ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. МЕНЬЩИКОВА С.П. СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В УНИВЕРСИТЕТСКИХ БИБЛИОТЕКАХ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ

В рамках проводимого Российской государственной библиотекой (РГБ) исследования «Модель справочно-библиографического обслуживания для национальной библиотеки» нами были изучены сайты главных университетов государств – участников СНГ (кроме Украины) и их библиотек, а также проанализированы публикации специалистов, отражающие различные аспекты справочно-библиографического обслуживания (СБО) в данных библиотеках.

Модели справочно-библиографического обслуживания и опыт онлайн-СБО библиотек США (преимущественно, в университетских библиотеках) исследованы М.Ю. Нещерет [1]. Опыт СБО национальных библиотеках государств – участниц СНГ и Грузии изучен нами [2]. Выявлены особенности в организационном устройстве и в оказываемых справочными службами услугах. Частично проблемы СБО отражены в работах по вопросам совершенствования технологии, обслуживания пользователей библиотек в целом [3, 4, 5, 6].

Наиболее полно информация о деятельности библиотеки вуза представлена на сайтах университетов Казахстана и Беларуси.

 Республика Казахстан

Назарбаев университет [7] находится в столице Казахстана Астане, он сочетает преимущества национальной системы образования и мировую научно-образовательную практику.

Справочный отдел (офис) является неотъемлемой частью библиотеки и университета, связывает библиотеку с академическим сообществом. Его услуги в первую очередь ориентированы на преподавание, обучение и исследования.

Существенное место в деятельности Справочного офиса занимает работа по обучению информационной грамотности пользователей–студентов. Отделом разработана «Программа информационной грамотности», представленная на английском, казахском и русском языках. Ею предусмотрены обучающие и информационные семинары, презентации, знакомящие с новыми и апробируемыми базами данных (БД) и другими продуктами. Семинары проводятся как в библиотеке, так и онлайн (вебинары). Тематика занятий предлагается библиотекарем-предметником или преподавателем – руководителем программы, то есть по заказу факультета (кафедры). Количество семинаров и вебинаров  около 150 в год.

По результатам обучения студенты  дают оценку семинарам по  критериям, касающимся качества полученной информации, места проведения, презентационных материалов, формы и технологии проведения занятий. Цель оценки – совершенствование обучения пользователей, мотивирование библиотекарей к совершенствованию работы.

Через сайт библиотеки Назарбаев университета доступна услуга «Спроси библиотекаря» (в разделе Услуги). Пользователи библиотеки могут воспользоваться ею через чат с библиотекарем, с помощью электронной почты, через форму часто задаваемых вопросов и телефон.

Для измерения удовлетворенности пользователей виртуальным сервисом, библиотека использует инструмент для сбора их отзывов о качестве обслуживания – LibAnswers.

Для посетителей с особыми потребностями в библиотеке Назарбаев университета предусмотрена зона, оборудованная несколькими специализированными рабочими местами.

В библиотеке Казахского национального университета им. аль-Фараби в Алматы функционирует Управление информационных услуг.

В штате Управления, как и в Назарбаев университете, наряду с решающими функциональные задачи библиотекарями, работают библиотекари–предметники –  эксперты в предметной области, осуществляющие взаимодействие между библиотекой и факультетами. В их функции входит оказание консультационных услуг, проведение обучающих семинаров и вебинаров, знакомящих с традиционными и электронными ресурсами, доступными в библиотеке, информирование кафедр о новых библиотечных услугах и новых поступлениях и другие обязанности.

Используемые в справочно-библиографическом обслуживании информационные ресурсы – подписные БД и издания ориентированы на направления подготовки студентов, тематику дисциплин и научных исследований университета.

Республика Беларусь

В Фундаментальной библиотеке Белорусского государственного университета (ФБ БГУ) [8] справочно-библиографическое обслуживание осуществляют несколько подразделений.

В функции Отдела каталогизации информационных ресурсов и сопровождения справочно-поискового аппарата (СПА) входит координация библиографической деятельности отделов обслуживания ФБ БГУ, создание и редактирование БД аналитической росписи журнальных статей из периодических изданий, поступивших в фонд ФБ БГУ, создание и совершенствование механизмов поиска информации и другие обязанности.

Библиотечное и библиографическое обслуживание осуществляют три отдела центральной библиотеки, а также подразделения обслуживания факультетов.

Слушателям факультета доуниверситетского образования, студентам первой и второй ступеней высшего образования пяти отраслевых факультетов и их профессорско-преподавательскому составу библиотечные и библиографические услуги оказывает Отдел информационного обслуживания учебного процесса. В его задачи входит формирование информационной культуры пользователей, координация совместной работы с деканатами и кафедрами обслуживаемых факультетов. Своим пользователям отдел предоставляет также дополнительные платные библиотечно-информационные услуги.

Отдел информационного обслуживания научных исследований осуществляет оперативное обслуживание всех категорий пользователей, занимающихся научной деятельностью. Он также взаимодействует с факультетами, кафедрами и научно-исследовательскими подразделениями университета, информируя их об услугах и ресурсах библиотеки и тоже занимается формированием информационной культуры пользователей. В отделе помогают в оформлении и редактировании списков к научным работам.

В Отделе информационного сопровождения публикационной деятельности помогают пользователям в работе с полнотекстовыми, реферативными и наукометрическими БД, в определении наукометрических показателей авторов, консультируют по вопросам создания авторских профилей в Web of Science, Scopus, РИНЦ и т.д.

Отделы обслуживания факультетов журналистики, философии и социальных наук организуют и ведут свой СПА, консультируют читателей по работе с документами и справочным аппаратом, предоставляют дополнительные библиотечно-информационные услуги.

В плане СБО отделы выполняют устные библиографические и фактографические справки, оказывают консультативную помощь по использованию СПА ФБ БГУ и составляют по запросам кафедр библиографические списки документов. По прейскуранту выполняются платные библиотечно-информационные услуги для физических и юридических лиц.

Кыргызская Республика

 Научная библиотека Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева (НБ КГУ) [9]— одна из старейших в рес­публике среди вузовских библиотек. В структуре НБ шесть филиалов, функционирующих при 8 институтах и 3 центрах КГУ, 2 читальных зала, библиотека имеет свой сайт. Отдел информационных ресурсов оказывает следующие услуги: выполнение библиографических справок и консультаций, подготовка презентаций электронных ресурсов, составление и указателей ученых и преподавателей вуза. Сотрудники библиотеки проводят занятия по информационной культуре для студен­тов, обучают их на­выкам информационного поиска, оформлению кур­совых и дипломных работ.

Научная библиотека им. А. Табалдиева Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына (НБ КНУ) [10] располагается в 8 корпусах КНУ. Справочно-библиографическое обслуживание осуществляется на 9 абонементах и в 10 читальных залах. Базой для СБО служат электронная библиотека (ЭБ), электронный каталог (ЭК), внешние электронные ресурсы. Выполняются все виды справок. 

 Республика Узбекистан

Научная библиотека Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека (НБ НУУ) [11] преобразована в Информационно-ресурсный центр. В настоящее время НБ НУУ включает в себя 3 функциональных отдела, центральный читальный зал, отдел электронных ресурсов и 12 отраслевых отделов обслуживания (абонементы и читальные залы), в которых осуществляется СБО пользователей. Библиографы в читальных залах используют при выполнении справок наряду с традиционными электронные источники информации. Пользователям предоставлен доступ к ЭК, ЭБ, электронным версиям учебной и научной литературы, доступ к мировым электронным базам информационных ресурсов. На сайте университета представлен онлайн-консультант. Ответы на запросы пользователей отправляются на почту или даются онлайн.

 Азербайджанская Республика

Научная библиотека - одно из ведущих структурных подразделений Университета Азербайджана [12]. В информационно-библиографическом отделе НБ выполняются все виды справок и проводятся мероприятия по обучению пользователей основам поиска информации в электронной среде.

Научная библиотека Бакинского государственного университета [13] является одной из самых богатых библиотек страны, а сам вуз входит в состав Ассоциации университетов Европы.  В настоящее время в НБ создан ЭК и создается полнотекстовая ЭБ —  основа для СБО пользователей. К сожалению, доступ к ЭБ через сайт затруднен.

 Республика Армения

В структуре научной библиотеке Ереванского государственного университета [14] работает 5 читальных залов, создан электронно-информационный библиографический отдел, осуществляющий справочно-библиографическое обслуживание как на основе традиционных, так и цифровых источников. В подразделении выполняются все виды библиографических справок и оказывается консультационная помощь.

 Республика Молдова

В Центральной библиотеке Государственного университета Молдовы (ЦБ ГУМ) [15] работает служба каталогизации, индексирования и библиографической информации со справочным читальным залом. В подразделении выполняются все виды библиографических справок, консультации, библиографическое информирование, библиографические исследования по  запросам факультетов и кафедр вуза и обучение пользователей на основе собственных программы. Все службы (отделы) ЦБ ГУМ также оказывают консультационную и информационную помощь студентам и преподавателям.

 Республика Таджикистан

В структуре библиотеки Таджикского национального университета [16] созданы отделения на факультетах вуза, работает отдел информации и каталогов. Справочно-библиографическое обслуживание осуществляется этими подразделениями библиотеки.

 Туркменистан

У Туркменского государственного университета им. Махтумкули [17] есть сайт[1], но информацию о деятельности библиотеки он не содержит.

  Анализ сайтов главных университетов государств – участников СНГ показал, что не на всех из них имеется раздел (страница) библиотеки и даже какая-либо информация о ней. Информация о СБО и в целом о библиографической деятельности в этой части веб-ресурсов, за редкими исключениями, содержится крайне скудная. Тем не менее, она позволяет судить о попытках библиотек модернизировать свою работу.

 Библиотеки расширяют границы библиотечно-информационного обслуживания в целом и справочно-библиографического в частности. Практически все они ведут и используют современные информационные ресурсы (ЭБ, ЭК, БД) и предоставляют доступ к сторонним.

  Наряду с выполняемыми бесплатно традиционными библиографическими и фактографическими справками для студентов и преподавателей своего вуза НБ предлагают пользователям более сложные платные услуги. Электронные продукты и услуги университетских библиотек доступны сторонним пользователям.  В двух НБ часть услуг СБО переведена в онлайн-среду – создана разновидность виртуальных справочных служб (онлайн-консультант, «Спроси библиотекаря»).

 Одной из основных функций справочных служб в университетских библиотеках является деятельность по обучению пользователей основам информационной грамотности. Эта работа проводится в тесном сотрудничестве с факультетами и кафедрами.

 Меняется отношение библиотек к качеству обслуживания. Создаются и используются инструменты оценки деятельности НБ, ее продуктов и услуг. Для обслуживания слабовидящих пользователей в работу внедряются ассистивные технологии, создаются специализированные рабочие места.

 Организационно СБО осуществляется отделами обслуживания. В некоторых НБ созданы информационные подразделения. Разветвленность организационной структуры библиотек и их справочных служб зависит от структуры самого университета – филиалы НБ или отделы обслуживания создаются на факультетах.

 Характерной особенностью университетских библиотеках является наличие библиотекарей–предметников, ответственных за налаживание связей с конкретными кафедрами и факультетами, на них возложена обязанность продвижения ресурсов и услуг библиотеки. Как показывает практика, сотрудничество с преподавателями является лучшим способом продвижения библиотечных услуг. Такая организация работы признается в настоящее время наиболее гибкой и перспективной.

  Все университетские библиотек государств – участников СНГ стараются внедрять инновационные формы и методы работы, расширять спектр библиотечно-библиографических продуктов и услуг, однако уровень модернизации у них существенно различный. Тормозят работу в первую очередь технологические проблемы. Об этом свидетельствуют хотя бы сложности доступа к сайтам некоторых университетов.

  Тем не менее, библиотеки, опираясь на классические и инновационные достижения, стараются сохранить и приумножить образовательный и научный потенциал университета, быть центром формирования национальной интеллигенции.

Примечание

 [1] Например, у Национальной библиотеки Туркменистана сайта нет.

Список источников

  1. 1. Нещерет М.Ю. Модель многоуровневого справочного обслуживания в библиотеках США / М.Ю. Нещерет // Моргенштерновские чтения - 2022. Цифровая трансформация современной библиографии: вызовы, возможности и события : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Челябинск, 25 - 26 октября 2022 г. - Челябинск, 2022. - С. 122-126.
  2. 2. Меньщикова С.П. Подходы к модели справочно-библиографического обслуживания для национальных библиотек: на примере СНГ / С.П. Меньщикова // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. - 2023. - Выпуск 5/6 (55) (сентябрь - декабрь). - URL: http://theoryofculture.ru/issues/132/1628/ (дата обращения: 22.02.2024)
  3. 3. Валиев Д. А. Справочно-библиографический отдел Национальной библиотеки Таджикистана / Д.А. Валиев // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии – 2017 – № 4 – С. 41-42.
  4. 4. Игумнова Н.П. Национальные библиотеки стран СНГ: развитие партнерства : монография / Н. П. Игумнова, С.П. Меньщикова, М.В. Нерюева - Москва : Пашков дом, 2021. - 274 с.
  5. 5. Обзор деятельности библиотек системы Министерства культуры Республики Беларусь // Портал Национальной библиотеки Беларуси – URL: https://www.nlb.by/content/bibliotekaryam/obzor-deyatelnosti-bibliotek-sistemy-ministerstva-kultury-respubliki-belarus/ (Дата обращения 22.02.2024)
  6. 6. Рахматуллаев М. А. Информационно-библиотечная инфраструктура Узбекистана: трёхуровневая модель управления / М.А. Рахматуллаев // Научные и технические библиотеки. - 2022. - № 1. - С. 103-118.
  7. 7. Nazarbayev University Library [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Астана., 2024. – Режим доступа: https://library.nu.edu.kz/wps/portal/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 04.03.2024).
  8. 8. Фундаментальная библиотека Белорусского государственного университета [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Минск, 2024. – Режим доступа: https://library.bsu.by/index, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 04.03.2024).
  9. 9. Университетская библиотека КГУ [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Бишкек., 2024. – Режим доступа: http://lib.arabaev.kg/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 04.03.2024).
  10. 10. Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Бишкек., 2024. – Режим доступа: https://www.knu.kg/ky/ru/ , свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 04.03.2024).
  11. 11. Научная библиотека Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Ташкент, 2024. – Режим доступа: https://nuu.uz/ru/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 04.03.2024).
  12. 12. Azərbaycan Universiteti. Elmi Kitabxana [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Баку, 2024. – Режим доступа: https://www.au.edu.az/az/search/?q=elmi+kitabxana/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 04.03.2024).
  13. 13. Baki Universiti [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Баку, 2024. – Режим доступа: https://bsu.edu.az/ru/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 04.03.2024).
  14. 14 .Երևանի պետական ​​համալսարան (Yerevani petakan ​​hamalsaran) [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Ереван, 2024. – Режим доступа: https://www.ysu.am/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 04.03.2024).
  15. 15. Biblioteca centrala USM [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Кишенев., 2024. – Режим доступа: https://library.usm.md/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 04.03.2024).
  16. 16. Таджикский национальный университет [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Душанбе, 2024. – Режим доступа: https://tnu.tj/index.php/ru/biblioteka/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 04.03.2024).
  17. 17. Türkmen döwlet uniwersiteti adyny göterdi. Magtymguly [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Ашхабат., 2024. – Режим доступа: https://tdu.edu.tm/?/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 04.03.2024).

 

Сведения об авторе

Меньщикова Светлана Павловна - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская государственная библиотека»

К оглавлению выпуска

мероприятия, конференции, библиотечные продукты и услуги., Год литературы, Челябинск

25.07.2024, 16 просмотров.