Научные коммуникации и информационно-аналитическое обеспечение науки. ХАРЫБИНА Т.Н., БЕСКАРАВАЙНАЯ Е.В. НОВЫЕ СЕРВИСЫ В РАБОТЕ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ

  Спектр информационных потребностей научного сообщества значительно расширился, выдвинув новые требования, включившие в деятельность научных библиотек работу не только по предоставлению доступа к печатной или электронной информации, но и оформление результатов научной деятельности учреждений, их оценку и анализ, формирование интеллектуального капитала организации и его продвижение. Именно поэтому, для научных, научно-технических и академических библиотек, стало важной задачей, определить, какие сервисы являются наиболее востребованными, какой должна быть концепция их развития, каким должно быть технологическое и кадровое обеспечение. Перед библиотеками стоит задача не столько организации взаимодействия пользователей с информационными ресурсами, сколько создание информационной и коммуникационной инфраструктуры между библиотеками, музеями, архивами, СМИ, сохранение и наращивание интеллектуального потенциала. Показателем значимости и эффективности той или иной библиотеки становится уникальность библиотечных сервисов и их соответствие потребностям научного сообщества. Формирование и развитие информационная среда и всех служб, связанных с ней - это быстроменяющийся ландшафт, и важно проводить исследования актуальности услуг по мере того, как внедряются новые, а доля традиционных сервисов варьирует в зависимости от ситуации. Одним из принципов рациональной работы и установления приоритетов в развитии технологий научной библиотеки является обратная связь - когда пожелания пользователей непосредственно влияют на оптимизацию традиционных и внедрение новых информационно - библиотечных услуг. Поэтому, в 2022 году на базе Центральной библиотеки (ЦБП) в Пущинском научном центре РАН (ПНЦ РАН), которая является самым большим отделом Библиотеки по естественным наукам РАН (БЕН РАН) и обслуживает в настоящее время 9 научно – исследовательских институтов, было проведено плановое исследование информационных потребностей (ИП) ученых Центра. Целью данного исследования было: а) изучение соответствия инфраструктуры научной библиотеки в ПНЦ информационным потребностям учёных Центра; б) поиск перспективных направлений взаимодействия учёных и библиотеки. По результатам проведенного анализа [1; 12] информационных потребностей, видно, что пользователи замечают расширение спектра сервисов ЦБП и новые профессиональные компетенций; они выражают благодарность ее сотрудникам за работу и активно высказывают пожелания развития новых услуг.

  Обновление роли и функций библиотеки, как любого института на стадии переосмысления, собирает огромное количество мнений. Современный библиотекарь-профессионал должен обладать всеми необходимыми навыками отбора, анализа, хранения и предоставления информации, а также всеми теми качествами, которые ценились при работе в «доцифровую» эпоху и не утратили своей востребованности сегодня в сфере «управления исследовательскими данными» [11; 18]. Роли, которые взяли на себя библиотекари за последнее десятилетие столь разнообразны, что, порой лишь отдаленно напоминают их традиционные функции, например: специалист по цифровым активам [19]; встроенный библиотекарь (специалист по биоинформатике) [14]; библиотекарь систематического обзора; библиотекарь новых технологий; библиотекарь формирования грантов; менеджер репозитория; преподаватель информационной грамотности – это лишь небольшой список обновленных специальностей сотрудников информационной сферы. Остается востребованной работа библиотек по хранению и оцифровке уникальных документов, хранящихся в архивах предприятий [9]. Положительную оценку со стороны ученых заслужило привлечение библиотекарей к научно-технологическим разработкам для документирования исследовательского процесса и обеспечения его прозрачности [20].

  С развитием современных технологий работа библиотекарей все больше становится похожа на исследовательскую деятельность, требуя развития навыков анализа, оценки и визуализации данных; и перспективными направлениями, на наш взгляд, на этапе модернизации библиотечных служб стало: участие сотрудников библиотеки в образовательной деятельности; создание и поддержка репозиториев; библиометрические и патентные исследования; управление исследовательскими данными.

   Предлагаемый нами подход к информационному сопровождению научных исследований, основан на разработанной В. В. Брежневой и Р. С. Гиляревским методологии «встроенного» обслуживания, под которым понимается включение информационного работника в группу специалистов в качестве полноправного члена, целиком берущего на себя выполнение отдельных функций исследовательского процесса [3;4;5], обеспечивая его эффективность. В сферу его ответственности входит информационное сопровождение любого этапа в создании научно-технической продукции: подготовки материала для статьи/доклада, патентного исследования; построение патентного ландшафта; обзор библиографии и т.д.

  Примером такого сотрудничества могут служить следующие направления:

1. Библиометрические исследования

  Продвижения по службе и пребывание в должности, написание грантов, подача материалов на премии и награды, отчеты всех уровней для отдельных исследователей и исследовательских групп требуют поиска и анализа показателей публикационной активности. Надо отметить, что с включением этой услуги в свою работу научным библиотекам повезло: у них была и, надеемся будет, и информационная база (доступ к бумажным и электронным ресурсам), и традиционное умение работать с большим объемом данных. Пройдя обучение сотрудники ЦБП успешно включили новую услугу в список своих сервисов, ставшей со временем одной из наиболее востребованной учеными и администрацией Пущинского научного Центра. Необходимо подчеркнуть возможности библиометрического анализа, когда при должном умении библиометрические данные из инструмента отчетности превращаются в инструмент планирования, позволяющий оценить научные тенденции (высокоцитируемые публикации), выявить актуальные тематики (быстроцитируемые публикации), собрать перспективные источники для публикации (Manuscript Matcher; Elsevier Journal Finder, Journal Finder Beta (Wiley), Springer Nature Journal Suggester и др. ), помочь в налаживании научных связей (цитат- анализ) [2].

  Несовершенство библиометрических методов [13] постепенно смещает баланс от количественной оценки науки к качественной, что, возможно, приведет к внедрению новых индикаторов, не изменив для библиотекарей сути их работы по анализу актуальности научной деятельности и визуализации материала [17].

2. Управления исследовательскими данными

 Чтобы полностью использовать потенциал накопленного объема исследовательских данных, необходимо их стандартизировать, обработать, сохранить, сделать доступными и пригодными для повторного использования - это традиционная функция библиотек. Сегодня эта работа приобрела новую тенденцию, через внедрение узкоспециализированных информационных сотрудников в исследовательские группы [21;15;18;16].

  Взаимодействие, как правило, идет по трем направления [15]:

  1. - сбор сведений об информационных потребностях своих пользователей и их оценка для планирования в области высшего образования и информационной грамотности;
  2. - подготовка систематических обзоров и мета-анализ, путем сбора и обработки материала к публикации ученого;
  3. - сотрудничество в области знаний ученых, в которой библиотекари занимаются сбором и анализом данных, далеких от сферы библиотековедения.

  Последний из них является наиболее редкой и сложной формой сотрудничества, требующий от библиотекарей владения техническими навыками в области ИКТ (хранение данных, инфраструктура, архитектура и т.д.), знанием процесса и методов исследования, ориентирования в предметной области, понимания специфических терминов и определений, умения вести документацию, юридическую подготовку (понятие об интеллектуальной собственности, научной этике, лицензированию, авторскому праву и т.д.).

 В ЦБП имеется собственный опыт такого взаимодействия специалиста научно-технической сферы в составе научного коллектива, участвующего в разработках по созданию и применению инактивированных вакцин на основе различных модификаций терпентинов.

  На библиотекаря в данной работе были возложены следующие функции:

  • - проведение патентно-информационного поиска;
  • - определение мирового уровня разработок в данной области;
  • - систематизация уже известных технических решений в области ветеринарной вакцинологии;
  • анализ аналогичных технических решений;
  • - анализ патентной активности и ключевых изобретателей в данном направлении.

  Работа продолжалась 1,5 года и завершилась построением патентного ландшафта, позволившего анализировать общие тенденции развития данной области, осознать правовые риски и спланировать исследования в ней [7].  Совместная работа требовала участия информационного специалиста на каждом этапе, и оказалась столь плодотворной, что продолжается в настоящее время по другим научно- техническим направлениям.

 Другой информационный сотрудник в качестве «встроенного специалиста» принял участие в масштабном проекте международной исследовательской группы, изучающей возможности применения микроволновой радиометрии в диагностике черепно-мозговых травм, рака молочной железы, детского артрита. На начальном этапе библиотекарь должен был изучить научную тему и выявить информационные потребности специалистов, работающих над проблемой, определить круг информационных источников для сбора данных.

  На протяжении всего периода совместной работы, в его задачи входило:

  • - обнаружение ресурсов, анализ их актуальности, валидности;
  • - регулярный обзор имеющихся данных, отслеживание дублирования;
  • - предоставление инструкций и библиографических/фактографических справок;
  • - оценка периодических изданий для публикации результатов исследования;
  • - подготовка публикаций к печати;
  • - работа с библиографическими данными.

  Начиная с 2021 года, по результатам исследования вышло 5 статей (DOI: 10.1016/j.cmpb.2021.106611; 10.3390/rheumato2030008; 10.3390/diagnostics12092037; 10.1016/j.drudis.2021.11.004;  10.3390/diagnostics12051220) в журналах 1 и 2 квартилей, в которых сотрудник библиотеки был представлен как равноправный соавтор научного коллектива.

  Таким образом, участие сотрудников БЕН РАН в научных исследованиях внутри научных коллективов рассматривается нами как естественное расширение обязанностей библиотекарей по управлению электронными ресурсами и анализу данных.

3. Создание и поддержка хранилищ

 Один из важных проектов, который мог бы быть поддержан библиотекой — это разработка репозиториев. Как правило, сотрудники научных и академических библиотек имеют опыт работы с большим объемом данных, однако, речь идет ни о поддержке работы репозиториев –эту функцию сотрудники библиотеки давно уже выполняют, превращая обычный архивы в электронные и обслуживая их. Сложность проектов заключается именно в создании тематических репозиториев, требующих не только координации  деятельности технических служб, государственных учреждений, необходимости обновления материально- технической базы и программного обеспечения, но и обучения сотрудников библиотеки совершенно новым навыком, например, методологии оценки данных, анализу текстов и изображений (6), освоению узко - специфических терминов/формул и специализированного контента, разработке контекстно-зависимого пользовательского интерфейса. Создание репозиториев, соответствующих международным стандартам, потребует подготовки регламентирующий документов и юридического сопровождения - умений, которые не входят в повседневные обязанности библиотекарей. Не смотря на трудности, сети репозиториев во всём мире стремительно развиваются (10) и, со временем, неизбежно станут частью сервиса библиотек.

4.Образовательная деятельность

 Образовательная деятельность библиотек, особенно научных и академических, была востребованной функцией, включающей обучение пользователей информационной грамотности, работе с базами, навыкам тематического поиска. На современном этапе, с его трансформировавшимися требованиями к оценке научной деятельности и возросшая роль технологии, потребовали, во-первых, изменений в подготовке самих библиотекарей и включение в профессиональное образование навыков по проведению биометрического анализа, управления исследовательскими данными, работе с поисковыми системами; во-вторых, включение в свою профессиональную деятельность разработку программ подготовки будущих специалистов с высшим образованием  и курсов профессионального повышения квалификации (например, поиск, оценка, использование и анализ источников; сбор,  интерпретация библиометрических данных; регистрация и ведение авторских профилей и т.д).

  Это часть библиотечной работы, на наш взгляд является весьма перспективной и может стать для библиотекарей способом заявить о себе в новом свете, продемонстрировать приверженность неизменным ценностям классического высшего образования.

Выводы

 Библиотека сама по себе является вспомогательной службой, и все услуги, рассматривает как поддержку и сопровождение исследований. При этом, какие бы направления не обсуждались как новые в работе библиотек, все они включают три основных вектора: методическую деятельность, экспертную оценку, курирование контента.

 Если речь идет о «встроенной» деятельности, как новой форме сотрудничества между профессиональными службами и учеными, то, исходя из нашего опыта, основными акцентами в такой работе, следует считать: переход от многофункциональности к специализации; наличие не только библиотечных навыков, но и знание предметной области; ориентирование на индивидуальную работу с заказчиком, стремление не просто к предоставлению информации, а к ее анализу и синтезу. Со стороны ученых работающих в таких группах и оценивающих участие сотрудника библиотеки, среди положительных моментов было отмечено:

  • - повышение информационной грамотности участников;
  • - расширение осведомленность о ресурсах;
  • - определение наиболее точных тематических ключевых слов при поиске;
  • - предотвращение дублирования;
  • - профессиональный подход при работе с библиографией;
  • - формирование этики научного общения, что, в целом, позволило уделять больше времени фактическим исследованиям и меньше – административным и техническим задачам.

  Для библиотекарей, в свою очередь, такое сотрудничество с исследователями стало возможность попробовать новые роли узкоспециализированных и контекстуализированных услуг, получить дополнительное финансирование от грантов; проследить многоуровневость исследовательского процесса и, в дальнейшем, скорректировать сервисы по обслуживанию ученых, исходя из их потребностей.

  Как отмечают все участники совместных исследовательских групп, такая работа демонстрирует соответствие библиотек требованиям времени и повышает имидж библиотечных услуг и библиотечных специалистов.

Список источников

1. Бескаравайная Е.В., Харыбина Т.Н. Изучение информационных потребностей пользователей Библиотеки в Пущинском научном центре РАН // Румянцевские чтения — 2023: Материалы Международной научно-практической конференции (18-20 апреля 2023). Ч.1. - Москва: Пашков дом, 2023. - С. 64-69.

  1. 2. Бескаравайная Е. В., Харыбина Т.Н. Поиск пути оптимизации научной деятельности института на основании библиометрического анализа// Научная и техническая информация. Сер 1. 2021. № 4. С.27-37.
  2. 3. Брежнева В. В. Информационное обслуживание : учеб. пособие / В. В. Брежнева, Р. С. Гиляревский. – Санкт-Петербург : Профессия, 2012. – 368 с. ‒ (Библиотека). ‒ ISBN 978-5-904-757-28-1.
  3. 4. Брежнева В. В. Информационный менеджмент. Теория и методология / В. В. Брежнева, Р. С. Гиляревский, Е. Д. Жабко ; под общ. ред. В. В. Брежневой ; СПбГИК. – Санкт-Петербург : СПбГИК, 2019. 183 с. ISBN 978-5-94708-284-5.
  4. 5. Брежнева В. В. От информационного обслуживания к информационному менеджменту / В. В. Брежнева, Р. С. Гиляревский // Научно-техническая информация. Сер. 1.– 2015. – № 5. – С. 7–9.
  5. 6. Гуськов А. Е. и др. Академическая библиотека-2030 // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2018. - № 13-1. - С.9-29.
  6. 7. Митрошин, И. А. Патентный ландшафт как развитие наукометрических библиотечных сервисов (на примере тематического направления "Микробиология") / И. А. Митрошин // Научные и технические библиотеки. 2021. № 12. С. 69-90.
  7. 8. Осипов Г. В., Климовицкий С. В. К разработке качественных методов оценки результатов научной деятельности // Социально-гуманитарные знания. - 2017. - №5. - С.76-87.
  8. 9. Парамонова И.Е. Реализация универсальной модели развития научно-технической библиотеки //Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2019. – №. 3 (40). – С.157-162.
  9. 10. Разумова И. К., Литвинова Н.Н. Отношение российского научного сообщества к открытому доступу: 2018 г. Анализ результатов опроса //Наука и научная информация. 2018. Т. 1. №. 1. С. 6-21. https://doi.org/10.24108/2658-3143-2018-1-1-6-21.
  10. 11. Редькина Н.С. Подготовка библиотекарей в области управления исследовательскими данными // Учёные записки (АГАКИ). – 2019. – №3 (21). С.83-86.
  11. 12. Харыбина Т.Н., Бескаравайная Е.В. Мониторинг информационных потребностей пользователей библиотеки в Пущинском научном центре РАН // Культура: теория и практика. - 2023. - № 1 (52).
  12. 13. Цветкова В. А., Мохначева Ю. В. Научная среда и публикационная активность: риски библиометрических оценок // Культура: теория и практика. 2020. №2 (35). 
  13. 14. Andrew M. Cox and Sheila Corrall, “Evolving Academic Library Specialties,” Journal of the American Society for Information Science and Technology 64, no. 8 (2013): 1526–42. 
  14. 15. Bedi, S. & Walde, C. (2017). Transforming roles: Canadian academic librarians embedded in faculty research projects. College & Research Libraries, 78(3), 314-327.
  15. 16. Borrego Á., Ardanuy J., Urbano C. Librarians as research partners: their contribution to the scholarly endeavour beyond library and information science //The Journal of Academic Librarianship. – 2018. – Т. 44. – №. 5. – С. 663-670.
  16. 17. Carroll S., Kennan M. Afzal, w. Bibliometrics and research data management services: Emerging trends inlibrary support for reserach //Libr. Trends. 2013. Т. 61. №. 3. С. 636-674.
  17. 18. Cox, A.M., Kennan, M.A., Lyon, L., Pinfield, S. and Sbaffi, L. (2019), "Maturing research data services and the transformation of academic libraries", Journal of Documentation, Vol. 75 No. 6, pp. 1432-1462. https://doi.org/10.1108/JD-12-2018-0211.
  18. 19. Ducas A., Michaud-Oystryk N., Speare M. Reinventing ourselves: New and emerging roles of academic librarians in Canadian research-intensive universities //College & Research Libraries. – 2020. – Т. 81. – №. 1. – С. 43.
  19. 20. Vitale C. R. H. Is research reproducibility the new data management for libraries? //Bulletin of the association for information science and technology. – 2016. – Т. 42. – №. 3. – С. 38-41.
  20. 21. Yoon A., Schultz T. Research Data Management Services in Academic Libraries in the US: A Content Analysis of Libraries' Websites //College & Research Libraries. – 2017. – Т. 78. – №. 7. – С. 920-933.

 

Сведения об авторах

 Харыбина Татьяна Николаевна - старший научный сотрудник, Библиотека по естественным наука РАН, Заслуженный работник культуры РФ 

Бескаравайная Елена Вячеславовна - старший научный сотрудник, Библиотека по естественным наука РАН 

К оглавлению выпуска

content-analysis, bibliometrics, конференции, информационная культура, продвижение чтения, информационная среда

14.12.2023, 512 просмотров.