Книжная культура: история и современность. БЕРЕЗИНА А.В. БУКТРЕЙЛЕРЫ В ПРАКТИКЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОНОЙ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК

  Над вопросами выбора профессии приходится задумываться подросткам и старшеклассникам при окончании школы. При этом в последнее время выпускники школ все чаще сталкиваются с трудностями профессионального самоопределения, суть которого состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождения смысла в самом процессе самоопределения [7]. При этом, как показывают исследования, у современных подростков и старшеклассников «Достаточно высокий уровень адекватности представлений о ценности труда и смысле профессий сочетается с недостаточной ориентацией в профессии, неопределенностью плана действий, слабо выраженной ориентацией на потенциальные препятствия на пути достижения цели, отсутствием резервных вариантов реализации профессиональных планов…» [10, С. 240]. Создавать образ профессии, пути профессионального становления с его взлетами, трудностями и падениями раньше во многом помогало чтение художественной литературы, в которой были представлены герои – представители той или иной профессии. В настоящее время у подростков и старшеклассников могут возникать трудности с осмыслением своего профессионального самоопределения в том числе и потому, что подростки почти не читают или читают, но часто поверхностно.

  При этом во многих современных детских и юношеских библиотеках профориентационная работа является одним из приоритетных направлений. Важно понимать, что профориентация в библиотеках имеет свою специфику. С одной стороны, существуют ограничения, связанные с отсутствием соответствующей квалификации у библиотекарей (недостаток компетенций для проведения профориентационных тренингов, консультаций, тестирования и т.д.). Эта работа должна проводиться другими специалистами – психологами, профориентологами, консультантами по выбору профессии. С другой стороны, библиотеки могут занимать свою нишу в профориентационной работе, так как имеют преимущества, связанные с возможностями использования богатого потенциала библиотечных фондов как художественной, так и научно-популярной и учебной литературы. Соответственно профильной для библиотек работой в области профориентации несомненно будет подбор и анализ тематической литературы, составление соответствующих списков учебной, научно-популярной и художественной литературы, которые можно рекомендовать для чтения как самим подросткам, так и взрослым, заинтересованным в том, чтобы ребенок, оканчивающий школу, мог бы выбрать себе дело по душе, получить профессиональное образование и найти свое призвание. Важно, чтобы результаты этой работы могли заинтересовать современных подростков. К сожалению, традиционные формы, такие как сухие обзоры литературы, тексты рекомендаций, порой даже тесты, не привлекательны для нынешних подростков. Рекомендации библиотекарей прочитать ту или иную книгу часто натыкаются на нежелание подростков читать вообще и художественную литературу в частности. По данным Всероссийского исследования «Отношение российских детей и подростков к чтению», проведенного фондом ВЦИОМ по заказу РГДБ в 2021 году [4], в настоящее время самыми популярными способами проведения досуга у подростков являются прогулки, общение с друзьями и слушание музыки. Также подросткам интересно играть в компьютерные игры, общаться в чатах или просматривать социальные сети, смотреть сериалы или мультфильмы в интернете – то есть получать информацию или развлекаться, используя в основном визуальные средства, представленные во всемирной паутине. Чтение в структуре досуга подростков занимает только 8 место.

 Подростки в настоящее время отличаются гиперактивностью, рассеянным вниманием, неспособностью сосредоточиться на поставленной задаче; испытывают трудности в чтении как художественных, так и учебных текстов, представленных в привычном линейном формате, в их запоминании, в выявлении главной мысли; им гораздо интереснее смотреть, чем читать и т.д. [2]. Подросткам легче воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа. Возможность исчезновения книги и потребности в чтении и т.д. под влиянием интернета и компьютерных технологий беспокоит специалистов с конца XX века. Мир электронной коммуникации, в котором преобладает образное, а не текстовое представление информации, формирует иной тип восприятия, отличный от текстового, особую культуру восприятия информации, которую культуролог К.Г. Фрумкин предлагает называть альтернационной (от слова «альтернация» – «чередование»). По его мнению, чертами такой культуры являются: высокая фрагментарность информационного потока, большое разнообразие и полная разнородность поступающей информации, навык быстрого переключения между фрагментами [8]. К.Г.  Фрумкин выделяет пять основных причин, которые могли привести к появлению сознания нового типа [9]:

  • - ускорение темпов жизни, возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего; замены текстов их конспектами, рефератами; замены слов аббревиатурами, в то время как книжная культура не предполагает сокращений, краткое изложение книги не эквивалентно ей, а представляет собой другой текст;
  • - потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления, что сокращает время, которое требуется на обобщение поступающей информации и осознание причинно-следственных цепочек, в которые вписывается новость: актуальный текст не успевает включить в себя интерпретационную часть;
  • - увеличение разнообразия поступающей информации, когда каждая новая группа факторов означает возникновение нового потока новостей, относящихся к этой теме;
  • - увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно: человек вынужден иметь дело с разными информационными потоками, поступающими от каждого из них;
  • - рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы, в то время как линейный текст – это монолог автора, а реплики собеседника разбивают текст на фрагменты.

  При этом некоторые исследователи отмечают и позитивные стороны так называемого «клипового» мышления, свойственного современным детям и подросткам [1]. Среди них: адаптация к повышенной информационной нагрузке; развитие навыков многозадачности, легкость выполнения параллельных дел и действий; подстраивание сознания под редко повторяющиеся ситуации; высокая скорость восприятия информации, которая поступает по разным каналам, и переключения с одной темы на другую; простота обобщения, сортировки информации; защита от информационных перегрузок. Подросткам с выраженными проявлениями «клипового» мышления свойственно оперировать наглядными образами, для них характерна способность к быстрому переключению нервных процессов и высокая скорость решения задач, что, скорее всего, связано с фрагментарностью обработки информации.

Таким образом, нельзя говорить только об отрицательных сторонах сознания и мышления современных подростков, однако его особенности и появление все большего количества подростков с таким типом мышления заставляют педагогов, психологов и других специалистов, работающих с детьми и подростками, находить новые способы обучения, воспитания и приобщения к культуре в целом. Необходимо учитывать механизмы влияния визуальной продукции на подрастающее поколение. Ключевым механизмом влияния продукции СМИ на психическое развитие подростков и юношей является научение через подражание модели. Если модель рассматривается подростком как эффективная, привлекательная и значимая, то она становится для него образцом для подражания в реальной жизни. Специфика подражания в подростковом возрасте заключается в том, что она направлена на внешнюю (и иногда на внутреннюю) идентификацию себя с некоторой конкретной, значимой личностью, либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик [5].

  Современные подростки нуждаются в использовании экранных средств в обучении, динамичной смене ярких образов. При выборе средств подачи информации большинство подростков выбирают визуальные формы, они предпочитают усвоение нового материала в виде мультимедийных форм и быстрой смены разных видов деятельности. Прочитать литературное произведение целиком готовы только 34% подростков; большинство предпочитает различные сокращенные или визуальные версии – аудиоформат (26%), экранизацию (17%), театральную постановку (14%) или «брифли» – книги в кратком изложении (9%). [6]

  Таким образом, с одной стороны. наметилась тенденция «выпадения» современных школьников и молодых людей из пространства культуры, ориентированной на вербальный линейный текст. Однако, с другой стороны, как пишет Т. Е. Беньковская [2], сегодня подростки и молодежь активно «читают» тексты «новой природы», к которым исследователи относят и «буктрейлер». Текст «новой природы» – объемный, фрагментарный, незаконченный, визуальный и нематериальный. Он тревожит, вызывает интерес. Таким образом, тексты «новой природы» более привлекательны для современных подростков и молодежи как более наглядные и доступные, вполне отвечающие их «клиповому сознанию».

 Буктрейлер – это короткий видеоролик по мотивам книги, состоящий из кратких и наиболее зрелищных фрагментов. Он представляет собой видеокомпозицию из экранизированных эпизодов литературного произведения. Обобщенно под буктрейлером понимается видеокомпозиция из экранизированных эпизодов литературного произведения, однако на практике буктрейлер делается не только как специально срежиссированная игровая постановка по сюжету книги, но и как видео-инсталляция с музыкальным сопровождением, или как набор слайдов компьютерной презентации [11]. Буктрейлерами называют как ролики о конкретном произведении, так и клипы о книгах вообще. Ю.В. Щербининой предложены классификации буктрейлеров:

  • - по способу визуального воплощения текста она предлагает выделять: игровые (минифильм по книге); неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т.п.); анимационные (мультфильм по книге);
  • - по содержанию: повествовательные (представляют эпическую сторону, основу сюжета); атмосферные (передают настроения книги и ожидаемые читательские эмоции); концептуальные (транслируют ключевые идеи, общие смыслы текста).

  Для подростков в видеопродуктах важны динамичность, сюжет и музыка; в меньшей степени на выбор фильма влияют актеры, спецэффекты и красочность [6].

  Ученые и педагоги-практики в целом позитивно оценивают буктрейлеры, как методический инструмент и дидактический прием повышения интереса школьников к чтению [3], усиления их познавательной активности, совершенствования коммуникативных навыков, эстетического вкуса. Вместе с тем отмечается, что буктрейлеры могут служить лишь вспомогательным средством в изучении художественного произведения, которое должно быть прочитано учеником [11].

 В контексте профориентации пока еще не проводилось исследований, которые показали бы эффективность использования буктрейлеров для привлечения подростков к чтению художественной литературы, в которой представлена в том числе и профессиональная самореализация героя, выбор им своего профессионального пути, проблематика совмещения личного и профессионального и т.д. Однако, как нам видится, чтение художественных произведений может быть важной составляющей профессионального самоопределения подростков и старшеклассников, так как дает не «сухие» сведения о профессии, которые представлены в справочниках и профессиограммах, а погружает читателя в мир эмоциональных переживаний, мечтаний и стремлений героя, позволяя проживать вместе с ним все муки выбора профессии или перипетии становления профессионала. Возможность знакомства с таким художественным осмыслением профессионального становления могла бы дать подростку больше возможностей для выбора своего профессионального пути и построения карьеры. Хорошо сделанный, отвечающий требованиям современной подростковой и молодежной аудитории, привлекающий внимание к книге буктрейлер, может стать тем мостиком, который приведет подростков от просматривания видеоконтента к чтению соответствующих книг. Буктрейлеры могут создаваться как по классическим произведениям российской и зарубежной литературы, так и по современным произведениям, что наиболее значимо, так как позволяет не только расширить репертуар чтения подростков, но также показать библиотекарям и другим специалистам, работающим с литературой, что существует достаточно большое количество книг, в которых есть профориентационная составляющая.

  Важной задачей в этом случае становится создание и сбор таких буктрейлеров. Такую работу начали в Российской государственной детской библиотеке в 2022 году, объявив конкурс для библиотекарей РФ «Литературный профи». Проведение конкурса показало, что такая работа востребована, и библиотекари имеют достаточно профессиональных компетенций и материальных ресурсов, позволяющих создавать качественные буктрейлеры, которые, с одной стороны, привлекают к чтению, заинтересовывают художественными произведениями, но в то же время и показывают героя с его профессиональной стороны и могут способствовать более осознанному выбору профессии после окончания школы. Лучшие буктрейлеры выложены на ресурсах РГДБ, находятся в открытом доступе и ими могут пользоваться как специалисты по профориентации, организуя мероприятия в библиотеках или школах, так и сами подростки и старшеклассники. В 2023 году проводится второй конкурс «Литературный профи» и банк буктрейлеров будет пополнен еще несколькими десятками интересных буктрейлеров. 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. 1. Алексеева Е. В. Диагностика клипового мышления: проблемы и перспективы / Е. В. Алексеева, М. Д. Захарова // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2018. – № 1-2. – С. 186-192.
  2. 2.Беньковская Т. Е. Поколение Z в контексте современного литературного образования / Т. Е. Беньковская // Художественный текст: проблемы чтения и понимания в современном обществе : Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Стерлитамак, 25–26 октября 2018 года / Ответственный редактор Э.А. Радь. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет", 2018. – С. 4-8.
  3. 3. Волкова Н.В. Буктрейлер как «визуальное эссе» в контексте формирования читательского интереса // культура. Духовность. Общество. 2015. № 16. С. 209–213.
  4. 4. Колосова, Е. А. Детское чтение в России: сравнительное социологическое исследование 2006 – 2021 гг / Е. А. Колосова // Изучаем чтение: форматы и практики : Сборник Материалов II Научно-практической лаборатории, Москва, 18–19 марта 2021 года / Российская государственная детская библиотека. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная детская библиотека», 2021. – С. 11-15. 
  5. 5. Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста : Учебник / С. В. Молчанов. – 1-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2020.
  6. 6. Николаева И. А. Особенности восприятия информации подростками, обучающимися в сфере дополнительного образования / И. А. Николаева, С. А. Гаврилушкин, Л. В. Гурылева // Человеческий капитал. – 2020. – № 5(137). – С. 217-229.
  7. 7. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – Москва : Академия, 2013.
  8. 8. Фрумкин, К. Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры / К. Г. Фрумкин // Ineternum. – 2010. – № 1(2). – С. 26-36.
  9. 9. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Ineternum. 2010. № 1.
  10. 10. Ценностно-моральные и когнитивные факторы становления субъекта профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте : монография / Н.С. Пряжников, С.В. Молчанов, О.Б. Чеснокова [и др.] ; под ред. С.В. Молчанова. – Москва : Издательство Московского университета, 2022.
  11. 11. Щербинина Ю. В. Буктрейлеры в школьной практике преподавания литературы / Ю. В. Щербинина // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы : Сборник материалов VIII международной научно-практической конференция "Педагогика текста", Санкт-Петербург, 21 октября 2016 года / Под редакцией Т.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой. – Санкт-Петербург: ООО "Издательство "ЛЕМА", 2016.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Березина Александра Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки 

К оглавлению выпуска

чтение

19.08.2023, 261 просмотр.