Книжная культура: история и современность. ВАЙЦЕХОВИЧ Н.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КНИГОВЕДЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 Формирование исследовательского поля книговедения относят к началу XIX века, когда французский ученый-библиограф и библиотекарь   Габриэль Э. Пеньо впервые описал совокупность процессов, связанных с письменностью, текстами и их распространением, как аспекты изучения библиологии, или науки о книгах (фр. bibliology ou science des livres). В Беларуси истоки книговедения как науки связаны с Виленским университетом, где в начале XIX века преподавал историк Иоахим Лелевель, обозначивший в составе библиографии науку о печатной книге, рукописях, библиотечной книге [1]. Уроженец Беларуси Александр Богаткевич, автор «Труда о всеобщей библиографии» (1829), известен как один из первых белорусских, литовских, польских книговедов. Свои взгляды он изложил в лекционном курсе по книговедению Виленского университета (1828–1829 гг.). Большое внимание Богаткевич отводил работам по библиографическому описанию и изучению книжного наследия в разных странах Европы [3].

 В конце XIX–начале XX века появляются работы А. Ельского, Е. Карского, Р. Земкевича, В. Ластовского, В. Пичеты, А. Шлюбского, посвященные истории собственно белорусской книги. Среди наиболее значимых исследовательских аспектов выделялись история рукописной и печатной книги, библиотечных и архивных собраний, искусство оформления книги. В 1920-е гг. были созданы такие государственные учреждения, как Белгосбиблиотека, Инбелкульт, общественная организация «Усебеларускае таварыства бібліяфілаў», которые подключились к научному изучению культуры книги, истории книжного дела Беларуси. Важнейшим событием стал выход в 1926 г. в Ковно труда Вацлава Ластовского «Гісторыя беларускай (крыўскай) кнігі», который, как отмечает Л. И. Довнар, стал первым опытом целостного историко-теоретического подхода к изучению книги в единстве ее материального, духовного и художественного начал [2].В. Ластовский стал первым исследователем белорусской книжной культуры, описавшим в своих работах книжное наследие Беларуси и его роль в историко-культурном развитии нации.

 Исследователи книги в середине XX века были в большей степени сосредоточены на исторических и социально-функциональных аспектах. Историческое направление исследований было тесно связано с филологическим, поскольку язык и литературное творчество образует значительное поле пересечения с миром книг и книжной культуры. Получив научную легитимность и становясь неотъемлемой частью международной академической системы, книговедческие исследования активно обогащались знаниями других гуманитарных наук – филологии, истории, культурологии, философии, искусствоведения, социологии. Наиболее продуктивными и влиятельными учеными в этой области были А. И. Мальдис, А. П Грицкевич, Г. Я. Голенченко, М. Б. Ботвинник, В. А. Чемерицкий, В. И. Дорошкевич, Л. И. Збралевич и др. [1].

 Среди наиболее значимых работ в истории белорусского книговедения советского времени необходимо отметить энциклопедический справочник «Францыск Скарына і яго час» (1988). В разработке скориноведческой тематики ведущая роль принадлежала историку-книговеду Г. Я. Голенченко, всемирно известному исследователю старопечатных кириллических изданий Беларуси XVI-XVIII вв. Во многом благодаря ему появился фундаментальный библиографический источник для книговедов – «Кніга Беларусі, 1517–1917», который в 1986 г. выпустила Национальная библиотека Беларуси [2]. В 1979 г. в Национальной библиотеке создается отдел рукописей, редкой книги и старопечатных изданий, в котором ведутся исследования в области художественного, историографического, библиографического скориноведения и исторических книжных коллекций.

 Создание в 1975 г. Минского института культуры значительно активизировало книговедческие исследования. В 1970-е гг. были защищены первые кандидатские диссертации книговедческой тематики: Р. А. Ровиной «Развитие технической литературы в Белорусской ССР (1919–1970 гг.)», И. В. Мельник «Журнал “В мире книг” как тип книговедческого издания», Е. С. Умецкой «История книгоиздания в Беларуси в первой трети XIX столетия (1801–1832 гг.)» [4]. Защиты диссертаций проходили в Московском государственном институте культуры и Ленинградском государственном институте культуры им. Н. К. Крупской.

 С середины 1990-х гг. начинается новый этап в развитии белорусского книговедения. Ведущий белорусский книговед Л. И. Довнар считает середину 1990-х гг. точкой отсчета нового времени для белорусской книжной науки [3]. Главной характеристикой этого этапа стало формирование научной школы в области книговедения с развитой академической инфраструктурой: активным взаимодействием между учеными посредством увеличения количества научных журналов, сборников и конференций, разработкой фундаментальных исследовательских программ, активизацией контактов с центрами исследования книги на международном уровне.

 В 1996 г. в Белорусском государственном университете культуры и искусств открыт Совет по защите диссертаций по специальности “библиотековедение, библиографоведение и книговедение”. Книговедение выделено в отдельное отраслевое направление в научном издании “Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў” (выпускается с 2002 г.). Сущностные характеристики белорусской книги, история и современные аспекты развития книжной культуры обсуждались на многочисленных научных форумах, таких как «Недзяржаўная выдавецкая дзейнасць у Беларусі: гісторыя і сучаснасць», «Беларуская кніга ў кантэксце сусветнай кніжнай культуры», «Кніга як фактар культуры і прадмет навуковых даследаванняў: гістарычная і сучасная перспектыва», «Рэстаўрацыя і захаванне кніжных помнікаў: погляд прафесіяналаў» и др. Среди наиболее значимых и масштабных инициатив следует отметить ежегодные «Міжнародныя навуковыя Кірыла-Мяфодзіеўскія чытанні, прысвечаныя Дням славянскага пісьменства і культуры» (с 1997 по 2014 гг. организовано двадцать конференций), посвященные историко-книговедческим и историко-культурным исследованиям.

 В течение 1994–2023 гг. в рамках национальной педагогической школы в области книговедения опубликовано более 550 работ, среди которых авторефераты диссертаций, авторские и коллективные монографии, научные статьи, материалы научных и научно-практических конференций. Анализируя публикации, можно сделать вывод о том, что книговедение представляет собой динамичную и довольно неоднородную область с концептуальным фокусом на исследованиях книжной культуры Беларуси. Среди наиболее устойчивых исследовательских приоритетов выделяются теоретико-методологические проблемы книговедения, история книги и книжной культуры, историография книжной культуры, издательская деятельность, сохранение и реставрация книжных памятников, персональное книговедение, искусство книги, реклама и продвижение книги, статистика печати, чтение и современные читательские практики, культура чтения и формирование национальной читательской аудитории. Все более популярными становятся междисциплинарные подходы к исследованиям. Белорусская книга и чтение изучаются в контексте культуры постиндустриального общества, современных литературных и издательских процессов.

 Для изучения данных аспектов требуется основательная научная подготовка по целому ряду социогуманитарных областей, включая историю, белорусское краеведение, культурологию и искусствоведение, языкознание и литературоведение, владение методами библиографоведческих, источниковедческих, математико-статистических, социологических исследований, поэтому книговедение было и остается высокоинтеллектуальной наукой с высоким порогом входа. Анализ содержания научного сборника «Беларуская кніга ў кантэксце сусветнай кніжнай культуры» 2006–2017 гг. позволяет выявить тенденцию расширения исследовательского поля книговедения, а также активизацию научного обмена с другими гуманитарными науками. Причем если в XX веке преобладал импорт научных знаний из истории, литературоведения, библиографоведения, философии, культурологии, искусствоведения, социологии, то в исследуемый период (конец XIX–начало XX века) при расширении области исследований сохраняется баланс между книговедческой и другими научными дисциплинами в процессах экспорта-импорта знаний.

 В современном книговедении, таким образом, утвердился интегративный подход к предметной области, что определяло открытость по отношению к изменениям в обществе и в других науках, динамичное накопление научных знаний. С другой стороны, это создавало некоторую угрозу чрезмерной фрагментации исследовательского поля и того, что центральные исследовательские вопросы могут контролироваться теориями и подходами в других областях. Представители научной книговедческой школы Л. И. Довнар, Н. Ю. Березкина, В. Е. Леончиков, Р. С. Мотульский, Т. А. Самойлюк осознавали возможные ограничения, а также необходимость методологического конструирования области национального книговедения, восполнения многочисленных пробелов в изучении белорусской книжной культуры и включения ее в международную систему книговедческого знания.

 Деятельность выдающегося белорусского исследователя, одного из основателей научной книговедческой школы, профессора Л. И. Довнар вдохновлена идеей создания методологической основы для национального книговедения. Ее работы по теории и методологии книговедения, истории книги, современной книгоиздательской деятельности публиковались не только в Беларуси, но и в научных журналах и сборниках России, Литвы, Польши, Украины широко известны международному научному сообществу. Благодаря уникальной по масштабам и глубине исследовательской деятельности Л. И. Довнар удалось охватить в своих работах все важнейшие проблемы белорусской книжной культуры от истории до современности [6].

 В работах ученого (к настоящему времени опубликовано более 300 оригинальных научных работ) по сути сформировано исследовательское поле белорусского книговедения путем синтеза центральных книговедческих теорий, методов и проблем, собственных новаторских концептуальных подходов. Среди наиболее значимых научных работ кандидатская диссертация «Развіццё кнігавыдавецкай дзейнасці ў Мінску (1795– 1917 гг.): кнігазнаўчы аспект» (2005), фундаментальная монография «Кніжная справа ў Мінску (канец XVIII – пачатак ХХ стагоддзя» (2015), структурный раздел «Кніжнасць новай Беларусі (ХІХ–ХХІ стст.)» в фундаментальном издании в двух томах под общей редакцией Н. В. Николаева «Гісторыя беларускай кнігі» (2011).

 В ключевых теоретических исследованиях Л. И. Довнар выстраивается концепция изучения белорусской книги как динамической категории, исторически развивающейся в контексте национальной и европейской культуры. Автор рассматривает белорусскую книгу как универсум национальной культуры и, на основе широкого диапазона теоретических подходов (культурологического, герменевтического, когнитологического, аксиологического и др.), исследует эволюцию книги и социокультурных практик, с ней связанных. Такая концептуализация белорусской книги поддерживается другими представителями книговедческой научной школы – В. Е. Леончиковым, Т. В. Кузьминич, Р. С. Мотульским, Н. Ю. Березкиной, Т. А. Самойлюк. В своих исследованиях авторы стремятся к расширению исторического, культурного, социально-экономического контекста рассмотрения книг и их содержания, вытекающего из широкой сети культурных текстов и дискурсов.

 Разработка Л. И. Довнар когнитивно-аксиологического подхода к изучению книги и книжной культуры как центральной категории книговедения позволили задать новые методологические ориентиры для исследования белорусской книги, включить белорусскую проблематику в международные книговедческие дискуссии. Книжная культура понимается, прежде всего, как «научная парадигма, способ описания мира книг как интегрированной совокупности процессов и явлений, которые связаны с книгой как способом фиксации текстов культуры и инструментом социальной коммуникации» [5]. Такое понимание способствовало метакогнитивному подходу к разработке теоретических аспектов книговедения, начиная с понятия белорусской книги и заканчивая ее типологией, эволюцией и различными аспектами функционирования в культуре.

 В целом, для белорусской книговедческой школы характерен, прежде всего, коммуникативно-культурологический подход, позволяющий исследовать книгу как феномен культуры, сложный коммуникативный объект, находящийся на пересечении конкурирующих дискурсов, отражающий и формирующий культуру на национальном и наднациональном уровне. Данный подход оказывается чрезвычайно продуктивным при изучении истории рукописной и печатной книги (Л. И. Довнар, Р. С. Мотульский, Н. Ю. Березкина, Т. А. Самойлюк), новых форматов книги, технологий ее производства и распространения (Л. И. Довнар, Н. Ю. Вайцехович, Н. Ю. Березкина, В. А. Касап, Р. С. Мотульский), искусства оформления книги и книжного дизайна (Л. И. Довнар, Н. Ю. Березкина), современных читательских практик и взаимодействия с читательскими аудиториями (Л. И. Довнар, Н. В. Клименкова, С. А. Павлова, Н. Ю. Вайцехович).

 В настоящее время исследования чтения, читательской культуры и поведения становится все более значимой и динамичной областью книговедения с большим разнообразием новых подходов, реализующих принцип «книги в действии», во взаимоотношении с читателем, в новых форматах читательской деятельности. В изучении чтения, читательской культуры и современных читательских практик приняли участие такие представители научной педагогической школы, как Н. В. Клименкова, Л. А. Демешко, С. А. Павлова, В. М. Бигеза, Н. А. Лейко, Л. И. Довнар, Н. Ю. Вайцехович, Н. Е. Петушко и др. За исследуемый период сформирован корпус идей и текстов о культуре чтения как базовом элементе книжной, информационной и медиакультуры, взаимодействии книжной и экранной культур, трансформации культуры чтения и ее основных составляющих в условиях цифрового общества. Отмечая проблемные аспекты формирования культуры чтения и национальной читательской аудитории, исследователи уделяют особое внимание изучению и оценке таких читательских метакомпетенций, как понимание и интерпретация текстов, способность к обобщению, аналитике и верификации информации, свободный выбор и оценка текстов для чтения в условиях плюральной сетевой реальности, формирование личностных критериев отбора, чтения и интерпретации книг.

 Тенденцией последнего десятилетия стало формирование нового поля исследований – цифрового чтения и связанных с ним читательских практик. Внимание исследователей, прежде всего, направлено на сравнительный анализ печатного и цифрового чтения, однако постепенно формируются новые аспекты, связанные с изучением цифровых стратегий чтения (скиминг, сканирование, мультимодальное чтение и др.) и их отличий от углубленного чтения в когнитивном и нейропсихологическом аспектах. Все больше научных подтверждений получает вывод о том, что наибольшее различие в результатах чтения и когнитивных процессах достигается при сравнении «фиксированного» текста и гипертекста, моно- и мультимодельного текста, а не печатного с электронным. Данное обстоятельство ведет к преодолению дихотомии «печатное–цифровое чтение», которая ограничивает изучение процессов чтения средствами доставки текста, игнорируя различия в других факторах, влияющих на характер и эффективность чтения. Среди этих факторов – когнитивные, культурные и социальные эффекты понимания текстов, полученных по разным каналам медиа и коммуникаций, в разных контекстах, с учетом сложных вариаций типов текстов, читателей, читательских действий, мотивов и стратегий, которые могут влиять на восприятие и понимания текста.

 Обзор ключевых исследований Л. И. Довнар, Р. С. Мотульского, Н. Ю. Березкиной, Т. А. Самойлюк, Н. Ю. Вайцехович, Н. В. Клименковой, Л. А. Демешко, С. А. Павловой, В. М. Бигезы и др. позволяет выделить следующие характерные для научно-педагогической школы тенденции: 1) интегративный (метакогнитивный) подход к исследуемым вопросам, высокий уровень междисциплинарного обмена между книговедением и многочисленными дисциплинами и социально-гуманитарными науками; 2) ориентация на коммуникативно-культурологический и аксиологический подходы, в наиболее полном виде разработанные Л. И. Довнар, позволяющие исследовать книгу как сложный коммуникативный объект, проявляющий себя не столько в предметности, сколько в социально-культурных взаимодействиях; 3) высокая персонализация и рефлексивность книговедческой науки, проявляющаяся в концентрации исследований на роли личности в развитии национальной и мировой книжной культуры, научном, просветительском и гуманистическом вкладе деятелей книжной культуры, ученых, литераторов, издателей.

 Проведенный анализ показывает, что на теоретико-методологическом уровне не существует единой теории книги или чтения, и нет никакой очевидной необходимости в ее разработке. Как и во многих других молодых областях исследований, в книговедении ведутся постоянные дискуссии по поводу определения основных понятий, выработке новых методологических подходов и интерпретации различных книговедческих явлений. В этих дискуссиях книга предстает как многозначный и многофункциональный объект, и скорее, основной проблемой является недостаток локальных книговедческих исследований, восполняющих пробелы в изучении своеобразия книжной культуры различных регионов Беларуси. Перспективы развития научно-педагогической книговедческой школы связаны также с дальнейшим расширением диапазона методологических подходов, сочетанием классических книговедческих методов с дискурсивным и герменевтическим анализом, этнографическим наблюдением, методами культурологии и социальной семиотики, нейрофизиологических и поведенческих наук, что послужит основой дальнейшей разработки и углубления исследований книги и чтения в междисциплинарных контекстах.

 Список источников

  1. 1. Довнар, Л. И. Возникновение и развитие науки о книге в Беларуси: истоки и перспективы книжной культуры во взаимосвязи / Л. И Довнар // Федоровские чтения, 2011 / Российская академия наук. – Москва, 2012. – С. 250–265.
  2. 2. Доўнар, Л. І. Беларуская навука пра кнігу ў кантэксце персанальнага кнігазнаўства / Л. І. Доўнар // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2014. – № 1 (21). – С. 107–119.
  3. 3. Доўнар, Л. І. Праблемнае поле беларускай кнiгазнаўчай навукi i адукацыi / Доўнар Ларыса Іосіфаўна // Беларуская кніга ў кантэксце сусветнай кніжнай культуры : зборнік навуковых артыкулаў : [у 2 ч.] / Беларускі дзяржаўны універсітэт культуры i мастацтваў. – Мінск, 2006. – Ч. 2. – С. 204–209.
  4. 4. Касап, В. А. Кнігазнаўчыя даследаванні ў Беларускім дзяржаўным універсітэце культуры і мастацтваў / В. А. Касап // Беларуская кніга ў кантэксце сусветнай кніжнай культуры : зборнік навуковых артыкулаў / Беларускі дзяржаўны універсітэт культуры і мастацтваў. – Мінск, 2008. – Вып. 2. – С. 119–123.
  5. 5. Мігань, К. Кніжная культура – спроба акрэслення паняцця як навуковай катэгорыі / Кшыштаф Мігань // Беларуская кніга ў кантэксце сусветнай кніжнай культуры: гісторыя і сучаснасць : зборнік навуковых прац / Беларускі дзяржаўны універсітэт культуры i мастацтваў. – Мінск, 2011. – [Вып. 3.] – С. 17–39.

6. Мігань, К. Ларыса Доўнар – выбітны беларускі бібліёграф і бібліёлаг // Ларыса Іосіфаўна Доўнар : біябібліягр. даведнік / склад. Т. А. Самайлюк ; М-ва культуры Рэсп. Беларусь, Беларус. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў, бібліятэка. – Мінск : БДУКМ, 2018. – С. 9–13. 

Сведения об авторе

Вайцехович Надежда Юрьевна - заведующий кафедрой информационно-аналитической деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств (Минск), кандидат педагогических наук, доцент

К оглавлению выпуска

библиотековедение, продвижение чтения, чтение, история книги

21.02.2024, 138 просмотров.