Современные социокультурные практики: изучаем, анализируем, проектируем. ЕВДОКИМОВА Л.В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЫ: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ ИСКУССТВ

  Все чаще из уст современных экономистов, политологов, социологов мы слышим об уникальности настоящего времени, которое не имеет аналогов в истории развития человеческого общества. Нестабильность и непредсказуемость сценариев развития событий в экономической сфере серьезным образом влияет на коллективное сознание, увеличивая тревожность и страхи за свое будущее, в том числе за финансовое благополучие.

 В стране уже несколько лет под патронажем Центробанка РФ реализуются государственные программы, направленные на развитие финансовой грамотности населения. Основной упор финансового просвещения направлен на детей, подростков, молодежь и граждан пенсионного возраста. Благодаря Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) библиотеки страны, независимо от ведомственной принадлежности активно включились в просветительскую деятельность по формированию финансовой культуры населения страны.

 Чаще всего целевой аудиторией становятся пользователи библиотек: для вузовских и школьных библиотек – студенты и учащиеся, для общедоступных библиотек – читатели дети и пенсионеры. Гораздо меньше внимания уделяется населению социального активного возраста от 35 до 55 лет, к которому в большей степени относятся и представители библиотечной профессии. По умолчанию предполагается, что специалисты библиотечной сферы в силу специфики библиотечно-информационной деятельности учреждений должны и могут самостоятельно повышать все виды грамотностей, включая финансовую.

 Всегда ли эта позиция справедлива и какие существуют особенности формирования финансовой грамотности специалистов библиотечной сферы - рассмотрим на примере реализации конкурсного проекта РГБИ «Семейная копилка финансовых идей», получившего финансовую поддержку АРФГ в 2023 году.

 Выбор библиотечных специалистов - как целевой аудитории этого проекта – был сознательным. Прежде чем начинать вести просветительскую деятельность в сфере финансовой грамотности среди пользователей необходимо самим соответствовать высоким критериям финансовой культуры.

  Заметим, что за внешне не очень серьезной для профессионального сообщества темой скрываются актуальные вопросы, связанные с жизненно важными потребностями каждого человека, реализующимися посредством денег. В тоже время существенным наследием советского времени остается бытование мнения, что библиотекари – это не про деньги, а про духовные ценности. Оставим эти споры для философов и культурологов, ибо очереди желающих работать на библиотечной ниве безвозмездно, в качестве волонтера, если вы не студент – не наблюдается. Наоборот, престижность профессии все чаще связывается с вопросами повышения оплаты труда.

 Возросшее количество финансовых мошенничеств в последние несколько лет оценивается экспертами как систематичная, целенаправленная и неизбирательная акция, которая выливается в большие финансовые потери и угрожает сегодня любому гражданину нашей страны. Традиционные упования на защиту государственных структур без сознательной личной позиции по «спасению утопающих» сегодня уже не работают. Совокупность всех этих причин подтолкнула нас на реализацию своего проекта совместно с АРФГ.

  Проект РГБИ предусматривал проведение марафона «ФинARTерия» с циклом мероприятий в два этапа: с марта по август и с сентября по ноябрь 2023 года. Его цель: оказать содействие с использованием средств искусств в повышении финансовой грамотности семьям и гражданам с низким и средним уровнем дохода, к которым в большей степени относятся библиотекари, члены их семей, а пользователям библиотеки. Рассмотрение темы финансовой грамотности через призму специфики библиотеки искусств, придало проекту особую значимость.

  Задача первого этапа марафона – привлечь внимание целевой аудитории к вопросам, связанным с личностными аспектами восприятия темы денег и отношения к финансам, их истории и влияния на психологический климат в семье, необходимости развивать финансовое мышление, креативность в самореализации, а также получении навыка ведения разговоров о деньгах с детьми.

  В задачи второго этапа марафона входило – рассмотреть методы и формы обучения родителей вопросам финансового воспитания детей в семье, их умению обращаться с карманными деньгами, дать первичную информацию о возможностях сбережения денег и их инвестировании, сформировать базовые основы финансовой безопасности у взрослых и детей, а также предупредить о возможных схемах мошенников.

  В течении проекта было проведено одиннадцать разноплановых мероприятий, которые имели как информационное, так и практическое значение, это были встречи со специалистами - психологами, юристом, педагогом, экономистом, оперной певицей, драматургом. По форме проведения были: лекции, мастер-класс, занятия для взрослых и детей, творческие встречи. Все мероприятия были в одинаковой степени равнозначными, так как каждое из них выполняло свою функциональную задачу и относилось к одной из областей знания: психологии, экономике, праву, педагогике, искусству.

 Немаловажным фактором стало время проведения всех мероприятий проекта, которое мы согласовали с администрацией библиотеки - 15.00 часов дня, когда большая часть сотрудников должна находится на рабочих местах. Принять участие могли все, за исключением дежурных специалистов, непосредственно занятых обслуживанием читателей, в любом удобном формате – офлайн или онлайн. Смешанный формат участия позволил также расширить аудиторию проекта за счет подписчиков в социальных сетях библиотеки.

 Лекция «Семейный капитал как залог крепких и гармоничных отношений: разбираем вопросы семейного бюджета» психолога С. Шишковой, кандидата психологических наук, основателя и генерального директора Психологического центра "ДОМ", дала представление о составляющих семейного капитала, который вопреки пониманию многих включает кроме финансового актива еще более недооцененные активы: социальный и интеллектуальный. Раскрывая каждое из понятий, лектор акцентировала внимание на факторах, причинах, влияющих на возникновение непонимания супругами важности единого подхода к семейному бюджету и, как следствия, кризиса в семейных отношениях; она показала важность планирования и нахождения компромиссов в доходах и расходах семьи, а также объяснила, как семейный капитал может стать залогом крепких и гармоничных отношений.

 Две интерактивные лекции для родителей с детьми провел специалист образовательного центра ПАКК М. Лозинская: «Популярная видео-история эволюции денег: от металлических монет до криптовалюты» и «Дети и деньги: финансовое ОБЖ для детей». Занятия сочетали информационный контент с игровым, включая фрагменты фильмов, специальные рисованные мультфильмы по истории денег с увлекательными задачами, моделирующими ситуации, связанные с денежными расчетами для совместного решения родителей и детей. Было дано популярное объяснение: что такое цифровые деньги и чем они отличаются от криптовалюты, а также многие другие понятия, связанные с обеспечением безопасности использования денег.

  Мастер-класс семейного психолога Е. Курамшиной «Психологическая защита от кризиса и стресса, активация финансового мышления» познакомил участников с практическими методами психологической защиты в кризисных жизненных ситуациях, связанных с нестабильностью в экономической сфере, финансовыми угрозами и способами их преодоления. На мастер-классе были даны простые и понятные методы психологической защиты, эффективные техники, связанные с дыханием, переключением внимания с негатива, работе со страхами, оптимизации финансовых трат, поиском источников дополнительного дохода и необходимым инвестициям в себя.

 Творческая встреча «Как растут крылья» с оперной певицей, дизайнером и предпринимателем А. Майской проводилась с целью мотивации участников для раскрытия скрытых способностей, которые «дремлют» внутри каждого человека. У многих людей, к числу которых относятся и специалисты библиотечной сферы, творческий потенциал зачастую зажат страхами, внутренними сомнениями, неуверенностью в своих способностях и потому может не проявляться в течении всей жизни. На встрече актриса рассказала о своем творческом пути и становлении как артистки оперного театра, поделилась историей создания авторского бренда одежды и создания собственного проекта - моноспектакля «Дорога к Фрейле Души» на стихи Л. Енгибарова и музыку М. Таривердиева. Пример А. Майской продемонстрировал образец того, насколько широки возможности человека, когда любую трудность в жизни он может трансформировать в точку личностного роста.

  Лекция специалиста компании Консультант+ А. Харламовой, эксперта в сфере гражданского права, «Формы государственной поддержки для граждан РФ налоговые вычеты и льготы для индивидуальных предпринимателей и самозанятых» довела до сведения участников актуальную правовую информацию, помогла разобраться во всех возможных формах социальной помощи и сформировать у участников устойчивое представление о государственной поддержке населения, о льготах в сфере здравоохранения, трудовых отношений, обеспечения жилья. Также подробно был освещен вопрос о налоговых вычетах и иных формах государственной поддержки на федеральном уровне и в регионах для предпринимателей и самозанятых граждан.

 Лекция специалиста по финансовому прогнозированию и планированию, главного бухгалтера РГБИ Е. Сусловой «Отправляем деньги работать: популярно о финансовых инструментах сбережения денег и инвестировании» ответила на вопросы о сбережении и приумножения личных финансовых средств, как правильно поставить цель, сформулировать и реализовать финансовый план, собрать свой первый инвестиционный портфель. В лекции был развеян миф, что скромный начальный капитал является препятствием для того, чтобы начать зарабатывать на инвестициях, дан пример с расчетом большого процента, представлены виды активов, их доходность и риски, а также возможности получения налоговых льгот.

 Лекция «Разбираем, что такое финансовая безопасность, или как не попасть в сети мошенников» дала представление, что такое финансовая безопасность и финансовое мошенничество, как сохранить персональные данные, каким образом происходит кража цифровой личности, какие виды мошенничеств распространены в сети с использованием мобильных телефонов, электронной почты, как маскируются мошенники, чтобы втереться в доверие или напугать жертву и добиться перевода денежных средств на свои счета. Были разобранные наиболее часто используемые в последнее время схемы обмана мошенниками: звонки от имени правоохранительных органов, звонки и письма от якобы сотрудников банков, мобильных операторов, сообщения в мессенджерах от «руководителей» и «родственников»; письма и SMS со ссылками на оплату от коммунальных служб и другие.

 В рамках Ночи искусств прошло еще два мероприятия проекта «Актерское чтение и знакомство с книгой «Пёс по имени Мани» Бодо Шефера» для родителей с детьми и творческая встреча с драматургом И. Бочарниковым c обсуждением его новой пьесы «Царьград».

  Завершился проект видео обзором публикаций на тему «Ох, уж мне этот бюджет!»: «умные» и «бешеные» деньги в пьесах А.Н. Островского», подготовленный специалистом библиотеки Т. Агеевой.

 Все записи мероприятий марафона «ФинARTерия» были размещены в открытом доступе во ВКонтакте, на Rutube и Youtube РГБИ и с ними в любое удобное время может ознакомиться любой желающий.

  В середине проекта для подведения итога эффективности проекта было проведено анкетирование сотрудников библиотеки, чтобы выявить их отношение и степень удовлетворенности проведенными мероприятиями, получить рекомендации, а также оценить степень заинтересованности в вопросах дальнейшего повышения финансовой грамотности. Кроме того, важно было понять причины и мотивацию тех, кто их проигнорировал.

  Для проведения опроса была разработана анкета, состоящая из 8 вопросов: 3 – закрытого типа (с выбором ответа), 3 – полузакрытого типа (представлены варианты ответов с возможностью их дополнить), 2 – открытого типа (свободный ответ).

  В результате анкетирования было получено 69 анкет от специалистов РГБИ из 87 - по списочному составу библиотеки.

  В ответе на первый вопрос: «Принимали ли Вы участие в мероприятиях марафона «ФинАРТерия» РГБИ?» коллектив разделился с небольшим перевесом - 55,3 % ответили «Да», 47,7 % - «Нет». Так как количество сотрудников, проигнорировавших мероприятия оказалось достаточно внушительным – важно было понять причины такого отношения.

  В ответах на второй вопрос сделана попытка смоделировать возможные варианты ответов, а также был предусмотрен собственный ответ.

 В таблице данных можно видеть, что количество категорически не заинтересованных в теме финансовой грамотности среди сотрудников библиотеки минимально - 4,4 %. Считают себя и без мероприятий достаточно финансово грамотными и повышают ее другими способами соответственно – 10,1 % и 5,9 %. Часть сотрудников не присутствовали на мероприятиях по причинам, которые можно определить, как формальные 7,24% – не знал, был в отпуске, не было времени.

  Меньше половины из всех не присутствующих - 17,4% указали, что их не заинтересовали темы мероприятий.

 На следующий вопрос: «Какие темы, связанные с финансовой грамотностью, были бы вам интересны?» ответило только 10% от всех респондентов и это были те, кто в этих мероприятиях принимал участие, т.к. ответы показали их погруженность в темы финансовой грамотности.

 Среди интересующих вопросов чаще всего называли инвестиции. Некоторых сотрудников интересовали вопросы функционирования цифровых денег и пенсия, как средства инвестирования. 2,8% сотрудников обозначили тему: активы, требующие статуса профессионального инвестора, что говорит об их статусе практикующих инвесторов и высокой степени погруженности в вопросы финансовой грамотности. Такие сотрудники в библиотечной среде – скорее исключение, чем правило.

 Следующий вопрос анкеты должен был выявить мероприятия, которые привлекли внимание сотрудников библиотеки. Наибольшие показатели в 15,9 % и 17,8 % относятся к лекции и мастер-классу, которые проводили психологи. Это характеризует рост тревожности и страхов библиотекарей за свое финансовое благополучие и желание получить профессиональный совет психолога, как защитить себя, свою семью в кризис и в других ситуациях, связанных с финансовыми угрозами.

  Следующий вопрос должен был дать понимание, какой формат участия для библиотекарей более популярен: онлайн или офлайн. Полученные результаты - 64 % - онлайн и 36% - офлайн, ничем не удивили и отражают общий тренд. Возможность посетить мероприятие в онлайн формате, не выходя из-за рабочего стола – удобная опция для участника, в нашем случае еще и потому, что можно не обозначать свой интерес к теме денег. Опыт личных бесед с коллегами показывает, что тема денег для библиотечных специалистов табуирована и редко кто готов открыто ее обсуждать, даже в контексте финансовой грамотности.

 Оценивая свою удовлетворенность участием в марафоне большая часть специалистов-библиотекарей - 63,2 % отметили, что все мероприятия были интересными и содержали полезную информацию. Меньшей части 28,9 % наоборот понравились не все мероприятия, и только 7,9 % - не увидели для себя ничего ценного и полезного.

  Еще один вопрос, касался самоопределения всеми участниками анкетирования собственного уровня финансовой грамотности в соответствии с представленными характеристиками. Мы предложили дифференциацию из четырех уровней с соответствующей характеристикой:

  1. - Высокий (я хорошо ориентируюсь в этом вопросе, контролирую, чтобы расходы не превышали мои доходы, имею необходимые сбережения для непредвиденных жизненных ситуаций, не имею больших долговых обязательств, занимаюсь инвестированием и интересуюсь возможностями улучшения своего финансового положения)
  2. - Средний (я не особо интересуюсь вопросами финансов, мои расходы соответствуют доходам, у меня есть небольшие сбережения, периодически я беру потребительские кредиты, у меня нет свободных денег для инвестирования)
  3. - Низкий (деньги как тема меня не интересуют, у меня нет сбережений, есть кредиты, инвестирование – это не для меня)
  4. - Свой уровень (опишите его).

8,7 % - критично оценили свой уровень финансовой грамотности как низкий, что показывает, что специалисты отдают себе отчет, что наличие кредитов, отсутствие сбережений и нежелание интересоваться темой финансов – не является положительными факторами, улучшающими их жизнь. В тоже время констатация факта не свидетельствует, что они задумываются об изменении данного положения.

  22,4 % специалистов библиотеки оценили свой уровень как высокий, при этом почти все вычеркнули из описания характеристику «инвестирование». Следовательно, в их понимании, умение разбираться в инвестировании – не обязательный навык для высокого уровня финансовой грамотности, способствующий приумножению накоплений, а наоборот даже опасный, так как ассоциируется с высокими рисками потери денежных средств. Зачастую библиотекари не различают процесс трейдинга и инвестирования, и принимают одно за другое, что подтверждает недостаточность финансовых знаний.

  Большинство – 40,6 % респондентов называют свой уровень знаний средним. Они не придают вопросам финансовой грамотности большого значения, при этом стараются жить по средствам, имеют некоторые сбережения и почти все категорично вычеркнули пункт о потребительских кредитах.

  В последнем, четвертом варианте участникам анкетирования было предложено описать свой уровень, как они его понимают, если ни один из предложенных выше не отражает их уровень финансовых знаний. 28,3 % специалистов РГБИ, выбравших эту категорию, в качестве характеристики лаконично подчеркнули, что они никогда не берут кредиты и не инвестируют.

  Между тем, отмечу, что банковские кредиты, сами по себе, не являются «вселенским злом», это просто банковский продукт, которым финансово грамотные люди умеют пользуются, увеличивая свои активы. К примеру, использование кредитных карт с льготным периодом обслуживания – наиболее востребованная услуга для людей с высоким уровнем финансовой грамотности.  Можно предположить, что в безоговорочном неприятии кредитов (вообще) отражается страх, неумение контролировать свои потребности и эффективно использовать банковские продукты.

  То же самое можно сказать о неверном пониманием сущности процесса инвестирования, который зачастую путают с трейдингом, заслуженно имеющим негативную коннотацию. Все это, вместе с нежеланием разбираться с учетом расходов и доходов, психологическими проблемами, на которых чаще всего паразитируют финансовые мошенники, говорит о недостаточном уровне знаний о финансовых инструментах, способных повлиять на материальное благосостояние специалистов библиотечной сферы.

  Проведенный опрос изначально не претендовал на глубокое научное исследование, его задача вместе с мероприятиями проекта «Семейная копилка финансовых идей» – привлечь внимание библиотечных специалистов РГБИ к проблеме финансовой грамотности и необходимости изучения финансовых инструментов.

  Практика показывает, что финансово грамотное население лучше подготовлено к кризисным ситуациям и может защитить себя в любых неблагоприятных ситуациях, обладает необходимыми навыками получения налоговых вычетов и составления налоговых деклараций, управления пенсионными накоплениями и инвестициями. Как показал проект и проведенное в коллективе РГБИ анкетирование - таким набором знаний обладают единицы. Можно предположить, что эта ситуация характерна и для многих других библиотек, а значит нам всем есть к чему стремиться.

Сведения об авторе

Евдокимова Лариса Владимировна - заведующая отделом научной информации Российской государственной библиотеки искусств

К оглавлению выпуска

мероприятия, чтение

14.12.2023, 225 просмотров.