Современные социокультурные практики: изучаем, анализируем, проектируем. ГРУШЕВСКАЯ Н.В. РОЛЬ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА БИБЛИОТЕКИ В СОЗДАНИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ

 Библиотека, как социальный институт, играет важную роль в сохранении человеческой культуры и формировании тенденций к повышению уровня образования в обществе. Будучи общедоступными, библиотеки реализуют конституционное право человека на свободный доступ к информации. Аккумулируя в себе достоверные сведения в различных областях знаний, в том числе краеведческих материалов, библиотечные учреждения становятся бесценными хранилищами знаний. Также стоит отметить, что реализация культурно-досуговой деятельности библиотек поднимает их значение для общества; однако же не для всех категорий пользователей одинаково легко приобщиться к библиотечным продуктам и услугам в стенах библиотеки.

 Современное библиотечное обслуживание реализуется как в традиционном, так и в виртуальном пространстве. Можно говорить о том, что у каждой библиотеки, от федеральных до сельских, есть страницы в социальных сетях и  официальные сайты. На них представлена не только информация о работе учреждения, но и библиотечные услуги, которыми читатель может воспользоваться удаленно. Это соответствует запросам общественности, так как за последние три десятилетия жизнь стала более динамичной и изменила привычки пользователей в восприятии информации [1]. Так, появился термин «клиповое мышление» означающий новый тип мышления, ориентированный на фрагментарное восприятие информации, в формате коротких отрывков и ярких образов.

  Пандемия 2020 года подтолкнула развитие библиотек в виртуальном пространстве, сделав их сайты и социальные сети более разнообразными. Тем не менее, даже на современном этапе не все учреждения умеют реализовывать эффективную работу в Сети Интернет и делать ее качественной. Так, некоторые библиотеки ведут свои аккаунты нерегулярно, дублируют в них однотипную информацию, производя контент для отчетности, а не для использования возможностей сетевых платформ.

  Необходимо учитывать, что не во всех библиотеках есть компетентные специалисты для ведения активной работы в виртуальном пространстве, а также время для этой деятельности, однако же, значение этой работы сложно переоценить. Разнообразие услуг, которыми можно воспользоваться удаленно, повышают доступность библиотечных продуктов среди маломобильных групп пользователей, а также людей с нарушениями зрения. Таким образом, виртуальные платформы помогают создавать инклюзивное пространство учреждений культуры, что в свою очередь повышает культуру в обществе в целом. К тому же, виртуальные справочные службы делают услуги библиотек доступнее для работающих и учащихся пользователей, график которых не позволяет прийти в библиотеку лично.

  Сетевые ресурсы на текущем этапе общественного развития являются наиболее доступными для всех групп населения. Несмотря на то, что курсы компьютерной грамотности для пожилых людей все еще пользуются спросом, по результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на 2022 год более 74% россиян обладают навыками работы за компьютером [2]. Из этого, опять же, можно сделать вывод об актуальности работы в Сетевом пространстве. Чем чаще материалы, относящиеся к культуре, будут попадать в поле зрения современного человека, тем выше воздействие на общество они будут иметь.

  Особую роль имеет именно инклюзивная составляющая библиотечного обслуживания в сети Интернет.

  Для маломобильных людей, к которым относятся не только граждане с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но также дети и пенсионеры, ресурсы сети интернет предлагают:

- виртуальные выставки и экскурсии;

- аудиальные и аудиовизуальные материалы;

- удаленные справочные службы;

- электронную доставку документов (ЭДД);

- информацию о работе библиотеки и др.

  Людям с ограничениями по зрению виртуальные платформы предлагают также увеличение изображения, подкасты, аудиокниги [3].

  Таким образом, можно говорить о том, что обучение библиотечных специалистов виртуальному обслуживанию является перспективным направлением проектов по повышению квалификации.

  Современные пользователи привыкли удовлетворять свои информационные запросы с помощью обращения к электронным ресурсам. Из этого возникает вопрос о качестве, достоверности и полноте предложенных в них материалах. Библиотечные специалисты, в свою очередь предлагают наиболее исчерпывающие и полезные по информативности продукты и услуги. Из этого встает лишь вопрос по их популяризации среди потребителей [7].

  Поскольку библиотечные учреждения различаются по целевой направленности, сайты детских библиотек могут и должны стать интересными, удобными и безопасными платформами для использования детьми, а сайты общедоступных библиотек – популярными среди пользователей от 14 лет и старше. Специализированные учебные библиотеки также могут и должны иметь страницы в социальных сетях и, если не официальный сайт, то хотя бы собственный раздел на сайте учреждения, к которому относятся.

  При помощи виртуальных ресурсов библиотеки могут конкурировать и сотрудничать с коммерческими культурно-досуговыми и образовательными учреждениями, предлагая пользователям материалы, создаваемые в рамках работы. Особую роль, исходя из возникающих в Сети информационных угроз, имеет справочно-библиографическое обслуживание, которое поможет пользователю обратить внимание не только на качественные ресурсы, но и перенаправит их внимание на ранее неизвестные библиотечно-библиографические материалы, созданные другими учреждениями, например, федеральными [9].

  Так, не все дети и их родители обращаются к официальному сайту Российской государственной детской библиотеки (РГДБ), используя ресурсы коммерческих организаций и знакомых им детских библиотек. При этом, РГДБ имеет множество ценных продуктов и услуг, представленных на официальном сайте и в социальных сетях. Среди них медиапроекты: «Виртуальный музей ДИАФИЛЬМ.ОНЛАЙН», «Виртуальные выставки», «Национальная Электронная Детская библиотека», «Библиогид. Рекомендательный ресурс для детей и взрослых», «ПроДетЛит. Всероссийская энциклопедия детской литературы», «Смотри РГДБ. Медиатека Российской государственной детской библиотеки», «Вебландия. Лучшие сайты для детей», «Летопись мужества. Просветительский ресурс о Великой Отечественной войне».

  Все вышеперечисленные ресурсы доступны для обращения удаленно и предлагают ознакомиться с качественными материалами для детей, подготовленными специалистами библиотечного дела. Так, например, проект «Смотри РГДБ. Медиатека Российской государственной детской библиотеки» может стать отличной альтернативой мультфильмам для ребенка и занять его в то время, когда родителям нужно отвлечься. При этом можно быть уверенным в том, что просмотр будет иметь исключительно положительное воздействие на ребенка.

 Так, можно выделить раздел проекта «Читаем вслух» где библиотечные специалисты в привлекательном для детей формате предлагают ознакомиться с любимыми сказками. Этот ресурс поможет найти что-то новое для ребенка в момент, когда любимые книжки уже прочитаны, а родители нуждаются в отдыхе. Слушать сказки также могут дети с нарушениями зрения. На сайте есть версия для слабовидящих, предлагающая различные варианты увеличения текста на экране.

 Краснодарские детские библиотеки также проводят мероприятия для детей в электронном формате. Так, в своем телеграмм-канале Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых (ККДБ) проводит интеллектуальные и развлекательные виртуальные мероприятия для детей, подталкивающих их к чтению и саморазвитию, организуя интеллектуальный досуг и формируя моральные ценности.

  На странице в социальной сети «Вконтакте» ККДБ также есть аудиосказки, а на официальном сайте версия для слабовидящих, что поможет детям с ограничениями зрения и тем, кто только учится читать.

  Публикуя на своих страницах ресурсы других учреждений, библиотека может сотрудничать с ними, а также предлагать пользователям интересные материалы, не затрачивая время на их создание. Между библиотечными учреждениями обязателен подобный подход, так как в цифровом пространстве они могут стать единым целым, что поможет как пользователям, так и специалистам.

  На страницах в социальных сетях библиотек можно располагать подкасты. Они могут быть как для родителей – о воспитании, привитии любви к чтению, рекомендации литературы, создании благоприятной обстановки для ребенка и его развитии, так и для детей – о том, как провести время интересно, что посмотреть и почитать на каникулах, о здоровье и гигиене, о правилах дорожного движения, об отношениях с родителями и сверстниками, профориентационные подкасты и др.

  Подкасты привлекут детей и их родителей, поскольку соответствуют запросу общества в динамичной жизни, а также могут стать возможностью для сотрудничества с другими организациями и людьми. Так, подкаст о воспитании можно было бы записать в сотрудничестве с педагогами, психологами или детскими центрами развития, а подкаст о чтении на каникулах или об отношении со сверстниками – совместно с популярными среди детей блоггерами и лидерами мнений.

  Рассматривая деятельность общедоступных библиотек, необходимо описать работу Российской национальной библиотеки (РНБ). На официальном сайте есть версия для слабовидящих, а также множество видеоэкскурсий в разделах «Фильмы о библиотеке», «Фонды, коллекции, уникальные материалы», «Звучащие автографы». Это особенно актуально для маломобильных пользователей, так как предлагает возможность приобщиться к культурному пространству не выходя из дома. Также на сайте, в разделе «Ресурсы» представлены:

- электронные каталоги;

- электронная библиотека;

- виртуальные выставки;

- ресурсы интернет

- видеолекторий.

  Таким образом, на базе библиотеки есть множество ресурсов, соответствующих запросам маломобильных групп пользователей, а возможности версии для слабовидящих делают библиотеку доступнее для пользователей с нарушениями зрения.

  Рассмотрим ресурсы социальных сетей библиотеки, доступные для маломобильных пользователей. Так, в социальной сети «Вконтакте» есть множество клипов и видео с полезным содержанием, обсуждения «Вопросы библиографу», а также удобная навигация по странице с помощью хэштегов, которая помогает быстро найти нужную информацию. На странице пользователь может найти не только фотографии с мероприятий в библиотеке, как на страницах многих учреждений, но и очерки об истории РНБ, книги из фондов, афиши мероприятий, лекции, выставки, концерты, спектакли и кинопоказы, прямые трансляции и экскурсии. Все эти материалы публикуются также и на других платформах библиотеки, например на сайтах: «Одноклассники», «Рутьюб», «Яндекс.Дзен», «LiveJournal», а также в мессенджере «Telegram», однако информация на платформах не дублируется, а предоставляется как ссылка на другую платформу для ознакомления, а подходы к ведению каждого профиля различаются.

  Таким образом, пользователю интересно следить за обновлениями библиотеки на различных виртуальных платформах, ведь на каждой из них он может почерпнуть что-то новое и полезное для себя. При этом, если читатель не имеет возможности оставаться активным участником всех социальных сетей, он ничего не упустит, так как самая интересная информация представлена на большинстве платформ.

  Необходимо отметить также и удобный сайт библиотеки с интуитивной навигацией. Воспользоваться им будет комфортно даже для пользователей с низкой компьютерной грамотностью.

  Рассматривая городские библиотеки Краснодара, можно отметить ресурсы Центральной городской библиотеки «МУК ЦБС имени Некрасова». На официальном сайте есть версия для слабовидящих с различными вариантами цвета сайта, а также увеличением интервалов и размера текста.

  Для маломобильных пользователей, сайт предлагает возможность ознакомиться с электронным каталогом и афишей мероприятий (в которые также входят кружки и клубы) удаленно. Также есть дистанционные службы «Виртуальный библиограф», «Виртуальная справка», «Продление книг», «Виртуальный библиотекарь», «Библиотечный психолог», а также «Викторины», «Конкурсы», «Виртуальные экскурсии» и др.

  Таким образом, воспользоваться многими из библиотечных услуг, читатель может не выходя из дома, в удобное для себя время. На сайте  возможно расположить интерактивные ресурсы, позволяющие взаимодействовать с ним при помощи кликов. Примером подобного ресурса является проект Краснодарской краевой юношеской библиотеки (ККЮБ) «Краевой историко-литературный поход по местам боев на Кубани», предлагающий на карте рассмотреть, в каком из районов Краснодарского края родился и вырос герой Великой отечественной войны [5].

  Страниц в социальных сетях  у МУК ЦБС г. Краснодара много, так как каждый из филиалов ведет свою страницу. Основным аккаунтом является «ЦГБ им.Н.А.Некрасова #the_real_librarian»  [10]. 

  Страницы ЦБС города Краснодар представлены также на таких виртуальных платформах как «Одноклассники», «Яндекс.Дзен» и мессенджер «Telegram».

  Снимая видеоролики, выкладывая короткие яркие заметки, библиотечные специалисты могут использовать особенности клипового мышления для привлечения пользователей и продвижения своей деятельности. Чтобы оставаться востребованными, необходимо менять свою работу в соответствии с интересами пользователей и адаптироваться к новым способам восприятия информации и трансляции материалов. Наибольшей эффективности в работе на видеохостингах, опять же, можно достигнуть в сотрудничестве с видеоблоггерами [7].

  Таким образом, на современном этапе развития библиотечной деятельности, существует множество продуктов и услуг, которыми пользователь может воспользоваться удаленно, что способствует популяризации библиотечных услуг и формировании инклюзивного пространства.

Поскольку маломобильным группам пользователей особенно удобны виртуальные материалы, следует с большим вниманием подходить к их созданию и вести страницы на официальных сайтах осознанно, не сводя их к простой отчетности о проведенных мероприятиях. Это направление можно развивать в рамках проектной деятельности, организуя сотрудничество с коммерческими и некоммерческими учреждениями, различными волонтерскими организациями, блоггерами и лидерами общественного мнения, привлекать инициативных пользователей.

  Одним из способов эффективной работы в социальных сетях является создание уникального контента, который поднимет важные вопросы у читателей, ответы на которые они смогут найти в книгах и библиотечных мероприятиях. Простую отчетность о мероприятиях могут заменить прямые эфиры и видеотрансляции из стен библиотеки.

 

Список источников

  1. 1. Большаков С. С. Анализ записей пользователей социальных сетей для выявления актуальных проблем // Интерактивная наука. 2024. №1 (87). С. 45-50.
  2. 2. ВЦИОМ оценил уровень компьютерной грамотности россиян. За 30 лет он увеличился в 7,4 раза / Официальный сайт издания РБК life/ URL: https://www.rbc.ru/life/news/62ea525f9a79473113939f86 (дата обращения 05.01.2024).
  3. 3. Демиденко О. А. Ольга Библиотечный подкаст: авторский продукт и коллективное благо // Буква и Цифра: библиотеки на пути к цифровизации. Сборник окладов Четвертой научно-практической конференции «БиблиоПитер-2023». Москва, 2023.  С. 34 – 38.
  4. 4. Дорожкин А. С. Библиотерапия в контексте деятельности современных библиотек: сущность и организационная специфика // Румянцевские чтения - 2023: материалы Международной научно-практической конференции. Министерство культуры РФ, Российская государственная библиотека, Библиотечная Ассамблея. Москва, 2023.  С. 236 241.
  5. 5. Краевой историко-литературный поход по местам боев на Кубани // Официальный сайт. URL: https://www.bibliovaravva.ru/regional-studies/literature-map/ (дата обращения 10.01.2024).
  6. 6. Лейченко Н. М. Подкаст как актуальная форма библиотечной коммуникации // Библиотечный фронтир: новые смыслы, вызовы, идеи и практики. 2022.  С. 33-36.
  7. 7. Леховицер Н. А. Организация инклюзивного пространства в современной библиотеке (из опыта работы Хабаровской краевой специализированной библиотеки для слепых) // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. 2022.  №2 (95).  С. 148-155.
  8. 8. Степанов В. К. Цифровые библиографические ресурсы в деятельности современной библиотеки //  9. Информационная безопасность и межкультурная коммуникация в контексте цифровой трансформации. Сборник научных трудов. 2022. С. 288 – 293.
  9. 10. Хорошавина Е. В. Инклюзивное социокультурное пространство общедоступных библиотек для детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022.  №2 (106). С. 160-172.
  10. 11. ЦГБ им.Н.А.Некрасова #the_real_librarian // Официальный сайт социальной сети «Вконтакте». – URL: https://vk.com/the_real_librarian (дата обращения 05.01.2024).
  11. 12. Читаем вслух // Официальный сайт РГДБ. URL: https://rgdb.ru/megaproekty/smotri-rgdb-mediateka-rossijskoj-gosudarstvennoj-detskoj-biblioteki/13760-chitaem-vslukh (дата обращения 08.01.2024).

Сведения об авторе

Грушевская Наталия Витальевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационно-библиотечной деятельности и документоведения факультета гуманитарного образования Краснодарского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

Год литературы, библиотечные продукты и услуги., конференции, мероприятия, продвижение чтения, Яндекс

21.02.2024, 54 просмотра.