Библиотечно-информационные науки: теория и методология. БОРОНИНА Н.В. РЕСУРСЫ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК КАК ОСНОВА АКТИВИЗАЦИИ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

  Действуя в формирующемся цифровом обществе, научные библиотеки функционируют в непростых, динамично меняющихся условиях внешней среды. Приоритеты, определенные Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [1], программой «Цифровая экономика Российской Федерации» [2], Стратегией развития библиотечного дела на период до 2030 года [3] и другими законодательными и нормативными актами федерального и регионального уровня ставят перед библиотеками новые задачи в области интеллектуального развития и научного просвещения населения. Поддержка и продвижение новых современных практик научной и инновационной деятельности, развитие интереса к науке, технике, использование новых форм и методов в исследовательской и образовательной деятельности находят отражение в целях и задачах Программы популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации 24 июня 2017 года [4].  

   Используя свой потенциал в области развития ИРНПД (интеллектуально-развивающей и научно-просветительской деятельности) [5] научные библиотеки способствуют решению этих исключительно важных для современного общества социальных задач, среди которых создание условий для раскрытия внутреннего потенциала личности, вовлечение пользователя в активный научный поиск и научно-исследовательскую работу. Другими словами, научные библиотеки создают для своих пользователей комфортные и привлекательные условия, особую среду для самообразования и саморазвития путем использования современных форм и методов, основанных на цифровых технологиях, и, кроме того, упрочняют свои позиции в процессе адаптации к новым политическим, экономических, социальным условиям, вызванным процессами цифровой трансформации общества.

  Ресурсный подход рассматривает библиотеку в качестве набора материальных и нематериальных ресурсов. Любая научная библиотека включает в себя совокупность особых ресурсов, которые обеспечивают фундамент ее функционирования. Именно их необходимо использовать как основу при формировании ИРНП-среды (интеллектуально-развивающей и научно-просветительской среды), поскольку именно эти ресурсы отражают специфику конкретной научной библиотеки и потенциально являются востребованными ее пользователями. Со временем, развивая ИРНПД и наращивая возможности ИРНП-среды, научная библиотека может приобретать дополнительные ресурсы, которые будут отвечать возрастающим запросам пользователей, и таким образом наращивать свой потенциал. Именно ресурсные различия научных библиотек дают широкое поле для вариативности в процессе создания ИРНП-среды.

   Для достижения целей рациональной организации условий реализации социально-педагогического потенциала научной библиотеки недопустимо хаотичное введение элементов различных направлений ИРНПД в ее деятельность, поскольку это лишь впустую растратит финансовые, материально-технические и кадровые ресурсы библиотеки. Наиболее перспективным видится формирование в научных библиотеках ИРНП-среды, которая будет построена с учетом сильных и слабых сторон конкретной научной библиотеки, индивидуально, а значит сможет стать комплексным решением в вопросах эффективного развития новых направлений деятельности научной библиотеки в формирующемся цифровом обществе. В процессе внедрения любых инноваций научным библиотекам следует опираться на свои типологические и отраслевые особенности, учитывать воздействие не только внутренних, но и внешних факторов. Развитие ИРНП-среды в научных библиотеках требует создания целостной стратегии развития, которая будет связывать потребности пользователей, библиотеки как субъекта экономических отношений и учредительных органов. Каждое новое направление ИРНПД, включаемое в деятельность научной библиотеки, должно естественным образом обогащать и расширять ее возможности для индивидуальной познавательной деятельности человека, а совместное использование нескольких таких направлений давать положительный системный эффект.

   Основываясь на концепции Ю.Н. Столярова о библиотеке как четырехэлементной системе [6], согласно которой каждая, в том числе научная библиотека, образована из четырех элементов: библиотечный фонд, контингент пользователей, библиотечный персонал и материально-техническая база (МТБ), видится возможным выделить из каждого элемента специфические ресурсы, значимые именно при формировании и функционировании ИРНП-среды. Рассмотрим эти ресурсы через призму их ценности для ИРНП-среды и возможностей применения в информальном образовании.

  Библиотечный фонд является фундаментом каждой библиотеки.  Именно характер фондов определяет возможность научной библиотеки выполнять свои специфические функции. Его содержание, соответствующее профилю научной библиотеки, а также информационным потребностям ее пользователей в большей степени должно определять направления ИРНПД, которые следует включать научной библиотеке в свою деятельность и наиболее активно развивать в ИРНП-среде.

   Сообщество единомышленников (контингент пользователей): современная тенденция к работе в команде, проведению мозговых штурмов, выполнению коллективных проектов повышает спрос на сообщества заинтересованных пользователей, участники которых связаны между собой единым интересом к чему-либо, и регулярно вступают в коммуникацию с целью обмена опытом или достижения определенного результата. Средовое воздействие, которое оказывает научная библиотека на процессы самообразования и саморазвития личности прямо демонстрируют существенность данного ресурса научной библиотеки, поскольку самоценность ее пользователей возрастает ввиду перемен в гуманитарной и культурной областях жизни человека, в изменении способов коммуникации и социализации, вызванных процессами цифровой трансформации общества [7]. Благодаря тем условиям, которые создает научная библиотека в процессе формирования ИРНП-среды, а также с учетом ее отраслевых особенностей, можно с большой долей вероятности утверждать, что именно в научной библиотеке пользователь сможет быть вовлечен в процессы социализации, найти единомышленников, которые поддержат, помогут и дадут толчок для новых научных исследований.

   Инструментарий (МТБ): данную группу ресурсов составляют как элементы материально-технической базы научной библиотеки –  компьютеры, графические планшеты, проекционные экраны, VR-шлемы, 3D-принтеры, плоттеры и другое оборудование, которым обладает научная библиотека и которое будет использоваться в процессе создания ИРНП-среды,  так и лицензионное, зачастую дорогостоящее, уникальное, а оттого недоступное для приобретения в личное пользование, профессиональное программное обеспечение, установленное на цифровые устройства научной библиотеки и доступное для пользователей в ее стенах. Ввиду динамичного развития информационных технологий, присущего отрасли с момента ее появления и ускоренного в настоящее время необходимостью претворения в жизнь путем реализации национальных проектов импортозамещения, пользователь цифровых технологий вынужден находится в процессе непрерывного развития, самообразования в области ИКТ, при этом сложно переоценить те возможности средового воздействия которые реализует научная библиотека по отношению к своему пользователю в процессе введения в свою деятельность ИРНПД.

   Физическое место: в данном ресурсе находит отражение концепция Р. Ольденбурга «библиотека как третье место».  Третье место – это доступное пространство, некая общественная нейтральная территория, где человек может провести время с пользой и удовольствием. Научные библиотеки являются общедоступным местом для интеллектуальной, культурной и творческой коммуникации, создают комфортные условия для индивидуального и группового развития. Атмосфера и стиль залов научной библиотеки способствуют созданию условий, которые помогут пользователю активизировать и раскрыть свой потенциал, настроиться на научные исследования, пробудить желание к саморазвитию и самообразованию. Созданный в научной библиотеке особый микроклимат способствует концентрации, активному погружению в научную деятельность. Данный ресурс имеет особую ценность для тех пользователей научных библиотек, которые испытывают по каким-либо причинам дефицит места, в том числе для студентов, которые проживают в общежитиях, где зачастую у них нет возможности спокойно заниматься исследованиями в области своих интересов. 

  Библиотекарь-куратор (интеллектуальная поддержка): использование инструментария, которым оборудована ИРНП-среда, предполагает наличие у пользователя навыков и умений соответствующего уровня. Управление материальным оборудованием, использование в процессе научных исследований уникального программного обеспечения, отладка программ под конкретные научные проекты требует от пользователя определенных знаний. В процессе овладения таковыми, ему требуется квалифицированная поддержка со стороны работника библиотеки, который способен осознать возникшую проблему и поспособствовать ее устранению: помочь, объяснить или научить эксплуатировать оборудование или установленного на него программного обеспечения сложностей

 В условиях динамично развивающихся цифровых технологий, сохранение данного ресурса потребует от научной библиотеки незамедлительного реагирования на требования, которые выдвигает цифровое общество к современному работнику. Библиотекарям становятся свойственны новые обязанности, требующие определенных компетенций, развития надпрофессиональных навыков, которые не может в полной мере учесть профессиональный стандарт специалиста по библиотечно-информационной деятельности [8]. В этой ситуации кадровый вопрос встает достаточно остро. Получается, что сотрудники научной библиотеки должны действовать на опережение и овладевать не только теми навыками и умениями, которые необходимы для помощи пользователю ИРНП-среды на данном этапе цифровой трансформации общества, но и быть готовыми быстро и гибко актуализировать свои знания, уметь решать нестандартные задачи, которые будут возникать с течением времени и развитием технологий. Руководству научной библиотеки, в свою очередь, стоит озаботиться вопросами кадровой политики в долгосрочной перспективе, а также выработать тактическую политику быстрого реагирования на изменения внешней среды.

   Совокупность ресурсов научной библиотеки, их индивидуальные сочетания, которые определяются видовыми, отраслевыми особенностями библиотеки формируют уникальность ИРНП-среды научной библиотеки, а значит и ее социально-педагогического потенциала. Они позволяют способствовать формированию оригинальной познавательной траектории, которая в наибольшей степени будет соответствовать интеллектуально-исследовательским и научным потребностям пользователя. Именно использование в полной мере специфических ресурсов научной библиотеки позволяет активизировать ее социально-педагогический потенциал оказывать воздействия на процессы самообразования и саморазвития населения в условиях цифровой трансформации общества.

 

Список источников

  1. 1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы : Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 20. – Ст. 2901.
  2. 2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16). – Электрон. копия доступна сайте Правительства России. – URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 15.03.2023).
  3. 3. Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела на период до 2030 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 № 608-р (ред. от 05.10.2023). – Электрон. копия доступна сайте информац.-правового портала Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400356337/(дата обращения: 05.06.2023).
  4. 4. Паспорт программы популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 1325-р (пункт 19). – Электрон. копия доступна сайте информац.-правового портала Гарант. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317772/9601c6d5bf5664cb0b2832ebbcf3dd4afbbe2bc5/ (дата обращения: 15.09.2023).
  5. 5. Боронина Н.В. ИРНП-деятельность как неотъемлемая часть деятельности научных библиотек в эпоху цифровизации общества / Н. В. Боронина // Научные и технические библиотеки. – 2022. – № 4. – С. 78-89.
  6. 6. Столяров Ю.Н. Библиотека как система // Книга. Исследования и материалы. М.: Книга, 1984. Сб. 49. С. 59-79.
  7. 7. Данилина Я.В. Системные эффекты и риски цифровой экономики: анализ с позиций системной экономической теории / Я. В. Данилина, М. А. Рыбачук // ЭНСР. – 2019. – №3 (86). – С. 119-138.
  8. 8. Лопатина Н.В. Дополнительное профессиональное образование библиотекарей: реализация образовательных проектов национального уровня / Н. В. Лопатина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – № 2 (106). – С. 154-159.

Сведения об авторе

Боронина Нина Валерьевна - заместитель декана библиотечно-информационного факультета Московского государственного института культуры 

К оглавлению выпуска

проекты

14.12.2023, 256 просмотров.