Библиотечно-информационные науки: теория и методология. САВОВА Ю.С. БИБЛИОТЕКА И ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ

  По своей природе библиотеки являются политическими институтами. В Болгарии этого определения избегают, вероятно, потому что мы отягощены сильной идеологизацией во времена социализма. Хотя общественная функция библиотек и их значение для общества обычно подчеркиваются как фундаментальные, слова «политический» избегают.

  Представлю некоторые особенности политического значения и политической роли библиотек, а также хороший опыт в этом аспекте. Последние взяты из Франции, где последние несколько лет можно назвать годами библиотек. Действительно, во Франции в целом усилено внимание к библиотекам как к политическим институтам, зависящим от политической модели, причем исследователи представляют разные научные области, кроме библиотековедения, например философия, политология, история, социология и т. д. Их объединяет отношение к библиотекам и потребность в том, чтобы они заняли свое достойное место в государственной политике.

  В середине 90-х годов прошлого века во Франции вышла монография Робера Дамьена (Robert Damien), философа, который посвятил большую часть своих научных исследований библиотекам «Библиотека и государство: рождение политического разума во Франции в XVII веке» (Bibliothèque et État: naissance d'une raison politique dans lа France du XVII siècle) [1]. Робер Дамьен сделал акцент на фигуре свободолюбивого эрудита Габриэля Ноде (Gabriel Naudé) (библиотекаря и секретаря кардинала Мазарини), чья, по мнению автора, большая заслуга в создании нового политического разума на основе библиографического порядка. Потому что именно собрание и классификация книг предоставляют людям своеобразный инвентарь для политической деятельности и возможности просвещения правителей в принятии решений. В Габриэль Ноде Робер Дамьен видит человека, противопоставившего духовной власти церкви библиографическую власть этой культурной машины, которой является библиотека [2]. По словам Робера Дамьена, «демократия и библиотека философски и политически неделимы» [3]. Библиотеки — это цоколь цивилизации, ее матрица в основе демократического процесса. Это в высшей степени политический институт. Потому что доступ к знаниям — это политический вопрос. А что может быть более политическим, чем институт обмена и распространения знаний, как библиотека [4].

  В этом контексте естественно, что политические разговоры о библиотеках применительно к государственной политике в основном связаны с их ролью в демократизации доступа к знаниям и равных возможностях для отдельных членов общества; распространение науки и культуры и различные технические возможности для этого. Библиотеки больше не являются только учреждениями памяти и знаний, но также выполняют множество других функций, связанных с их пользователями.

  Большое значение имеет наличие библиотечного законодательства. В Болгарии действует «Закон об общественных библиотеках» от 2009 года. Интересно, что такого закона не существовало во Франции до конца 2022 года, что не означает, что все было оставлено самому себе. Библиотекари во Франции являются государственными служащими, а библиотеки подчиняются различным нормативным актам. Однако отсутствие самостоятельного закона мешает и свидетельствует, по мнению некоторых, об отсутствии политической воли.

  Почему я обращаю внимание на этот вопрос? Потому что, что примечательно в данном случае, это исключительная активность со стороны политиков. Роль сенатора Сильви Робер (Sylvie Robert) - одна из главных. Эта роль не случайна. Еще в 2015 году. она политически занималась библиотеками, написав по поручению тогдашнего министра культуры и коммуникаций Флера Пелрина (Fleur Pellerin) доклад о необходимости увеличения часов работы с пользователями публичных библиотек во Франции. Последнее значительно усилило роль и значение библиотек во французском обществе и привело к увеличению рабочих мест и деятельности в публичных библиотеках. Концепции библиотеки «третье» и «четвертое» место серьезно закреплены в докладе в связи с обоснованием продления рабочего времени с пользователями [5]. С 2015 года. до сих пор Сильви Робер постоянно борется за библиотеки, понимая их политическую роль. Она находится в постоянном контакте с профессиональными ассоциациями, а также с отдельными библиотекарями, и поэтому ей удается воплотить закон о библиотеках в реальность после многих лет тщетных попыток.

  Я хочу обратить внимание на еще один факт, который говорит о политическом понимании роли библиотек во Франции и демонстрирует политическую приверженность. Во Франции существует национальная федерация муниципалитетов по культуре (Fédération national des Collectivités pour la Culture). В последние годы библиотеки находятся в центре деятельности федерации. Произвели впечатление представленные «10 политических средств библиотек» (Les 10 atouts politiques des bibliothèques) [6]. Подчеркивается, что библиотека является основным средством, которое местные власти, независимо от того, насколько велико их сообщество, могут использовать для помощи своим политическим проектам, которые приносят пользу всем. Под № 9 указано «что библиотека — это также пространство для политических дебатов, для конфронтации, средство гражданского участия» [6]. Действительно, в 2022 году. вышло руководство «Библиотеки», составленное Министерством культуры и Федерацией муниципалитетов по культуре [7]. Представлены 14 направлений с представителями местной власти, профессионалами и соответствующими техническими направлениями. Есть бесплатный онлайн-доступ, его можно заказать и на бумаге.

  Нельзя думать, что в Болгарии почти ничего не делается в отношении библиотек. Болгарские библиотекари делают много, чтобы быть видимыми. Но государство и местное самоуправление должны оценивать роль и значение библиотек как политических институтов, лежащих в основе государственной политики. Иначе у нас будут просто лозунги, связанные с гражданским обществом, свободный и равный доступ к информации и знаниям, устойчивое развитие ... искусственный интеллект и т.д.

  В этом смысле особенно необходимы исследования междисциплинарного характера. Библиотека как политический объект может быть исследована с разных точек зрения, например:

  1. 1. История публичных политик, напр. каково место библиотек в образовательной и культурной политике; концепции о библиотечной профессии и т.д.
  2. 2. Оценка публичных политик, напр. официальные исследования чтения. Что это за исследования? Влияют ли они на общественное мнение?
  3. 3. Отношения библиотекарей - политический мир и др.

  В связи с политической сущности библиотек, большое значение имеет сотрудничество исследователей и библиотечных специалистов разных стран, особенно когда они, подобно Болгарии и России, прошли долгий совместный исторический путь развития библиотечного дела и библиотековедения на фоне различных политических событий и перемен.

  Факт, что даже публичные библиотеки в их роли политических институтов как таковые в Болгарии не изучались. Социалистический период в Болгарии в этом аспекте тоже не анализировался, а он очень интересен. Также есть возможности для исследования места библиотек в публичном пространстве, их роли в гражданском обществе и т. д.

 В заключение я закончу мыслью Кристиана Жакоба (Christian Jacob): «Сила библиотек заключается не только в мире слов и концептов. Как уже ясно показала еще Александрия, управление письменной памятью и собрание книг имеют политическое значение. Они являются знаком и инструментом власти» [8].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 

1. Damien, Robert. Bibliothèque et État: Naissance d’une raison politique dans la France du XVII siècle.  Paris, PUF. 1995

2. Dumas, Robert. Pobert Damien : essai transformé. In :Robert Damien du lecteur à l’électeur : Bibliothèque, democratie et autorité. Chapitie V. Villeurbanne. Presses de L’ENSIB. 2017. - Рp. 74-82

3. Damien, Robert. La conseiller du Prince de Machiavel à nos jours : genèse d’une matrice dèmocratique. Paris. PUF. 2003. 426 р.

4. Bertrand, Anne – Marie. Bibliothèque, politique et recherche. B u l l e t i n   d e s   b i- b l i o t h é q u e s  d e  F r a n c e, 2005. - №2. - Рp. 35 – 40. 

5. Savova, Yulia. Razvitie na kontseptsiyata za bibliotekata kato „treto myasto” ili kak da razbirame bibliotekata kato „chetvarto myasto”// B a l g a r s k a bibliotechno – informatsionna asotsiatsia. XXVI natsionalna nauchna konferentsia: Dinamichni biblioteki – dostap, razvitie, promyana. Sofia, 9 – 10 yuni 2016 g.: Dokladi ot XXVI Natsionalna konferentsia na BBIA, Sofia, 9 – 10 yuni 2016 g. – Sofia: BBIA, 2016. - S. 11 – 14. 

[Савова, Юлия. Развитие на концепцията за библиотеката като „трето място” или как да разбираме библиотеката като „четвърто място”// Б ъ л г- а р с к а  библиотечно – информационна асоциация. ХXVI национална научна конференция: Динамични библиотеки – достъп, развитие, промяна. София, 9 – 10 юни 2016 г.: Доклади от ХХVI Национална конференция на ББИА, София, 9 – 10 юни 2016 г. – София: ББИА, 2016. - С. 11 – 14. ]

6. Les 10 atouts politiques des bibliothèques FNCC. 2022 [viewed 2 July 2023 ]Available from : https://www.fncc.fr/wp-content/uploads/2022/06/les_10_atouts_politiques_des_bibliotheques.pdf

7. Guide « Bibliothèques » consultable en ligne Par FNCC 2022 [viewed 1 July 2023} Available from : https://www.fncc.fr/blog/bibliotheques-dispositifs-daccompagnement-et-temoignages/

8. Jacob, Christian. Le pouvoir des bibliothèques : La mémorie des livres en Occident.     Sous le dir. de Marc Baratin et Cristian Jacob. Albin Michel, 1996. [Préface].  

 

 Сведения об авторе

Савова Юлия Стефанова - кандидат библиотечно-информационных наук, доцент Университета библиотековедения и информационных технологии (УниБИТ), кафедра «Библиотечные науки» (Республика Болгария)

К оглавлению выпуска

история библиотечного дела

24.04.2024, 114 просмотров.