Работы молодых ученых и практиков. НЕРОБЕЕВА А.Р. ОТРАЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК Г. КАНСКА В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Современные информационные технологии и ресурсы занимают все более прочное место в мире. Для того чтобы занять прочное место в виртуальном пространстве, библиотекам необходимо искать новые формы и методы работы, способы привлечения читателей и пользователей.
Централизованная библиотечная система г. Канска активно ведет работу в веб-пространстве.
В МБУК Централизованную библиотечную систему г. Канска входят 11 муниципальных библиотек, из них: Центральная городская библиотека им. А. П. Чехова, Центральная детская библиотека, 2 детских библиотеки, молодежная библиотека, городская библиотека им. А. и Б. Стругацких, городская библиотека им. Ю. Р. Кисловского, библиотека-музей, 3 универсальных библиотеки-филиала. Все библиотеки компьютеризированы, имеют выход в Интернет.
Отдельным инструментом общения с читателями онлайн-пространства служит собственный сайт МБУК ЦБС kansklib.ru. На сайте имеются следующие разделы и рубрики: «О ЦБС» («Новости», «Правила пользования», «Филиалы», «Вакансии»); «Читателю» («Акция "Списанные книги", «Афиша», «Клубы», «Конкурсы», «Новые поступления», «Открытый кинозал», «Периодические издания», «Писатели-юбиляры», «Электронный каталог», «Оцените работу библиотеки»); «Услуги» («Услуги библиотек», «Виртуальные службы», «Часто задаваемые вопросы») ; «Краеведение» («Летопись города Канска», «Поселок Мелькомбината», «Мини-музей «Забытая старина» «Литературный Канск», «Путеводитель», «Хронограф», «Мемориальные доски», «Календарь памятных дат», «Электронная коллекция «Канская книга»); «Народный университет «Активное долголетие»; «Наш город» («Улицы города», «Дневник горожан», «Канску 385 лет») .
Через сайт осуществляется не только доведение информации до аудитории, но и обратная связь. Читатели высказывают свои пожелания и оставляют комментарии по темам публикуемых материалов. Помимо электронного каталога, информации о библиотеках, перечне услуг и анонса мероприятий, на сайте создана виртуально-справочная служба «Заочный консультант», «Электронная доставка документов», работает «Продление онлайн». Сайт постоянно актуализируется и предлагает новые сервисы. Один из последних – служба «Библиоинформ», электронная рассылка информации о новых поступлениях в фонд ЦБС. Интересны и тематически насыщены разделы и рубрики сайта: «Советуем почитать», «Лучшая читающая семья», «Читатель года», «Читальный зал», «Советы библиографа» и т.д.
Помимо традиционной информации об учреждении и библиотеках, перечня услуг, анонса мероприятий, электронного каталога, на сайте библиотеки действуют услуги виртуально справочных служб, ответы на запросы пользователей активно выполняются библиографами отдела библиотечного развития и информационных технологий Центральной городской библиотеки им. А. П. Чехова. В 2020 году виртуальные службы прошли модернизацию и активно продолжают свою работу на сайте.
На сегодняшний день на сайте действуют две виртуально-справочных службы: «Спроси библиотекаря» и «ШАГ. Школа активного гражданина». Обслуживаются все пользователи, обратившиеся в виртуальную справочную службу независимо от их возраста, уровня образования, места проживания, а также независимо от того, являются ли они читателями библиотек.
Для создания положительного имиджа и привлечения новых читателей, библиотеками ЦБС, активно используются социальные сети, которые уже давно имеют большую популярность. Библиотеки ЦБС г. Канска имеют страницы в социальных сетях: «Мой мир», «ВКонтакте», «Одноклассники», «YouTube», «TikTok». Эти страницы ведут работники библиотек, активно привлекая читателей, рекламируя библиотечные услуги, массовые мероприятия, оповещая их о библиотечных событиях и о новых поступлениях литературы.
Из-за сложившейся эпидемиологической ситуации практически вся культурно-досуговая деятельность библиотек в 2020 году была переведена в виртуальный режим. Библиотеки МБУК ЦБС г. Канска расширяли свои традиционные функции, участвовали в культурной жизни города и региона, реализовывали программы и проекты, организовывали интеллектуальный досуг, оперативно предоставляли необходимую информацию через свой официальный сайт, аккаунты социальных сетей и каналы интернет-платформ. Чтобы сделать свои ресурсы более доступными, библиотеки ЦБС предлагали своим пользователям услуги виртуально-справочной службы, электронной доставки документов, информирование о новых поступлениях путем информационных рассылок, полнотекстовые ресурсы.
На сайте и социальных сетях библиотек Канска, можно было увидеть видеозаписи проведённых лекций, презентаций, литературных композиций, буктрейлеры, видеоролики. Помимо этого, библиотеками Канска были реализованы онлайн-проекты. Центральная детская библиотека разработала онлайн-проект «От.Личное чтение». В рамках проекта создана литературно-творческая онлайн-студия с видеотрансляциями мастер-классов, онлайн-встреч с писателями и художниками, познавательными занятиями и лекциями психологов, а также чтением литературных произведений.
В новых условиях Городская библиотека им. Ю. Р. Кисловского разработала онлайн-проект «Канск: читает автор». Целью проекта стало популяризация творчества современных авторов, через онлайн-формы. К участию в акции приглашались люди, занимающиеся литературным творчеством и являющиеся жителями Канска. Проект позволил им популяризировать своё творчество через чтение своих произведений в формате видеоролика. Видеоролики были размещены на страницах соцсетей Городской библиотеки им. Ю. Р. Кисловского, что позволило пользователям знакомиться с творчеством местных авторов. За время проведения акции с сентября по декабрь 2020 года было разработано 13 выпусков с видео-работами авторов: Л. А. Калиновской, О. Л. Кругом, Л. П. Синяковой, Л. Т. Воропаевой, С. В. Левченко.
В Городской детской библиотеке им. А. П. Гайдара в онлайн-формате реализован проект «Лаборатория добрых дел «Тимуровец». Лаборатория добрых дел «Тимуровец» – это добровольное объединение учащихся, ориентированное на общечеловеческие ценности и мотивированное желание совершать добрые поступки на благо общества, развитие социальной активности школьников и студентов, развитие ответственности перед другими. Юные тимуровцы принимали участие в онлайн-мероприятиях, направленных на воспитание патриотической нравственности и духовной культуры молодого поколения, различных мастер-классах, в постановках кукольных спектаклей.
Детская библиотека-филиал № 7 реализовала онлайн-проект «Учимся, играя, или Чтение с увлечением». Онлайн проект представляет собой систему интеллектуально-познавательных игр для детей различных возрастов. В рамках проекта проведены: интеллектуальная онлайн-игра «Книжный боулинг», поэтический онлайн баттл «СТИХИйные чтения» и «ИГРОБУМ». Заключительным этапом стал литературный челлендж «Мое слово верное». В рамках онлайн-проекта в игровой форме любой читатель смог узнать о книгах, познакомиться с литературными героями, новыми книгами. Кроссворды, интерактивные пазлы, интеллектуальные игры, онлайн-викторины помогли ребятам окунуться в увлекательное приключение- прочитать эти книги, проявить свою смекалку.
Библиотека-филиал № 2 запустила онлайн проект «Под семейным зонтиком». Проект направлен на увлечение детей и родителей общим делом, интересным досугом, направленным на развитие творческих, интеллектуальных способностей, воспитание толерантного, уважительного отношения друг к другу, интерес к книге, дать возможность самим научится слушать и понимать художественных текст, а также вовлечь их в сам процесс чтения. В рамках работы проекта были организованы следующие онлайн мероприятия: творческая онлайн мастерская «Радуга детства», салон «Мульти-Пульти», литературные онлайн-часы «Слушаем сказку», онлайн викторина «Добрый мир любимых сказок».
Во время реализации экологического онлайн-проекта «В мир природы через книгу» библиотека-филиал №8 использовала различные онлайн-формы массовой работы: познавательные мероприятия, виртуальные прогулки, конкурсы семейного чтения, акций и фото-показы на фоне соснового бора, базовым элементом которых стали онлайн-выставки книг о природе. Практически каждое онлайн-мероприятие сопровождалось лесными сказочными персонажами: озорной Бабой-Ягой, добрым Старичком-Лесовичком, прекрасной Госпожой Осенью, важным Котом Ученым, и другими интерактивными обитателями леса. Содержательная часть проекта включила в себя 8 массовых мероприятий экологической направленности в онлайн-режиме.
Городская библиотека им. А. и Б. Стругацких переформатировала проект «Большие Канские чтения» в онлайн формат. В этом году онлайн-мероприятия для различных категорий включили в себя: «Покажи сказку» для участников 3-6 лет; онлайн-квест «Успей прочитать» по произведениям рекомендованным к прочтению начальным классам (участники 7-10 лет); видео-пересказ по прочитанному произведению «О чем же книга?!» для участников 11-13 лет; молодежный онлайн-БАТЛ «Читай красиво!» для участников 14-30 лет.
Центральной городской библиотекой им. А. П. Чехова был реализован масштабный онлайн-проект «Площадь Коростелева: PROчитанная история». Основная идея проекта заключалась в том, чтобы в доступной форме представить ресурсы библиотеки по краеведению по следующим направлениям:
#ЛитературныйКанск – все о канских авторах и их произведения, доступные для изучения и просмотра в режиме onlinе; просмотров цикла более 4 000;
#ГородскиеМаршруты – виртуальные экскурсии о Канске;
#автографыПобеды вКанске – посвящено 75-летие Победы, включает в себя виртуальные обзоры и презентации о жителях Канска- участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла.
В октябре 2019 года в МБУК ЦБС был создан Молодежный совет «РОМБ» с целью активизации профессионального роста молодых специалистов, реализации творческих идей, объединения их усилий для разработки актуальных направлений в работе ЦБС г. Канска. Актив Молодежного совета принял участие в онлайн-конкурсе молодежных инициатив «Территория Красноярский край». Семь онлайн-проектов, разработанных молодыми специалистами Молодежного совета, получили поддержку в краевом конкурсе: проект «Я – волонтер культуры», «Напольное игровое поле «Игра в…», «Городская квест-игра «Площадь Коростелева. PROчитанная история», «II Городской турнир по игре в интерактивное краеведческое этнографическое лото «Алтаргана», «Краеведческий марафон «#мойКанск», «Интерактивный патриотический квиз «Битва победителей. Мы – правнуки Победы!», «Интерактивный литературный марафон «Будем читать: с книгой в будущее». По результатам независимой оценки качества (на основании опроса) большинство респондентов (87%) удовлетворены качеством рекламы услуг библиотек и степенью доступа к ним в сети Интернет, находят на сайте библиотек и их страницах в соцсетях нужную информацию (76%) и «частично находят» (19%).
Таким образом, правильно организовав свою деятельность в виртуальном пространстве, библиотека имеют высокие шансы занять свою нишу в Интернете, предложив своим виртуальным посетителям не только необходимую им информацию в кратчайшие сроки и различными способами, но и помощь в её поиске. С точки зрения пользователей, библиотека становится более доступной и привлекательной; с точки зрения самой библиотеки – помогает пользователям ориентироваться в огромном потоке информации, а также привлекает потенциальных пользователей среди молодого поколения, предпочитающих работать с современными информационными технологиями.
Тем самым библиотека выполняет свои традиционные функции, но на современном уровне, более эффективном, отвечающем требованиям времени.
Библиотеки ЦБС г. Канска самостоятельно определяют номенклатуру оказываемых услуг, опираясь в первую очередь на потребности потенциальных пользователей, а также на возможности предоставления им таких информационных продуктов и услуг. При этом, библиотека должны учитывать существующие в обществе и государстве ценностные ориентиры. Критерием библиотечного обслуживания является не объем библиотечных услуг, предоставленных населению за определенный период времени, а полнота удовлетворения общественных потребностей (групповых, индивидуальных) в библиотечных услугах. Именно этот критерий следует брать за основу оценки эффективности библиотечного обслуживания.
Сотрудники библиотек ЦБС г. Канска должны уметь использовать все возможности для нахождения пути к читателю, повышения интереса к чтению, роста посещаемости библиотек в виртуальном пространстве. Одной из таких возможностей является создание интернет-сообществ и блогов.
Все крупные библиотеки страны уже имеют свои персональные сайты; многие сотрудники ведут библиотечные блоги и сообщества в социальных сетях, активно общаются на форумах, как библиотечных, так и сторонних. Прежде чем переходить к рассмотрению вопроса о том, какие же темы обсуждаются в библиотечных сообществах библиотекарями и другими участниками, нужно определиться с терминологией.
Социальная сеть – интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется участниками Сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединённых общим интересом.
Специалисты должны правильно составлять рубрикатор, контент-план, календарь событий, разработать тематику постов. Эти документы помогут структурировать материалы, регулировать частоту публикаций, выделять актуальные разделы. Сроки, на которые они составляются, разные: год, месяц, неделя. Выбрав удобный вариант или создав собственный, вы сможете заранее спланировать работу и подготовить в срок необходимый материал.
Библиотеки ЦБС г. Канска активно создают и ведут сайт, применяют публичные социальные сети для организации профессионального общения и взаимодействия с пользователями, библиотечного обслуживания, обучающей деятельности и рекламы мероприятий, выбирая наиболее необходимое программное обеспечение, развивая формы мгновенных ответов, используя другие средства интерактивной коммуникации, что приближает их к читателям, делает более релевантными в современном информационном обществе, формирует новый имидж, повышает социальную активность пользователей.
Сведения об авторе
Неробеева Алина Руслановна - студентка 4 курса направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», профиль «Информационно-аналитическая деятельность», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Рецензент
Дворовенко Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
социальная сеть, история библиотечного образования, муниципальные библиотеки, мероприятия, проекты, популяризация литературы, чтение, Год литературы, история книги
23.12.2022, 451 просмотр.