Работы молодых ученых и практиков. ПОЛЕЩУК Н. Н. НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ: ВОПРОСЫ СТАНДАРТОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ

 Проблема патриотизма привлекает внимание современных ученых в различных исследованиях. Публикации и исследования последних лет выявили: психологический контекст социальных и государственных ценностей, формирование национального самосознания и идентичности; теоретические основы гражданско-патриотического воспитания учащихся; национальная идентичность и ее влияние на формирование самодостаточной личности и т.д. [1]. Однако вопрос мониторинга национально-патриотического воспитания до сих пор недостаточно изучен.

 Проблема мониторинга процесса национально-патриотического воспитания детей и молодежи является актуальной, так как непосредственно знакомясь с культурным наследием или анализируя его, учащиеся приобретают знания, интеллектуальные навыки и более широкий спектр компетенций по таким вопросам, как сохранение культурного наследия или благосостояние общества.

 Целью статьи является обоснование целесообразности и содержания стандартов и показателей национально-патриотического воспитания детей и молодежи, лежащих в основе мониторинга этого процесса.

 В результате мониторинга выявлена необходимость и различные аспекты содержания норм национально-патриотического воспитания; представлен перечень эффективных мер как ключевого фактора эффективности национально-патриотического воспитания и рекомендуемые показатели мониторинга общественного мнения по патриотизму.

 Кроме того, представлен и дополнен перечень показателей эффективности проведения мероприятий по национально-патриотическому воспитанию детей и молодежи: количеством подготовленных активистских лидеров, готовых выявлять и реализовывать инициативы национально-патриотического воспитания; динамика численности молодежи, вовлеченной в деятельность национально-патриотического воспитания; доля молодежи, вовлеченной в мероприятия национально-патриотического воспитания на селе; соответствие цели и содержания мероприятий ценностным ориентирам, содержанию Стратегии национально-патриотического воспитания детей молодежи на 2021-2024 годы; мониторинг общественного мнения по вопросам патриотизма; опросы участников о качестве деятельности национально-патриотического воспитания; инновационность мероприятия, социальный эффект и востребованность; привлечение ресурсов партнеров; публичность проекта или другого мероприятия; отзывы в социальных сетях; возможность распространения положительного опыта реализации проекта или другого вида деятельности.

 Часто рождаются противоположные взгляды на прошлое и будущее нации, пути ее дальнейшего развития, национальные ценности. Именно поэтому вопрос формирования патриотизма как ценности у детей и молодежи не теряет своей актуальности.

 Согласно опросу, проведенному в августе 2021 года, подавляющее большинство среди опрошенных российских школьников и молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет считают себя патриотами и гордятся тем, что являются гражданами Российской Федерации (РФ) [2]. Среди всех опрошенных утвердительно ответили 86% опрошенных москвичей, 64% уфимцев и 62% саратовцев. Гордятся тем, что являются гражданами РФ, согласно опросу, 85% москвичей, 68% респондентов из Уфы и 65% саратовцев. Ничем не гордятся тем, что они россияне, только 2% москвичей, 8% опрошенных из Уфы и 10% опрошенных жителей г. Саратова.

 Таким образом, 82% опрошенных граждан РФ считают себя патриотами своей страны. Только 13% заявили, что не считают себя патриотами; еще 5% не смогли ответить. Во всех федеральных округах России общее количество патриотически настроенных граждан превышает 75%: в Северо-Западном федеральном округе – таких 79%, в Центральном федеральном округе – 86%, в Южном федеральном округе – 85%, в Приволжском – 76%, в Северо-Кавказском – 77%, в Уральском и Сибирском – 80%, в Дальневосточном – 82%.

 Сейчас Россия направляет свой интеллектуальный ресурс на воспитание национально-патриотического чувства, основанного на любви к своей стране, народу, нации, государству, утверждении российской гражданской идентичности [3]. К сожалению, определенная часть молодежи не видит возможностей для себя в России. Весомыми факторами, препятствующими формированию гражданской идентичности, являются: неполноценность, низкий уровень патриотического воспитания, самодостаточность и конформизм [4]. В таких условиях растущая популярность патриотизма должна сопровождаться надлежащим концептуальным, нормативным, научным и методологическим обеспечением этого процесса.

 Появление ряда общественных организаций, позиционирующих себя как участников системы национально-патриотического воспитания, требует разработки четких ориентиров или стандартов для определения эффективности соответствующих мер, проектов, программ [5]. Вопрос о стандартах в национально-патриотическом воспитании сложен, даже деликатен; он легко становится средством манипуляции. Важно, чтобы такие стандарты не затрагивали религиозные вопросы, не нарушали права человека, не стояли на пути единства и консенсуса в РФ и так далее. Речь идет не о стандартизации образа гражданина-патриота или его поведения, а об организации национально-патриотического воспитания и его результатах. Вопрос стандартов освещен в Стратегии национального патриотического воспитания детей и молодежи на 2021-2024 годы [6].  

 Результаты опроса экспертов по национально-патриотическому воспитанию по содержанию таких стандартов показали, что среди содержательных направлений стандартов должны быть:

  •     - повышение уровня исторической компетентности;
  •     - понимание национально-государственных ценностей;
  •     - интерес к достижениям России на федеральном и мировом уровнях.

 Ключевым компонентом стандартов должен стать мониторинг общественного мнения по вопросу патриотизма, национально-патриотического воспитания, социальных и государственных ценностей [7].  Такой мониторинг на всероссийской уровне целесообразно проводить независимой, но авторитетной социологической организации каждые 2-3 года. При этом показатели такого мониторинга должны служить ориентиром для оценки содержания каждого мероприятия, так как должны постоянно иметь в виду, что что-то в молодом человеке изменилось в его знаниях, мотивации, отношении, навыках, поведении.

 Национально-патриотическое воспитание в основном осуществляется через различные мероприятия, программы и проекты [8]. Разнообразие, целесообразность, современность, содержание таких мероприятий создают общее полотно для успеха национально-патриотического воспитания. Вопросы мер, доказавших свою эффективность и которые могут быть рекомендованы в качестве ориентиров национально-патриотического воспитания, также поднимались в ходе фокус-групп с экспертами. В частности, участникам было предложено ответить на вопрос «Какие ваши проведенные мероприятия были наиболее успешными и эффективными, почему?». Уточнялось, что группа опрошенных экспертов впервые излагает мнения по военно-патриотическому воспитанию. Однако подчеркивается, что чрезмерное количество неглубоких монотонных мер только вредит системе.

 По результатам обобщения мнений участников национально-патриотического воспитания популярными и эффективными мерами по национально-патриотическому воспитанию являются [1]: творческие проекты, мастер-классы по патриотической тематике, интерактивные упражнения для патриотической музыки, коллективные игры по созданию панно «Россия – моя страна», фотопроекты, игровые репортажи «Выдающиеся имена современной России», патриотические флешмобы, производство и презентация видеороликов на патриотическую тематику и другое [9]. Следовательно, палитра возможных мер по национально-патриотическому воспитанию широка, существует видение их вариативности, что, однако, не всегда гарантирует эффективность.

 Когда речь идет об общественных организациях, такие мероприятия осуществляются как за счет самой организации, так и за привлеченные средства, в частности, выделенные из государственного бюджета. Поэтому соответствие таких мер определенным стандартам-индикаторам является государственным, нормативным требованием, во избежание ненадлежащего использования средств. В Стратегии национально-патриотического воспитания указано, что показателями эффективности реализации мер по национал-патриотическому воспитанию детей и молодежи должны стать [10]:

  •   - увеличение посещаемости детьми и молодежью учреждений, пропагандирующих культурные и национально-художественные традиции русского народа, а также экспозиций музеев, посвященных важным историческим событиям, проходившим на территории современной России;
  •   - повышение уровня знаний среди детей и молодежи о выдающихся личностях РФ, выдающихся отечественных ученых, педагогах, спортсменах, ведущих деятелях культуры и искусства, а также духовных лидерах русского народа;
  •   - увеличение количества зрителей на показах кинематографических произведений, раскрывающих героическое прошлое и настоящее русского народа;
  •   - увеличение количества детей и молодежи, которые гордятся своим российским происхождением, гражданством;
  •   - увеличение количества детей и молодежи, выезжающих в другие регионы РФ;
  •  - увеличение количества членов общественных объединений, деятельность которых направлена на национально-патриотическое воспитание детей и молодежи;
  •   - увеличение количества встреч детей и молодежи с ветеранами войны;
  •   - увеличение количества молодых людей, готовых выполнить свой долг по защите Родины.

 При этом такие показатели обобщены и больше относятся к результатам функционирования системы национально-патриотического воспитания в целом или вышеупомянутой Стратегии. Показатели мероприятия, проекта или программы должны быть как количественными, так и качественными. По результатам вышеуказанных экспертно-аналитических исследований приведены рекомендации по перечню показателей эффективности мероприятий и реализации программ национально-патриотического воспитания. Таким образом, следует рассмотреть общие показатели эффективности проведения мероприятий по национально-патриотическому воспитанию [11]:

  •   - количество подготовленных активистских лидеров, готовых выявлять и осуществлять инициативы национально-патриотического воспитания;
  •  - динамика численности молодежи, вовлеченной в деятельность национально-патриотического воспитания;
  •   - доля молодежи, вовлеченной в деятельность национально-патриотического воспитания на селе;
  •  - мониторинг общественного мнения по вопросам патриотизма; результаты опроса участников национально-патриотических просветительских мероприятий на предмет их качества.

 Когда речь идет об эффективности того или иного проекта или мероприятия, необходимо оценить:

  •  - соответствие цели и содержания мероприятия ценностным ориентирам, содержанию Стратегии национально-патриотического воспитания детей молодежи на 2021-2024 годы;
  •  - инновационность мероприятия в виде наличия современных подходов, инновационных методов, новизны и использования технологий, доказавших свою эффективность;
  •  - соответствие ожидаемым результатам доведение идеи до конечных результатов, степень охвата и вовлеченности участников в общественно полезную и значимую деятельность в процессе реализации проекта или акции;
  •  - накопление ресурсов и профессиональных возможностей партнеров, целесообразность совместных действий;
  •  - публичность проекта или мероприятия, например, наличие информации о событии в сети Интернет, всероссийских, региональных и местных СМИ, презентация на всероссийских и региональных мероприятиях;
  •  - возможность распространения положительного опыта в реализации проекта или мероприятия, включая другие целевые группы.

 Таким образом, в процессе формирования чувства патриотизма и русской национальной идентичности ключевую роль должна играть сложная система национально-патриотического воспитания, которая проникает в учебные заведения, детские и молодежные общественные организации, другие самоуправляемые объединения. Эффективность системы в целом, деятельности государственных и неправительственных организаций в частности зависит от четкой системы мониторинга этого процесса, которая строится на определенных стандартах и показателях. Эта проблема мобильна, чувствительна, она нуждается в постоянном пересмотре для уточнения показателей. Данное исследование является актуальным, комплексным, межотраслевым и междисциплинарным.

 

Список источников

  1. 1. Быков А. К. Мусс Г. Н., Слабоспицкая М. В. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. – 2009. – № 7. – С. 12-17.
  2. 2. Аналитический обзор: Патриотизм сегодня: любить, заботиться и защищать. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-segodnja-ljubit-zabotitsja-i-zashchishchat (дата обращения: 19.10.22).
  3. 3. Абрамова С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права - М.: Глобус, 2006. - 224 с.
  4. 4. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие - М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. - 189 с.
  5. 5. Черноусова Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании: уч. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2018. - 112 с.
  6. 6. Национальный проект образование. Федеральный проект патриотическое воспитание. // Минпросвещения России URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 19.10.2022).
  7. 7. Журавская Т.В. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. - 2-е изд., перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.
  8. 8. Усатова Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) - Волгоград: Учитель, 2020. - 137 с.

9. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. - М.: Народное образование, 2002 - 112с.

  1. 10. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
  2. 11. Райхлина Е.Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2022. - №9. - С.26 – 28.

 

Сведения об авторе

Полещук Николай Николаевич - студент 1 курса Московского государственного института культуры, факультет государственной культурной политики

К оглавлению выпуска

проекты, мероприятия

24.12.2022, 217 просмотров.