Библиотечно-информационные науки: теория и методология. КЛЮЕВ В.К. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ БИБЛИОТЕК В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОТРАСЛЕВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Социально-экономические изменения российской действительности обусловили расширение и трансформацию функций библиотек, усиление их роли в общественной жизни как доступного полистилистического социального института. В условиях глобальной цифровизации принципиально иной стала внешняя среда библиотеки, усложнились базовые требования к ее деятельности, а, следовательно, к формированию внутренней среды.
Беспрецедентные темпы развития цифровых технологий и социокультурных практик, объективная сложность позиционирования библиотеки в рыночном регистре предопределили необходимость разработки новых подходов к управлению библиотечно-информационной деятельностью и библиотекой как хозяйствующим субъектом, учитывающих разнообразие управленческих структур, их потенциальную гибкость и способность быстро адаптироваться в нестабильной ситуации. Активные поиски инновационных типов управления, соответствующих задачам и функциям библиотеки в современных условиях, нашли наиболее полное и целостное отражение в концепции библиотечного менеджмента как особой сфере социально-практической деятельности и научной дисциплине.
За рубежом переход к менеджменту как новой парадигме управления библиотечной деятельностью стал осуществляться в начале 1980-х гг. Именно тогда в некоммерческой сфере деятельности менеджмент начал противопоставляться администрированию и осознаваться в качестве эффективной управленческой методологии, призванной обеспечить функционирование организации в динамичной внешней среде. Зарождение концепции библиотечного менеджмента в России относится к началу 1990-х гг., что предопределено известными обстоятельствами в жизни страны.
Характерно, что историческая периодизация общего менеджмента подтверждает зависимость его развития от внешних условий и, прежде всего, от исторического этапа развития общества. В течение двадцатого столетия управленческая мысль прошла три основных этапа.
Первый этап (конец ХIХ в. — начало 60-х гг. ХХ в.), когда ученые и практики пытались определить, подробно описать и измерить различные элементы управления. В этот период появилось функциональное представление об управленческой деятельности, был разработан инструментарий измерения производительности управленческого труда. Однако ощущались существенные недостатки в раскрытии содержания таких явлений, как управленческие отношения, мотивация, конфликты.
Второй этап (60–80-е гг. ХХ в.) характеризуется развитием системного представления об управлении в статике и динамике. Большие успехи были достигнуты в социально-психологическом исследовании управления.
Третий этап (80-е гг. ХХ в. — первая четверть XXI в.). Главными исследовательскими проблемами становятся организационное поведение, развитие, культура, ситуационность управления.
За более чем столетнюю историю менеджмента разработано четыре научных подхода к управлению, получивших свое развитие в современных условиях – на основе выделения различных школ, процессный, системный, ситуационный.
По мере развития библиотечно-информационного менеджмента происходило освоение инновационных типов управления библиотекой: маркетинговых подходов, стратегического, инновационного и кадрового менеджмента, технологии управления проектами и т.д. Количество вариантов, наиболее подходящих и эффективных в конкретных условиях функционирования библиотеки, делает актуальной проблему диверсификации, которая понимается как создание необходимого разнообразия управленческих подходов, соответствующих сложности и динамичности современной библиотечной деятельности.
Применение теоретических и методологических положений менеджмента в практике управления библиотекой направлено на разработку стратегии развития в контексте пользовательской ориентации, управление инновационными процессами, создание адаптивных организационных структур, учет социально-психологических аспектов работы с людьми [подробнее см. 1]. Именно такой подход позволяет оперативно и адекватно реагировать на изменение внешних и внутренних условий, обеспечить гармонизацию интересов библиотеки, пользователей и общества в целом.
Управление библиотекой предполагает, прежде всего, учёт её правового статуса, регулирующего гражданско-правовые отношения с участием конкретной библиотеки как субъекта права и хозяйствующего субъекта, определяющего правоспособность, основные права и обязанности, формы и порядок их реализации. Правовой статус выражается в организационно-правовой форме, которая в Общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОК 028-2012) обозначена как способ закрепления (формирования) и использования хозяйствующим субъектом имущества и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности [2].
Классификатор включает разделы, типы и виды организационно-правовых форм, позволяющие установить юридическую форму конкретной организации. На первом уровне деления находятся организации – юридические лица и организации без прав юридического лица.
Под юридическим лицом понимается зарегистрированная в установленном порядке организация, выступающая как субъект гражданского права, который имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации) [3]. Статусом юридических лиц, как правило, наделяются самостоятельные библиотеки, в том числе федеральные, региональные, городские, районные и сельские, межпоселенческие и межмуниципальные, а также централизованные библиотечные системы (ЦБС). Учредительным документом любых библиотек со статусом юридического лица является Устав.
Согласно вышеобозначенному Общероссийскому классификатору, организации в статусе юридических лиц разделяются на коммерческие и некоммерческие.
Библиотеки по своей природе являются некоммерческими организациями. Некоммерческие юридические лица могут, в числе прочих, иметь такую правовую форму как учреждение, каковыми и являются все библиотеки.
Библиотечные учреждения в соответствии с классификацией организационно-правовых форм дифференцируются на следующие типы:
государственные (учредитель – Российская Федерация или её субъект), муниципальные (учредитель – муниципальное образование),
частные (учредитель – физическое лицо).
Государственные и муниципальные учреждения на основании принципов финансирования собственником/учредителем и ответственности по обязательствам классифицируются по видам организационно-правовых форм на: бюджетные, автономные и казенные,.
Рассмотрим виды организационно-правовых форм с управленческих позиций и выделим основные отличия.
Бюджетное учреждение – это некоммерческая организация, созданная учредителем (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием), для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты. занятости населения, физической культуры и спорта, в иных сферах [4].
Библиотеки в форме бюджетного учреждения наиболее распространены, осуществляют деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом. Библиотека – бюджетное учреждение – получает от учредителя государственное или муниципальное задание и осуществляет свою деятельность в соответствии с ним. Функционирует за счет государственных/муниципальных финансовых субсидий на содержание имущества и выполнение установленного задания.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и при условии, что такая деятельность обозначена в учредительных документах (Уставе).
Библиотека – бюджетное учреждение – имеет достаточно солидный объем прав, имущество закрепляется на праве оперативного управления, учредитель не несет ответственности за результаты внебюджетной финансовой деятельности, доходами от инициативной хозяйственной деятельности распоряжается самостоятельно.
Автономное учреждение – это некоммерческая организация, созданная по решению государственного органа исполнительной власти или представительного органа местного самоуправления: главы муниципального образования или местной администрации, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, или в собственности субъекта Российской Федерации, или в муниципальной собственности, для выполнения работ, оказания услуг в области образования, культуры и иных услуг [4,5].
Библиотека – автономное учреждение – вправе открывать счета в кредитных организациях, в территориальных органах Федерального казначейства, в финансовых органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Автономное учреждение без согласия собственника не может распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником. Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Автономное учреждение ежегодно обязано публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.
Библиотека – автономное учреждение – обладает наибольшим объемом прав, особенно в части оказания платных услуг и иной хозяйственной деятельности. Имущество, переданное учредителем, становится её собственностью. В управлении участвует наблюдательный совет, выполняющий распорядительно–контролирующие функции.
Казенное учреждение – это некоммерческая организация, созданная учредителем (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием), являющаяся государственным или муниципальным учреждением, осуществляющим оказание государственных или муниципальных услуг, выполнение работ и/или исполнение государственных или муниципальных функций, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы [4,6].
Исчерпывающий перечень видов деятельности в соответствии с целями его создания определяется учредительными документами (Уставом). Соответствующий учредитель утверждает Устав казенного учреждения и финансирует его по смете.
Законодательство ограничило список казенных учреждений, но некоторые учреждения культуры в него входят, в том числе библиотеки (в большинстве – сельские).
Библиотеке – казённому учреждению – предоставлен минимальный объем прав, все имущество принадлежит учредителю, бюджетируется строго по утвержденной учредителем смете, полный контроль деятельности со стороны учредителя, все доходы от оказываемых платных услуг поступают в бюджет учредителя.
Наряду с самостоятельными библиотеками – юридическими лицами достаточно много имеется библиотек без права юридического лица, если они являются структурным подразделением в составе других учреждений, например, в составе учебного заведения, предприятия, ЦБС (филиалы), учреждения культуры – дома культуры, музея и пр. В этом случае библиотеки получают статус структурного подразделения данного учреждения.
Учредительным документом библиотеки – структурного подразделения является Положение о библиотеке. Деятельность такой библиотеки финансируется организацией, в структуре которой она находится.
Таким образом, различные организационно-правовые формы позволяют учесть многовариантную природу библиотеки, функционирующей в динамичной внешней среде. Именно разнообразие возможных управленческих подходов, их адекватность реальности позволяют реализовать актуальную идею устойчивого управляемого развития социальных институтов общества, одним из которых является библиотека. На первый план объективно выступает обоснованность управленческих решений в контексте организационно-правового обеспечения конкретных направлений работы библиотеки как информационного и социокультурного института, субъекта хозяйственной и интеллектуальной деятельности, местного самоуправления.
Список источников
- 1. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учебник / науч. ред. В.К. Клюев и М.Н. Колесникова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2021. – 392 с. – (Бакалавр библиотечно-информационной деятельности).
- 2. ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм: утв. приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст (ред. от 09.02.2023) – режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139192/
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: принята Государственной Думой Российской Федерации 21.10.1994, с посл. изм. от 16.05.2023 – режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
- 4. О некоммерческих организациях: Федеральный закон: принят Государственной Думой Российской Федерации 12 1995, с посл. изм. от 19.12.2022 – режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/
- 5. Об автономных учреждениях: Федеральный закон: принят Государственной Думой Российской Федерации 10 2006, с посл. изм. от 21.11.2022 – режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63635/
- 6. Бюджетный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой Российской Федерации 17.07.1998, с посл. изм. от 14.04.2023 – режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
Сведения об авторе
Клюев Владимир Константинович – кандидат педагогических наук, профессор; профессор кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры; приглашённый профессор кафедры информационно-аналитической деятельности Московского государственного лингвистического университета; Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
02.04.2023, 13381 просмотр.