Современные социокультурные практики: изучаем, анализируем, проектируем. ГУБИНА Е.В., РЕШЕТНИКОВА О.В. ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА САЙТОВ БИБЛИОТЕК И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРИОБЩЕНИИ МОЛОДЕЖИ К ЧТЕНИЮ: БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 В современных условиях развития интернет-технологий, появления новых каналов коммуникации важно найти инструменты воздействия на читательскую активность молодежи, которые будут наиболее адекватны реалиям сегодняшней жизни.

 Во многих изданиях [11; 5; 6; 8; 10] отмечаются преимущества социальных сетей в популяризации чтения. Подчеркивается большая роль в продвижении книг и чтения именно рекомендательно-библиографических ресурсов, размещенных в сетевом пространстве библиотек и Интернета [1; 4; 3; 2]. Таким образом, вопросы, связанные с книгами и чтением, активно обсуждаются в социальных сетях Интернета и мессенджерах; в соцсетях, используемых библиотеками.          Несмотря на широкое представительство библиотек в социальных сетях ряд исследователей и практиков библиотечной работы задается вопросом о целесообразности и эффективности этой деятельности. Данной проблеме была посвящена дискуссия «Соцмедиа в библиотеках: скорее модные, чем нужные?» в информационно-аналитическом журнале «Университетская книга», которая вызвала живой отклик среди специалистов [9].

 В ходе дискуссии Е.Н. Бейлина (главный редактор журнала «Университетская книга») так сформулировала вопрос: «…действительно ли социальные медиа — серьёзный инструмент продвижения книги, бренда, рекомендательных сервисов? Или это среда, в которой полезно присутствовать, но не более того?». Мнения участников разделились. Е.Н. Бейлину поддержала Е.В. Линдеман (ГПНТБ России): «Социальные медиа стали скорее модными, чем нужными библиотеке. Не надо преувеличивать их значение» – считает она [9. с. 57]. Противоположную точку зрения отстаивает Н.М. Свергунова (Научная библиотека Приокского государственного университета). Она уверена в том, что «чем активнее мы будем рекламировать сетевую деятельность библиотеки в процессе реального общения с читателем, тем выше будет мотивация посещать библиотечные сетевые ресурсы» [7, с. 54]. 

 Таким образом, выявление потенциала сайтов библиотек и библиотечных аккаунтов в социальных сетях представляется нам достаточно актуальным.

  Проводя с 2018 по 2023 годах мониторинг сайтов универсальных библиотек Российской федерации на предмет выявления рекомендательно-библиографических ресурсов, О.В. Решетникова изучала и рекомендательные материалы, которые размещают эти библиотеки на своих страницах в социальных сетях (например, ВКонтакте, в Одноклассниках и в др. популярных соцсетях). Отмечается, что рекомендательно-библиографические материалы не всегда занимают значительное место в библиотечных аккаунтах социальных сетей, не всегда они доступны для быстрого поиска и использования.

 В 2022–2023 годах нами было проведено исследование, включающее анкетирование с последующим анализом и обобщением полученных данных. Была разработана и разослана анкета, созданная с помощью Google Forms. Было опрошено 216 респондентов – студентов Московского городского педагогического университета, возраст участников от 18 до 25 лет. Целью исследования стало изучение представлений молодых людей о привлекательном для них контенте сайтов библиотек, аккаунтов библиотек в социальных сетях и книжных социальных сетей Интернета как источниках библиографической информации. Задачи исследования: 1) проанализировать предпочитаемые молодыми людьми содержание и формы представления библиографической информации в сетевом пространстве библиотеки и Интернета; 2) выявить направления в деятельности библиографов и библиотекарей для создания такого контента (сайтов и библиотечных страниц в социальных сетях), который был бы действенным инструментом поддержки чтения молодежи; 3) наметить перспективы сотрудничества сайтов библиотек и социальных сетей.

 Нам представлялось закономерным в начале исследования понять, а знают ли респонденты о существовании социальных сетей, используемых библиотеками. Результаты опроса об осведомленности респондентов о наличии страниц библиотек в социальных сетях и других источниках библиографической информации, а также об их посещаемости представлены в таблице 1.

Таблица 1. Количество респондентов (в %), осведомленных об источниках библиографической информации

Источник библиографической информации

 

Осведомлены

 

 

Посещают

 

 

Регулярно посещают

 

Состоят  в соцсетях

Сайты библиотек

92%

57%

46%

-

Страницы библиотек в социальных сетях

57%

28%

18%

17%

(3% активно)

Книжные социальные сети Интернета

64%

49%

32%

30%

 О существовании сайтов библиотек осведомлены почти все респонденты (92%), а вот о наличии страниц библиотек в социальных сетях знают лишь чуть больше половины респондентов (57%). Более осведомлены студенты о наличии книжных социальных сетей Интернета, таких респондентов 64%.

 При этом знание и реальное поведение респондентов расходятся: при поиске нужной информации о книгах на сайты библиотек заходят лишь 57% студентов, а пользуются библиотечными аккаунтами в социальных сетях лишь треть – 28% (т.е. соответственно лишь примерно половина осведомленных респондентов). В книжные же социальные сети Интернета заходят почти половина респондентов (49%), они пользуются персональными блогами, группами, буктьюбами как источниками информации о книгах (например, LiveLib, Goodreads, Wattpad, Flibusta, блог Энтони Юлая, подкаст «Базаров порезал палец» и др.). В этих онлайн сервисах для книголюбов можно найти тематические подборки, списки книг, узнать о новинках, написать рецензию, обсудить прочитанное и т.п. Рекомендательный характер материалов для любителей книг в сетевом пространстве Интернета позволяет пользователям быстро найти понравившуюся книгу, получить о ней первоначальную информацию, обеспечивает доступность в получении библиографической информации.

 Регулярно обращается к сайтам библиотек – 46% респондентов, к социальным сетям, используемых библиотеками, – 18% (лишь пятая часть опрошенных), т.е. еще меньше молодых людей, чем заходит хотя бы изредка, нерегулярно. Треть опрошенных (32%) регулярно посещают книжные социальные сети Интернета.

 На вопрос «Состоите ли Вы в аккаунтах социальных сетей библиотеки?» утвердительный ответ дали 17% респондентов. Третья часто респондентов (32%) состоят в каких-либо книжных социальных сетях Интернета. Предположим, что это как раз те молодые люди, которые регулярно посещают социальные сети, используемые библиотеками, или книжные соцсети Интернета.

 Активность (оставляют комментарии, задают вопросы, высказывают свое мнение и т.п.) проявляют почти все участники соцсетей Интернета, при этом активность в библиотечных аккаунтах социальных сетей показывает всего лишь 3% респондентов.

 Можно отметить, что как источники информации о книгах и других печатных и электронных изданиях библиотечные аккаунты в социальных сетях значительно проигрывают по сравнению с книжными социальными сетями Интернета.

 Таким образом, закономерен вывод о необходимости информирования молодежи о существовании социальных сетей, используемых библиотеками, как актуальных, интерактивных источниках библиографической информации. Однако, на наш взгляд, должно быть не просто информирование о наличии библиотечных аккаунтов в социальных сетях, а необходимо создание у пользователей мотивации (т.е. стремления, желания) для реального посещения страниц библиотеки в социальных сетях. Для того, чтобы молодые люди были постоянными пользователями социальных сетей, используемых библиотеками, необходима систематическая целенаправленная работа библиографов, библиотекарей по вовлечению молодежной аудитории в сетевое пространство библиотеки.    

 Эти данные о посещаемости сайтов библиотек и библиотечных страниц в соцсетях могут быть связаны, наряду с другими причинами, и с наличием или отсутствием доверия респондентов к различным источникам информации о книгах и других печатных и электронных изданиях (см. рис.1 и рис.2).

 

Рис. 1. Доверие респондентов к различным источникам библиографической информации

 Сайтам библиотек доверяют 56 % респондентов, а социальным сетям, используемых библиотеками, – всего 8,5% респондентов. Можно предположить, что это объясняется необходимостью долгого поиска рекомендательно-библиографических материалов в библиотечных аккаунтах соцсетей. В пользу этого предположения отметим выбор 35,7% респондентов книжных социальных сетей Интернета как заслуживающего доверия источника библиографической информации.

Рис.2. Доверие респондентов к различным персонам, рекомендующим книги

 Среди персоналий больше всего респондентов (74%) доверяет значимым людям при восприятии рекомендации книг. Специалистам библиотек, библиографам доверяет лишь 9% респондентов. В связи с этим одним из направлений работы по привлечению внимания к информации в аккаунтах социальных сетей библиотек является формирование у пользователей эмоционально положительного отношения, доверия к социальным сетям, используемых библиотеками, а также к мнению специалистов библиотек. Библиотекари, библиографы, наполняющие сайты библиотек, ведущие социальные сети, отбирают, как правило, качественную информацию о книгах, являются профессионалами своего дела, что и может быть залогом формирования доверия к ним.

 Далее рассмотрим, какое содержание и какие формы предоставления информации привлекают молодых людей. Ответы студентов на вопрос «Информация о каких изданиях Вас привлекает?» представлены на рис. 3.

Рис.3. Содержание контента, привлекательное для респондентов

 Данные диаграммы показывают, что респондентами востребована информация о всех видах литературы, за исключением технической литературы (это можно объяснить тем, что в исследовании принимали участие студенты гуманитарного профиля обучения и при этом большинство девушки, что могло сказаться на том, что информация о технической литературе интересует всего лишь 8 человек из выборки).

 Студентов привлекает (это выбор почти 70% респондентов) информация о художественной литературе (в основном, интересует информация о детективах, классической литературе, фантастике и фэнтези). Информация о книжных новинках привлекает более 60% пользователей. Информация об учебной и справочной литературе, а также о научной и научно-популярной литературе также востребована пользователями (чуть больше половины респондентов).   Меньше всего студентов выбрали как привлекательные такие жанры художественной литературы как беллетристика и историческая и мемуарная литература. Таким образом, молодые пользователи проявляют интерес к разным видам литературы, причем предпочтение научной, научно-популярной и учебной литературы почти не уступает запросам в области художественной литературы.

 Немаловажным является также выявление форм представления библиографической информации, которые предпочитают студенты. Количество респондентов (в %), предпочитающих те или иные формы представления библиографической информации, представлено на рис. 4.

Рис.4. Предпочитаемые респондентами формы представления библиографической информации

 Более половины респондентов выбирают: отзывы читателей – 64%, обзоры (новинок, тематические) – 62%, рейтинговые подборки книг – 53%, рекомендательные списки – 49%.

 То есть можно сказать, что респонденты предпочитают рекомендации литературы в готовой форме, которая не требует от них активной работы по анализу, сравнению, обобщению предлагаемой информации.

 Треть респондентов (30%) интересуется обсуждением книг в различной занимательной форме (например, дискуссии, диалоги, интернет-клубы), т.е. предпочитают интерактивные формы получения информации; еще примерно треть (28%) привлекают видеоматериалы с применением мультимедийных технологий (видеоподборки роликов о книгах, видеоклипы, буктрейлеры и т.п.). Таким образом, нельзя сбрасывать со счетов и интерес молодежи к интерактивным и мультимедийным технологиям, которые используются при создании контента.

 Наименьшей популярностью у опрашиваемых пользуются виртуальные читальные залы, а также ссылки на электронные библиотеки и различного рода цифровые сервисы (каталоги, справочники и др. источники).

 Рассмотрим средства привлечения внимания к книгам, которые интересны участникам исследования (рис. 5). Формулировки вариантов ответов о средствах привлечения внимания определялись нами на основе анализа литературы по рекомендательной библиографии и на основе анализа рекомендательно-библиографических материалов, размещенных на сайтах библиотек, в библиотечных социальных сетях и в социальных сетях Интернета.

Рис.5. Средства привлечения внимания к книгам, которые интересны участникам исследования

 Большинство респондентов привлекают яркие цитаты из книг (64%), занимательный и эмоциональный язык изложения (57%), наличие юмора (54%), увлекательный, необычный подход к сюжету (48%), проблемные вопросы по содержанию книги (43%). Данные приемы, связанные с особенностями информации (ее яркость, необычность и т.п.), активизируют непроизвольное внимание, не требующее проявления активности, волевых усилий у субъекта восприятия.

 Однако ряд приемов требуют от воспринимающего все-таки определенной работы: активности его воображения, мышления, восприятия, волевых усилий, что характеризует уже произвольное внимание субъекта. Можно предположить, что именно эта необходимость внутренней работы субъекта не очень привлекает наших респондентов. Речь идет в данном случае о следующих средствах привлечения внимания: идентификация себя с героями произведения при его воображаемой экранизации (32%), фанфики (возможность создания своего варианта развития сюжета книги) (23%), литературные и исторические онлайн игры, викторины и марафоны с использованием материалов книг (16%), онлайн-челленджи (творческое повторение задания) (5%). Лишь для пятой части респондентов привлекательны видеоматериалы в качестве средства передачи библиографической информации: интересное и креативное содержание видеороликов предпочитают 22% респондентов, короткие и яркие клипы – 19%.

 За счет рассматриваемых стимулирующих средств можно побуждать к чтению потенциальных читателей, повышать их читательскую активность. В этом случае перед библиографами стоит задача создания и размещения в сетевом пространстве библиотеки различных средств привлечения и непроизвольного, и произвольного внимания потенциальных пользователей.

 Таким образом, мониторинг сайтов универсальных библиотек Российской федерации, библиотечных аккаунтов в социальных сетях и проведенное эмпирическое исследование позволяют наметить пути совершенствования контента социальных сетей, используемых библиотеками, а именно:

  1. - Размещение в библиотечных аккаунтах социальных сетей рекомендательно-библиографических ресурсов о лучших образцах литературы.
  2. - Информирование пользователей о наличии аккаунтов библиотек в социальных сетях как источниках библиографической информации, создание мотивации для реального регулярного посещения социальных сетей.

  3. - Учет интересов и предпочтений молодежной аудитории при разработке содержания и форм подачи библиографической информации, отбор актуальной информации о литературе.

  4. - Создание специальных средств привлечения и поддержания внимания молодых людей – потенциальных пользователей.

 Отметим некоторые перспективы сотрудничества сайтов библиотек и социальных сетей, которые нам представляются следующим образом:

- размещение на страницах библиотек в социальных сетях рекомендательно-библиографических ресурсов (как и на сайтах библиотек) для популяризации лучших образцов литературы в соответствии с принципами актуальности, информационной ценности, доступности;

- использование опыта предоставления информации в книжных социальных сетях Интернета (размещение материалов рекомендательно-библиографического характера; интерактивность сервисов; представление книжных новинок; простые формы подачи библиографической информации: списки, подборки и т.п.);

- активное взаимодействие сотрудников библиотеки, ведущих страницы в социальных сетях, и тех, кто наполняет контент библиотечного сайта;

- разработка контента сетевых ресурсов библиотеки с учетом ожиданий пользователей.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. 1. Брежнева В.В. Рекомендательная библиография – новые векторы развития в цифровой среде // Библиография. 2020. № 6 (431). С. 3–14.
  2. 2. Губина Е.В., Решетникова О.В. Возможности популярной (рекомендательной) онлайн-библиографии в продвижении чтения // Библиотековедение. 2019. Т. 68, № 6. С. 593–603. 
  3. 3. Гушул Ю.В. Потенциал рекомендательных библиографических сервисов в пространстве соцсетей // Моргенштерновские чтения — 2020 : Информационно-библиографическая деятельность библиотек: тенденции, современные проекты и инициативы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Челябинск, 27—28 окт. 2020 г.). Челябинск, 2020. С. 139–148.
  4. 4. Лопатина Н.В. Новое – хорошо забытое старое: рекомендательная библиография в современном информационном пространстве // Библиографическое обеспечение свободного развития личности. Краеведческая библиография : материалы II Междунар. библиогр. конгр. «Библиография: взгляд в будущее» (Москва, 6—8 окт. 2015 г.). М., 2016. С. 6–13.
  5. 5. Писарева, Д.С. Социальные сети как способ популяризации деятельности библиотек // Молодой ученый. 2020. № 21(311). С. 623–624.
  6. 6. Рыхторова А.Е. Мировые тенденции маркетинговых технологий продвижения библиотечных сайтов // Библиотековедение. 2020. Т. 69, № 2. С. 135—146. DOI: 10.25281/0869- 608X-2020-69-2-135-146.
  7. 7. Свергунова Н.М. Библиотеки в социальных сетях: необходимость или дань моде // Научные и технические библиотеки. 2016. № 5. С. 52–58. DOI: 33186/1027-3689-2016-5-52-58.

8.    Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2022 [Электронный ресурс] // Brand Analytics: [сайт]. URL: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2022/ (дата обращения: 25.11.2023).

  1. 9. Соцмедиа в библиотеках: скорее модные, чем нужные? // Университетская книга», июль-август 2015. С. 57–68. URL: http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/4919-socmedia-v-bivliotekah-skoree-modnye.html.
  2. 10. Фролова А.С., Курникова Т.А., Куран М.С., Леднева А.П. Имидж публичной библиотеки глазами пользователей: результаты социологической диагностики // Библиотековедение. Т. 72, № 1. С. 71–82. 
  3. 11. Шрайберг Я.Л. Библиотеки и Интернет: единство и борьба противоположностей и загадочные перспективы в изменяющейся социокультурной и информационной среде. Ежегодный доклад Конференции «Крым». Год 2014 // Научные и технические библиотеки. 2014. № 10. С. 5–51.

Сведения об авторах

Губина Елена Владимировна - ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского отдела библиографии Российской государственной библиотеки, кандидат психологических наук, доцент

Решетникова Ольга Васильевна - старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела библиографии Российской государственной библиотеки

К оглавлению выпуска

Челябинск, Год литературы, конференции, проекты, библиотековедение, осень

21.02.2024, 177 просмотров.