Книжная культура: история и современность. ДИНЕР Е. В. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КОНКУРСА «МОЯ ПЕРВАЯ КНИГА»)
В научных трудах по книговедению, посвящённых развитию российской книгоиздательской отрасли, признан неоспоримым тот факт, что отечественное книгоиздание не может существовать без региональной составляющей, которая стала важнейшей частью книжной культуры и содержит богатейший духовно-нравственный потенциал [1, 2, 3]. Между тем проблема существования книгоиздательской отрасли в российских регионах в настоящее время остаётся одной из остроактуальных.
Распространение интернет-технологий, обусловившее снижение интереса граждан к чтению как форме досуга, монополизация книжного рынка издательскими гигантами Москвы – по данным отраслевого доклада «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы», на 2023 год 90% совокупного тиража всей издательской продукции приходится на московские издательства [4, c. 23], – отсутствие планомерной поддержки региональных издательств со стороны государства и другие факторы привели к тому, что во многих регионах России утрачиваются традиции книжного дела, разрушается книгоиздательская инфраструктура, происходит постепенное сокращение издательского потенциала [5].
Эта тенденция особенно негативно сказывается на результатах писательского творчества молодых авторов. С одной стороны, издательские концепции, реализуемые посредством востребованных в социуме инструментов, оказывают значительное влияние на развитие молодёжного сознания, что требует профессионального оформления книги в печатное и/или электронное, аудиоиздание, а значит, хорошо развитой издательской инфраструктуры и выбора форм продвижения книги в информационной среде. С другой – отсутствие достаточных материальных средств для издания своих произведений заставляет начинающих писателей региона пробовать себя в самиздате, однако без профессиональной поддержки это часто приводит к снижению издательской культуры и низкому качеству книг. Кроме того, региональное книгоиздание нуждается в кадрах, мотивированных создавать новаторские, в том числе и мультимедийные, литературно-издательские проекты, интересные прежде всего молодёжному сообществу. Однако молодые люди все реже выбирают книгоиздание в качестве профессионального направления, доля молодых издателей в некоторых регионах ничтожно мала.
Преодолению этой проблемы может содействовать организация в рамках региона различного рода мероприятий, проводимых среди молодёжи и нацеленных на выявление талантливых литераторов, издателей, иллюстраторов, мотивированных работать с книгой. В современной социокультурной среде одним из действенных инструментов творческого развития молодёжи можно считать конкурсную проектную деятельность, поскольку она направлена на активизацию и развитие созидательного потенциала личности как особого качества, которое выражается в совокупности скрытых способностей, навыков и умений, в самостоятельном получении наиболее качественных, высоких показателей [6]. Такая деятельность приобретает сейчас всё большую популярность, поскольку конкурсы становятся для их участников площадкой творческого роста, самоопределения, импульсом для развития карьеры. Отвечая современным требованиям, они призваны не только представлять творческие результаты, но и продвигать их в социальном пространстве, стать актуальными формами их презентации [7, 8].
В настоящее время конкурсы в издательской сфере проводятся в подавляющем большинстве на федеральном уровне. Достаточно вспомнить конкурс «Сытинское дело», который уже несколько лет организовывает Первая образцовая типография г. Москвы. Они действительно вызывают большой интерес молодёжной аудитории, но чаще всего их участниками становятся всё же жители столичных регионов. Не умаляя их значения, отметим, что не менее важна организация региональных издательских конкурсов, поскольку она направлена на развитие книгоиздательского потенциала конкретной местности, края с учётом специфики развития его издательской отрасли.
С целью выявления этой специфики нами было проведено исследование состояния издательской отрасли Кировской области. Результаты анализа данных, представленных на сайте областной книжной палаты, позволили установить, что из 68 издательств и издающих организаций г. Кирова и Кировской области, ставших в какой-либо период участниками выставки-конкурса «Вятская книга года», к 2022 г. сохранилось только 30, обозначенных как партнеры КОУНБ им. А. И. Герцена и участники выставки-конкурса «Вятская книга года» (то есть ведущих книгоиздательскую деятельность на территории области) [9].
Из них в настоящее время лишь несколько активно участвуют в книгоиздательской системе области, регулярно представляя свои проекты общественности. Это «О-Краткое», «Аверс», «Радуга-ПРЕСС и некоторые другие. Значительная часть издательств г. Кирова – это издательские центры университетов, образовательных организаций общего и дополнительного образования, основная продукция которых научные журналы, учебно-методическая литература, научные издания. В качестве издающих организаций выступают и типографии, но они оказывают полиграфические услуги и в единичных случаях производят редакционно-издательскую обработку авторских произведений, выполняют работы по созданию издательских концепций.
Эти факты убедили нас в необходимости целенаправленной работы по развитию издательского потенциала Кировской области и обусловили особенности организации конкурса «Моя первая книга», проведение которого было поддержано Президентским фондом культурных инициатив.
Конкурсные мероприятия были нацелены на развитие творческого потенциала молодежи Кировской области 15-30 лет, реализуемого в процессе создания интеллектуального продукта – книжного издания; поддержание интереса к чтению как важнейшему механизму развития духовной культуры общества; воспитание у обучающихся средних общеобразовательных учреждений, студентов средне-специальных и высших учебных заведений Кировской области художественного вкуса, взыскательности, высоконравственных предпочтений в мире чтения и книжной продукции в целом; выявление талантливых молодых людей в сфере литературного творчества, иллюстрирования книжных изданий, подготовки издательских проектов и т.д., а также их продвижение; развитие литературного творчества и издательской инфраструктуры в регионе.
В процессе разработки концепции конкурса был учтён тот факт, что издательская отрасль является специфичной для конкурсной деятельности, поэтому участники, готовые представить свои работы, нуждаются в профессиональной поддержке, содействующей полной реализации их творческого потенциала. Такой формат требует организации наставнической деятельности. Поэтому в рамках конкурса «Моя первая книга» было организовано проведение мастер-классов, нацеленных на приобретение участниками знаний и навыков в области литературно-редакционной работы, представления концепции издания, создания стратегии его иллюстрирования, озвучивания, компьютерной вёрстки, продвижения в социальной среде. Спикерами мастер-классов стали представители лучших издательств региона, книжные иллюстраторы, художники, актёры. Полученные в ходе мастер-классов знания и навыки участники смогли применить в процессе подготовки своих творческих проектов.
В задачи конкурса входило также его информационное сопровождение. В этом плане велась планомерная работа по продвижению мероприятий, сопровождающих конкурс, в социальных сетях, на интернет-площадках вузов, региональных библиотек, образовательных учреждений Кировской области, Кировского областного отделения Союза писателей России.
Регистрация потенциальных участников проекта показала, что молодёжная аудитория города и области активно интересуется тематической направленностью конкурса. Наибольшую заинтересованность вызвали мастер-классы, в которых приняли участие 214 человек, учащихся старших классов, студентов вузов и ссузов города, участниками дистанционной площадки стали более 170 человек. Большое количество просмотров набрали также видеоролики мастер-классов, размещённые на платформе Rutube. Это свидетельствует о том, что в регионе есть немало молодых людей, мотивированных профессионально заниматься редакционно-издательской, иллюстративной и литературной деятельностью, желающих попробовать себя в этой сфере.
К участию в конкурсе были допущены проекты на русском языке, в которых представлена оригинальная издательская концепция собственного произведения или произведения другого автора, книжные иллюстрации к собственному произведению или произведению другого автора, оригинальная аудиокнига. В основе проектов предполагались литературные произведения самых разных жанров. Работы принимались в виде электронного оригинала-макета издания и оценивались жюри по номинациям в сфере литературного творчества, редакторского мастерства, издательских стратегий, книжной иллюстраций, чтецкого искусства. В результате организационных и образовательных мероприятий, проведённых в рамках конкурса, в организационный комитет поступил 31 издательский проект, авторами творческих работ стали 37 участников конкурса – учащиеся общеобразовательных учебных заведений, студенты высших и среднеспециальных учебных заведений Кирова и Кировской области, сотрудники этих учреждений.
Результаты анализа жанрового своеобразия представленных творческих проектов показали, что молодёжная аудитория региона проявляет большой интерес к изданию своих прозаических и поэтических литературных произведений. Среди проектов представлено 9 издательских работ, в основе которых авторские рассказы, романы, графические романы, 2 поэтических сборника, причём большинство из них иллюстрировано самими участниками конкурса. Молодых людей привлекает аудиокнига. В двух аудиопроектах представлен вариант озвучивания поэтических и прозаических произведений известных авторов. Привлекательным для молодых людей является издательский проект в виде фотоальбома: поступило 6 таких работ, все они с развёрнутыми комментариями авторов к каждой иллюстрации. Традиционный интерес вызывает жанр комикса, на конкурс представлено 4 работы этого жанра. Также было установлено, что участники конкурса заинтересованы в публикации результатов своей научно-исследовательской работы. Эти результаты представлены в виде авторских научно-популярных и методических разработок (5 проектов). В трёх проектах для оценки жюри предлагается иллюстративный комплекс издания.
Очень разнообразно и тематическое содержание проектов. В целом молодёжная аудитория интересуется проблемами становления личности, коммуникации, самореализации и самовоспитания, вопросами сохранения эмоционального равновесия, проекты посвящены теме истории страны, своего края, становлению различных форм искусства и многим другими темам.
Вопреки ожиданиям, на конкурс не было представлено ни одного мультимедийного издательского проекта. Это можно объяснить тем, что его подготовка требует профессиональных усилий прежде всего IT-специалистов, что сопряжено со значительными временны́ми и материальными затратами. Такие проекты требуют спонсорской поддержки, которая может быть осуществлена благодаря рекламной деятельности, проводимой по итогам конкурса.
Деятельность по продвижению проектов-победителей в социальной среде региона была одной из главных задач конкурса «Моя первая книга». Площадками для её реализации стали вузы и библиотеки города, Кировское отделение Союза писателей России, Институт развития образования Кировской области, где лучшие конкурсные проекты были представлены самими авторами и членами жюри. Большой интерес творческие работы конкурсантов вызвали у студенческой аудитории. Представители студенчества отметили, что такие конкурсы стимулируют молодёжь к творческой работе, самовыражению, заставляют задуматься над значением издательской деятельности в современном обществе, над выбором профессионального пути. Свою заинтересованность в их проведении выразило и педагогическое сообщество региона. Учителя школ и преподаватели вузов высоко оценили профориентационный потенциал конкурса, его направленность на развитие креативных способностей обучающихся, высказали готовность и в дальнейшем содействовать в подготовке издательских творческих проектов.
Самой интересной площадкой для продвижения проектов-победителей стала ежегодная региональная выставка-конкурс «Вятская книга года», проводимая в области уже более 20 лет. Лучшие конкурсные работы были представлены на отдельном стенде и вызвали большой интерес как среди посетителей выставки, так и среди профессионального издательского сообщества. Некоторым участниками конкурса «Моя первая книга» была предложена профессиональная редакционно-издательская подготовка, издание и распространение их проекта.
В целом результаты проведения конкурса «Моя первая книга» показали, что организация подобных мероприятий оказывает положительное влияние на продвижение книги и чтения в социальном пространстве региона, привлекает внимание молодёжной аудитории к проблемам этой сферы, помогает выявить тех, кто готов профессионально заниматься книгоизданием. По итогам конкурса был сделан вывод о высоком потенциале подобных мероприятий, их возможном распространении на другие регионы страны. К таким конкурсным проектам могут быть привлечены крупные издательства других областей и республик, столичные издательства. Конкурсная программа может быть обогащена с учётом потребностей книгоиздательской отрасли регионов, особенно в сторону реализации новаторских идей в книгоиздании. Увеличение площадок конкурса, обеспечение их взаимодействия, привлечение к проведению конкурса широкого профессионального сообщества будет содействовать развитию книгоиздательской деятельности не только в регионах, но и в масштабах всей страны.
Список источников
- 1. Ленский Б. В. Российское книгоиздание в начале нового века // Грани книжной культуры: сб. науч. трудов к юбилею Научного центра исследований истории книжной культуры. М., 2007. С. 103-118.
- 2. Мыльников А. С. О культурно-исторических аспектах регионального книговедения // Книга. Исследования и материалы. М. 1992. № 64. С. 5- 4.
- 3. Региональное книгоиздание: искусство или бизнес : интервью с Виталием Горошниковым, директором компании «МедиаРост» (г. Рыбинск) // Книжная индустрия. – 2019. – URL: https://www.bookind.ru/categories/dialog/8711/?ysclid=le6ueebuhq54916796 (дата обращения 16 февраля 2024).
- 4. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад / под ред. В. В. Григорьева. М, 2023. 106 с.
- 5. Динер Е.В. Интернет-среда как фактор продвижение продукции регионального книжного издательства: результаты регионального исследования // Культура: теория и практика : электронный журнал. URL: http://theoryofculture.ru/issues/129/1592/.
- 6. Баландина Г. А. Реализация творческого потенциала молодёжи в культурно-досуговых учреждениях // Вестник КемГУКИ. 2021. № 54. С. 234-242.
- 7. Жукова, О. М. Фестиваль как актуальная форма презентации детского творчества // Мир детства в современном образовательном пространстве: Материалы V междунар. науч.-практ. конф. (Витебск, 29-30 сентября 2013 г.). – Витебск, 2013. – С. 167–170.
- 8. Корытько Е. В., Журова О. М. Роль фестивально-конкурсных мероприятий в реализации творческого потенциала детей и молодёжи // Инновационная наука : международный научный журнал. 2023. № 12. С. 177-179.
- 9. Вятская книжная палата : сайт. URL: https://herzenlib.ru/vkp/publish/everyyear/detail.php?ID=5071&special_version=N (дата обращения: 28.02.2024)
Сведения об авторе
Динер Елена Васильевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных наук ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры», профессор кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
продвижение чтения, мероприятия, проекты, история книги, интервью
24.04.2024, 132 просмотра.