В смежных науках. ШАРКОВСКАЯ Н. В. ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: УРОВНИ И КРИТЕРИИ ВЫБОРА
В рамках данной статьи специфика технологий культурно-просветительской деятельности рассматривается на следующих научных уровнях:
- общепедагогическом: постановка целей культурно-просветительской деятельности, разработка плана реализации педагогического процесса в учреждении культуры; конкретные технологии: организация активного просвещения, конструирование видов современного просветительства, определение сфер реализации культурно-просветительской деятельности и др.;
- частно-педагогическом: выбор функций регуляции педагогического процесса в учреждениях культуры, определение формы осуществления культурно-просветительской деятельности; конкретные технологии: публичные лекции, в том числе эпизодические, цикловые, бинарные, деловые игры, тренинговые технологии, диспуты с организацией дискуссий, мастер-классы, технологии стимулирования организации культурно-просветительской деятельности и др.;
- локально-педагогическом: реализация педагогического процесса в рамках конкретной технологии, различие во временной продолжительности, в выборе стиля межличностной коммуникации; конкретные технологии: подбор диагностических процедур эффективного осуществления культурно-просветительской деятельности, разработка способов организации культурно-просветительской деятельности разных возрастных групп посетителей и др.
Критерии выбора технологий культурно-просветительской деятельности:
- тип учреждения культуры: многофункциональный культурный центр, клубные объединения, музеи, парки, выставочные центры, библиотеки, художественные галереи [3;5];
- целеполагание в управлении организацией культурно-просветительской деятельности (интеллектуальное, эстетическое, правовое, экологическое, экономическое развитие личности посетителя);
- учет возрастных и индивидуальных особенностей посетителей: зрителей, слушателей, читателей.
Социально-культурные возможности технологий организации культурно-просветительской деятельности в современных учреждениях культуры обусловлены:
- педагогическими концепциями конкретного учреждения культуры, в том числе: концепциями свободного воспитания, социализации и ресоциализации личности, реализующимися в разных по тематической ориентированности культурных проектах;
- социально-педагогическими задачами, детерминированными постоянно расширяющимися возможностями учреждений культуры в удовлетворении досуговых запросов посетителей, повышении их общекультурной и межкультурной компетентности;
- частными профессионально-педагогическими задачами для оптимальной реализации основных ресурсов культурно-просветительской деятельности: нормативных, информационно-методических, материально-технических и финансовых;
- профессиональными компетенциями специалистов социокультурной сферы (менеджеров, технологов, продюсеров): аналитическими, информационными, прогностическими, перцептивными, мобилизационными и рефлексивными [2].
Аналитический обзор справочной и научно-методической литературы, адресованной специалистам социально-культурной сферы показал, что в них представлены достаточно общие указания, нацеленные на использование технологий, не учитывающие специфических особенностей осуществления просветительской деятельности в разных типах современных учреждений культуры, в частности: перспектив применения технологий в ситуациях, связанных с культурным развитием и социализацией посетителей в конкретном типе учреждения культуры; стилей управления организацией мероприятий различной культурно-просветительской тематики, а также научно-педагогической информации для обучающих семинаров, тренингов, разъясняющих возможности технологий просветительской деятельности при решении ситуативных проблемных задач. В этой связи концептуальные аспекты моделирования технологий культурно-просветительской деятельности призваны быть сопряженными с принятием специалистом конструктивных управленческих решений о содержательном обновлении творческих форм, активных методов данной деятельности на основе отбора методических и психолого-педагогических приемов для их продуктивной реализации [4].
Значимыми факторами, оказывающими воздействие на выбор специалистами определенного вида технологий культурно-просветительской деятельности, выступают именно те факторы, которые соотносятся с:
- социальными, экономическими, организационно-педагогическими условиями, отражающими многообразие форм объективного мира культуры, в рамках которых функционирует педагогический процесс конкретного учреждения культуры;
- личностью специалиста социально-культурной сферы и личностью посетителя как полноправных участников целостного образовательно-воспитательного процесса учреждения культуры;
- познанием основ эффективной организации культурно-просветительской деятельности, ее ведущих принципов, традиционных и инновационных методов.
Непосредственно динамичный процесс выбора технологий культурно-просветительской деятельности определяется реализацией следующих методологических подходов: педагогического и технологического.
Педагогический подход направлен на реализацию целей, значимых для функционирования ведущих этапов разработки технологий, конкретными аспектами которых выступают: а) содержательный аспект, определяющий на теоретическом уровне насыщенность содержания технологий разными по классификации методами и формами; б) воспитательный аспект, обусловливающий подбор разнообразных средств: технических, мультимедийных, печатных, информационных, цифровых, соответствующих продуктивной организации культурно-просветительской деятельности в целом, а так же духовным потребностям посетителей, в частности.
Технологический подход основан на выборе педагогических методик и техник в соответствии с содержательной направленностью просветительских проектов и программ; объективной возможностью замещения одной методики на другую, в большей степени отвечающей замыслу конкретного проекта; конструктивностью выделения групп принципов: а) принципов гуманистической направленности педагогического процесса; б) принципов руководства деятельностью посетителей студий, кружков, секций разной культурно-просветительской направленности.
В целом, аргументированность правил целесообразного подбора технологий культурно-просветительской деятельности сопряжена с предметно-профессиональными действиями специалистов, к которым отнесены:
– обозначение педагогических задач того или иного общекультурного просветительского события, среди них: повышение наличного уровня духовно-нравственного развития, гуманистического воспитания, сформированности общекультурных и межкультурных компетенций посетителей;
– фокусирование внимания на ведущей идее, которая должна быть признана всеми участниками культурно-просветительской деятельности в соответствии с аксиологической миссией конкретного учреждения культуры [1];
– обоснование значимости избранной темы общекультурного события просветительской тематики соразмерно с принципами системности, доступности, связи с культурной жизнью конкретного микросоциума;
– детализация плана конкретного культурно-просветительского события в режиме реального времени, предназначенного для его осуществления в учреждении культуры;
– установление иерархии целей для каждого социально-культурного проекта, совокупность которых призвана способствовать решению общего числа поставленных организационно-педагогических и методических задач;
– проведение мониторинга изменений просветительских предпочтений аудитории конкретного культурно-досугового мероприятия для обоснования управленческих решений по усовершенствованию форм и методов его проведения;
– использование инновационных форм культурно-просветительской деятельности в разных сферах ее осуществления: эдьютейнменте, межкультурном сотрудничестве и коммуникации, неформальном и информальном образовании и др.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- 1. Шарковская Н.В. Аксиологическая модель управленческой деятельности современных институций культуры // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы международной научно-практической конференции. 20-21 мая 2022 г. Науч. ред. Р.Ш. Ахмадиева, П.П. Терехов, Р.С. Гарифуллина. Казань. Изд-во: КазГИК. 2022. С. 204-208.
- 2. Шарковская Н.В. Профессиональная компетентность специалиста сферы культуры в контексте применения социально-культурных технологий // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Том 223. – Санкт-Петербург, 2021. - С. 106-111.
- 3. Шарковская Н. В. Социально-культурные институты: типология, содержание, деятельность: монография. – Москва: МГИК, 2017. -148 с.
- 4. Шекова Е.Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Изд-во Лань. 2014. - 416 с.
- 5. Ярошенко Н.Н. Многофункциональные культурные центры в дискурсе современной российской культуры: монография / Н.Н. Ярошенко, В.М. Чижиков. - Москва: МГИК, 2017. - 160 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Шарковская Наталия Владимировна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры.
мероприятия, конференции, библиотеки музеи
02.04.2023, 350 просмотров.