Научные коммуникации и информационно-аналитическое обеспечение науки. ЦВЕТКОВА В.А., КАЛАШНИКОВА Г.В. ЕЩЕ РАЗ О ВАЖНОСТИ ОЦЕНКИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ

 В России начался новый период в истории науки, в котором перед страной стоят новые вызовы, связанные как с внутренними факторами (импортозамещение, укрепление технологического суверенитета и т.д.), так и с внешним (коронавирусная инфекция (COVID-19), санкции Запада). Наиболее важным является то, что в научном сообществе есть понимание характера проблем развития российской науки. Назовем главные из них на данный момент: финансирование науки; сокращение численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в том числе отток ученых из страны; изоляция российского научного сообщества от мирового  в результате санкций, введенных  рядом зарубежных стран в отношении России (прекращение совместных научных проектов, особенности опубликования статей в зарубежных научных журналах, ограничение доступа к зарубежным информационным ресурсам, прекращение материально-технического обеспечения в результате сокращения поставок оборудования для информационных процессов).

 С одной стороны, проводимая недружественными странами политика направлена на изоляцию российской науки от мирового научного сообщества, что, безусловно, отражается на научном потенциале страны, а это стратегический ресурс, от которого зависит ее дальнейшее технологическое развитие [1]. С другой стороны, Россия направляет все свои силы и средства для формирования и развития технологического суверенитета. Проводится активная работа по созданию условий для молодых ученых в рамках национальных и региональных проектов: национальный проект «Наука и университеты» [2]; проект «Наука рядом» [3], ориентирован на привлечение молодежи в исследовательскую среду; проект «Наука в регионы» направлен на развитие образования и науки в регионах России через тиражирование лучших образовательных методик в школах России [4].

 Развитие технологического суверенитета в первую очередь требует знаний о том, какой научный потенциал имеется в стране и куда направлять финансовые, материальные и человеческие ресурсы. В связи с тем, что в Российской Федерации (РФ) существует значительная дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития, возрастает необходимость в оценке научной деятельности на региональном уровне. Каждый регион уникален по-своему. Учитываются специфические факторы: географическое расположение, природно-климатические условия, промышленный потенциал, уровень и динамика развития экономики и человеческого капитала, отраслевой структуры и инфраструктурной обеспеченности и т.д. Отличительны и уникальны также и информационные потребности региона и обусловлены они экономическими, социальными, территориальными, национальными и другими факторами.  Это ставит в повестку дня необходимость исследования и научного потенциала городов и регионов с точки зрения состояния и уровня развития в них научной деятельности.

 Развитие технологий, которые привели к созданию новой информационной среды, способствовало свободному доступу к   научной и технической информации практически из любой точки пространства – требуется только выход в Интернет. Благодаря созданию различных электронных информационных ресурсов, включая базы данных с различными аналитическими инструментами и аккумулирующими научную информацию, появилась возможность наблюдать за развитием науки на разных уровнях (макро-, мезо- и микро-).  Из-за имеющихся значительных пространственных отличий в распределении научного потенциала, важна информация относительно его сосредоточения на уровне не только страны в целом, но и на уровне городов и населенных пунктов. Обострилась задача выявления научного потенциала на региональном уровне у субъектов РФ. Помощь в его развитии становится главной целью Совета по развитию региональной науки, который был создан по инициативе Российской академии наук (РАН) [5].

 Множественность исследований, проводимых учеными, направлены на изучение публикационной активности авторов, коллективов, организаций, страны, изучались также отдельные тематические области. Однако, исследований российской региональной структуры: малых городов и населенных пунктов в научном ландшафте России крайне мало. В статье [6] представлен обзор работ, в которых в качестве объекта исследования выступали отдельные города или регионы РФ. Методики оценки региональной научной деятельности, которые были использованы в исследованиях, описаны в статье [7].

 На основании проведенных исследований можно констатировать:

  • - научная картина регионов в публикациях представлена фрагментарно и не полностью отражает состояние региональной науки;
  • - приоритетное использование двух зарубежных библиометрических баз данных (Web of Science Core Collection и Scopus)  в методиках  оценки российской науки  как на государственном уровне  так  и на уровне отдельных ученых, привело к тому, что в нашем собственном научном и информационном пространстве мы стали плохо ориентироваться, оценивая его лишь через призму двух этих систем [8]. К тому же увлеченность опубликованием статей в журналах, которые индексируются в зарубежных базах данных, стала причиной того, что российские периодические научные издания, которые не индексировались в этих системах, были отодвинуты на второй план.

  Авторами настоящей работы было проведено исследование научного потенциала ряда российских населенных пунктов, таких как: село Паратунка (Камчатский край) и город Салехард (Ямало-Ненецкий автономный округ) [9]; город Александров (Владимирская область) и город Верхняя Пышма (Свердловская область) [10]. 

  Пилотные исследования показали, что их следует проводить с охватом всех городов и населенных пунктов, расположенных на территории определенного объекта РФ (области, республики), разработав при этом оригинальную (специальную) методику оценки региональной научной деятельности. Работая над вопросами оценки научной деятельности на региональном уровне, мы пришли к выводу, что наиболее полную картину о состоянии публикационной активности российских авторов можно получить, используя национальную библиографическую базу данных научного цитирования Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). РИНЦ - единственная национальная база данных, которая предоставляет данные по публикационной активности на уровне авторов, организаций, конкретных журналов. Используя разные методы поиска (тематический, расширенный, библиографический и т.п.) можно получить информацию и по отдельным территориальным объединением. Детальное изучение существующих методик оценки научной деятельности на уровне регионов привело к необходимости разработки библиометрического инструментария, который был бы ориентирован на оценку научной деятельности регионов РФ [11] с учетом их публикационной активности, географических условий, образовательных процессов. На основе разработанной методики было проведено исследование   Астраханской области [12], Архангельской области [13], Иркутской области [14] и Республики Дагестан [15].  Исследование оценки научной деятельности на региональном уровне позволило заострить внимание на следующих направлениях научной деятельности:

- составить комплексную научную картину региона, благодаря сбору и анализу потока научных публикаций на региональном (включая небольшие города и населенные пункты) и международном уровнях; данных научных и вузовских организаций о состоянии кадровой обеспеченности научных исследований и разработок, уровня их подготовки. Были учтены данные об инновационной деятельности в регионе; об организациях, осуществляющих подготовку кадров высшего образования, включая возможность защиты кандидатских и докторских диссертаций. Эти показатели особенно важны, поскольку составляют основу для будущего развития науки, способствует популяризации науки среди молодежи. В значительной мере уровень их состояния и развития определяет будущее науки в регионе;

- развить показатели научной активности для их внедрения в систему менеджмента качества в научных учреждениях, чтобы показать, где и на каком уровне позиционируется наука (в образовании, в здравоохранении или в социальной сфере и т.д.) и выделить критические точки и тематические области для их приоритетного развития;

- привлечь внимание к состоянию региональной издательской деятельности в зоне научных периодических изданий, в частности журналов, выпускаемых вузами;

- сформировать необходимые и достаточные данные для получения выводного аналитического знания о состоянии и перспективах развития научной деятельности в регионе;

- более глубоко исследовать информационные потребности ученых и специалистов региона, что, в свою очередь, способствует более точному и релевантному удовлетворению информационных потребностей в регионе;

- акцентировать внимание на приоритетных задачах в научной деятельности, которые необходимо решать в конкретном регионе.

 Исходя из полученных результатов, можно выделить отдельные населенные пункты для дальнейшего более подробного их изучения. С помощью разработанной методики было важно выявить те города и населенные пункты, которые обладают или уже имеют научный задел. В зону исследования не входила оценка возможности дальнейшего развития научной деятельности в населенном пункте, что, безусловно, должно быть следующим шагом. Важно было не проводить сравнительных оценок между полученными результатами по регионам, так как каждый регион уникален и обладает своими особенностями. Анализируя научную деятельность определенной области, научная картина представляется более четко и обоснованно.

 Исследования оценки научной деятельности на региональном уровне требуют дальнейшего развития, так как именно регионы играют важную роль как в развитии экономики и социальной сферы, так и в создании общероссийской системы научной деятельности. Современное состояние информационно-коммуникационных технологий способствует и позволяет включить в сферу развития науки удаленные территории страны.

 Существуют различные рейтинги инновационного развития субъектов РФ, научно-технологического развития, но авторам не встречался рейтинг российских регионов по состоянию в них науки, хотя наука является одной из важнейших сфер экономики, способствующей долгосрочному устойчивому развитию страны. В силу этого сейчас особую важность приобретает анализ состояния и динамики именно научного потенциала в регионах, его ресурсов и достигнутых результатов. Для оценка научной деятельности именно региона важно, чтобы исследование проводилось в зоне научной деятельности с учетом региональных особенностей, а не входило в комплекс каких-либо других оценок. Такой подход приближает вопросы развития науки в регионе к решению и выявлению потенциальных участников и партнеров для сотрудничества. К сожалению, на сегодняшний день такие оценки крайне редки. Единственный индекс научной активности регионов сейчас находится на стадии разработки в Российской академии наук. Кузнецова О. В. в работе [16] предлагает акцентировать внимание именно на научном развитии регионов и методическом подходе к разработке индекса.

 Оценка научной деятельности региона требует регулярной основы, постоянного проведения мониторинга, и на его данных составления карты научной деятельности региона, и определения ее места в научном комплексе страны. Важно отметить, что в России нет региона, в котором бы не осознавали и не понимали важность науки. Как уже отмечено, каждый регион уникален, а значит уникальна в нем и наука, за которой стоят коллективы ученых. Россия имеет преимущества в виде обширного накопленного научного потенциала, имеет перспективные заделы по различным спектрам современных технологий. Выявлять потенциал субъектов РФ в научной сфере и помогать его развивать, вот что позволит расширить выборку субъектов, который будет способствовать не только самостоятельному развитию региона, но и реализации национальных целей.

 

Список источников

  1. 1. Черныш М.Ф. О текущей ситуации и возможных её последствиях // Управление наукой: теория и практика, 2022. – №2. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-tekuschey-situatsii-i-vozmozhnyh-eyo-posledstviyah (дата обращения: 04.04.2023 г.)
  2. 2. Национальный проект «Наука и университеты». – [Электронный ресурс]. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/nac_project/ (дата обращения: 21.08.2023 г.)
  3. 3. Проект «Наука рядом». – [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80aa3ak5a.xn--p1ai/initiatives/nauka-ryadom/ (дата обращения: 21.08.2023 г.)
  4. 4. Проект «Наука в регионы». – [Электронный ресурс]. – URL: https://go2phystech.ru/nauka-v-regiony/ (дата обращения: 21.08.2023 г.)
  5. 5. В РАН создали совет по региональной политике // Наука – ТАСС от 9 февраля 2022 г. 15:39. – [Электронный ресурс]. – URL: https://nauka.tass.ru/nauka/13658451 (дата обращения: 21.08.2023 г.)
  6. 6. Калашникова Г.В. Об оценке научной деятельности с использованием библиометрических данных (краткий обзор публикаций) // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы, 2023. – № 2. – С. 20-23.
  7. 7. Калашникова Г.В. О методиках оценки региональной научной деятельности // Румянцевские чтения — 2021: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (21–23 апр. 2021). [В 2 ч.]. Ч. 1. — Москва: Пашков дом, 2021. – С. 425-430.
  8. 8. Пантелеева И. А., Писарев И. В., Бывшев В. И. Итоги экспертной дискуссии «Региональные институты развития науки как драйвер роста кадрового потенциала региона» (Красноярский экономический форум 2023 г.) // Управление наукой и наукометрия, 2023. – Т. 18, №. – С. 141—151. DOI: https://doi.org/10.33873/2686-6706.2023.18-1.141-151.
  9. 9. Цветкова В.А., Калашникова Г.В. Особенности оценки научных направлений на региональном уровне с использованием библиометрии // Наукометрия и библиометрия в библиотечной науке и практике: Ежегодный межведомственный сборник научных трудов. - Москва : ГПНТБ России, 2019. – С. 98-103.
  10. 10. Цветкова В.А., Калашникова Г.В. Публикационная активность городов и регионов России: межрегиональные связи // Румянцевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции (23-24 апреля 2019): В 3-х частях., 2019. – Ч.3. – С. 251-255.
  11. 11. Калашникова Г.В. Методика оценки региональных потоков научных публикаций // Библиография и книговедение, 2022. – № 1 (438). – С. 65-69.
  12. 12. Цветкова В.А., Калашникова Г.В. О научной инфраструктуре регионов России (на примере Астраханской области) // Информационные ресурсы России, 2020. – № 4 (176). – С. 21-25.
  13. 13. Калашникова Г.В. Новая информационно-аналитическая методика оценки региональной научной деятельности // Культура: теория и практика (Электронный журнал: http://theoryofculture.ru/), 2021. – № 2 (41). – [Электронный ресурс]. – URL: http://theoryofculture.ru/issues/119/1446/?ysclid=llkokvxw1u602166594 (дата обращения: 21.08.2023 г.)
  14. 14. Калашникова Г.В. Наука в регионах: Анализ публикационной активности Иркутской области // Румянцевские чтения — 2022: Материалы Международной научно-практической конференции (19-21 апреля 2022). Ч.1. - Москва: Пашков дом, 2022. – С. 380-385.
  15. 15. Калашникова Г.В. Научный кластер Республики Дагестан (применение информационно-аналитической методики оценки региональной научной деятельности) // Электронный век науки: Материалы I Международной научно-практической конференции (г. Махачкала, 27 сентября - 1 октября 2021 г.) / под общ. ред. О.Н. Шорина: БЕН РАН, 2021. – С. 26-27.
  16. 16. Кузнецова О. В. Методические подходы к оценке научной активности регионов // Федерализм. – 2022. – Т. 27, № 1(105). – С. 51-65. – DOI 10.21686/2073-1051-2022-1-51-65.

 

Сведения об авторах

 Цветкова Валентина Алексеевна – д.т.н., профессор, главный научный сотрудник Библиотеки по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН), г. Москва.

Калашникова Галина Валерьевна – к.пед.наук, научный сотрудник Библиотеки по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН), г. Москва.

К оглавлению выпуска

анализ цитирования, библиометрия, конференции

19.08.2023, 274 просмотра.