Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. БОРОНИНА Н. В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

  Вопрос о введении курса «Информационная культура личности» (ИКЛ) в качестве обязательной дисциплины в Московском государственном институте культуры (МГИК) был впервые вынесен на обсуждение с деканами факультетов в феврале 2023 года, как раз в тот период, когда на факультетах обсуждались и утверждались учебные планы на 2023-2024 год набора. Наталья Ивановна Гендина, директор центра междисциплинарных исследований культуры, профессор кафедры библиотечно-информационных наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, стала главным инициатором и идейный вдохновителем этого процесса. Н.И. Гендина провела рабочее совещание с деканами, на котором убедительно обосновала необходимость введения подобной дисциплины на первом курсе для всех направлений подготовки всех факультетов без исключения.

  Несмотря на вескую аргументацию, предложение ввести дисциплину ИКЛ в учебные планы было сопряжено с рядом трудностей. Главными контраргументами назывались:

  1. - перегруженность планов общеразвивающими дисциплинами (отказ от которых превращает институт в колледж, поскольку обучение в вузе подразумевает всестороннее развитие личности);
  2. - непонимание связи между информационной культурой и творческими профессиями (в то время как современная личность не существует в информационном вакууме, информационный поток не выбирает человека сообразно его профессии);
  3. - отождествление ИКЛ с курсом «Современные информационные технологии» (что в корне не верно, поскольку в последнем студентов обучают, по сути, владению навыками работы с компьютером).

 По итогам обсуждения, дисциплина ИКЛ была введена в планы на первом курсе для четырех факультетов: библиотечно-информационном факультет (БИФ), факультете государственной культурной политики (ФГКП), хореографическом факультете (ХФ) и факультете музыкального искусства (ФМИ) с формой отчетности в виде дифференцированного зачета.

  На всех факультетах преподавание курса ИКЛ состоит из двух частей: лекционные занятия и практические занятия. В зависимости от загруженности планов, БИФ и ФГКП ввели дисциплину на 1-м семестре, ФМИ и ХФ на 2-м. Введение дисциплины именно на первом курсе критически важно, поскольку приобретенные в процессе обучения навыки будут с первого дня помогать студентам при подготовке в семинарским занятиям по различным дисциплинам, при написании рефератов, курсовых, и, в конечном итоге, в процессе написания ВКР.

 Параллельно у группы педагогов, которые занимаются преподаванием дисциплины началась усиленная работа по профилированию курса для отдельных факультетов и направлений подготовки, поскольку обучение должно основываться на понятиях, близких студентам по их профилям подготовки. Нельзя использовать одни и те же примеры для студентов направления подготовки библиотечно-информационная деятельность, современная хореография и эстрадно-джазовое пение. Возникла необходимость учета терминологического поля каждого направления подготовки, что возбудило необходимость для педагогов расширения своего кругозора в самых необычных для них областях знаний: от атрибутов хореографических решений до технических особенностей устройства саксофона.

 После завершения подготовительного этапа, можно было подумать, что с организационными моментами покончено и с началом ученого года можно спокойно заниматься только обучением. К сожалению, все оказалось не столь радужно.

  При составлении расписания возникли проблемы иного организационного характера:

  1. - по некоторым направлениям подготовки набор превысил запланированный. Поскольку нагрузка рассчитывалась заранее, то в некоторых группах на практике оказалось по 40 человек (при количестве компьютеров в аудитории 15-17 шт.)
  2. - лекции и практические занятия оказались оторваны друг друга во временном периоде, а, значит, студенты не успевали отработать полученные знания на практике и забывали их.

  Первая проблема была решена путем оперативного перерасчета нагрузки педагогов и аудиторий, а вторую решали педагоги, осуществляющие проведение практических занятий по курсу. Им пришлось в начале каждого практического занятия кратко напоминать студентам изученный на лекциях материал.

  Лекции по курсу ИКЛ проходят потоками. Для ФГКП, БИФ и ХФ характерно присутствие на практических занятиях одной группы, уже складывающегося коллектива, в то время как у ФМИ есть группы по 2-5 человек, что само собой определило необходимость объединения их на совместные практические. Такие студенческие объединенные группы оказались очень разрозненными внутри, студенты чувствовали себя скованно, стеснялись задавать вопросы, что затрудняло проведение занятия и усвоение, в конечном итоге, материала. Поэтому педагогам пришлось быстро сориентироваться, и в ответ на возникшую потребность ввести на первом практическом занятии элемент интерактива: игру-знакомство, которая помогла создать доброжелательную атмосферу, что позволило студентам чувствовать себя более свободно и не стесняться задавать вопросы.

  Кроме того, одним из условий успешного старта практических работ по дисциплине ИКЛ является регистрация студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) МГИК. Перед началом курса педагоги, которые проводят практики, обратились в деканаты факультетов с просьбой проинформировать студентов о необходимости регистрации, которая растянута во времени (необходимо отправить письмо в службу поддержки о дождаться ответа, который может прийти в течении суток). К сожалению, некоторые студенты приходили на первое занятие неподготовленными, что затрудняло старт работы курса, поскольку в случаях отсутствия регистрации педагогам приходится пользоваться своими административными правами и регистрировать всю группу самостоятельно во время занятия, что отнимало время и эффективность занятия снижалась.

 В процессе проведения практических занятий выяснилось, что студенты имеют абсолютно разный уровень владения компьютером. Для кого-то вызывало сложность даже одновременное нажатие клавиш при выполнении определенных операций, что ставит под сомнение утверждение о том, что молодое поколение родилось «с кнопкой в руках».

  В текущем учебном году курс успешно завершен на ФГКП и БИФ, продолжается обучение на ФМИ и ХФ.

 При утверждении учебных планов на набор 2024-2025 учебного года все четыре факультета оставили дисциплину в своих учебных планах, что можно считать результатом успешной работы текущего года. Тем не менее, на ученом совете театрально-режиссерского факультета (ТРФ) при утверждении планов на новый учебный год набора, поднимался вопрос о внесении дисциплины ИКЛ в учебные планы. Но ее снова рассматривали в сравнении с Информационными технологиями (не вместе, но вместо), и отдали предпочтение именно этой дисциплине.

  Учебный год 2023\2024 еще не закончился, поэтому подводить итоги преждевременно, тем не менее, хочется отметить, что текущий год особенно важен, поскольку это первый опыт проведения курса ИКЛ на столь отличающихся друг от друга направлениях подготовки, организации занятий в таком масштабе и их проведения у студентов с совершенно разными интересами и внутренними установками. Хочется надеяться, что опыт текущего года поможет избежать узких мест в будущем и станет хорошим базисом для более глубокого профилирования дисциплины. Для этого нужны более тесные контакты с деканатами и кафедрами, нужна большая включенность специальных кафедр в информационную подготовку студентов. Необходимо соблюдение единых требований к студенческим учебным и исследовательским работам с тем, чтобы те знания и умения, которые они получили в ходе изучения курса по информационной культуре, не ушли «в песок», а были востребованы и использованы.

 Сведения об авторе

 Боронина Нина Валерьевна - заместитель декана библиотечно-информационного факультета, преподаватель кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

информационная культура

03.06.2024, 89 просмотров.