Информационные технологии в культуре и образовании. ЛОПАТИНА Н.В. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ – МЕТАКОМПЕТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

   Корпус теоретико-педагогических исследований прошедших двух десятилетий включает порядка сотни научных работ, посвященных педагогической разработке концепта информационной культуры в проекции различных уровней образования, направлений профессиональной подготовки, учебных дисциплин. Вместе с тем, данный вопрос остается в поле активного внимания учёных и педагогов, ставящих новые исследовательские задачи, связанные с информационной культурой современного человека, в преобразующем ключе и привлекающие для их решения всё разнообразие наук о культуре, наук об образовании, смежных наук. Это не только продолжает традиции изучения данного феномена в междисциплинарном поле, но и открывает перспективы методологического поиска в современных педагогических науках, направленного на становление полисистемного подхода [1,2] в интерпретации и педагогического проектирования комплексных компетенций личности в цифровом мире.

   Инициативы современной системы управления высшей школой связаны с созданием цифровой экосистемы высшего учебного заведения как образовательной среды принципиально нового качества. Это определяет и расширение круга акторов образовательной системы (не только педагог и обучающийся, но и новые роли «встроенного» теперь непосредственно в образовательный процесс административно-управленческого и вспомогательного персонала, специалистов аналитического и методического профиля), и необходимость дополнительного курирования цифровой трансформации как особой функции современного вуза, что, с одной стороны, утяжеляет его структуру, с другой стороны, позволяет сконцентрировать необходимые ресурсы для более оперативного решения базовых задач цифрового развития. Одним из составляющих парадигмы развития высшего учебного заведения стало выделение структурного подразделения «Цифровая кафедра», отвечающего за подготовку будущего специалиста к полинаправленной карьерной траектории, учитывающей новые условия трудовой деятельности в цифровой экономике. Основной акцент делается на формирование «добавленных» компетенций, позволяющих реализовывать трудовые функции и трудовые действия различного содержания посредством современных ИТ-решений, что повышает возможности реализации на современном рынке труда. Подобное организационное решение выступает сегодня не просто мейнстримом, но и воспринимается как безоговорочная инновация в русле организации образования и социального управления и выводится на уровень приоритетных требований ряда программ развития института высшей школы. Вместе с тем, опыт прикладной реализации этой идеи, к сожалению, пока не нашёл публикационного отражения, позволяющего оценить критерии её доказательности как с социальной, так и с экономической точки зрения.

   Пул имеющихся публикаций по этой теме, в основном, представляет проектные решения и результаты первых этапов их организационной реализации, однако, мы выражаем надежду, что «цифровые кафедры», точнее, направленность, содержание и инструменты их деятельности станут объектами серьёзных педагогических исследований. На наш взгляд, особый интерес представляет:

а) доказательство целесообразности дифференциации ИТ-компетенций и формирование их в режиме дополнительных, вне прямой компетентностной связи с основной программой профессионального образования. Сомнение вызывает игнорирование одного из важнейших элементов цифрового развития – усиления информационного компонента каждой профессии, а также системного характера цифровой экономики, которая определяет встроенность каждой отрасли деятельности в цифровую экосистему, платформенный характер значительной части информационной инфраструктуры и т.д. В этой связи встаёт вопрос: насколько верным является концентрация «информационного образования» в отдельных элементах образовательных программ, вместо того, чтобы усиливать информационный / информационно-технологический компонент в содержании дисциплин, формирующих как универсальные и общепрофессиональные компетенции (в части освоения универсальных ИТ-решений и их приложений в повседневные социальные и профессиональные практики), так и профессиональные компетенции (в части освоения профессионально-ориентированных ИТ-решений в приложении конкретных трудовых функций и трудовых действий, которые прописаны в профессиональных стандартах).

б) доказательство факторов, определяющих приоритетную значимость освоения в прикладном русле актуальных сегодня ИТ-решений в условиях высоких темпов технологического роста и повышенной динамичности и изменчивости информационного рынка. Вызывает сомнение целесообразность дискретизации навыков и отказ от комплексного понимания готовности будущего специалиста к социальной и профессиональной деятельности в условиях информационного развития как актуального педагогического ориентира и результата основных программ профессионального образования в вузе.

   Междисциплинарная методологическая коммуникация в современных науках об образовании показывает неоднозначность инновационных характеристик организационно-педагогических решений, касающихся информационно-технологической компетентности современного специалиста и декларируемых в качестве приоритетных для системы высшего образования. Напротив, в них скорее проявляется флёр догоняющей модернизации, ибо в основе лежат взгляды и аргументы, свойственные более периоду 2000-2010 годов, когда подобные инструменты были очень востребованы в организации образования, но, к сожалению, не были применены.

   Вместе с тем, понимание многоуровневости и социальной масштабности цифровых трансформаций показывает целесообразность сохранения и развития ряда апробированных теоретико-методологических подходов в формировании готовности будущего специалиста к социальной и профессиональной деятельности в условиях информационного развития.   

   Одним из таких решений выступает комплексный подход в педагогическом проектировании результатов образования в проекции трансформаций социума под влиянием смены доминирующих форматов информационного оперирования – информатизации, цифровизации и т.д. В данном случае предметом формирования выступают не дискретные знания и умения пользования конкретным ИТ-решением или технологическими комплексами определенного типа или методами и технологиями оперирования данными, информационными ресурсами и даже не готовность решения определенного типа профессиональных задач на основе актуальных цифровых инструментов.

    Комплексный подход предполагает вывод на уровень ключевого результата образования системы знаний, умений и навыков, характеристик, владений, способностей, ценностей, мотивов, убеждений, определяющих эффективное поведение современного человека (выбор социальных ролей и их реализацию, трудовую деятельность, модель поведения в профессиональной и иных сферах, формы социальной активности в разнородных информационных средах, траектории личностного развития и саморазвития) в динамично меняющихся условиях цифрового развития. Одновременное приложение полисистемного и комплексного подходов в педагогическом проектировании результатов образования в условиях цифровых трансформаций предполагает вывод компетентностной модели специалиста за формат «моносистемной» интеграции с её тремя уровнями «элемент – подсистема – система» и разработку компетенции, которая реализовывала бы всю сложность отношений между различными требованиями общества к выпускнику вуза как профессионалу, гражданину и личности.

  Именно это методологическое решение лежит в основе концепции формирования информационной культуры личности, которая была разработана 1990-ые годы в Московском государственном институте культуры Ю.С. Зубовым и его научной школой [3,4]. Разработчиком многоуровневой системы педагогических моделей, реализующих концепт информационной культуры в образовательных практиках, выступила кемеровская научная школа под руководством Н.И. Гендиной [5,6]. Московская, кемеровская и краснодарская (Н.Б. Зиновьева [7] и др.) научные школы сформировали исследовательский мейнстрим 1990-ых годов в рамках библиотечно-информационных наук и стали основателями новых направлений научных исследований в культурологии и педагогических науках (примерами интересных работ того времени выступают 8-12 и др.).

   Специфика понимания информационной культуры в московской школе заключалась в том, что мы, следом за Э.П. Семенюком [13], разделяли информационную культуру личности и информационную культуру общества.

Информационная культура личности – это комплексная, целостная, системная характеристика, в которой психологические, когнитологические, аксиологические, процессуальные аспекты взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимоопределяемы. [2]  Она рассматривается нами как способ информационного поведения, отражающий информационное мировоззрение субъекта и находящий свое проявление, во-первых, в умениях и навыках осуществления информационных операций, оперирования социальной информацией, во-вторых, способности к саморегуляции и самоанализу (рефлексии) собственного информационного поля и информационного поведения, в-третьих, в понимании всеобъемлющих законов информационного развития с целью построения комфортных и эффективных взаимоотношений с окружающей информационной средой. [4] Информационная культура общества выступала характеристикой культурогенеза в условиях трансформаций под влиянием новых технологий информационного оперирования (информационная детерминанта культурогенеза [14] и т.д.)

    Именно эта методологическая коммуникация антропологии и культурологии оказалась эвристичной для понимания очень многих явлений и 25-летней давности, и сегодняшнего дня. И именно такая разработка информационной культуры определила понимание возможностей целенаправленного формирования этого качества современного человека в образовательном процессе как вузов культуры, так и на других уровнях образования и в рамках других направлений подготовки.

   Разработка информационной культуры личности в русле компетентностного подхода позволяет лучше раскрыть содержание данного понятия как результата педагогического процесса. Информационная культура личности выступает именно той комплексной характеристикой, которая является условием эффективного взаимодействия человека с окружающей средой, каковой в настоящее время выступает цифровой мир, цифровая экономика.  Декомпозициями этой компетенции, уточняющими результаты образовательного процесса и структурирующими содержание соответствующей дисциплины в высшей школе, выступают: понимание законов инфосферы; мировоззрение и ценности (интеллектуальные, эмоциональные, инструментальные, духовные, которые определяют выбор моделей поведения); эффективность информационного поведения в профессиональных и иных социальных практиках; качество жизни в современной информационной среде; мотивационная зрелость; способность к самоанализу /рефлексии и саморегуляции собственного информационного поля и информационного поведения.

   Сказанное выше позволяет рассматривать информационную культуру личности в качестве метакомпетенции, то есть как лежащие в основе других – универсальных, общепрофессиональных, профессиональных – компетенций способности, умения и личностные характеристики, как особого фундамента, облегчающего приобретение и развитие навыков профессиональной и иных видов деятельности.

   Подтверждением эвристичности и социальной перспективности данной концепции, совместившей на единой методологической платформе апробированные теоретические разработки московской и кемеровской школ и лучшие образовательные практики МГИК и КемГИК, выступает её приложение в современных концептуальных и прикладных педагогических моделях подготовки специалистов для сферы культуры и искусств, которые реализуются в МГИК педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Н.И. Гендиной.

   Наша педагогическая концепция определяет позиции информационной культуры личности в системе подготовки кадров сферы культуры и искусства, исходя из

  • понимания информационной природы искусства, информационных детерминант культурогенеза, рассмотрения художественной информации как продукта творческой деятельности;
  • дифференцированного подхода к формированию информационной культуры личности в вузе [15,16];
  • приоритета «воспитывающего обучения» как «ядра» методики обучения по соответствующей дисциплине.

   Именно эта педагогическая система позволяет реализовывать метакомпетентностную сущность информационной культуры личности в образовательном процессе вуза культуры, создавая основу для обучения, познания, мыслительных процессов, творческой деятельности, коммуникативных практик, механизмов эмоционального интеллекта.

   На основе предложенной педагогической системы были сформированы рекомендации по разработке Федеральных государственных образовательных стандартов четвертого поколения по ключевым направлениям подготовки, реализуемым вузами культуры, о включении в программы базового высшего образования базовой компетенции «способен к развитию информационной культуры личности для решения задач профессиональной деятельности в цифровой среде» и в программы второго уровня базовой компетенции «профессиональная готовность к формированию, эксплуатации и управлению информационной инфраструктурой социальной и культурной сферы, информационная и аналитическая культура».

   Таким образом, содержание метакомпетенции «информационная культура личности» может быть выражено следующей формулой: «Знать и понимать себя как элемент цифрового мира».  Мы надеемся, что опыт Московского государственного института культуры будет развиваться и другими участниками системы подготовки кадров для сферы культуры и искусств.

Список источников

  1. 1. Щедровицкий Г.П. Категории сложности изыскательских работ как объект исследований с системно-деятельностной точки зрения // Некоммерческий институт развития «Научный фонд им. Г.П.Щедровицкого»: официальный сайт. URL: https://www.fondgp.ru/old/gp/biblio/rus/52.html Дата обращения: 3 марта 2024 года
  2. 2. Лопатина Н. В. Библиотекарь в профессиональной структуре общества: теоретико-методологический анализ : специальность 05.25.03 "Библиотековедение, библиографоведение и книговедение" : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Москва, 2015. – 375 с.  
  3. 3. Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры. Выпуск 1. – Москва : Московский государственный университет культуры, 1994. – С. 5-11.
  4. 4. Лопатина Н.В. Информационная культура как условие эффективности информационных технологий: Уч.пособие. – М.: МГУКИ, 2002.- 81 с.
  5. 5. Гендина Н.И. Информационная культура и информационное образование на // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы : международная научная конференция : тезисы докладов, Краснодар - Новороссийск, 17–19 сентября 1997 года. – Краснодар - Новороссийск: Краснодарская государственная академия культуры и искусств, 1997. – С. 102-104.
  6. 6. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. – Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 512 с.
  7. 7. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Уч.пособие для вузов культуры и искусства. /Н.Б. Зиновьева – Краснодар, 1996. – 138 с.
  8. 8. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования : Сб. ст. / М-во культуры Рос. Федерации. Кемер. гос. акад. культуры и искусств; [Науч. ред.: Н.И. Гендина]. – Кемерово : Кемер. гос. акад. культуры и искусств, 1999. –181 с. 
  9. 9. Зубов, Ю. С. Интеграция духовного мира личности и общества как задача информационного мировоззрения / Ю. С. Зубов, В. М. Петров // Проблемы информационной культуры. Выпуск 3. – Москва : Московский государственный институт культуры, 1996. – С. 13-24.
  10. 10. Сляднева Н.А. Информационная антропология нового мира: проблемы интеллектуальной эволюции человека информационной эпохи // Культура и образование в информационном обществе: Материалы международной конференции.- Краснодар, 2003. – С.40–45.
  11. 11. Полякова Т.А. Формирование информационной культуры специалиста в системе высшего профессионального образования как социально-педагогическая технология : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Москва, 1999. - 16 с.
  12. 12. Капранова М.Н. Информационно-компьютерная составляющая профессиональной подготовки : Формирование информационной культуры на этапе общего среднего образования : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.08. – Москва, 1998. – 225 с. 
  13. 13. Семенюк Э.П. Информатизация общества, культура, личность// Научно-техническая информация. Серия 1. – 1993. - № 1. – С.1-8.
  14. 14. Оленев С.М., Сляднева Н.А. Информационные основы культурогенеза // Культурология: новые подходы: Альманах-ежегодник. Вып.3–4. – МГУК, 1998. – С.33–48.
  15. 15. Лопатина Н.В. Дифференцированный подход как основа преподавания курса «Информационная культура личности» /Н.В.Лопатина, И.А.Давыдова // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Междунар. науч. конф. – Краснодар, 1995. – С. 35-38.
  16. 16. Информационная культура музеолога : Учебник для студентов направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» / Н. И. Гендина, Д. Д. Родионова, Е. В. Косолапова, Л. Н. Рябцева. – Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2022. – 227 с.

 

Сведения об авторе

Лопатина Наталья Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

информационная культура

24.04.2024, 121 просмотр.