В смежных науках. ШАРКОВСКАЯ Н. В. СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Современная культурно-просветительская деятельность – это вид многогранной человеческой деятельности, в которой осуществляется субъектная интерпретация и одновременно трансляция предметного содержания культурных ценностей, прежде всего традиционных духовно-нравственных ценностей в педагогической подсистеме «специалист сферы культуры – обобщённый субъект» гуманистически ориентированной среды учреждений культуры.

 Показателями успешного ее осуществления в учреждениях культуры выступают: многовариантность форм и методов применения в педагогическом процессе учреждений культуры; направленность на личностно-ориентированное и коллективное любительское творчество: художественное, прикладное, техническое; создание условий для культурного самоопределения и креативного развития личности; вариативность моделей социально-культурного, в том числе психолого-педагогического взаимодействия специалиста и посетителей.   

  В учреждениях культуры технологический потенциал современной культурно-просветительской деятельности формируется с учетом выбора специалистами:

- методологических и теоретических основ просветительской деятельности (системный, аксиологический, средовый, полисубъектный, культурологический подходы; концепции воспитания личности в коллективе, социализации и ресоциализации личности; теория свободного воспитания, педагогика сотрудничества, психология и педагогика ненасилия и т. д.);  

- параметров реализации конкретных принципов: нелинейность управленческих стилей, проектирование форм организации педагогического сотрудничества, создание положительного социально-психологического климата в учреждении культуры [3, с. 7-8];

- предметных педагогически ориентированных действий специалиста как в творческих мастерских, студиях, кружках для разных возрастных групп посетителей, так и в волонтерском движении, любительских культурных инициативах и т. д.;  

  - разнотипных деловых игр: ситуативно-ролевых, тематических, творческих, конструктивно-ролевых; тренингов: коммуникативных, перцептивных и других видов для воспроизведения сущностного аспекта социально-культурных ситуаций, связанных с современной культурно-просветительской деятельностью.   

  Именно целенаправленность выступает ведущим фактором выявления разных по тематической направленности средств (мультимедийных, рекламных, технических и прочих) организации культурно-просветительской деятельности, способных ориентировать специалистов на успешное применение технологий, а значит:

- на стимулирование креативности посетителей, адаптированности к конкретному виду среды учреждений культуры методами эдьютеймента, самодеятельного искусства, народного художественного творчества (социально-педагогический фактор);  

- на совершенствование индивидуальных навыков самопрезентации на основе личностно-сфокусированных ценностных предпочтений посетителей (общепедагогический фактор) [4].  

  Социальное предназначение технологического потенциала современной культурно-просветительской деятельности состоит в возможности:

- общекультурного развития – формирования личности посетителя в результате культурной социализации и воспитания; интеграции ассоциативного, наглядно-образного, практического, других видов мышления, а также познавательной активности и мотивационно-волевой сферы;  

- межличностной коммуникации, то есть смыслового аспекта диалога / полилога, конструктивного эмоционального контакта посетителя со специалистом, другими посетителями сообразно с духовными потребностями и познавательно-любительскими интересами, уровнем культуры и интеллектуальной активности; ведущее предназначение межличностной коммуникации – достижение социально-культурной общности при сохранении индивидуальности каждого из участников;

- социально-культурной рекреации и ее многоаспектных моделей, зависящих от конкретных условий, субъективных характеристик посетителей и состоящих из когнитивно-информационной, эстетической, досуговой, оздоровительной основ, сопряженных с социально-педагогической поддержкой.    

 Достаточно широкий спектр психолого-педагогических, организационно-методических, дидактических ресурсов технологического потенциала современной культурно-просветительской деятельности, способствует:

- актуализации аксиологического подхода, базирующегося на идеях гуманизации просвещения с учетом индивидуально-психологических особенностей посетителей, системного мониторинга их досуговых запросов и предпочтений, обусловленных самодостаточными ценностями-целями;

- системной трансформации данной деятельности в плане предоставления автономного выбора форм и приемов организации культурных событий, проектов, акций, мастер-классов, выставок просветительской направленности;

- активизации социальной желательности посетителей к художественно-творческой самоактуализации, обуславливающей формирование ценностно-смысловой направленности культурной жизнедеятельности их личности в свободное от основных занятий время;

- структурной мобильности педагогического процесса учреждений культуры, прежде всего во внедрении инновационных социальных, педагогических, информационных, цифровых технологий, перспективных методов, в том числе метода микрооткрытий, синектики, метода творческого погружения в досуговое пространство учреждений культуры.

 На основе аналитического обзора нормативных источников, педагогических исследований современной культурно-просветительской деятельности [1; 2; 5], нами выделены ведущие ее функции, сопряженные с реализацией технологического потенциала.  

Гуманистическая функция состоит в профессиональном усовершенствовании процесса организации учреждений культуры, приобщении посетителей к базовых основам культуры: гражданско-нравственной, правовой, экономической, эстетической, физической, экологической, культуры межнационального и межличностного общения; укреплении гуманистических начал в содержании социально-культурных мероприятий просветительного характера.  

Ценностно-смысловая функция способствует формированию системы морально-этических, эстетических основ оценивания личностью социокультурной действительности с целью продуктивного досугового времяпрепровождения; усвоению культурных основ просветительства.  

Культуротворческая функция определяется социальной желательностью участия посетителя в познании мира культуры с целью творческой самореализации, авторской рефлексии действий в различных сферах культурно-просветительской деятельности.

 Таким образом, технологический потенциал современной культурно-просветительской деятельности, выступая ее ведущим ориентиром, позволяет отображать степень дисгармонии между организацией реальной среды учреждений культуры и ее эталоном, стимулировать к творческому преодолению этого диссонанса и, соответственно, вызывать у посетителей стремление к духовно-нравственному самосовершенствованию и культурному саморазвитию.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. 1. Модельный закон о просветительской деятельности (новая редакция). Постановление № 44-11 Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ «О новой редакции Модельного закона «О просветительской деятельности» (принято в г. Санкт-Петербурге 20.05.2016). - URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 09.05.2024).
  2. 2. Шарковская Н.В. Профессиональная компетентность специалиста сферы культуры в контексте применения социально-культурных технологий // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Том 223. – Санкт-Петербург, 2021. - С. 106-111.
  3. 3. Шарковская Н. В. Сущность креативного управления как ресурса развития современных учреждений культуры. В книге: Креативные индустрии региона: опыт, перспективы, подготовка кадров. Тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 7-8.
  4. 4. Шарковская Н. В. Технологии культурно-просветительской деятельности: уровни и критерии выбора // Культура: теория и практика. 2023. № 2 (53).
  5. 5. Ярошенко Н. Н. Педагогика культуры в понятийно-терминологической системе общей педагогики // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1 (117). С. 109-118.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

 Шарковская Наталия Владимировна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

конференции

24.04.2024, 112 просмотров.