2024. Выпуск 2 (57) (март-апрель)

Выпуски журналов 2024. Выпуск 2 (57) (март-апрель)

Библиотечно-информационные науки: теория и методология. САВОВА Ю.С. БИБЛИОТЕКА И ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Библиотеки по своей сути являются политическими институтами. В болгарском библиотековедении это определение избегается, и библиотеки не рассматриваются как политические объекты, зависящие от политической модели страны. Это неправильно и является препятствием для того, чтобы они занимали достойное место в государственной политике. В статье подчеркивается политический смысл библиотек и необходимость того, чтобы он был ведущим в определении их значимости для общества. В связи с этим были проанализированы различные хорошие практики из Франции.

Ключевые слова: библиотеки; Библиотека как политический институт; библиотека как «третье» и «четвертое место»; библиотечная политика; библиотечное дело Болгарии; демократия; библиотечное дело Франции.

SAVOVA J.S. THE LIBRARY AND ITS POLITICAL ROLE 

Libraries are inherently political institutions. In Bulgarian librarianship, this definition is avoided, and libraries are not considered political objects dependent on the political model of the respective country. This is incorrect and prevents them from having their rightful place in public policies. The publication emphasises the political meaning of libraries and the need for this meaning to be a leading factor in determining libraries' importance to society. In this regard, various good practices from France are analysed.

  Keywords: libraries; the library as a political institution; democracy; the library as a "third" and "fourth place"; library policies; librarianship in Bulgaria; librarianship in France.

Библиотечно-информационные науки: теория и методология. ПИРУМОВА Л.Н., КОЛЕНЧЕНКО И.А. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЦНСХБ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Рассмотрены наиболее важные, в условиях цифровизации, направления научной деятельности ЦНСХБ. Научная деятельность на основании Устава отнесена к основным видам деятельности библиотеки и включает проведение научных исследований по отраслевым аспектам библиотековедения, библиографии и информатики. Проведение научных исследований включено в государственное задание. Подчеркивается, что научно-исследовательская и научно-методическая работы связаны между собой, результаты научных исследований включаются в технологические циклы библиотеки. Приоритеты в научной работе выстаиваются в зависимости от текущей ситуации, запросов общества и предпочтений пользователей.

Ключевые слова: научная деятельность; научные исследования; научно-методическая работа; АПК; ЦНСХБ

PIRUMOVA L. N., KOLENCHENKO I. A. PRIORITY AREAS OF SCIENTIFIC RESEARCH AND SCIENTIFIC-METHODICAL WORK OF THE CSAL AT THE PRESENT STAGE

The most important areas of scientific activity of the CSAL in the context of digitalization are considered. Scientific activities on the basis of the Statute are classified as the main activities of the library and comprise conducting scientific research on industry-specific aspects of library science, bibliography and computer science. Carrying out research is included in the state assignment. It is emphasized that research and scientific-methodical work are interrelated, the results of scientific research are included in the technological cycles of the library. Priorities in scientific work are built depending on the current situation, the demands of the society and the preferences of users.

Keywords: scientific activities; scientific research; scientific-methodical work; agroindustrial complex; CSAL

История: время, события, люди. ГЛАЗКОВ М.Н. СОВЕТСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СФЕРА В ГОДЫ «ПЕРЕСТРОЙКИ»: ПЛАНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

В статье исследуются состояние библиотечного дела и библиотечной политики времени «перестройки». Проанализирована реализация данной политики и причины, которые вели к кризисным явлениям в библиотечной сфере. Дается сводная оценка положения библиотечного дела в СССР в указанный период, его содержательные характеристики.

Ключевые слова: история библиотечного дела в СССР, библиотечная политика.

GLAZKOV M.N. SOVIET LIBRARY AREA IN «PERESTROIKA»: PLANS AND REALITY

Library policy and librarianship during the «perestroika» investigated in article. We analyzed realization of this policy on practice and reasons, which led to the crisis phenomena in library area. The article gives consolidated assessment of librarianship state in USSR in specified period, it’s meaningful characteristics.

Keywords: history of librarianship in USSR, library policy.

Книжная культура: история и современность. ТРОФИМОВА Н.И. КНИЖНЫЕ ПАМЯТНИКИ НА САЙТАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК РЕСПУБЛИК СУБЪЕКТОВ РФ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА

В статье представлен результаты изучения электронных ресурсов книжных памятников на сайтах национальных библиотек субъектов РФ в условиях цифровизации. Рассмотрен состав региональных Сводов книжных памятников и выявлены особенности тематического и хронологического формирования входящих в региональный свод книжных памятников цифровых реестров «Фонды книжных памятников», «Книжные памятники-коллекции», «Единичные книжные памятники».

Ключевые слова: книжные памятники, национальные библиотеки субъектов РФ, сайты национальных библиотек субъектов РФ, цифровизация, старопечатные издания, региональные Центры по работе с книжными памятниками, региональный Свод книжных памятников республик субъектов РФ, реестры фондов и коллекций книжных памятников.

 

TROFIMOVA N.I. BOOK MONUMENTS ON THE WEBSITES OF NATIONAL LIBRARIES OF THE REPUBLICS OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION: TO RAISE THE QUESTION

The article presents the results of studying the electronic resources of book monuments on the websites of national libraries of the constituent entities of the Russian Federation in the context of digitalization. The composition of regional collections of book monuments was considered and the peculiarities of the thematic and chronological formation of digital registers “Book Monuments Funds”, “Book Monuments-Collections”, “Single Book Monuments” included in the regional collection of book monuments were identified.

Keywords: book monuments, national libraries of territorial subjects of the Russian Federation, websites of national libraries of territorial subjects of the Russian Federation, digitalization, old printing editions, regional Centers for work with book monuments, regional Arch of book monuments of the republics of territorial subjects of the Russian Federation, registers of funds and collections of book monuments.

Книжная культура: история и современность. ДИНЕР Е. В. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КОНКУРСА «МОЯ ПЕРВАЯ КНИГА»)

Статья посвящена вопросу привлечения молодёжи к издательской деятельности в регионах. Отмечая тенденцию снижения регионального издательского потенциала как остроактуальную, автор предлагает пути её решения и в этом контексте обосновывает высокую перспективность организации и проведения региональных конкурсов издательских проектов. На примере проведения конкурса «Моя первая книга» в статье определены основные цели конкурсной деятельности такого плана, описаны условия эффективности её организации.

Ключевые слова: региональное книгоиздание, издательский потенциал региона, конкурсная проектная деятельность, региональный конкурс издательских проектов, молодёжная среда.

 

DINER E.V. ORGANIZATION OF COMPETITIVE ACTIVITIES AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE REGION’S PUBLISHING POTENTIAL (USING THE EXAMPLE OF THE “MY FIRST BOOK” COMPETITION)

 

The article is devoted to the issue of attracting young people to publishing activities in the regions. Noting the trend of decline in regional publishing potential as urgent, the author proposes ways to solve it and, in this context, substantiates the high prospects of organizing and holding regional competitions of publishing projects. Using the example of the “My First Book” competition, the article defines the main goals of such a competitive activity and describes the conditions for its effective organization.

Key words: regional book publishing, publishing potential of the region, competitive project activities, regional competition of publishing projects, youth environment.

Научные коммуникации и информационно-аналитическое обеспечение науки. ЦВЕТКОВА В.А. ОЦЕНКА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МОДЕЛИ, ОСНОВАННОЙ НА ПЕРЕЧНЯХ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ

Рассмотрены подходы к формированию новой системы оценки научной деятельности   и аттестации научных кадров в России на основе   Перечней научных журналов с указанием категорий их значимости. Рассмотрены особенности предлагаемых списков научных журналов: Перечень ВАК, Белый список, Перечень переводных журналов; регламентации их использования в процессах подготовки кандидатских и докторских научных работ и оценке результативности научных исследований. Обращено внимание на разделение журналов в Перечне ВАК на категории, при этом категория К3 не засчитывается при оценке публикаций в процессах защиты работ, что создает сложности при работе с предложенным Перечнем ВАК. Целевая функция Белого списка в объеме более 30 тыс. наименований журналов не определена. Распределение на категории в Перечне ВАК и Белом списке дискуссионно.

Ключевые слова: научные журналы, Перечень Высшей аттестационной комиссии, «Белый список научных журналов», наука в России.

TSVETKOVA V.A. EVALUATION OF SCIENTIFIC ACTIVITY ACCORDING TO A MODEL BASED ON LISTS OF SCIENTIFIC JOURNALS

Approaches to the formation of a new system for evaluating scientific activity and certifying scientific personnel in Russia based on Lists of scientific journals indicating their categories of importance are considered. The features of the proposed lists of scientific journals are considered: the List of the Higher Attestation Commission (WAC), the White List, the List of translated journals; regulation of their use in the preparation of candidate and doctoral scientific papers and evaluation of the effectiveness of scientific research. Attention is drawn to the division of journals in the WAC List into categories, while the K3 category is not counted when evaluating publications in the work protection processes, which creates difficulties when working with the proposed WAC List. The target function of the White List in the amount of more than 30 thousand journal titles has not been determined. The distribution into categories in the WAC List and the White List is debatable.

Keywords: scientific journals, List of the Higher Attestation Commission, «White list of scientific journals», science in Russia.

Информационные технологии в культуре и образовании. ЛОПАТИНА Н.В. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ – МЕТАКОМПЕТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Статья представляет текст доклада автора на XXVI Международной научной конференции «Библиотечное дело-2024: Библиотека в новых геополитических реалиях» (16-17 апреля 2024 года, Московский государственный институт культуры). Анализируются современные подходы к педагогическому проектированию результатов образования в проекции готовности к профессиональным и социальным практикам в цифровой среде. В русле методологической коммуникации комплексного и полисистемного подходов разрабатывается компетенция, реализующая систему требований общества к выпускнику вуза в условиях цифровой экономики. Раскрывается эвристичность рассмотрения информационной культуры личности с позиций компетентностного подхода. Теоретически обоснуется целесообразность трактовки информационной культуры личности в качестве метакомпетенции. Анализируется опыт формирования информационной культуры личности у будущих специалистов сферы культуры и искусств.

Ключевые слова: информационная культура личности, цифровизация, высшее образование, компетентностный подход, образование в сфере культуры.

 

LOPATINA N.V. PERSONAL INFORMATION CULTURE – THE META-COMPETENCE OF A MODERN SPECIALIST IN THE FIELD OF CULTURE AND ARTS


The article presents the text of the author's report at the XXVI International Scientific Conference "Librarianship-2024: Library in new Geopolitical Realities" (April 16-17, 2024, Moscow State Institute of Culture). Modern approaches to pedagogical design of educational outcomes in the projection of readiness for professional and social practices in the digital environment are analyzed. In line with the methodological communication of complex and polysystem approaches, a competence is being developed that implements the system of society's requirements for a university graduate in the digital economy. The heuristic of considering the information culture of a person from the standpoint of a competence approach is revealed. Theoretically, the expediency of interpreting the information culture of a person as a meta-competence is justified. The article analyzes the experience of forming an information culture of personality among future specialists in the field of culture and arts.

Keywords: personal information culture, digitalization, higher education, competence approach, education in the field of culture.

Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. КЛЮЕВ В.К. О НЕОБХОДИМОСТИ ВТОРИЧНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»: НЕБОЛЬШОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БОЛЬШОЙ ПРОБЛЕМЫ

Представлены результаты экспресс-анкетирования студентов-очников старших курсов бакалавриата и магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» в Московском государственном институте культуры и Московском государственном лингвистическом университете, инициативно проведённого автором весной 2024 г. с целью выяснения их профессиональной вовлечённости. Полученные данные сопоставлены с масштабным профориентационным исследованием Российской государственной библиотеки для молодёжи (2022), сделаны обобщающие выводы относительно негативных тенденций ориентации на работу в библиотеке поступающих на профильное обучение в вузы абитуриентов  и их выпускников. Обоснована необходимость активной вторичной профессиональной ориентации студентов  в процессе их обучения,  развитие дуального формата представления знаний с акцентом на прикладные занятия на базе библиотек. Сформулированы некоторые предложения по организации учебного процесса и приёмной кампании.

Ключевые слова: опрос студентов, экспресс-опрос, анкетирование, высшее библиотечно-информационное образование, бакалавриат, магистратура, профессиональная вовлечённость, профессиональная ориентация, вторичная профориентация, дуальное обучение.

KLYUEV V.K.  ON THE NEED FOR SECONDARY CAREER GUIDANCE FOR STUDENTS STUDYING IN THE FIELD OF LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES: A SMALL STUDY OF A BIG PROBLEM

The results of an express survey of full-time undergraduate and graduate students studying in the field of Library and Information Activities at the Moscow State Institute of Culture and the Moscow State Linguistic University, conducted by the author in the spring of 2024, in order to clarify their professional involvement, are presented. The data obtained are compared with a large-scale career guidance study of the Russian State Library for Youth (2022), generalizing conclusions are made regarding the negative trends of orientation to work in the library for applicants and their graduates entering specialized higher education institutions. The necessity of active secondary professional orientation of students in the process of their education, the development of a dual format of knowledge presentation with an emphasis on applied classes based on libraries is substantiated. Some suggestions on the organization of the educational process and the admission campaign are formulated.

Keywords: student survey, express survey, questionnaire, higher library and information education, bachelor's degree, master's degree, professional involvement, professional orientation, secondary vocational guidance, dual training.

Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. СЛАДКОВА О.Б. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ В ПОСТРОЕНИИ КАРЬЕРЫ РАБОТНИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ

В статье рассматривается психологический аспект понятия «построение карьеры». Анализируются такие психологические механизмы как самоопределение и самосознание в процессе профессионализации работника библиотечно-информационной деятельности. Прослеживается связь этих понятий с профессиональной мотивацией. Анализируется значение социальной адаптации. Подчеркивается роль педагога в ознакомлении студентов библиотечно-информационного факультета с принципами построения профессиональной карьеры.      

Ключевые слова: образовательная среда, университет, студенты,   библиотечно-информационная деятельность, социализация личности, самореализация личности,  профессионализация, самоопределение, самосознание, построение карьера.

SLADKOVA O.B. SELF-DETERMINATION AND SELF-AWARENESS BUILD A CAREER IN INFORMATION SPHERE

The main object of this article is psychology aspect of build a career. There are analyzed such psychology tools as self-determination and self-awareness in professionalism of library-information employee. There are described the connection between this psychology tools and professional motivation. There are analysed the main of social adaptation. There are underlined the important teacher’s role in build a career of library-information activity.

Keywords: education environment, university, students, library education, library profession, career purposes, self-determination, self-awareness, library-information activity.

В смежных науках. ШАРКОВСКАЯ Н. В. СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлено авторское определение понятия «современная культурно-просветительская деятельность». Выделены и охарактеризованы ведущие направления формирования технологического потенциала; с опорой на конкретные методологические принципы раскрыта педагогическая специфика его социального предназначения в культурно-просветительской деятельности. Представлен целостный спектр психолого-педагогических, организационно-методических, дидактических ресурсов данного вида   потенциала в учреждениях культуры. Исходя из результатов аналитического обзора исследований современной культурно-просветительской деятельности, определены ее ведущие функции, сопряженные с реализацией технологического потенциала.   

Ключевые слова: специалист социально-культурной сферы, посетитель, учреждения культуры, технологический потенциал, современная культурно-просветительская деятельность

SHARKOVSKAYA N.V.  THE ESSENCE OF TECHNOLOGICAL POTENTIAL MODERN CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article presents the author's definition of the concept of "modern cultural and educational activities". The leading directions of technological potential formation are highlighted and characterized; based on specific methodological principles, the pedagogical specificity of its social purpose in cultural and educational activities is revealed. An integral range of psychological, pedagogical, organizational, methodological, and didactic resources of this type of potential in cultural institutions is presented. Based on the results of an analytical review of research on modern cultural and educational activities, its leading functions associated with the realization of technological potential are identified.

Keywords: specialist in the socio-cultural sphere, visitor, cultural institutions, technological potential, modern cultural and educational activities