Информационные технологии в культуре и образовании. ЧААДАЕВ В.К. РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ
Введение
Цифровые технологии, проникающие во все сферы нашего бытия, становятся обыденностью. Это касается и такой творческой сферы, как креативные индустрии. К последним относятся сектора экономики, производящие продукты и услуги, имеющие художественную, эстетическую или культурную ценность. Креативная (творческая) сфера включает в себя области моды, декоративно-прикладного искусства, дизайна, фотографии, кино, музыки и литературы, а также разработку программного обеспечения. Развитие креативных индустрий несет множественные позитивные эффекты для экономики и общества, включая рост малого и среднего предпринимательства, создание новых рабочих мест, повышение качества человеческого капитала за счет привлечения талантов и формирования востребованных компетенций [2, 8].
Искусствоведы, культурологи, деятели медиакультуры – все они свидетельствуют о беспрецедентном расширении границ цифровых технологий в искусстве и росте интереса к новым цифровым практикам. Распространение таких цифровых технологий как искусственных интеллект, большие данные, дополненная и виртуальная реальности, машинное обучение и п др. формируют новую структуру объективной реальности – цифровую. Но, для того чтобы людям творческих профессий уверенно чувствовать себя в цифровом мире, необходимо, кроме традиционных для свой специальности компетенций, дополнительно обладать цифровыми [1].
Отмеченный факт говорит о том, что нужно постоянно улучшать качество человеческого потенциала, чему в настоящее время в нашей стране уделяется особое внимание. С другой стороны, в существующей системе образования изначально делается акцент на процесс, который является содержательно-ориентированным и абстрактным. В настоящее время происходит переход к новой парадигме обучения, характеризующейся существованием проблемного или ситуационно-ориентированного процесса обучения, который является более контекстуальным, и от учащихся требуется более активное изучение и конструктивное освоение предмета [7].
В соответствии с изложенным цель настоящей статьи состоит в формировании концепции междисциплинарного учебно-образовательного и наставнического курса с комплексом методических мультимедиа материалов для подготовки молодых лидеров в сфере культуры, креативных и цифровых технологий.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, договор № ПФКИ-23-2-014314.
Методология
Основой создания успешной учебно-образовательного курса является формальное объективное представление его места в системе образования. Формирование предметной информационной базы такого плана, представляет собой системный анализ внешних и внутренних факторов, что позволяет принимать обоснованные решения. Определение приоритетных направлений подготовки специалистов и лидеров в сфере креативных (творческих) индустрий и цифровых технологий, формализация цели и конкретизация задач образовательной программы наиболее целесообразно проводить при помощи SWOT-анализа[1] (табл. 1) с учетом поправок академика В.Л. Квинта – «лучше начинать свой анализ с внешней среды объекта, то есть, с возможностей и угроз, а не с сильных и слабых сторон внутренней среды. OTSW-анализ – на самом деле намного лучше соответствует процессу формирования стратегического видения, приоритетов и целеполагания, так как более эффективно подготавливает к неожиданно возникающим возможностям или угрозам» [4, с. 15].
Таблица 1. Матрица OTSW-анализа подготовки специалистов в сфере креативных индустрий
Возможности |
Угрозы |
Целевая государственная поддержка. Развитая система коммуникаций (платформы для общения с высокоскоростным доступом к сети Интернет). Укрепление позиций университетской науки, углубление междисциплинарных исследований. Высокий инновационный потенциал, сложившихся научных школ. Развитие частно-государственного партнерства. Обмен знаниями между субъектами экономической деятельности, доступ к базам данных. |
Отсутствие в профильных учебных заведениях программ по подготовке специалистов нужного профиля. Миграция квалифицированных специалистов из-за неблагоприятных прогнозов социально-экономического развития. Ухудшение демографической ситуации, сокращение числа бюджетных мест в учебных заведениях. Рассогласование между потребностями рынка труда региона и инфраструктурой образовательных учреждений. |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Развитие частно-государственного партнерства. Осознанное восприятие бизнесом необходимости повышения качества человеческого потенциала. Практикоориентированность подготовки специалистов. Снижение издержек получения цифровых компетенций. Технические и медиа возможности доведения информации. |
Ограниченность ресурсов для организации масштабного обучения и переподготовки кадров. Появление доступных обучающих курсов низкого качества. Старение профессорско-преподавательского состава. Недостаточная интеграция науки с производством и бизнесом. Низкий уровень коммерциализации научных исследований и разработок. |
Источник: составлено автором
Результаты
По результатам OTSW-анализа разработана концепция учебного курса, относящегося к вариативной части системы дополнительного профессионального образования и ориентированного на содействие росту количественных и качественных показателей национальной экономики посредством получения специалистами сферы креативных индустрий компетенций в области цифровых технологий и компьютерных наук.
«Лови будущее!» – собирательное название междисциплинарного учебно-образовательного курса наиболее полно и емко характеризует его сущность. Отличительной особенностью курса является междисциплинарный подход, объединяющим традиции советской и современной российской научной и просветительской школ, результатом которого являются приобретаемые знания и навыки, использование которых позволит эффективно и осмысленно реализовывать проекты в сфере культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий, а также развитие личных и управленческих качеств, мотивации к успеху.
Отдельные акценты курса предполагают выявление и подготовку молодых лидеров в сфере культуры, искусства и креативных индустрий, становление которых происходит в эпоху глобальной цифровизации, что требует постоянного совершенствования навыков, умения адаптироваться под запросы целевых аудиторий культурных проектов. В процессе курса будут развиваться способности к самообучению и критическому мышлению, навыки работы в режиме многозадачности – условиях, в которых часто приходится работать человеку культуры, искусства и креативных индустрий.
Учебно-образовательный и наставнический курс с комплексом методических мультимедиа материалов для подготовки молодых лидеров в сфере культуры, креативных и цифровых технологий основан на следующих базовых принципах:
- - целостное представление креативных (творческих) индустриях, понимание экономических, социальных и культурных проблем, связанных с цифровой трансформацией экономики и общества;
- - теория управления предприятием (процессный подход, проектное управление, коммуникации, экономика и технологии);
- - разработка и производство ИТ-продуктов;
- - маркетинг (анализ больших данных и использование результатов для реализации ИТ-продуктов);
- интеграция прикладных навыков из разных сфер, например искусственный интеллект в создании визуальных образов предметов искусства или технологии дополненной реальности в проектировании рекреационных пространств).
Цель учебно-образовательного курса – формирование понятийного аппарата, развитие теоретического и проективного мышления в области цифровизации творческих индустрий, понимание основ проектного управления при разработке ИТ-продуктов и глобальных тенденций развития креативной экономики.
Задачи: понимание места и роли цифровизации в развитии креативных индустрий; изучение новых цифровых форматов взаимодействия с аудиториями креативных индустрий; применение современных информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности в креативных индустриях; развитие творческих способностей, укрепление знаний в области прикладных исследований; расширение практики создания и использования ИТ-продуктов; вовлечение российских регионов в развитие кадрового потенциала и повышение конкурентоспособности креативных индустрий.
Обсуждение
Очевидно, что любая социально-экономическая сложная система не может функционировать автономно, без человека, являющегося основным генератором технологической и управляющей информации. Только конвергенция человека труда и интеллектуальной машины приведет к росту эффективности и производительности, что являются результирующей целью цифровой трансформации. В этом ключе, при построении стратегии развития человеческого капитала необходимо основываться на использовании международного и национального трудового законодательства, так как в условиях формирующегося глобального рынка труда работники могут быть привлечены не только с национального рынка, но и из других государств (так называемая реальная и виртуальная миграция персонала), если это экономически обосновано [3, 5]. Основными нормативными документами, которые необходимо учитывать при разработке стратегии развития человеческого капитала являются конвенция Международной организации труда (МОТ), национальное законодательство (трудовой кодекс, закон о занятости и т.д.), национальное законодательство стран, из которых планируется привлечение трудовых ресурсов, положения инициативы Глобальной комиссии по вопросам будущего сферы труда «Работать ради лучшего будущего», которые предусматривают вложения ресурсов в:
- Развитие способностей человека (реализацию всеобщего права на обучение в течение всей жизни, позволяющего людям приобретать профессиональные навыки, переучиваться и повышать квалификацию), увеличения инвестиций в учреждения, политику и стратегии, которые будут поддерживать людей во время переходных процессов в будущей сфере труда (молодежь, пожилые работники, женщины, выходящие после отпуска по уходу за ребенком и т.д.).
- Достойную и стабильную занятость (формирование стимулов, поощряющих инвестиции в ключевых областях в целях обеспечения достойной и стабильной занятости; изменение структуры стимулирования бизнеса в интересах долгосрочных инвестиционных подходов и формирования дополнительных показателей развития человека и его благосостояния) [6].
Основные национальные тренды и основанные на них возможности в России определены Указом Президента РФ В.В. Путиным «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», устанавливающим и утверждающим национальные проекты России по таким направлениям как:
- Человеческий капитал: образование (цифровая образовательная среда, молодые профессионалы, новые возможности для каждого, социальная активность, экспорт образования, социальные лифты для каждого), культура (культурная среда, творческие люди, цифровая культура).
- Экономический рост: наука (развитие научно-производственной кооперации, развитие передовой инфраструктуры, кадры для исследований и разработок), цифровая экономика (кадры дня цифровой экономики, информационная безопасность, цифровые технологии, цифровое государственное управление); производительность труда и поддержка занятости (создание условий для повышения производительности труда, поддержка повышения производительности труда, увеличение эффективности рынка труда).
Заключение
Изучение курса «Лови будущее!» базируется на знаниях, умениях и компетенциях слушателя в области таких дисциплин как: «Экономика и экономическая культура», «Информационные системы менеджмента», «Маркетинговые исследования», «Управление человеческими ресурсами».
Получаемые слушателями курса компетенции:
- - способность принимать организационно-управленческие решения;
- - способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию;
- - готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
- - способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- - способность решать профессиональные задачи на основе знания экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления;
- - способен к разработке и осуществлению проектной деятельности в сфере культуры, креативных и цифровых технологий;
- - готовность к выявлению и удовлетворению запросов потребителей в сфере креативных индустрий, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций.
Общий объем курса составляет 2 зачетных единицы (72 академических часа) в том числе 36 академических часов – контактная работа с преподавателем, 36 академических часов – самостоятельная работа обучающихся:
- занятия лекционного типа – 12 академических часов (6 лекций);
- семинарские и практические занятия – 24 академических часа (8 занятий);
- самостоятельная работа – 34 академических часа (6 домашних заданий и реферат);
- аттестация по итогам прохождения курса – 2 академических часа.
Для отработки и закрепления практических навыков используется универсальный инструмент поддержки операционной работы руководителей всех уровней: от дирекции предприятия до руководителей подразделений и сотрудников в процессе постановки и исполнения задач как хозяйственного, так и административно-организационного характера – Система Тоталити» (https://www.totality.ru).
Апробация курса проходила в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова (Московская школа экономики, Факультет вычислительной математики и кибернетики, Высшая школа государственного администрирования), по ее результатам будет принято решение о масштабировании в профильных учебных заведениях.
Мероприятия по реализации осуществляются за счет средств грантовой поддержки Президентского фонда культурных инициатив (https://xn--80aeeqaabljrdbg6a3ahhcl4ay9hsa.xn--p1ai/), а также за счет внебюджетных источников.
Список источников
- 1.Акаев А.А., Садовничий В.А. Человеческий фактор как определяющий производительность труда в эпоху цифровой экономики // Проблемы прогнозирования. – 2021. – № 1. – С. 45–58. – DOI 47711/0868-6351-184-45-58.
- 2. Акимова О.Е., Волков С.К., Симонов А.Б. Креативные индустрии в России: тенденции развития и потенциал роста // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2022. – № 1. – С. 96-114. – DOI38050/01300105202215.
- 3. Иванов М.И., Медведева О.В. Роль человеческого капитала и его креативного компонента в обеспечении регионального развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2021. – Т. 11, № 2-1. – С. 72-80. – DOI 34670/AR.2021.36.94.008.
- 4. Квинт В.Л. Концепция стратегирования: монография. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. – 170 с.
- 5. Молчанов И.Н. Творческие индустрии: механизмы развития человеческого потенциала // Экономика. Налоги. Право. – 2022. – Т. 15, № 2. – С. 52–62. – DOI 26794/1999-849X-2022-15-2-52-62.
- 6. Работать ради лучшего будущего – Глобальная комиссия по вопросам будущего сферы труда Международное бюро труда – Женева: МБТ, 2019. – 91 с.
- 7. Садовничий В.А. Высшая школа России: вектор развития // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2023. – № 2. – С. 5-11.
- 8. Смирнов С.Н., Николаенко Е.А. Статистика креативной экономики в России // Экономические и социальные проблемы России. – 2022. – № 4. – С. 61–76. – DOI 31249/espr/2022.04.03.
Примечания
[1] SWOT-анализ (Strengths – сильные стороны, Weaknesses – слабые стороны, Opportunities – возможности, Threats – угрозы) – метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении и оценке факторов внутренней и внешней среды.
Сведения об авторе
Чаадаев Виталий Константинович - доктор экономических наук, доцент; ведущий сотрудник, Научно-исследовательский институт социальных систем при МГУ имени М.В. Ломоносова
информационная среда, информационная культура, мероприятия, проекты
03.06.2024, 236 просмотров.