейтингам; осуществление библиометрического мониторинга

Е/03.7 Создание библиографических, аналитических, полнотекстовых, мультимедийных библиотечных информационных продуктов

Все, обозначенные в профстандарте в приложении к данной трудовой функции

Е/04.7 Формирование краеведческих библиотечно-информационных ресурсов, создание и продвижение краеведческой библиографической информации

Экспертный анализ и отбор сетевых краеведческих документов для электронного краеведческого архива библиотеки, формирование и ведение электронного краеведческого архива библиотеки

Е/04.7 Формирование краеведческих библиотечно-информационных ресурсов, создание и продвижение краеведческой библиографической информации

Формирование контента и ведение библиотечного краеведческого сайта
Формирование и редактирование электронных библиотечных краеведческих библиотек/коллекций на сайте библиотеки
Создание и поддержка библиотечных краеведческих аккаунтов и виртуальных сообществ в социальных сетях библиотеки

Разработка в библиотеке информационного контента для краеведческих экскурсионных мероприятий

F/01.7 Библиотечная исследовательская деятельность

Разработка программы исследования, направленного на изучение библиотечной деятельности…

Обработка и анализ полученных в ходе и/или по результатам исследования данных с целью внедрения его результатов в библиотечную практику
Обобщение итогов библиотечного исследования (его части), разработка предложений по развитию библиотечной деятельности на основе полученных данных
Подготовка отчета о проведении библиотечного исследования

Подводя итог выше сказанному, мы выражаем надежду на дальнейшее обсуждение этого вопроса профессиональным сообществом и системой управления библиотечно-информационной отраслью в рамках задачи рационального и целесообразного использования её ресурсов (в том числе, кадрового потенциала) в условиях цифровой экономики. 

 Список источников

1.    Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2021 N 608-р (ред. от 15.12.2021) «Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела на период до 2030 года». Текст: электронный. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380498/ Дата обращения: 23.10.2022.
2.    Столяров Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. - Москва : Книга, 1981. – 255с.
3.    Лопатина Н.В. Информационные специалисты: социология управления / Российская акад. наук, Ин-т науч. информ. по общественным наукам. – Москва : Акад. проект, 2006. – 203 с.
4.    Лопатина Н. В. Дистанционная работа в библиотеке: постановка вопроса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 2(76). – С. 139-145.

  1. 5. Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» Текст: электронный. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=116630  Дата обращения: 27.09.2022.

Сведения об авторе

Лопатина Наталья Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

мероприятия

15.12.2022, 303 просмотра.